Рабочая программа по внеурочной деятельности Экология здоровья (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Рабочая программа курса «Экология здоровья » разработана на основе Федерального государст­венного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников. Содержание курса на­правлено на решение следующих задач, предусмотренных ФГОС НОО и отражающих планируемые результаты обучения в начальных классах:

- формировать представление факторов, оказывающих влияние на здоровье; правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;

- развивать навыки конструктивного общения;

- привлекать школьников к активной пропаганде Правил дорожного движения;

- вовлекать их в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма.

Цель курса:

-формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;

-развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;

-обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

- создание условий для саморазвития и самореализации личности;

- обеспечение защиты прав здоровья и жизни детей в рамках безопасного образовательного процесса. Здоровье человека - тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.

Автомобилизация страны, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП), несчастных случаев с участниками дорожного движения, особенно с детьми и подростками.

Сегодня в Российской Федерации особо остро стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм, который в настоящее время достигает масштабов социальной катастрофы. В стране ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий погибает более 30 тыс. человек и свыше 250 тыс. получает травмы. Цифры детского травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий велики: ежегодно погибают и получают травмы в результате ДТП до 27 тыс. детей и подростков до 16 лет.

Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются недисциплинированность учащихся, незнание ими Правил дорожного движения Российской Федерации.

Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.

Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам. Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы по внеурочной деятельности «Экология здоровья».


В соответствии с учебным планом ООП НОО школы, рабочая программа по внеурочной деятельности «Экология здоровья» рассчитана на 34 часа в год при 1 часе в неделю.

Учебно-тематический план

Содержание программного материала

Количество часов

1

Безопасное поведение участников дорожного движения

2

Безопасное поведение на улице

2 ч

3

Безопасное поведение в доме

4

Пожарная безопасность

3 ч

5

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

6

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

7

«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»

8

Резерв

ИТОГО

34 ч

Содержание программы (34 часа)

Раздел №1 « Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» Правила дорожного движения. Острые предметы не игрушка, как обращаться с ножом, иглой, ножницами. Что такое электроток, как поступать с висящим оголённым проводом (не наступай на него, не бери в руки, не прикасайся к человеку, поражённому током), Не купайся в водоёмах во время грозы. Не прикасайся мокрыми руками к электроприборам. Не играй со спичками и зажигалками, не разжигай костёр, если по близости нет взрослого, не бросай в костёр патроны, не лей в него бензин. Соблюдай правила пользования газовой плитой. Обращение с петардами. Почему надо быть осторожным при встрече с чужими людьми, каких правил необходимо придерживаться. При изучении данных тем дети узнают об опасностях, которые подстерегают их на улицах, как избежать неприятностей на дороге, знакомятся со знаками дорожного движения, где должны усвоить правила поведения на улице, в общественном транспорте, знакомятся с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Раздел №2 « Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» Раскрыть причины болезней. Организм защищает сам себя, Охрана здоровья и жизни детей учителями и родителями. Потребность расти здоровым. Как организм себя защищает, как укреплять защитные функции организма, опасные инфекции, переносчики инфекции, вакцины. Аллергия на лекарства.

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности


В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению « Экология здоровья» является формирование следующих умений:
  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по «Экологии здоровья» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
  1. Регулятивные УУД:
  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
  • Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.


3. Коммуникативные УУД:
  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
  • осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.


В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:

  • Руководствоваться правилами дорожного движения;
  • Выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
  • Соблюдать режим дня.

Учащиеся должны знать:
  • Правила дорожного движения;
  • факторы, влияющие на здоровье человека;
  • причины некоторых заболеваний;
  • причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
  • о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;

Система оценки достижения планируемых результатов:
Отметки за работу на уроке не выставляются, но проводится оценивание с помощью: - метода наблюдения; -мониторинга о состоянии здоровья класса совместно с медицинской сестрой; -проведения спортивной игры «Здравиада» (2 раза в год).

Материально - техническое обеспечение учебного предмета:


Не менее значимым при развитии здоровьесберегающей среды учреждения является состояние и перспективы обогащения материально-технической базы наглядными пособиями, техническими средствами обучения, а также обеспечение и поддержка состояния экологической комфортности среды школьных помещений, в которых дети проводят значительную часть дня. Для реализации курса «Экология здоровья» необходима материально-техническая база:

  • Компьютер

  • Мультимедийный проектор

  • натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,): овощи, фрукты, солнце, вода, аптечка, и др.;
  • изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты: «Мое тело», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового образа жизни», схемы: витаминная тарелка, профилактика инфекционных заболеваний и др.; план «эвакуации школы».
  • измерительные приборы: весы, часы и их модели.
Медиаресурсы (CD, аудиокасеты).
Список используемой литературы:
  • В.И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу».

  • Учебное пособие для учащихся 3 класса начальной школы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»;
  • Учебное пособие «Азбука безопасности»;
  • Сценарии внеклассных занятий с младшими школьниками «правила дорожного движения»
  • Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.





































