Конспект урока по русскому языку Глагол как часть речи

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русскокго языка в 3 классе

темаурока: ГЛАГОЛ как часть речи.

Педагогические
цели

Способствовать развитию умения определять значение и употребление глаголов в речи

Тип урока

Открытие новых знаний и способов действий / решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры
и гражданской позиции человека; овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка
(орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета

Личностные
результаты

Овладевают начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: общеучебные - овладевают базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; логические - осуществляют анализ, классификацию, сравнение.

Регулятивные: формулируют учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные: управляют поведением партнера, осуществляют контроль, коррекцию и оценку его
действий

Основное содержание темы, понятия
и термины

Часть речи - глагол. Значение и употребление глаголов в речи. Вопросы: что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? Нераспространенное предложение. Основа предложения. Глагол-сказуемое

Образовательные
ресурсы

Учебник, с. 99-101, электрон. опт. диск (CD-ROM); учебник Русский язык 3 класс В. П. Канакина

Оборудование

Доска, экран, компьютер, проектор



Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.

Формы организации урока: парная, групповая, фронтальная. Продолжительность: 45 мин.

План урока:

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

"Обмен настроением"

II. Минутка чистописания

Оформление тетради

III. Словарная работа

IV. Постановка учебной задачи

V. Усвоение новых знаний и способов действий.

1) Углубление знаний

2) Работа с правилом

ФИЗМИНУТКА

VI. Закрепление знаний и способов действий.

1) Работа в парах

2) Работа в группах

VII. Итог

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

IX. Выставление оценок. Домашнее задание.

Ход урока

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

"Обмен настроением"

Посмотрите на доску, найдите в списке прилагательное, которое описывает ваше настроение. Объясните свой выбор.

  • Ожидающее - я жду от сегодняшнего урока новых открытий.

  • Спокойное - я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.

  • Приподнятое - я люблю урок русского языка, мы всегда такие интересные задания выполняем!

  • Ликующее - сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.

II. Минутка чистописания

Оформление тетради

(записываем число, классная работа)

- Найдите одинаковый звук в словах

Гора, гайка, берега, гусеница

- Какая буква обозначает этот звук на письме?

- Спишите с доски, продолжив закономерность

Гг // Ггг // Гггг

III. Словарная работа

Словрь: Пош_л, уж_нать, р_ботать, _бедать, изв_ните, в_с_литься.

Словарные слова ученики записывают в тетрадях, обозначая орфограммы. (совместная проверка на экране)

IV. Постановка учебной задачи

- Какой частью речи являются эти слова? (глаголом)

-Что вы знаете о глаголе? (Глагол - это часть речи, которая обозначает ДЕЙСТВИЯ ПРЕДМЕТА и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ? В предложении глагол обычно является сказуемым.)

- Скажите, с какой частью речи мы познакомимся сегодня на уроке? (Глагол)

- Сформулируйте тему нашего урока. (Глагол - как часть речи)

V. Усвоение новых знаний и способов действий.

1) Углубление знаний

Работа по стр. учебника 100. Что вы видите на картинках?

- Как сказать одним словом? (действия)

-А представьте себе мир, где ни кто не совершает никаких действий. Это будет застывший, неподвижный, мёртвый мир, где остановилась жизнь.

- Можно ли жить в таком мире?

- Значит, нужны действия и слова, которые их называют и есть такая часть речи.

Послушайте загадку:

Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,

Строго сам за тем следит.

Он три времени имеет

И спрягаться он умеет.

Детям строят много школ,

Чтоб все знали про…(глагол).

2) Работа с правилом

- Смотрим на экран, слушаем внимательно (воспроизведение правила о глаголе).

- Чтение в учебнике на стр. 101

ФИЗМИНУТКА

VI. Закрепление знаний и способов действий.

1) Работа в парах

Упр. 170, стр. 100 (Один ученик у доски, взаимопроверка)

2) Работа в группах

(Распределение глаголов по корзинам. Устно по электронному приложению)

Упр. 172, стр. 102 (Проверка по электронному приложению)

Упр. 169, стр. 100 (К доске вызываю по очереди два человека)

VII. Итог

-Ребята, давайте подведём итог нашей работы.

-Что нового узнали?

- Где вы можете использовать полученные знания?

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке


«Методика Лесенка». У вас на партах листочки с нарисованной лесенкой. Оцените свою работу следующим образом:

- кто работал на уроке активно и выполнял все задания правильно, нарисует себя на самой верхней ступеньке;

- ребята, которые допускали ошибки и что- то не поняли, рисуют себя посередине;

- те, кому было скучно и кто ждал с нетерпением конца урока, рисуют себя на последней ступеньке.

IX. Выставление оценок. Домашнее задание.

За урок получили оценки:…

Стр. 101 правило, Упр. 170 дополнительное задание.

Если останется время

-Я вам сейчас буду читать стихотворение, а вы попробуйте выписать все глаголы. Один ученик у доски.

-Как вы узнаете, что это глагол? (Поставить вопрос)

Я страшное дело - какой деловой:

В любые дела ухожу с головой,

Задачи решаю, на скрипке играю,

Сынишку соседки в коляске катаю.

Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю,

И на стадионе голы забиваю.





















Ожидающее - я жду от сегодняшнего урока новых открытий.

Спокойное - я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.

Приподнятое - я люблю урок русского языка, мы всегда такие интересные задания выполняем!

