Сценарий внеклассного мероприятия День культуры

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕНЬ КУЛЬТУРЫ: Конспект внеклассного мероприятия в 4 классе. Цели: воспитание ответственности за сохранение и защиту Культуры и популяризация идей праздника «День культуры 15 апреля» Задачи: -узнать историю праздника Международного дня культуры; -определить, что составляет основу духовной культуры человека; -создать условия для широкого проявления детского творчества; -способствовать стремлению к духовному совершенствованию, нравственному и эстетическому развитию учащихся. Ход мероприятия: Сегодня мы отмечаем Международный день культуры, который учрежден в честь принятия 15 апреля 1935 года Пакта Рериха - международного договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Николай Константинович Рерих (1874-19470-художник, ученый, мыслитель, общественный деятель и гуманист писал: «Культура- вот главная движущая сила в совершенствовании общества и в единении людей всех наций и вероисповеданий1. По инициативе Международной общественной организации «Лига защиты культуры» с 1998г 15 апреля отмечается как Всемирный день культуры с поднятием Знамени мира.

(закрепить плакат с изображением Знамени мира на доске).

Всемирный день культуры - возможность еще раз задать вопрос: «Что следует делать» или «Тебе не следует это делать», «Что такое культура?», «Каким я представляю духовно богатого человека?». В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова даётся такое определение духовности: «Духовность - это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными»2. В вашем учебнике «Основы духовно-нравственной культуры народов России» мы читаем: «Духовность- это мысли, чувства, интересы, ценности человека, которые направляют его к добрым поступкам, возвышают над обычными жизненными заботами(о еде, тепле, сне), то есть отличают от животных. Светское понимание духовности- стремление познавать мир, а не просто использовать его, бескорыстно заботиться о других людях, а не только о себе. Религиозное понимание духовности- состояние близости души человека [ его внутреннего мира] к Богу, стремление следовать его заповедям [законам]3. Слово «культура» в латинском языке означает широкий круг понятий: возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Культура является итогом достижений человечества. По мнению Н.К. Рериха, только культура, возвышая и совершенствуя человека, борется с бездуховностью и деградацией, помогает обществу двигаться к лучшему будущему. Со словами предостережения от бездуховности обращается к вам завуч по немецкому языку нашей школы- Татьяна Евгеньевна Дрожжина:

Убожество души мы сеем сами.

Убожество цветет повсюду здесь:

И в жалких текстах всей телерекламы,

И в многих кинофильмах оно есть.

Смогло оно до книг уже добраться:

культура речи в них равна нулю.

Герои книг все чаще матерятся,

И книги роль почти утратили свою.

Американские чужие песни

Наивную дурманят молодежь.

И молодежный сленг, что всем известен,

На речь родную вовсе не похож.

Рисунки под названием граффити

Для русских душ совсем не хороши.