№ п/п





Сроки





Тема





Форма организации





Характеристика деятельности учителя





Характеристика деятельности учащегося





Формируемые умения

Раздел №1 « Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях»

1.1.1 Безопасное поведение участников дорожного движения

Т-1

Анализ дорожно - транспортных происшествий в месте проживания

Беседа, игра

Формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность; выбирать наиболее безопасный путь в школу и домой. Разбор конкретного маршрута.

Рассказывают о том, как выбрать правильный и безопасный путь в школу, разыгрывают сценки, формулируют основные правила дорожного движения.

Применять правила грамотных пешеходов, быть культурным и вежливым на улице.

Т-2

Характеристика маршрутов движения к местам проведения досуга

Практическое занятие

Провожу тренировочные упражнения. Игра « Перейди улицу»

Рассказывают о том, как правильно переходить проезжую часть дороги, разыгрывают ситуацию

Изучать основы безопасного поведения

Т-3

Оценка безопасности мест проведения коллективных игр

Беседа, игра

Провожу игры на внимание, повторяем правила дорожного движения

Рассказывают о том, где можно проводить коллективные игры для безопасности жизни.

Уметь выбрать безопасное место для игр.

Т-4

Дорожная разметка

Практическое занятие

Познакомить учащихся со значением Дорожная разметка, ее назначение и виды.

Рассказать о значении дорожной разметки для пешеходов и автомобилистов.

Уметь руководствоваться дорожной разметкой.

Т-5

Дорожные знаки для пешеходов

Беседа, игра Познакомить учащихся со значением некоторых часто встречающихся дорожных знаков и указателей. Учить детей различать знаки для пешеходов. Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний дорожного движения в повседневной жизни.Назначение дорожных знаков.

Дорожные знаки: «Пешеходный переход» (информационно-указательный), «Подземный пешеходный переход», «Наземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Движениепешеходов запрещено», «Дорожные работы» (всего 7 знаков).

Рассказать об истории дорожных знаков, загадываю загадки

Разыгрывают ситуацию: узнай знак, рассказывают о том, какие дорожные знаки им встречаются на пути

Различать дорожные знаки, знать для чего они предназначены

Т-6

Дорожные знаки для пассажиров

Беседа, игра

Познакомить учащихся со значением некоторых часто встречающихся дорожных знаков и указателей. Учить детей различать знаки для водителей и пешеходов. Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний дорожного движения в повседневной жизни.

Разыгрывают ситуацию: узнай знак, рассказывают о том, какие дорожные знаки им встречаются на пути

Различать дорожные знаки, знать для чего они предназначены

Т-7

Правила посадки и высадки пассажиров

Практическое занятие Познакомить учащихся с правилами посадки и высадки пассажиров из различных видов транспорта.

Рассказывают о том, как правильно садиться в общественный транспорт и выходить из него.

Уметь соблюдать правила посадки и высадки.

Т-8

Основные причины детского дорожно-транспортного травматизма

Беседа, игра

Расширить представление учащихся о дорожной среде, развивать целостность восприятия, чувства предвидения опасности, наблюдательность, дисциплинированность, умения и навыки безопасного поведения.

Рассказывают о необходимых мерах предосторожности

Анализировать ситуацию: быть аккуратным и внимательным

Т-9

Регулировщик движения

Практическое занятие Для чего регулировщику нужны жезл и свисток? Сигналы регулировщика. Действия пешеходов по этим сигналам.

Приоритет сигналов регулировщика над сигналами светофора.

Рассказывают дети об основных действиях регулировщика на дороге.

Анализировать действие регулировщика при переходе через проезжую часть.

1.1.2 Безопасное поведение на улице

Правила посадки и высадки пассажиров

Т-10

Подозрительный человек

Беседа, игра

Рассказываю об опасностях, которые могут подстерегать детей.

Рассказывают о том, как поступить, если ты оказался при встрече с незнакомым человеком.

Правильно выбирать решение, анализировать ситуацию

Т-11

Бесплатное угощение

Игра, беседа

Объяснить детям, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.

Обсуждают типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице.

Дают оценку поступку и поведению как своему, так и одноклассников.

1.1.3 Безопасное поведение в доме

Т-12

Бытовые электроприборы

Беседа

Расширить представления детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме.

Рассказывают о безопасном назначении бытовых приборов.

Анализировать свои поступки, адекватно реагировать на критику и советы.

Т-13

Признаки неисправности электроприборов

Беседа

Познакомить с основными предметами, опасными для жизни и здоровья, научить обращаться с этими предметами

Делают вывод о последствиях неосторожного обращения с опасными предметами.

Давать оценку поступкам и поведению

Т-14

Инструменты и приспособления

Беседа, тестирование

Рассказать о пользе и вреде телевизора и компьютера, дать необходимые рекомендации и советы детям, родителям

Составляют памятку, рассказывают о том, как правильно пользоваться телевизором и компьютером, чтобы не навредить своему здоровью.

