Урок 34. Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

Урок 34. Л. Н. толстой «Лев и собачка» (учебник, с. 160-162; рабочая тетрадь, с. 40)

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»; способствовать формированию навыков чтения, умения высказывать свои мысли; развитию устной связной речи, логического мышления, творческих навыков коллективной работы в группах; содействовать воспитанию доброго отношения к животным (толерантного отношения к окружающим людям), нравственному становлению личности

Планируемые результаты

Предметные:

научатся выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами

из текста

Метапредметные:

познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

коммуникативные: руководствуются выработанными критериями при оцен-ке поступков литературных героев и своего собственного поведения

Личностные:

пользуются формами самооценивания и взаимооценивания на уроке Образовательные ресурсы: портрет Л. Н. Толстого, подборка книг Л. Н. Толстого, детские рисунки по произведениям писателя, аудиозапись рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка»

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

- Прозвенел звонок на урок. Доброе утро, ребята! Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

Показывают готовность к уроку. Приветствуют учителя

Владеют навыками психологической подго-

- Постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко
и чётко отвечать на вопросы.

Психологически настраивает учащихся класса на урок

товки к уроку, организации рабочего места, вежливого общения

II. Постановка учебной задачи

Отгадайте загадки - и вы узнаете, о ком мы сегодня будем читать на уроке.

1. С царственной гривой, с гордой походкой, 2. Лежит - молчит,

Осмотрит свои он владения зорко. Подойдёшь - заворчит.

Даже не думай встать на пути - Кто к хозяину идёт,

С царской особой ты не шути. (Лев.) Она знать даёт. (Собака.)

- Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся?

- О чём нам может рассказать заголовок? (О хищном льве и маленькой собачке.)

- Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает?

- Что означает слово «быль»?

- Обратимся к «Большому толковому словарю русского языка» Ожегова и уточним значение этого слова.

Быль - 1. То, что было в прошлом. 2. Рассказ о действительном происшествии.

Отгадывают загадки

Читают название.

Рассуждают о содержании произведения.

- Это быль.

Высказывают свое мнение.

Работают со словарем Ожегова.

Владеют логическими действиями.

Прогнозируют содержание рассказа по за-головку и иллюстрациям. Владеют навыками работы со справочной литературой. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности

- Посмотрите, кто это? (На доске иллюстрация: лев.)

- Что вы знаете о таком животном, как лев? (Дикое животное, хищник, царь зверей.)

- А это кто? (На доске иллюстрация: собака.)

- Что можно сказать о собаке? (Собака - домашнее животное, друг человека, единственное близкое, родное, живое существо, друг.)

Отвечают на вопрос.

- Могут ли два абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.

- Кто догадался, как называется эта быль? («Лев и собачка».)

Высказывают свое мнение

III. Изучение нового мате-

риала.

- Я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно в далеком городе Лондоне, столице Англии.

Л. Н. Толстой не был в Англии, никогда не был в Лондоне. Возможно, эту исто-

Внимательно слушают.

Принимают

и сохраняют цели и задачи

1. Первичное восприятие

текста.

2. Словарная

работа

рию писателю рассказал кто-нибудь из моряков, кто бывал в Лондонском порту. И, услышав ее, Лев Николаевич не остался к ней равнодушен, а написал об этом рассказ «Лев и собачка». - После чтения ответьте на вопрос: о чем (а не о ком) эта быль?

Читает рассказ.

- Понравился рассказ?

- Перед прочтением текста поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.

- Смысл каких слов вам был непонятен?

Зверинец - место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Барин - богатый человек, который имеет прислугу.

Ощетиниться - поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Бился - ударялся, колотился, совершал резкие движения.

Метался - беспокойно двигался из стороны в сторону. Издохла - умерла.

Засовы - большие дверные задвижки.

- Вы очень внимательно слушали эту историю. Ответьте на вопрос: о чем эта быль?

- Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ?

- Какой эпизод показался вам самым напряженным?

- Назовите главных героев были.

- Где происходит действие?

- Было ли вам кого-нибудь жалко?

Физкультминутка

Все ребята дружно встали (Выпрямиться)

И на месте зашагали. (Ходьба на месте.)

На носочках потянулись, (Встать на носки, потянуться.)

А потом назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки за голову.)

Как пружинки мы присели (Присесть.) И тихонько разом сели (Выпрямиться и сесть.)

Делятся своими впечатлениями.

Определяют совместно

с учителем толкование слов.


- О любви и привязанности животных друг к другу.

- Печаль, грусть, тревогу.

- Лев и собачка.

- В зверинце.

Выполняют физкультминутку

учебной деятельности.