И все это- хотите ль, не хотите ль-

Приводит нас к убожеству души4. И. В. Гёте, чьё имя носит наша школа, писал: «Поведение-это зеркало, в котором каждый показывает свой лик»5. Принятый порядок поведения в различных ситуациях определяет этикет. Правила отношений между людьми называется моралью, этическими нормами. «Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым- за умением ими пользоваться»,- писал Блез Паскаль. Как вы думаете, что помогает человеку поступать хорошо, правильно; на чем основываются правила поведения человека? Из поколения в поколение передаются правила поведения, которые помогают объяснить, какие поступки считать добрыми, а какие злыми. Мораль утверждает, что добрые поступки человека гораздо важнее, чем красивое лицо или несметное богатство. Русская пословица гласит: «Доброе слово дороже богатства». Основные нравственные правила разных народов России общие. Чтобы убедиться в этом, сейчас проведем игру «Пословицы народов России и ближнего зарубежья об обычаях нравственной культуры». (Пока дети выполняют задание, звучит песня «Дорогою добра»). Задание: Создаем 3 команды. Вам нужно разделить представленные пословицы на три группы по темам: о добре и зле; о правде и честности; о труде и упорстве. Сделайте вывод: перечислите общие нравственные правила разных народов России Давайте уточним смысл слов: добро, зло, долг, совесть, честь и достоинство, справедливость и милосердие, счастье и смысл жизни.(Ответы детей) В. Гёте писал: «Кто и для малейшего из своих современников довольно сделал, тот жил для всех веков»; «Без пользы жить - безвременная смерть»6 Писателю Леониду Андрееву принадлежат слова: «Жизнь, не освещенная высшей целью, сведенная к голой борьбе за примитивные потребности существования,- такая жизнь- тоска, томление и гнусность». О чем говорят эти авторы? Как называют высшую цель, к которой стремится человек, и она является образцом для поведения? /Идеал. «Красиво жить - не просто звук пустой. Лишь тот, кто в мире красоту умножил Трудом, борьбой,- тот жизнь красиво прожил, Воистину увенчан красотой!7 Добро- мысли, слова, дела, которые люди считают положительными, светлыми, хорошими, полезными, нужными для сохранения или продолжения жизни. Доброта - это стремление человека сделать счастливыми других. Она не требует наград, «если сделал добро - забудь, а если получил от других, то помни». Послушайте стихотворение Марка Лисянского: А как нам добрые слова нужны! Не раз мы в этом убедились сами, А может не слова - дела важны? Дела - делами, а слова - словами. Они живут у каждого из нас, На дне души до времени хранимы, Чтоб их произнести в тот самый час, Когда они другим необходимы8. «Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо - увидишь, что все станет лучше. Все в жизни зависит от тебя самого, поверь мне…»9,- писал Максим Горький. Важными для духовного, культурного человека являются такие качества, как внимательность, отзывчивость, чуткость, сострадание и милосердие. Милосердие - готовность помочь другому человеку, не ожидая награды, готовность простить обиду. Сострадание- жалость, сочувствие, вызываемые чьим-то несчастьем, горем10. Послушайте стихотворение Игоря Северянина «Сострадание»:

Жалейте каждого больного
Всем сердцем, всей своей душой,
И не считайте за чужого,
Какой бы ни был он чужой.
Пусть к вам потянется калека,
Как к доброй матери - дитя;
Пусть в человеке человека
Увидит, сердцем к вам летя.

И будет радостна вам снова
Вся эта грустная земля...
Жалейте каждого больного,
Ему сочувственно внемля.

Когда человек совершает добрые, правильные поступки, противостоит злу, он оберегает свою честь[уважение со стороны других людей] и обретает чувство собственного достоинства [уважение самого себя]11

У Шекспира есть такие строки:

От века люди честью дорожили:

Ведь без нее мы стали б горстью пыли.

Сокровища на свете разве есть

Ценней, чем незапятнанная честь?12

Слушайте внимательно: Китайская притча «Ладная семья» Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.
Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» А в конце листа: « СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».
-И все?» «Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил: "И мира тоже".13 Слова дружба, доброта, терпение, любовь, уважение можно объединить, назвать одним словом - «толерантность». Из основных характеристик толерантной личности составим цветок толерантности.(Совместное изготовление плакатов про толерантность). Послушайте еще одно стихотворение и подумайте, о чем оно: Стол, за котором ты сидишь, Кровать, в которой ты уснешь, Тетрадь, ботинки, пара лыж, Тарелка, вилка, нож; И каждый гвоздь, и каждый дом, И каждый ломтик хлеба- Все это сделано трудом, А не свалилось с неба. За все , что создано для нас, Мы благодарны людям! Придет пора, настанет час- И мы трудиться будем14. (С. Михалков) Да, это стихотворение о праве на труд и о счастье труда. М. Горький писал: «Когда труд- удовольствие, жизнь - хороша! Именно в труде, и только в труде, велик человек, и чем горячей его любовь к труду, тем более величественен сам он, тем продуктивнее, красивее его работа… Мы должны научиться понимать труд как творчество15. «Счастье достается тому, кто много трудится»16 Сейчас вы пока - школьники, главный ваш труд- это учеба, хорошие крепкие знания. А «знание есть следствие великого труда»,- писал Н. К. Рерих. Особых усилий от вас требует умение читать, работать с книгой, со словом, т.е умение мыслить: Молчат гробницы, мумии и кости,- Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный - речь17. «Не глаз, но мозг и сердце читают»,- гласит мудрость. Читать- значит понимать, осмысливать, размышлять, исследовать, воспринимать сердцем, т.е. понимать мир через культуру. Известный писатель С. Цвейг писал: «Чем тесней ты связан с книгой, тем глубже открывается для тебя жизнь… и любя ее, ты созерцаешь и проникаешь мир во сто крат полней и глубже»18. Поддержим призыв Н. К. Рериха « МИР ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ».