Правильно и безопасно пользоваться приборами: телевизором, компьютером.

Т-15

Медикаменты

Беседа, рассматривание иллюстраций

Познакомить учащихся с понятием медикаменты и их применением.

Рассказывают о применении медикаментов.

Т-16

Основные причины порезов и их предупреждение

Беседа, практическая работа

Рассказать о том, чем отличаются порезы от ссадин.

Рассказывают о том, какие действия надо выполнить при порезах.

Отработка навыков оказания первой помощи (порезы)

1.1.4 Пожарная безопасность

Т-17

Условия возгорания предметов

Беседа

Рассказать о причинах возникновения пожара, познакомить с номером телефона «01», по которому надо звонить в случае пожара.

Читают произведение «Кошкин дом» С.Маршака, «Пожар»- Л.Толстого, « Пожар в море» - Б.Житкова, рассуждают и дают советы, как следует вести себя при пожаре.

Знать алгоритм поведения при возникновении пожара.

Т-18

Правила безопасного поведения во время пожара

Беседа

Помочь детям хорошо запомнить горючие и негорючие предметы, которыми нельзя самостоятельно пользоваться; познакомить с правилами безопасного поведения во время пожара.

Рассказывают об опасных ситуациях, о том, как надо правильно поступать. Самостоятельно делают вывод о последствиях неосторожного обращения с огнем.

Контролировать своё поведение, быть внимательным и послушным.

Мониторинг результатов изучения раздела -игра

1.2 Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

Т-19

Воздействие природы на здоровье человека

Беседа

Рассказываю об опасных природных явлениях, характерных для места проживания

Дают характеристику природным явлениям, рассказывают о действиях, которые бы они выполняли.

Знать как вести себя во время опасных природных явлениях, проявлять внимание и заботу.

Т-20

Безопасное общение с природой

Тестирование, беседа

Объясняю детям, как вести себя в лесу. Рассказать о множестве опасностей которые подстерегают человека на природе.

Рассказывают о том, как правильно вести себя на природе.

Находить примеры доброго отношения к природе.

1.3 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Т-21

Действия в условиях угрозы совершения террористических актов и меры по их предотвращению.

Беседа, памятка

Рассказать о действиях, которые должны выполнять дети в случае террористических актов, составить памятку о мерах по их предотвращению.

Рассказывают о том, как спокойно, без паники надо действовать в условиях угрозы совершения террористических актов, какие меры необходимо применять, чтобы их не случилось.

Проявлять внимание, осторожность и действовать согласно инструкции .

Т-22

Действия при совершении террористических актов

Беседа

Рассказать о том, какие действия надо выполнять при совершении террористических актов.

Используют знания, приобретённые на прошлом занятии, последовательно располагают на стенде картинки

Проявлять чувства взаимопомощи, согласованности, четких действий.

Т-23

Порядок эвакуации при совершении террористического акта и в других ЧС

Практическое занятие, беседа

Знакомлю с понятием « эвакуация», как правильно действовать при эвакуации

Показывают действия, применяемые при эвакуации

Приобретают навыки, как правильно вести себя в данной ситуации

Т-24

Практическое занятие и объектовая тренировка в День защиты детей

Практическое занятие, беседа

Провожу тренировочные упражнения

Выполняют тренировочные упражнения

Приобретают навыки, необходимые для выполнения объектовой тренировки.

Раздел №2 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»

Т-25

Почему мы болеем?

Беседа, игра

Рассказываю о том, как надо заботиться о своём здоровье. Объяснить детям, что правила личной гигиены выступают не как требования взрослых, а как правила самого себя.

Рассказывают о правилах личной гигиены, объясняют необходимость бережного отношения к своему телу, ухода за ним.

Приобретают гигиенические навыки

Т-26

Прививки от болезней

Беседа, игра

Объяснить, для чего надо делать прививки.

Рассказывают о назначение прививок в жизни.

Т-27

Режим учебы и отдыха

Беседа, составление памятки

Дать понятие о роли режима в труде и отдыхе.

Рассказывают о своем режиме во время учебы и отдыха.

Контролировать выполнение своего режима.

Т-28

Целебные свойства сна

Игра, тестирование

Рассказываю о полезных свойствах сна.

Рассказывают о том, какова должна быть продолжительность сна ребенка и взрослого. Как сон влияет на здоровье человека.

Усваивают знания о здоровом сне.

Т-29

Для чего человеку кожа? Травмы и заболевания кожи

Беседа

Рассказываю о том, как надо ухаживать за кожей. Познакомить учащихся с заболеваниями часто встречающие на коже.

Составляют памятку об уходе за кожей.

Соблюдают правила личной гигиены.

Мониторинг результатов изучения темы - игра

Для чего человеку кожа? Травмы и заболевания кожи

Итого 32 часа + 2 час резерва


© 2010-2022