Ликующее - сейчас я очень рад(а), что начинается мой любимый урок.





I группа:

-Прочитайте текст упр.346. Выпишите, почему слово «глагол» получило такое название и как оно образовалось?

Зачитывают ответ и выделяют на документ- камере.

( Глагол-это значит слово, речь. Это важнейший вид слов.

Без глагола не построишь предложений, не передашь собеседнику никаких сообщений. )

-Оцените работу своей группы.

Вывод учеников: мы думаем, что правильно ответили на вопрос, так как без глагола и существительного не построишь правильно нашу речь.

Вывод учителя: я хочу сказать словами писателю А.Югова: «Глагол - самая огнепышущая, самая живая часть речи».

Возвращаемся к вопросам урока. Мы ответили на 1 вопрос .

II группа:

Выписате слова из упр.344, которые « оживили» картину. Почему вы их выписали ? Чем похожи эти слова?

Зачитывают ответ и выделяют на документ- камере.

-Оцените работу своей группы.

Вывод 2 учеников: Мы сравнили два текста. Тексты читают два ученика. И выяснили, что события и действия переданы более точно и достоверно во втором тексте. А выполнили эту роль следующие слова:(один ученик читает , а второй выделяет на документ- камере).Это глаголы . Они обозначают действие предметов.

Вывод учителя: действительно, глаголы оживляют картину, обозначают действия предметов

Возвращаемся к вопросам урока. Мы ответили на 2 вопрос .

III группа:

Подберите и запишите к каждому существительному из упр. 345 как можно больше слов со значением действия - глаголов.

Капитан делит слова между членами команды.

Вывод учеников: наша группа подбирала глаголы к именам существительным. Как мы это сделали. Я распределила слова между членами группы и каждый от имени существительного задавал вопрос и подбирал подходящие по смыслу слова. Вот что у нас получилось.(Читают по очереди).

Мы выяснили, что глаголов к существительным можно подобрать много, так как с предметом можно производить разные действия. Глаголы очень разговорчивы. Они любят рассказывать о том, что делают имена существительные.

Вывод учителя: : по частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Стоит только спросить: что делать?, что делают?, что будут делать? и глаголы тут, как тут. Но надо помнить один секрет: глаголам нужно задавать вопрос со словом что делать?, иначе ответа не получишь. Вот такие деловые эти слова глаголы.

Возвращаемся к вопросам урока. Мы ответили на 3 вопрос .

-Подведем итог нашей работы.

-Вспомните, какая цель стояла перед нами?

(мы должны были узнать, что такое глагол и составить его определение)

-давайте попробуем рассказать всё, что мы узнали сегодня о глаголе.

V. Работа над определением.

-Прочитайте определение на стр. 105 .

-Всё ли было верно в вашем рассказе?

-Что бы вы хотели добавить?

Глаголы:

  • Оживляют картинку, обозначают действия предметов.

  • Многообразие глаголов.

  • Частота употребления в речи.

  • Старославянские слова: «слово», «речь».

  • Важны при построении предложения, для передачи сообщения.

VI. Первичное закрепление.

-Попробуйте представить глагол в виде живого существа. Какой он? (Слайд)

- Почему у глагола так много рук и ног?

-Я вам сейчас буду читать стихотворение , а вы попробуйте выписать все глаголы. Один ученик у доски. Если есть орфограмма , выделить, объяснить.

-Как вы узнаете, что это глагол?(Поставить вопрос)

Я страшное дело - какой деловой:

В любые дела ухожу с головой,

Задачи решаю, на скрипке играю,

Сынишку соседки в коляске катаю.

Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю,

И на стадионе голы забиваю.

VII.Рефлексия деятельности

-Ребята, давайте подведём итог нашей работы.

-Что нового узнали?

Слайд : «Мы узнали»

Глагол - самостоятельная часть речи.

Глаголы обозначают действия предметов.

Глаголы отвечают на вопросы что делать? Что сделать?

-Что особенно понравилось на уроке?

-Какая работа вызвала интерес?

-Что получилось?

1. Для чего нужны глаголы в речи?

Назови правильный ответ.

а) чтобы называть предметы и явления.

б) чтобы обозначать действия предметов

в) чтобы связывать слова в предложении.

2. Что обозначают глаголы?

а) предметы

б) действия предметов

в) признаки и качества предметов

3. На какие вопросы отвечают глаголы?

а) что делать? что делает? что делают?

б) кто? что?

в) какой? какая? какие?

VIII.Домашнее задание. (Слайд)

Упр. №3, выучить определение на с.105.

Нарисовать портрет Глагола.

Класс: 3

УМК «Школа 2100»

Тема урока: "Определение глагола как части речи".

Тип урока: Урок повторения и закрепление изученного

Цель урока: сформировать грамматическое понятие «глагол»,развитие умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы, познакомить с основными признаками глагола; развитие умений устной связной речи , орфографического чутья.

Задачи:

личностные: способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;

регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;

познавательные: создать условия для развития умения анализировать слова с целью выделения признаков, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;

коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи.

Предполагаемый результат: способность, опираясь на существенные признаки, определять принадлежность слов к, части речи глагол ,умение анализировать слова; способность выявления границ своего знания; умение оценивать и корректировать свою деятельность; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление навыков сотрудничества.

Р…бота, рисун…к, р…сказ, уж…н, завтр…к, м…роз.



© 2010-2022