Владеют навыками работы со справочной литературой.

Используют простые рече- вые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

IV. Продолжение работы над темой.

Анализ произведения

- Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? Найдите и прочитайте ответ на вопрос. (За смотренье диких зверей брали деньгами или животными (кошками или собаками) на корм зверям, У этого человека не было денег, но ему захотелось поглядеть на животных в зверинце.)

- Посмотрите, какая была раньше жестокость со стороны человека по отношению к животным. В чем выражалась эта жестокость людей в данном произведении?

(Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединены союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.)

- Найдите в тексте слово ухватил. Прочитайте предложение полностью. Подберите синоним к слову ухватил. - Почему именно это слово употребил автор, какой оттенок значения важен для него?

В своем произведении Л. Н. Толстой не описал подробно ни внешность собачки и льва, ни их переживания. Но он много рассказал о поведении этих животных.

Выполняют задания, отвечают на вопросы.


- Ухватил - значит, действовал необдуманно, случайно ухватил то, что подвернулось под руку.

Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию.

Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.

- Прочитайте, как лев повел себя?

- Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой…

- Почему же лев не растерзал собачку, а заинтересовался ею? Что его удивило? Найдите и прочитайте это место.

- Умный взгляд собачки был как просьба не есть ее. Собачка очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.

- Найдите и прочитайте в тексте, как автор говорит о собачке? («Собачка», «собачонка», «лапки», «хвостик» и другие добрые слова.)

- Почему? (Он любит ее, потому что маленькая, добрая и беззащитная.)

- Вспомним, какое животное лев? (Хищник, царь зверей, крупное животное, у него могучее рычание.)

- По какому действию из текста мы видим, что он хищник? Найдите в тексте и прочитайте. (Оторвал кусок мяса и поделился с ней.)

- Как лев относился к собачке?

- Найдите и прочитайте этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.) - Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит? - Во что переросли чувства собачки и льва? Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год.

- Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении? (Жизнь в клетке, в неволе, невесела и не особо богата событиями.)

- Она понравилась льву. Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее.

- Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст.

- В дружбу.

- Что же произошло с собачкой?

- Найдите и прочитайте отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки?

- Какие чувства испытывает лев от потери собачки? (Безысходность, он не знает, как вернуть своего друга.)

- Собачка заболела

и умерла.

- Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.

- С помощью каких слов автор передаёт чувства льва? Зачитайте. (Он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих.)

- Почему лев стал грызть засовы и пол?

- Места себе не находил. Возможно, он понял, что не может больше оставаться в клетке, он пытается вы ваться на свободу, но не может этого сделать.

- Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найдите этот момент в тексте и прочитайте. (Дал новую собачку.) - Почему он убил другую собачку? (Не остыла боль утраты, остался верен своей подруге.)

- Почему лев не принимает новую собачку? (Друзей не меняют, был ей предан.)

- С кем сравнивает Л. Н. Толстой самого льва и его чувства? (Изобразил льва как человека, показал, как он переживает горе, утрату.) - Прочитайте про себя последние два предложения. Скажите, чем заканчивается эта история? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережив её на несколько дней.)

- Какой конец в этой истории? (Печальный.)

- Эта история настоящая трагедия. А трагедия - это…

- Кого вам сейчас жалко? Почему?

- Скажите, так могут ли совершенно разные животные по размеру, образу жизни, характеру испытывать глубокие и сильные чувства друг к другу? Эта история доказывает нам то, что животные, так же как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.

- А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его? - Всегда ли вы можете заметить боль, радость как людей, так и животных?

- Какая пословица подходит к этому рассказу? Почему?

1. Где дружбой дорожат, там враги дрожат.2. Храброму смерть не страшна.

3. Один за всех и все за одного.4. Сила сломит всё, а ум силу.

- На примере рассказа «Лев и собачка» хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными и их судьбами как хотят. И поведение льва - урок людям. Урок доброты, верности, преданности

Высказывают свое мнение.


Отвечают на вопрос.


Выбирают пословицу, делают выводы


Полно и точно выражают свои мысли

V. Домашнее

задание

Придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной. Выполнить задание в рабочей тетради, с. 40

VI. Итог урока.

Рефлексия

- Понравился сегодняшний урок?

- Чем особенно вам запомнился этот рассказ? Что особо поразило вас?

- О чем этот рассказ? (О преданности и любви животных друг к другу.)

- С каким чувством вы уходите с урока?

- Все произведения Л. Н. Толстого ненавязчиво нас поучают, дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости. Закончите фразы.

Делают выводы и обобщения.

Формулируют ответы на вопросы.


© 2010-2022