- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа Школа будущего первоклассника
Программа Школа будущего первоклассника
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Агафонова М.Н. |
Дата | 24.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Коршуновская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
___________________ _________________
Руководитель УМЦ «Детство»
Агафонова М.Н. Директор МКОУ
« ____»________ 2013 г «Коршуновская СОШ»
Маслобоева Н.М.
«____»__________2013 г
.
.
Дополнительная программа
«Школа будущего первоклассника»
Срок реализации программы: 5 лет
Возраст детей: 5,5 - 6,5 лет
Составитель: учитель начальных классов
Агафонова М.Н.
Коршуновский 2015г.
Содержание I. Пояснительная записка. 1. Актуальность предшкольной подготовки детей 5,5-6,5 лет. Новизна. 2. Цель, задачи, принципы. II. Общая характеристика процесса подготовки дошкольников к обучению в школе.
1. Описание места процесса подготовки дошкольников в учебном плане. 2. Личностные, метапредметные (предпосылки) и предметные результаты освоения программы. 3. Материально-техническое обеспечение реализации программы.
III. Содержание программы подготовки дошкольников к обучению в школе.
1. Учебные занятия «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте».
2. Учебные занятия «Весёлая математика».
3. Учебные занятия « Знакомство с окружающим миром». 4. Тематическое планирование.
IV. Методические рекомендации учебно-воспитательного процесса на этапе предшкольного образования. Работа с родителями. V. Приложения. VI. Литература.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 5,5-6,5 ЛЕТ. На протяжении всей жизни человеку неоднократно приходится приспосабливаться к условиям внешней среды. Переход от дошкольного детства к школьному - один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма.
В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе. В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения - личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира. В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы. К старшему дошкольному возрасту (6,5 лет) определяющей для готовности детей к школе является сформированность «базиса личностной культуры». Основной характеристикой базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста является компетентность, которая включает в себя коммуникативную, социальную, интеллектуальную и компетентность в плане физического развития. Коммуникативная компетентность проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых средств. Ребенок умеет слушать другого и согласовывать с ним свои действия. Социальная компетентность позволяет дошкольнику понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и оказать ее, учитывает желания других людей, может сдерживать себя, высказывать просьбы, пожелания, несогласие в социально приемлемой форме. Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью ребенка к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (сравнение, анализ, обобщение). Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, имеет представление о некоторых природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами - алфавитом, цифрами. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Когда же можно говорить о том, что ребенок готов к обучению в школе? Большинство родителей считает, что его ребенок готов к школе, если он умеет читать и считать. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований. Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т. е. «внутренняя позиция школьника», которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную). Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе находит свое выражение в: - наличии четких представлений о школе и формах школьного поведения; - заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности; - наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям. «Внутренняя позиция школьника» начинает формироваться благодаря тому, что в детском саду и дома, с 5-6 лет, начинается подготовка детей к школе, которая призвана решать две основные задачи: - всестороннее воспитание ребенка; - специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые ребенок будет изучать в школе. В итоге детский сад превращается в «маленькую школу», где от дошкольника требуют то, к чему он психологически еще не готов. Поступление в школу не готового к обучению ребенка отрицательно сказывается на его дальнейшем развитии, здоровье, успеваемости. Это приводит к отрицательному отношению к школе и трудностям в дальнейшем воспитании. Для формирования «внутренней позиции школьника», положительного отношения к школе старшему дошкольнику необходимо не просто рассказывать о школе, не просто «дать поиграть в школу», а создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл настоящим учеником: посидел за партой, пообщался со своим будущим учителем, привык к нему и его требованиям, «почувствовал» школьные стены. Новизна:
- в организации психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения старших дошкольников и их родителей;
- в применении экспериментальной программы стартовых возможностей для детей старшего дошкольного возраста при поступлении в первый класс, независимо от социального уровня семьи, места жительства, здоровья ребенка, этнической
- в создании предпосылок для формирования иноязычных коммуникативных способностей и умений;
2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ.
