- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок 34. Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА»
Урок 34. Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Царик М.П. |
Дата | 08.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
5
Урок 34. Л. Н. толстой «Лев и собачка» (учебник, с. 160-162; рабочая тетрадь, с. 40)
Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»; способствовать формированию навыков чтения, умения высказывать свои мысли; развитию устной связной речи, логического мышления, творческих навыков коллективной работы в группах; содействовать воспитанию доброго отношения к животным (толерантного отношения к окружающим людям), нравственному становлению личности
Планируемые результаты
Предметные:
научатся выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами
из текста
Метапредметные:
познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;
регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
коммуникативные: руководствуются выработанными критериями при оцен-ке поступков литературных героев и своего собственного поведения
Личностные:
пользуются формами самооценивания и взаимооценивания на уроке Образовательные ресурсы: портрет Л. Н. Толстого, подборка книг Л. Н. Толстого, детские рисунки по произведениям писателя, аудиозапись рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка»
Организационная структура урока
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности
Формируемые способы
деятельности
I. Организация начала урока
- Прозвенел звонок на урок. Доброе утро, ребята! Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.
Показывают готовность к уроку. Приветствуют учителя
Владеют навыками психологической подго-
- Постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко
и чётко отвечать на вопросы.
Психологически настраивает учащихся класса на урок
товки к уроку, организации рабочего места, вежливого общения
II. Постановка учебной задачи
Отгадайте загадки - и вы узнаете, о ком мы сегодня будем читать на уроке.
1. С царственной гривой, с гордой походкой, 2. Лежит - молчит,
Осмотрит свои он владения зорко. Подойдёшь - заворчит.
Даже не думай встать на пути - Кто к хозяину идёт,
С царской особой ты не шути. (Лев.) Она знать даёт. (Собака.)
- Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся?
- О чём нам может рассказать заголовок? (О хищном льве и маленькой собачке.)
- Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает?
- Что означает слово «быль»?
- Обратимся к «Большому толковому словарю русского языка» Ожегова и уточним значение этого слова.
Быль - 1. То, что было в прошлом. 2. Рассказ о действительном происшествии.
Отгадывают загадки
Читают название.
Рассуждают о содержании произведения.
- Это быль.
Высказывают свое мнение.
Работают со словарем Ожегова.
Владеют логическими действиями.
Прогнозируют содержание рассказа по за-головку и иллюстрациям. Владеют навыками работы со справочной литературой. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности
- Посмотрите, кто это? (На доске иллюстрация: лев.)
- Что вы знаете о таком животном, как лев? (Дикое животное, хищник, царь зверей.)
- А это кто? (На доске иллюстрация: собака.)
- Что можно сказать о собаке? (Собака - домашнее животное, друг человека, единственное близкое, родное, живое существо, друг.)
Отвечают на вопрос.
- Могут ли два абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.
- Кто догадался, как называется эта быль? («Лев и собачка».)
Высказывают свое мнение
III. Изучение нового мате-
риала.
- Я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно в далеком городе Лондоне, столице Англии.
Л. Н. Толстой не был в Англии, никогда не был в Лондоне. Возможно, эту исто-
Внимательно слушают.
Принимают
и сохраняют цели и задачи
1. Первичное восприятие
текста.
2. Словарная
работа
рию писателю рассказал кто-нибудь из моряков, кто бывал в Лондонском порту. И, услышав ее, Лев Николаевич не остался к ней равнодушен, а написал об этом рассказ «Лев и собачка». - После чтения ответьте на вопрос: о чем (а не о ком) эта быль?
Читает рассказ.
- Понравился рассказ?
- Перед прочтением текста поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.
- Смысл каких слов вам был непонятен?
Зверинец - место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.
Барин - богатый человек, который имеет прислугу.
Ощетиниться - поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.
Бился - ударялся, колотился, совершал резкие движения.
Метался - беспокойно двигался из стороны в сторону. Издохла - умерла.
Засовы - большие дверные задвижки.
- Вы очень внимательно слушали эту историю. Ответьте на вопрос: о чем эта быль?
- Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ?
- Какой эпизод показался вам самым напряженным?
- Назовите главных героев были.
- Где происходит действие?
- Было ли вам кого-нибудь жалко?
Физкультминутка
Все ребята дружно встали (Выпрямиться)
И на месте зашагали. (Ходьба на месте.)
На носочках потянулись, (Встать на носки, потянуться.)
А потом назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки за голову.)
Как пружинки мы присели (Присесть.) И тихонько разом сели (Выпрямиться и сесть.)
Делятся своими впечатлениями.
Определяют совместно
с учителем толкование слов.
- О любви и привязанности животных друг к другу.
- Печаль, грусть, тревогу.
