Урок + презентация по окружающему миру для 4 класса по теме «История, культура и обычаи народов Севера и Дальнего Востока»

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

История, культура и обычаи коренных народов севера и Дальнего Востока Цель: сформировать представление о коренных народностях, проживающих на территории Хабаровского края. Задачи:

  • расширять кругозор учащихся в области знаний о народах, проживающих в родном регионе;
  • познакомить с произведениями устного народного и поэтического творчества народов севера и ДВ;
  • воспитывать патриотизм и любовь к своей малой родине.

Ход мероприятия.

1. Орг. часть. Вступление.

(фонограмма песни (музыки) о Хабаровском крае)

(Читают заранее подготовленные дети на фоне музыки) Наш край Кухтина А.

Хабаровский край! Он почти бесконечный,
Живая частица ушедших времен,
Той жизни суровой, неспешной и вечной
Великих народов и малых племен.

Тут люди мудры и добры, и степенны.
Не зря уважал их бедовый казак.
Осталось в веках его имя нетленно.
Теперь этот край называется так.

Играют в Амуре лосось и калуга.
И зреет в распадках лесной виноград.
Здесь север и юг дополняют друг друга.
Хабаровский край чудесами богат.

Здесь ходят медведи, скользят кабарожки,
Изюбрь и сохатый зовут здесь весну.
Бесшумно гуляют огромные кошки
И зорко хранят эту чудо-страну.

Цветут рододендроны в мае на склонах,
Все сопки укутав в сиреневый цвет.
И только у нас, в уголках затаенных
Так чисто и нежно цветет бересклет.