Цель рабочей учебной программы «Школа будущего первоклассника» - формирование у ребёнка желания идти в школу, интереса к обучению, «внутренней позиции школьника» с помощью единства требований родителей, воспитателей и учителя для реализации преемственности между дошкольным этапом и начальной школой с учетом ФГОС второго поколения. Основная форма обучения по данной программе - занятие. Занятия в «Школе будущего первоклассника» призваны решать следующие задачи: - систематизация знаний и умений, которыми обладают дошкольники (общих и специальных), пополнение их; - развитие познавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей детей; - развитие эстетических чувств детей, эмоционально-ценностных ориентаций; - развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству; - формирование четких представлений и школе и формах школьного поведения; - формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника, заинтересованного отношения к учению и учебной деятельности; - воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям. Цель и задачи процесса подготовки дошкольников определяют систему следующих психолого-педагогических принципов: 1. Гуманистический принцип предполагает: - всестороннее развитие личности ребенка на основе заботы о его благе и создания благоприятных условий жизни и обучения для всех детей; - защиту прав ребёнка, уважение достоинства, признание самоценности и значимости каждого дошкольника независимо от уровня его знаний и материальной обеспеченности; - усвоение нравственных норм и обязанностей по отношению к окружающим их людям; 2. Коммуникативный принцип предполагает, что в обучении процесс общения выступает: - как предмет специального изучения. Особое внимание в программе уделяется развитию устной речи, овладению ребенком средствами речевого общения, умениями слушать и слышать партнера, договариваться, разрешать конфликты; - как система межличностного общения с акцентом на культуру общения и взаимоотношения детей; 3. Принцип творческой активности предполагает: - стимулирование и поощрение творческой активности детей, инициирование постановки новых познавательных и художественно-творческих задач; - участие в коллективных формах работы; - создание благоприятной атмосферы для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка на основе межличностных отношений, построенных на модели равноправия, уважения и признания самоценности каждого учащегося. 4. Принцип обучения деятельности. Главное - не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу. В соответствии с принципом обучения деятельности занятия с дошкольниками строятся с использованием проблемно-диалогической технологии, адаптированной к данному возрасту. Старшим дошкольникам не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между дошкольным этапом и начальной школой как на уровне содержания, так и на уровне технологии, когда обучение строится на деятельностной основе.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.
1. ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ. Программа рассчитана на 10 недель. Занятия в «Школе будущего первоклассника» проводятся 1 раз в неделю в период с апреля по май текущего учебного года. В один день - 3 занятия. Общее количество часов - 30 часов. Одно учебное занятие длится 30 минут. Между занятиями - перерыв 10 минут. Наполняемость группы - 18 человек.
2. Личностные, метапредметные (предпосылки) и предметные результаты освоения программы. В результате занятий по программе «Школа будущего первоклассника» у старшего дошкольника сформируются следующие предпосылки для достижения личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов и предметные результаты. Личностными результатами (предпосылками к их достижению) дошкольной подготовки является формирование следующих умений: - определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы); - в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя); - при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей; - понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей; - выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы; - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; - высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам; - объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему. Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат. Метапредметными результатами (предпосылками к их формированию) дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных. Регулятивные УУД: - учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; - учиться работать по предложенному учителем плану; - учиться проговаривать последовательность действий на занятии; - учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия; - учиться отличать верно выполненное задание от неверного; - учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса; - учиться оценивать результаты своей работы. Познавательные УУД: - учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); - учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях; - сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки); - классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта; - учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем; - учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой). Коммуникативные УУД: - называть свои фамилию, имя, домашний адрес; - слушать и понимать речь других; - учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения; - учиться оформлять свои мысли в устной форме; - строить понятные для партнера высказывания; - уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности; - совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им; - сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов; - учиться выполнять различные роли при совместной работе. Предметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений.
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:
- отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;
- задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;
- рассказывать наизусть небольшое стихотворение;
- конструировать словосочетания и предложения;
- определять количество слов в предложении;
- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
- выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву;
- делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
- различать звуки и буквы;
- узнавать и различать буквы русского алфавита;
- правильно держать ручку и карандаш;
- аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.
