Статья на тему: Исследовательская и проектная деятельность в начальных классах

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательская и проектная деятельность в начальных классах. Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи. Они с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами. Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования: наблюдение, опыты, эксперименты; обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты - одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Это практические и лабораторные работы, доклады, выступления, дневники наблюдения. Работать над проектом или исследованием способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта. Кому-то по силам реализация индивидуального проекта, а кто-то прекрасно сумеет раскрыть свои таланты в групповом проекте. Главное помочь ребенку поверить в свои силы. И это задача взрослых. Главное для учителя - увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. Использование методов исследования и проектирования предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения. А для этого учителю необходимо: - владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся. - уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения. Не подавляя учеников своим авторитетом - устанавливать и поддерживать в группах работающих над проектом деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы - уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов. Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно. Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками. В практике работы с младшими школьниками чаще всего используются групповые и коллективные формы работы. Этапы формирования исследовательской деятельности с учетом их возрастных особенностей Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач. Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов. Первый этап (в 1 классе) рекомендуется применять тренинговые игры - занятия, которые направлены на формирование универсальных учебных действий: Развитие умений видеть проблемы Развитие умений выдвигать гипотезы Развитие умений задавать вопросы С первого же класса следует вовлекать своих учащихся в мини-исследования, включать этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. В первом и втором классе почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставит общие интересы выше своих. Второй этап - второй класс начальной школы. Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной, под руководством учителя, к индивидуальной самостоятельной деятельности. Третий этап - соответствует третьему и четвертому классам начальной школы. На этом этапе предполагается увеличение сложности проектов и тем для исследования, развернутость суждений, выводов, а это - повышение уровня формирования универсальных учебных действий. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно - исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач. В третьем и четвертом классе многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь «подтолкнуть» их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы: Что мне интересно больше всего? Чем я хочу заниматься в первую очередь? О чём хотелось бы узнать как можно больше? Чем я мог бы гордиться? Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью проводятся специальные собрания, на которых разъясняется родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей. Программа обучения проектно - исследовательской деятельности учащихся должна начинаться с тренинговых занятий по развитию Информационно - аналитических умений; информационно - поисковых умений. При организации работы над проектом необходимо опираться на психолого-педагогические принципы: интерес к теме должен выстраиваться с учетом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений; но не забывать, что возможности младшего школьника имеют предел, не следует планировать сложных, требующих больших временных затрат работ; Проектная деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе; Итогом исследовательской работы может быть выступление на детской конференции. В отличии от «взрослой» конференции, здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность. Самому ребёнку подготовиться к выступлению очень тяжело, здесь нужны помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются. Очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребёнка, а ещё хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы… Защита работы проходит обычно в течение 10 минут (7 минут на выступление, 3 минуты-ответы на вопросы), должна включать 10-12 слайдов. Прежде всего, представляются результаты исследования. Рисунки, графики, всегда зрелищнее таблиц или текста. Текст сопровождается иллюстративным материалом, слайды не дублируются. Выводы должны демонстрироваться достаточно долго, чтобы слушатели смогли внимательно с ними ознакомиться и обдумать. Перед презентацией педагог должен провести психологическую подготовку выступающих учащихся и аудитории. Подводя итог, следует отметить, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дельнейшее образование, духовно-нравственного воспитание. В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормам, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т. е. формируются так называемые «нравственные привычки». Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость - такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем! Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направляя их по пути познания, а иногда и просто не мешать, суметь вовремя отойти в сторону, дать детям насладиться радостью своего открытия.

Литература 1. Белобородов Н.В. Учебные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006. 2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000. 3. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. - 2004. 4. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. - 2000. - №7. 6. Ресурсы Интернета: kuvmetodist.ucoz.ru - Инновационные технологии при внедрении ФГОС


© 2010-2022