Литература

Афоризмы: избранные изречения деятелей литературы и искусства/ред. И. С. Эвентов- Лениздат, 1964-213с.

Бехер И. Р. Избранное- М., 1956

Бунин И. Стихотворения/Иван Бунин.- М.: Профиздат, 2014(Поэзия ХХ века)

В мире мудрых мыслей/ред. А. Г. Спиркин.-М.: Знание, 1962

Герасимова Т. Н. Что может быть семьи дороже. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»[Электронный ресурс ]. Режим доступа: festival.1september.ru/articles/594082/

Гёте И. В. Собрание сочинений в переводе русских писателей: в 8-т.- Т.6

Дрожжина Т. Е.. Хрустальный шар: стихи/ Татьяна Дрожжина.-СПб: КСИ-Принт, 2015-220с.-С.102

Крылатые выражения из произведений русской литературы.- Ростов н/Д: Феникс, 2011

Лисянский М. Здравствуй!.-М.: Советский писатель, 1962

Михалков С. Любимые стихи.- М.: Астрель, Полиграф, 2011

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка- 4-е изд., дополн.- М., 2002

Основы духовно-нравственной культуры народов России»: учебник. 4 класс. Светская этика/Р.Н. Бунеев, Д. Д. Данилов, И.И. Кремлёва.- М. Баласс, 2012

Северянин И. Полное собрание стихотворений.-М.: ЭКСМО, 2008

Слово о книге/Сост.Е. С. Лихтенштейн.- М.: Книга, 1986

Уварова Л. И. Культура как метод приобщения юного поколения к культурным ценностям//Ребенок в современном мире: детство и социокультурная прогностика/Материалы XVI Международной конференции, РГПУ им. А. И. Герцена./Гл. ред. К. В. Султанов.- СПБ.: Изд-во СПбГПУ, 2009- С.459-465

Шекспир У. Король Ричард III/ пер. М. Донского- М.: Фолио, 2011

День Культуры[Электронный ресурс ] Опубликовано на сайте Международной Лиги защиты культуры. Режим доступа:culturaspb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=913&Itemid=1


Приложение

ПОСЛОВИЦЫ

Без труда не выловишь и рыбку из пруда. [Русская]

Во зле жить - по миру ходить. [Русская]

Всякий, посеявший семена зла, открывает ворота своей гибе­ли. [Таджикская]

Даже для врага будь правдивым свидетелем. [Осетинская]

Делай добро своему недругу; пусть он увидит и смутится. [Че­чено-ингушская]

Для ленивого то дождь идёт, то снег. [Грузинская]

Добром за добро платит каждый, добром за зло -- настоящий человек. [Татарская]

Злой человек и самого себя ненавидит. [Удмуртская]

Какова резва ни будет ложь, а от правды не уйдёт. [Русская]

Корову не накормишь -- молока не надоишь. [Украинская]

Кто часто клянётся, тот часто врёт. [Лезгинская]

Ленивая рука покоится на пустом желудке. [Армянская]

Ленивый пастух за стадом далеко ходит. [Осетинская]

Лентяй всегда в раздумье. [Азербайджанская]