Введение в математику:
- продолжать заданную закономерность;
- называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
- вести счет предметов в пределах 10;
- соотносить число предметов и цифру;
- сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
- составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
- классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию; - устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева - направо, вверху - внизу, впереди - сзади, близко - далеко, выше - ниже, раньше - позже, вчера - сегодня - завтра; - распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей действительности; - обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать простейшие фигуры «от руки»; - ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги.
3. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в «Школе будущего первоклассника». Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия: 1) натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители); 2) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы). Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, интерактивная доска и др.). Наряду с принципом наглядности важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым дети осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у дошкольников формируются практические умения и навыки по измерению величин, конструированию и моделированию предметных моделей, навыков счёта, осознанное усвоение изучаемого материала. Предусматривается проведение значительного числа предметных действий, обеспечивающих мотивацию, развитие внимания и памяти старших дошкольников. Исходя из этого, второе важное требование к оснащенности процесса подготовки дошкольников к обучению в школе заключается в том, что среди средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены объекты для выполнения предметных действий, а также разнообразный раздаточный материал (разрезные карточки, раздаточный геометрический материал, карточки с моделями чисел, счетные палочки).
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.
1. УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ « РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ». Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять развитию познавательно-речевой деятельности дошкольников. Цель: создание условий, способствующих формированию звуковой культуры речи и готовности к овладению детьми звукобуквенного анализа. Задачи работы по развитию речи с детьми 5,5-6,5 лет:
- Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.
- Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
- Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.
- Обучение звуко-слоговому анализу слов.
- Развитие мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).
-
УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ « ВЕСЁЛАЯ МАТЕМАТИКА».
Основное содержание. Признаки предметов. Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название. Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с выделенными свойствами. Отношения. Сравнение групп предметов путем наложения и с помощью графов: равно, не равно, столько же, больше, меньше. Числа от 1 до 10. Натуральное число как результат счета и мера величины. Модели чисел. Формирование представлений о числах в пределах 10 на основе действий с конкретными предметными множествами и измерений величин с помощью произвольно выбранных мерок. Счет по образцу и заданному числу с участием анализаторов. Состав чисел от 2 до 10 из единиц и двух мeньших чисел на основе моделирования отношений между частями и целым. Сравнение множеств, выраженных числами, запись отношений между числами с помощью знаков-заместителей, придуманных детьми. Последовательность чисел. Формирование представлений о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один, предыдущее число меньше данного на один). Различение количественного и порядкового счета, счет в обратном порядке.
Простые арифметические задачи на сложение и вычитание. Элементы геометрии. Различение и называние геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, прямая, кривая линия, отрезок.) Моделирование геометрических фигур путем деления их на равные части и образование новых из частей различных геометрических фигур, придумывание их названий. Упражнения в обводке заданных геометрических фигур на листе бумаги в клетку. Ознакомление с пространственными и временными отношениями. Ориентация в пространстве и на плоскости: слева - справа, вверху - внизу, впереди - сзади, близко - далеко, выше - ниже и т.д. Формирование временных представлений: утро - день - вечер - ночь, вчера, сегодня, завтра, раньше, позже, ориентация в последовательности дней недели, времен года и месяцев. Конструирование. Практическое моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5-10 деталей по образцу. Моделирование новых геометрических фигур. Планируемые результаты.
• Называть числа от 1 до 10;
• продолжить заданную закономерность;
• производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию;
• устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева - справа, вверху - внизу, впереди - сзади, близко - далеко, выше - ниже, раньше, позже, вчера - сегодня - завтра;
• сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе, вместимости как непосредственно (визуально, приложением, наложением), так и с помощью произвольно выбранных мерок (мерных стаканчиков, полосок бумаги, шагов и т.д.);
• распознавать известные геометрические фигуры среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
• составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам: составлять математические рассказы и отвечать на поставленный педагогами вопрос: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
• обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку «от руки»;
• ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета.
-
УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ « ЗНАКОМСТВО С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ».
Цель - формирование условий для развития накопленных в дошкольном возрасте представлений о природе и о человеке, как части общества.