И каждый, кто здесь побывал хоть когда-то,
Не сможет забыть Мяо-Чановых гор,
Прекрасных амурских, волшебных закатов,
Влюбившись навек в этот вольный простор. 2. Работа по карте. (использование ЭОР «СЭГ Хабаровского края». По заказу министерства образования Хабаровского края. ООО «Портал Хабаровск».) Ведущий: Взгляни на карту. Подобно могучему орлу, широко раскинул свои крылья Дальний Восток. На этой земле живут люди, с гордостью называющие себя дальневосточниками. Таинственная и величавая красота этого края, холодный и чистый покой Севера, неповторимая игра красок «земли северного сияния», море, зимнее - словно стекло, и летнее - как музыка, широкий и величавый Амур - все это было миром, где жили и живут по сей день дальневосточные аборигены: нивхи и чукчи, нанайцы и удэгейцы, орочи и эвенки, ительмены и коряки, юкагиры и якуты, эскимосы и айны и многие другие коренные народности.
3. Знакомство с происхождением древних народов, живших на территории современного Хабаровского края. (использование ЭОР «История Дальнего Востока (V-XVII вв.)". По заказу министерства образования Хабаровского края. ООО «Портал Хабаровск».) Ведущий: Русские переселенцы, появившиеся на Дальнем Востоке в начале второй половины прошлого века, с удивлением увидели, что пустынный и дикий, до этого почти не заселенный край имеет многочисленные следы древней жизни. Ученик: Около новых русских деревень возвышались грозные валы и рвы крепостей, внутри которых находились развалившиеся здания и храмы с рядами каменных оснований колонн. За пределами крепостей были разбросаны могильные курганы с аллеями гранитных изваяний. Под курганами лежали те, кто строил крепости, мостил дороги, сооружал колодцы и оборонительные валы. Ученик: Долгое время никто не мог ответить, что за народ создал здесь высокую культуру и почему внезапно опустел богатый и густо заселенный край. Только груды ядер внутри крепостей молчаливо свидетельствовали об ожесточенной борьбе, в которой погибло множество людей. Этот край на многие столетия превратился в страну мертвых городов, скрытых непроходимой тайгой. Ученик: Сегодня доподлинно уже известно, что на дальневосточной земле существовало государство чжурчженей - предков современных малочисленных народов Приморья, Приамурья и Севера. Впервые название чжурчжень появляется в письменных источниках первой половины VII века н. э. В то время, когда на западе крепло могущество Киевской Руси, на востоке будущей России закладывались основы блестящей культуры и государственности "Золотой" империи чжурчженей. Ученик: Эта богатая страна славилась далеко за своими пределами разнообразными природными ресурсами и продуктами хозяйства. Мастера по изготовлению оружия высоко ценили медь и железо "страны Севера", как называли родину чжурчженей. Ювелиры знали, что в долинах таежных и горных речек древней страны можно найти богатые россыпи золота и серебра. В укромных уголках тайги рос таинственный корень жизни - женьшень, и здесь охотились на оленей, чтобы из их пантов приготовлять чудесный эликсир, продлевающий жизнь. Это край, откуда во многие страны Востока расходились экзотические товары Севера - моржовый клык и зрачки кита, кедровые орехи и красная яшма. Ученик: Но больше всего удивительных рассказов ходило про коренных обитателей - чжурчженей. Все поражало средневековых путешественников: внешний вид, одежда, прическа, пища, образ жизни, обычаи и общественная жизнь. Чжурчжени - народ большого мужества и благородства, необыкновенной отваги и выносливости, свободолюбия и выдержки. Летучая конница их спускалась с гор и как вихрь проносилась по речным долинам, наводя ужас на врагов. Воины-чжурчжени терпеливо сносили невзгоды походной жизни - голод и жажду, тяжелые и длительные переходы. Ученик: Каждое племя чжурчженей занимало строго определенную территорию. Только во время опасности или совместных военных мероприятий несколько племен объединялись в союз для отражения или предупреждения нападения врага. "Народ воинственный и коварный", как называли их соседи, они не считали войну основным занятием. Их союзы племен сбрасывали гнет ненавистных киданей (соседнее государство), пресекали попытки китайских императоров вершить судьбы народов Севера. Ученик: В 1113 году чжурчженьские племена объединились в Золотую империю, во главе которой стал император Агуда. Заклятые враги - монголы - в I половине XIII века учинили разгром чжурчженьского государства. При уничтожении жителей городов и деревень Золотой империи монгольские военачальники были особенно безжалостны и жестоки, когда в их руки попадали представители правящего рода императоров. Здесь они не знали пощады. Убивали всех, начиная с грудных детей и кончая ветхими стариками. Ведущий: Чингисхан задался целью искоренить полностью семейства правителей чжурчженей. Монголы варварски уничтожали все святыни и памятники империи, которую Агуда назвал в начале XII века Золотой, чтобы подчеркнуть ее вечность. Через полтора столетия после своего провозглашения империя пала под натиском поработителей. Как и Киевскую Русь, Золотую империю чжурчженей растоптали и залили кровью полчища Чингисхана и его преемников. (Звучит песня «Ода Хабаровскому краю») 4. Культура и занятия коренных народов севера и ДВ. Ведущий: На территории Хабаровского края российского Дальнего Востока издревле проживают восемь коренных малочисленных народов: нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, удэгейцы, ульчи, эвенки, эвены. Ученик: Традиционные занятия коренного населения: рыболовство, таежная и морская охота, собирательство. Ученик: Коренные народы Приамурья являются наследниками самобытной культуры, насчитывающей более пяти тысяч лет. Наиболее значимы культ природы и шаманство. Ученик: Традиционные формы религии народов Приамурья были тесно связаны с их промысловой культурой. Считалось, что человек происходит от зверя или птицы; что звери в тайге все слышат и понимают, могут узнать человека в лесу и отомстить ему за убийство их сородичей на охоте; что зверь может возродиться после смерти, если не повредить его кости и череп, сохранив их; что у зверей и птиц есть свои духи-хозяева, которых надо периодически задабривать, чтобы охота была удачной. Поэтому на традиционных праздниках всегда проводились обряды для снятия с себя вины за убийство зверя и "возрождения" его вновь. Ученик: Традиционная одежда народов Приамурья - один из самых массовых видов художественного творчества, сочетающий в себе искусство кроя, аппликации, обработки кожи, металла, камня. Очень интересны халаты из рыбьей кожи. Их носили весной, летом и в начале осени. Особая ценность - свадебная одежда, которая имеет большое количество украшений в виде подвесок, орнамента, меховой опушки. Обязательно изображение на халате родового дерева, которое символизирует продолжение рода. Сидящие на ветвях птички - это души не родившихся детей. Ведущий: Традиции древних художников по сей денъ живы в декоративно-прикладном искусстве аборигенов. Богат также и литературный запас коренных народов Севера и Дальнего Востока.
5. Творчество народов севера и ДВ.
Ученик: Для народностей Севера, не создавших письменности на своих родных языках - литературным языком является русский, хотя и бесписьменные языки этих народностей сохраняются ими и используются как средство устного общения, особенно в кругах представителей старшего поколения. В современной культурной жизни малочисленных народов Севера значительную роль играет национальная интеллигенция. Ученик: Все языки народов, проживающих на территории Хабаровского края, относятся к группе тунгусо-манчжурских. Родство языков, объясняемое общностью их происхождения, охватывает все стороны и элементы структуры - их фонетику, грамматику, лексику. Этим языкам присущи красочность и образность. Речь насыщена изобразительными словами: чеху-меху, шур-мур, ара-ара, особенно звукоподражательными. (слушание аудиозаписи сказки «Лиса и рак» на народном языке. ЭОР "Сказки народов севера». По заказу министерства образования Хабаровского края. ООО «Портал Хабаровск», 2007.) Ученик: Самым распространенным жанром фольклора является сказка и предания (легенды).
Можно выделить несколько видов сказок:  сказки о животных,  сказки сатирические или бытовые,  сказки чудесные или волшебные,  сказки детские,  сказки о героях-богатырях или героико-эпические. Ведущий: Сказки и предания отражают как народный быт, так и его повседневную мудрость. Сказки передавались из поколения в поколение. Сказочник был самой яркой фигурой в поселке или стойбище. Многие рассказчики и их слушатели искренне верили в то, о чем повествуется в сказках. Собиратель якутского фольклора А. Куликовский писал, что у якутов, например, «сказку слушают все с затаенным дыханием, сильно увлекшись и стараясь не проронить ни единого слова». Слушая сказку, «каждый позабыл свои заботы, свое горе и унесся в волшебный прекрасный мир чарующих грез. А сам сказочник, как истинный поэт, увлекся больше всех, у него даже глаза закрыты... Он какое-то сверхъестественное существо, окруженное таинственным ореолом». В наши дни сказки дальневосточной земли стали драгоценным достоянием не только дальневосточников, они - часть мировой художественной культуры. 6. Знакомство с народностями севера и ДВ. Ведущий: Давайте рассмотрим более подробно субкультуру коренных народов, проживающих на территории Хабаровского края.