Лентяй одно дело дважды делает. [Башкирская]

Ложь стоит на одной ноге, а правда -- на двух. [Удмуртская]

Над маслом вода не всплывает, над правдой кривда не подни­мается. [Якутская]

Не делай зла - не будешь знать страха. [Даргинская)

Плохое к хорошему не приведёт. [Мордовская]

Подведёшь другого -- пострадаешь сам. [Чечено-ингушская]

После дождя солнце жжёт, после лжи - стыд. [Калмыцкая]

Правда, что шило, - в мешке не утаишь. [Русская]

Рукава засучить ещё не значит коров подоить. [Лезгинская]

У лгуна дом сгорел -- никто не поверил. [Татарская]

Хочешь яблока - ухаживай за яблоней. [Татарская]

ОСценарий внеклассного мероприятия День культурыформление: пословицы оформлены в виде облаков, которые закрепляются на магнитной доске вокруг 3 больших(пословицы о добре и зле; о правде и честности; о труде и упорстве



Песня «Дорогою добра» [Слова: Ю. Энтин, Музыка: М. Минков]

1. Спроси у жизни строгой Какой идти дорогой, Куда по свету белому Отправиться с утра. Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра.
2. Забудь свои заботы, Падения и взлёты, Не хнычь, когда судьба себя Ведёт не как сестра. Но если с другом худо, Не уповай на чудо, Спеши к нему, всегда веди Дорогою добра.
3. Ах, сколько будет разных Сомнений и соблазнов, Не забывай, что это жизнь, Не детская игра. Ты прочь гони соблазны, Усвой закон негласный, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра. 4. Спроси у жизни строгой Какой идти дорогой, Куда по свету белому Отправиться с утра. Ты прочь гони соблазны, Усвой закон негласный, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра.



1День Культуры[Электронный ресурс ] Опубликовано на сайте Международной Лиги защиты культуры. Режим доступа:culturaspb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=913&Itemid=1

2 Ожегов С. И. ,Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка- 4-е изд., дополн.- М., 2002

3 «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: учебник. 4 класс. Светская этика/Р.Н. Бунеев, Д. Д. Данилов, И.И. Кремлёва.- М. Баласс, 2012- С.76

4 Дрожжина Т. Е.. Хрустальный шар: стихи/ Татьяна Дрожжина.-СПб: КСИ-Принт, 2015-220с.-С.102

5Гёте И. В. Собрание сочинений в переводе русских писателей: в 8-т.- Т.6-С.517

6Афоризмы: избранные изречения деятелей литературы и искусства/ред. И. С. Эвентов- Лениздат, 1964-213с.- С.98

7 Бехер И. Р. Избранное- М., 1956-С.137

8 Лисянский М. Здравствуй!.-М.:Советский писатель, 1962

9 Крылатые выражения из произведений русской литературы.- Ростов н/Д: Феникс, 2011

10 Ожегов С. И. ,Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка- 4-е изд., дополн.- М., 2002-С.751

11 Основы духовно-нравственной культуры народов России: учебник. 4 класс. Светская этика/Р.Н. Бунеев, Д. Д. Данилов, И.И. Кремлёва.- М. Баласс, 2012

12 Шекспир У. Король Ричард III/ пер. М. Донского- М.: Фолио, 2011

13 Герасимова Т. Н. Что может быть семьи дороже. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»[Электронный ресурс ]. Режим доступа: festival.1september.ru/articles/594082/

14 Михалков С. Любимые стихи.-М.: Астрель, Полиграф, 2011-С.210

15 Афоризмы: избранные изречения деятелей литературы и искусства/ред. И. С. Эвентов- Лениздат, 1964-213с.- С.66

16 Там же- - С.51

17 Бунин И. Слово// Бунин И. Стихотворения/Иван Бунин.- М.: Профиздат. 2014(Поэзия ХХ века)-С.54

18 Слово о книге/Сост.Е. С. Лихтенштейн.- М.: Книга, 1986-С.100

© 2010-2022