- Лев и собачка.
- В зверинце.
Выполняют физкультминутку
учебной деятельности.
Владеют навыками работы со справочной литературой.
Используют простые рече- вые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.
Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя
IV. Продолжение работы над темой.
Анализ произведения
- Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? Найдите и прочитайте ответ на вопрос. (За смотренье диких зверей брали деньгами или животными (кошками или собаками) на корм зверям, У этого человека не было денег, но ему захотелось поглядеть на животных в зверинце.)
- Посмотрите, какая была раньше жестокость со стороны человека по отношению к животным. В чем выражалась эта жестокость людей в данном произведении?
(Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединены союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.)
- Найдите в тексте слово ухватил. Прочитайте предложение полностью. Подберите синоним к слову ухватил. - Почему именно это слово употребил автор, какой оттенок значения важен для него?
В своем произведении Л. Н. Толстой не описал подробно ни внешность собачки и льва, ни их переживания. Но он много рассказал о поведении этих животных.
Выполняют задания, отвечают на вопросы.
- Ухватил - значит, действовал необдуманно, случайно ухватил то, что подвернулось под руку.
Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию.
Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.
- Прочитайте, как лев повел себя?
- Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой…
- Почему же лев не растерзал собачку, а заинтересовался ею? Что его удивило? Найдите и прочитайте это место.
- Умный взгляд собачки был как просьба не есть ее. Собачка очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.
- Найдите и прочитайте в тексте, как автор говорит о собачке? («Собачка», «собачонка», «лапки», «хвостик» и другие добрые слова.)
- Почему? (Он любит ее, потому что маленькая, добрая и беззащитная.)
- Вспомним, какое животное лев? (Хищник, царь зверей, крупное животное, у него могучее рычание.)
- По какому действию из текста мы видим, что он хищник? Найдите в тексте и прочитайте. (Оторвал кусок мяса и поделился с ней.)
- Как лев относился к собачке?
- Найдите и прочитайте этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.) - Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит? - Во что переросли чувства собачки и льва? Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год.
- Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении? (Жизнь в клетке, в неволе, невесела и не особо богата событиями.)
- Она понравилась льву. Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее.
- Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст.
- В дружбу.
- Что же произошло с собачкой?
- Найдите и прочитайте отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки?
- Какие чувства испытывает лев от потери собачки? (Безысходность, он не знает, как вернуть своего друга.)
- Собачка заболела
и умерла.
- Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.
- С помощью каких слов автор передаёт чувства льва? Зачитайте. (Он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих.)
- Почему лев стал грызть засовы и пол?
- Места себе не находил. Возможно, он понял, что не может больше оставаться в клетке, он пытается вы ваться на свободу, но не может этого сделать.
- Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найдите этот момент в тексте и прочитайте. (Дал новую собачку.) - Почему он убил другую собачку? (Не остыла боль утраты, остался верен своей подруге.)
- Почему лев не принимает новую собачку? (Друзей не меняют, был ей предан.)
- С кем сравнивает Л. Н. Толстой самого льва и его чувства? (Изобразил льва как человека, показал, как он переживает горе, утрату.) - Прочитайте про себя последние два предложения. Скажите, чем заканчивается эта история? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережив её на несколько дней.)
- Какой конец в этой истории? (Печальный.)
- Эта история настоящая трагедия. А трагедия - это…
- Кого вам сейчас жалко? Почему?
- Скажите, так могут ли совершенно разные животные по размеру, образу жизни, характеру испытывать глубокие и сильные чувства друг к другу? Эта история доказывает нам то, что животные, так же как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.
- А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его? - Всегда ли вы можете заметить боль, радость как людей, так и животных?
- Какая пословица подходит к этому рассказу? Почему?
1. Где дружбой дорожат, там враги дрожат.2. Храброму смерть не страшна.
3. Один за всех и все за одного.4. Сила сломит всё, а ум силу.
- На примере рассказа «Лев и собачка» хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными и их судьбами как хотят. И поведение льва - урок людям. Урок доброты, верности, преданности
Высказывают свое мнение.
Отвечают на вопрос.
Выбирают пословицу, делают выводы
Полно и точно выражают свои мысли
V. Домашнее
задание
Придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной. Выполнить задание в рабочей тетради, с. 40
VI. Итог урока.
Рефлексия
- Понравился сегодняшний урок?
- Чем особенно вам запомнился этот рассказ? Что особо поразило вас?
- О чем этот рассказ? (О преданности и любви животных друг к другу.)
- С каким чувством вы уходите с урока?
- Все произведения Л. Н. Толстого ненавязчиво нас поучают, дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости. Закончите фразы.
Делают выводы и обобщения.
Формулируют ответы на вопросы.