Задачи:
- обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
- познакомить с правилами школьной жизни;
- развить умения и навыки, необходимые для занятий в школе;
- расширить представление дошкольников об окружающем мире;
- помочь ориентироваться в пространстве и во времени;
- проделать первые шаги к рефлексии. Программа основывается на развитии накопленных в дошкольном возрасте представлений о природе. Раскрытие содержания курса для будущих первоклассников опирается на конкретно образные представления, эмоциональные впечатления и взаимодействия с окружающим миром в учебно-игровой форме. При ознакомлении с окружающим миром будущих первоклассников предусмотрено установление связи между познанием природы и социальной жизни, в которую включен ребенок. Выделены программные темы, близкие социальному опыту дошкольников: наша родина Россия и малая родина, дом и школа, правила поведения в обществе. Будущие первоклассники учатся соотносить конкретных представителей животного мира с родовыми понятиями: звери, птицы, рыбы, насекомые; различать диких и домашних животных; знакомятся с лиственными и хвойными растениями; учатся различать признаки изменений природы в разные сезоны года. Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности. Основное содержание. Окружающий мир: общество.
Наша страна Россия. Москва - столица нашей родины. Рязань - моя малая родина, мой адрес. Школа. Правила школьной жизни. Правила поведения и культура общения с другими детьми, учителями и работниками школы. Уважение к чужому мнению. Профессии.
Окружающий мир: природа живая и неживая.
Неживая и живая природа. Животные домашние и дикие. Детёныши животных. Растения лиственные и хвойные. Овощи и фрукты. Смена времен года. Сезонные изменения в природе. Природа и человек. Бережное отношение к природе.
Ориентация в пространстве и во времени.
Времена года. Месяцы года. Дни недели. Время суток. Ориентация в школьном здании.
Планируемые результаты.
К концу занятий обучающиеся должны иметь представление:
- о живой и неживой природе;
- о правилах школьной жизни;
- о своей большой и малой Родине.
- о сезонных изменениях природы;
- о разнообразии профессий;
- о предметах одушевлённых и неодушевленных.
Владеть общеучебными умениями:
- слушать и отвечать на заданные вопросы;
- ориентироваться в тетради;
- не перебивать отвечающего.
Знать:
- название нашей страны, ее столицы, родного города;
- правила поведения в школе;
- правила вежливого общения;
- признаки времен года;
- месяцы года, дни недели, время суток;
- животных и их детёнышей;
- фрукты и овощи.
Уметь:
- выполнять правила поведения в школе;
- различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;
- различать лиственные и хвойные растения, приводить примеры;
- приводить примеры представителей животного мира;
- использовать в общении правилами вежливости.
-
Тематическое планирование.
Тематическое планирование занятий « Развитие речи и подготовка к обучению грамоте».
№ п/п
Тема занятий
Кол-во часов
Звук, слог, слово. Упражнение в выделении звуков в односложных и двусложных словах. Предложение. Модели предложений.
1
Гласные звуки. Согласные звуки.
1
Слова - «названия», слова - «действия», слова - «признаки».
1
Звуки [а], [о ]. Буквы а, о. Звуки [е], [и ]. Буквы е, и.
1
Звуки [с], [з ]. Буквы с, з.
1
Звук [э]. Дид. Игра «Грибы, ягоды, цветы». Звук [ы]. Дид.игра «Сломанный телевизор»
1
Звуки [к], [г ]. Буквы к, г.
1
Звук [д]. Звук [т]. Буква т. Зимняя обувь. Зимняя одежда.
1
Звук [л]. Буква л. Звук [н]. Буква н. Звук [р]. Буква р. Е. Благинина «Стихи о маме»
1
Чтение слогов, слов, предложений.
1
ИТОГО:
10 ч.
Тематическое планирование занятий « Весёлая математика».
№ п/п
Тема занятий
Кол-во часов
Счёт предметов. Сравнение групп предметов. Больше, меньше. Налево, направо, вверх, вниз.
1
Число и цифра 1. Число и цифра 2. Состав числа.
1
Число и цифра 3. Состав числа. Число и цифра 4. Состав числа.
1
Число и цифра 5. Состав числа. Число и цифра 6. Состав числа.
1
Число и цифра 7. Состав числа.
1
Число и цифра 8. Состав числа.
1
Число и цифра 9. Состав числа.