Ученик: НАНАЙЦЫ
Самоназвание: нани - «здешний человек».
Нанайцы (прежнее название - гольды), народ, проживающий в основном на территории Хабаровского края, в нижнем течении реки Амур. Численность 12017 человек. В этногенезе нанайцев участвовали потомки древнего амурского населения и различные тунгусоязычные народы.

Ученик: НЕГИДАЛЬЦЫ
Самоназвание: амгун бэйэнин - «амгунский».
Негидальцы (прежнее название - гиляки), народ, проживающий на территории Хабаровского края по берегам рек Амгунь и Амур. Численность 622 человека. Предположительно, негидальский этнос возник в результате смешения эвенков с нивхами и ульчами.

Ученик: НИВХИ
Самоназвание: нивх - «человек».
Нивхи (прежнее название - гиляки), народ, проживающий на территории Хабаровского края в нижнем течении реки Амур и на острове Сахалин. Численность 4673 человека. Предположительно, нивхи являются прямыми потомками древнейшего населения Сахалина и Нижнего Амура.

Ученик: ОРОЧИ
Самоназвание: орочили.
Орочи - народ, проживающий в Приморье и Хабаровском крае по берегам рек Тумнин и Амур. Численность 915 человек. В этногенезе орочей участвовали аборигенные и пришлые эвенкийские народы.

Ученик: УДЭГЕЙЦЫ
Самоназвание: удэхэ.
Удэгейцы (в прошлом назывались «лесными людьми»), народ, проживающий в Приморье и Хабаровском крае. Численность 2011 человек. В формировании удэгейского этноса участвовали аборигенные и пришлые тунгусские народы.

Ученик: УЛЬЧИ
Самоназвание: нани - «человек земли».
Ульчи (в прошлом назывались мангунами - «амурскими людьми»), народ, проживающий на территории Хабаровского края в нижнем течении реки Амур. Численность 3233 человека. В этногенезе ульчей участвовали нанайцы, нивхи, негидальцы, айны, эвенки.

Ученик: ЭВЕНКИ
Самоназвание: эвэн.
Эвенки (прежнее название - тунгусы, назывались также «оленьими людьми»), народ, проживающий на территории Сибири и Дальнего Востока. Численность 30233 человека. Предками эвенков были прототунгусы Прибайкалья и Забайкалья.

Ученик: ЭВЕНЫ
Самоназвание: эвэн.
Эвены (прежнее название - ламуты), народ, проживающий на территории Сибири и Дальнего Востока. Численность 17199 человек. Эвены принадлежат к северо-восточной ветви эвенков. 7. Обобщение.

Над Амуром небо голубое.
Шепот рощ, да гомон птичьих стай…
Как не залюбуешься тобою,

Край родной, дальневосточный край!
Все здесь сердцу чуткому отрадно,
Все невольно привлекает взор:
Лес осенний - празднично нарядный,
Разнотравья летнего ковер.
По весне разливистые зори,
А зимой - бескрайние снега.
Круглый год широкая, как море,
Над Амуром плещется тайга…
Рябов Н. Ведущий: Хабаровский край это часть нашей великой страны. В наследство от своих предков вы получили великую страну, прекрасную и богатую, и ваша задача - передать её потомкам ещё более богатой и прекрасной. Это делать вам - юным гражданам России.
Список использованных источников 1. ЭОР "Сказки народов севера». По заказу министерства образования Хабаровского края. ООО «Портал Хабаровск», 2007. 2. Пособие по для учащихся по дальневосточной литературе 6 класс. Составитель Г. В. Гузенко. «Амур», Хабаровск, 1994. 3. Хрестоматия по дальневосточной литературе 5-6 классы. Автор и составитель Г. В. Гузенко. «Риотип», Хабаровск, 2000. 4. Хрестоматия по дальневосточной литературе 7 класс. Автор-составитель Г. В. Гузенко. «Риотип», Хабаровск, 2001. 5. Дальневосточная литература. Учебное пособие-хрестоматия для 8-9 классов. Автор и составитель Л. С. Гудкова, Г. Н. Гузенко, С. Н. Красноштанов, В. Г. Мехтиев, О. Н. Хайрулина. «Частная коллекция», Хабаровск, 2005. 6. ЭОР «СЭГ Хабаровского края». По заказу министерства образования Хабаровского края. ООО «Портал Хабаровск». 7. ЭОР «История Дальнего Востока (V-XVII вв.)". По заказу министерства образования Хабаровского края. ООО «Портал Хабаровск».






© 2010-2022