1
Число и цифра 10.Состав числа.
1
Число 0.
1
Точка. Линии. Геометрические фигуры. Играем и считаем. Закрепление пройденного.
1
ИТОГО:
10 ч.
Тематическое планирование занятий «Знакомство с окружающим миром».
№ п/п
Тема занятий
Кол-во часов
1.
Наша страна Россия. Мой город. Коршуновский - моя малая родина
1
2.
1
3.
Школа. Правила школьной жизни. Правила поведения и культура общения с другими детьми, учителями и работниками школы. Правила дорожного движения. Азбука пешехода. Вежливые слова.
1
4.
Моя семья. Расскажи о себе.
1
5.
Предметы, которые меня окружают. Мои любимые игры и игрушки. Профессии. Кто что делает
2
6.
Неживая и живая природа. Природа и человек. Бережное отношение к природе.
2
7.
Смена времён года. Сезонные изменения в природе. Месяцы года. Дни недели. Время суток. Режим дня.
2
8.
Звери, птицы, рыбы, насекомые. Животные домашние и дикие. Детёныши животных
1
9.
Растения лиственные и хвойные
1
10
Овощи и фрукты
2
ИТОГО:
10 ч.
IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ЭТАПЕ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ. При реализации программы необходимо ориентироваться на два важнейших требования: необходимость получения реального результата обучения, определенного программой; учет индивидуальности ребенка, его эмоциональное благополучие и интерес к занятиям; желание посещать образовательное учреждение, а в будущем - школу. Организация процесса обучения должна подчиняться определенным педагогическим требованиям, учет которых будет способствовать более эффективному достижению поставленных целей, а также созданию благополучного эмоционально- психологического климата в детском коллективе. В зоне особого внимания педагога должен быть учет психологических особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста. Это проявляется в следующем: 1. Нельзя предъявлять детям требований, которые они не могут выполнить, так как это препятствует формированию положительной учебной мотивации ребенка: отношению к деятельности, интереса к ней, и как следствие этого- успешности обучения. 2. Необходимо учитывать, что ведущей деятельностью этого периода развития ребенка является игровая и поэтому именно игра должна стать приоритетной формой организации и методом обучения. 3. Следует создать условия для более разнообразного учебного и внеучебного общения детей. Потребность к общению со сверстниками - особая черта детей этого возраста, именно в процессе этой деятельности происходит развитие многих коммуникативных умений, необходимых для обучения в школе. 4. Педагог должен знать индивидуальные особенности каждого воспитанника и учитывать их в процессе обучения: темп деятельности, особенности внимания, памяти; отношения со сверстниками, индивидуальные эмоциональные проявления. При подготовке конкретного занятия педагог должен: - оценить этап обучения и сформированность у каждого ребенка необходимых знаний-умений; - предусмотреть разные организационные формы проведения занятий (парная, групповая, коллективная), а также индивидуальную работу каждого ребенка; - учитывать необходимость возвращения (повторения) изученного в новых учебных (игровых) ситуациях; - предусмотреть взаимосвязь занятий и свободной игровой деятельности. Работа с родителями будущих первоклассников. При подготовке детей к школе важна и необходима правильная помощь со стороны родителей. Цель работы с родителями: организация всеобуча родителей по подготовке детей к школе. Родительские лекции и цикл консультаций «Советы психолога», предусмотренные в рамках программы информируют родителей об особенностях дошкольного возраста, организации учебного процесса, о роли семьи в развитии и воспитании ребенка. В организации лекций и консультаций для родителей задействованы учителя начальной школы и психолог. Март:
- Консультация психолога «Ваш ребенок пошёл в школу».
- Лекция «Готов ли ваш ребенок к первому классу».
- Лекция «Первые дни ребенка в школе»
- Консультация психолога логопеда «Диагностика психолого-физиологической готовности детей к школе. Методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей».
V. ПРИЛОЖЕНИЯ. Приложение №1 Тест школьной зрелости Дата проведения: апрель текущего года. Время проведения: 20 минут. Цель проведения: оценка уровня интеллектуального развития старшего дошкольника. Методика проведения: учитель индивидуально общается с дошкольником, предлагая ему ответить на вопросы и выполнить задания.
- Назови свои фамилию, имя, детский сад, который посещаешь.
- Какое животное больше: лошадь или собака?
- Что раньше: обед или завтрак?
- Днем светло, а ночью?
- Утром мы завтракаем, а днем?
- Яблоки, груши, персики - что это?
- Найди лишнее в ряду: береза, портфель, дуб, осина. Объясни свой выбор.
- Скажи одним словом: Москва, Рязань, Киев - это ___________ .
- В каком городе ты живешь?
Критерии оценки теста: Высокий уровень школьной зрелости - дошкольник дал верные и полные ответы на 23 - 29 вопросов. Средний уровень школьной зрелости - дошкольник ответил на 17 - 23 вопроса. Низкий уровень школьной зрелости - дошкольник ответил менее чем на 16 вопросов.
Приложение №2 Проверочная работа Дата проведения: апрель текущего года. Время проведения: 25 минут. Цель проведения: оценка достижения планируемых результатов. Методика проведения: работа проводится со всей группой дошкольников одновременно; каждое задание озвучивает учитель и дает время на выполнение.
№1. Планируемый результат: продолжать заданную закономерность. Умение, характеризующее достижение этого результата: составлять и продолжать последовательность на основе установленного правила. №2. Планируемый результат: соотносить число предметов и цифру. Умения, характеризующее достижение этого результата: вести счет предметов в пределах 10, знать арабские цифры, соотносить число предметов и цифру. № 3. Планируемый результат: сравнивать группы предметов на основе составления пар. Умения, характеризующее достижение этого результата: вести счет предметов в пределах 10, распознавать понятия «больше», «меньше», «столько же». № 4. Планируемый результат: распознавать известные геометрические фигуры (по цвету, форме), ориентироваться на листе бумаги. Умения, характеризующее достижение этого результата: знать геометрические фигуры, знать цвета, изображать простейшие геометрические фигуры «от руки», знать пространственные отношения, ориентироваться на листе бумаги, № 5. Планируемый результат: аккуратно выполнять штриховку. Умения, характеризующее достижение этого результата: правильно держать карандаш, аккуратно выполнять обведение по контуру и штриховку в различных направлениях.
№1. Продолжи ряд.
/ ∙ // ∙ ∙ / ∙ ∙ ∙ ____________________________________________________________________
12 21 _______________________________________________________________________
№2. Соедини линией.
5
8
2
4
№3. Нарисуй в нижнем ряду предметов больше, чем в верхнем.
Нарисуй в нижнем ряду предметов меньше, чем в верхнем.
Нарисуй в нижнем ряду предметов столько же, сколько в верхнем.
№ 4. Составь узор. - закрась кружок красным цветом; - сверху нарисуй красный квадрат; - справа от квадрата - желтый треугольник; - под треугольником нарисуй зеленый круг; - слева от красного круга нарисуй синий треугольник.
№5. Выполни штриховку.
Критерии оценивания работы:
Высокий уровень достижения планируемых результатов - выполнено 100% работы.
Средний уровень достижения планируемых результатов - 50% и более.
Низкий уровень достижения планируемых результатов - менее 50%.
VI. Литература.
1. Гаврина С.Е. Знакомимся с окружающим миром. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. . "ООО ""Академия развития". - 2010 г., 16 стр.
2. Гаврина С.Е. Обучаемся грамоте. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. "ООО ""Академия развития". - 2010 г., 16 стр.
3. Гаврина С.Е. Развиваем внимание. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. . "ООО ""Академия развития". - 2010 г., 16 стр. 4. Н. Павлова «Азбука с крупными буквами». ОЛИСС и «ЭКСМО», Москва, 2011г.
5. «Тетради с заданиями для развития детей»: а) «Готовимся к письму» - в 2 частях, ОАО «Дом печати - Вятка» г.Киров, 2011г. б) «Окружающий мир» - в 2 частях, ОАО «Дом печати - Вятка» г.Киров, 2011г. в) «Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления» - в 2 частях, ОАО «Дом печати - Вятка» г.Киров, 2011г. 6. К.В. Шевелёв «Прописи по математике», «Рабочая тетрадь для дошкольников». Издательство ЮВЕНТА, 2011.