Конспект урока Вещества Окружающий мир Программа Школа 2100

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по окружающему миру в 3 «Б» классе.

Учитель: Прост Е.П.

Класс 3 «Б»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Тема урока: «Тела и вещества». Цель урока: дать детям первоначальные представления о природе и её составляющих. Задачи урока: Усвоить понятия.

  1. Тела природы, природные явления.
  2. Предмет.
  3. Твердое, жидкое, газообразное тело.
Вопросы:
  1. Тела природы.
  2. Вещества в природе.
Уметь:
  1. Бегло читать текст.
  2. Уметь пересказывать прочитанное.
  3. Отвечать на вопросы.
  4. Своими словами давать определение понятий.
  5. Применять законы и правила к природным процессам и предсказывать конечный результат в совокупности взаимосвязанных явлений.


  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Сообщение темы и цели урока.


Вся окружающая нас природа состоит из тел природы. Самые большие из них это звезды, Солнце, Луна, Земля. Да, Земля, на которой мы живем, с ее полями, лесами, горами, морями и реками это тело природы. Очень большое тело природы. Большие тела могут состоять из более мелких тел. Так ученые называют телами природы камень, гору, песок, глину, каплю росы, кусок люда, деревья, травы, всех животных (и человека). Тел природы очень много, их даже невозможно перечислить все. Все тела природы отличаются друг от друга формой и размерами. Приведите примеры (дерево - трава, гора - камень, слон - птица, змея - божья коровка, кусок льда - капля воды и т.д.). Но есть и ещё отличия. Сравним камень и воду (каплю) - кто назовет главное их отличие, кроме формы и размера? Можно ли пощупать камень? Почему? Можно ли пощупать воду? Почему? Сделайте вывод. Камень твердый, поэтому он сохраняет форму, его можно пощупать, а вода жидкая, она растекается, поэтому она меняет форму и её нельзя пощупать. Назовите другие твердые тела природы (песок, глина, растение). Вывод: Тела природы могут быть твердыми и жидкими. Но (!?) на Земле есть удивительное тело природы, которое невозможно пощупать и даже увидеть… Опыт: Дети, сделайте вдох и подуйте на руку - что вы ощущаете? Подуйте на край раскрытой тетради или книги, что мы наблюдаем? Подуйте на лежащую на столе ручку. Что мы видим? Почему поднимаются листы тетради, почему катится по столу ручка? Ведь мы их не трогали? Да! Это воздух, которым мы сотворили маленький ветер. Поток воздуха поднимает страницы и катит ручку. Возьмите в руку тетрадь и помашите ей на спокойно лежащие листы другой тетради и на ручку, не прикасаясь к ним тетрадью. Мы видим, что всё повторилось, - листы шевелятся, а ручка даже катится. Вывод: Со всех сторон нас окружает воздух. Можно ли отнести воздух к твердым телам природы? Почему? А если назвать воздух жидким телом природы? Правильно ли это? Почему? Воздух - это газ. Это особое тело природы - газообразное. Вывод: Окружающая нас Природа состоит из твердых, жидких и газообразных тел.
  1. Физ.минутка.

Вот помощники мои

Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Постучали, повернули
И работать захотели.
Тихо все на место сели.


Все тела природы и предметы, сделанные людьми, состоят из веществ. Чаще всего из нескольких веществ, соединившихся во что-то новое. Это касается всех тел природы: твердых, жидких, газообразных. Так воздух - не просто газ, а смесь газов. В состав воздуха входят: азот, кислород и углекислый газ. Азот и кислород тоже газы. Гранитный камень состоит из кварца, полевого шпата и слюды. Все три части являются твердыми веществами. А вот хорошо известная всем вода удивила ученых. Сама вода - жидкость, а состоит она из кислорода и водорода. Кислород и водород - газы, но природа умудрилась их так соединить, что получилась жидкость - вода. Соединение это очень прочное, разложить воду на кислород и водород невероятно трудно. Живые тела природы - растения, животные и человек имеют в своем составе больше веществ, чем тела неживой природы. Так в растениях есть вода, сахар, крахмал, соли, углекислый газ, кислород и много других. В телах животных набор веществ еще богаче. Вывод: Все тела природы состоят из веществ.

  • Молекулы. Атомы.

- Вы теперь знаете, что тела состоят из веществ.

- А из чего состоят вещества?

- Вещества состоят из крошечных частиц - атомов.


  • Слово - атом.

- Это слово придумали много веков назад в Греции. Оно означает неделимый. Атомы такие маленькие, что их не разглядеть даже в микроскоп. Чтобы они были видны, их нужно собрать вместе миллион штук.

- И образуется - что? Молекула.


  • Слово - молекула.

- Как из букв образуются слова, так из атомов образуются молекулы.

В зависимости от того, как молекулы соединяются и на каком расстоянии друг от друга находятся, образуются разные вещества: твердые, жидкие, газообразные.

Физкультминутка под музыку.


  • Опыты.

1. Возьмем карандаш, попробуем его сломать. Твердое тело сохраняет свою форму.

Вывод: В твердом веществе молекулы знают своё место и очень плотно присоединены друг к другу.

Изображение молекул твердых веществ.

2. Перельем воду из колбы в стакан, возьмем воду рукой. Молекулы воды разъединились.

Вывод: в жидких веществах молекулы находятся на некотором расстоянии друг от друга и не подчиняются строгой дисциплине. Поэтому жидкость не сохраняет форму, а просто течет.

Изображение молекул жидких веществ.

3. - А где же у нас газообразное вещество? (Вокруг нас - воздух , состоящий из нескольких веществ)

- А как же располагаются молекулы в газообразных веществах? (Молекулы находятся далеко друг от друга. Между ними нет никакого сцепления.)

4.Изображений молекул газообразных веществ.

- Молекулы при малейшей возможности разлетаются кто куда.

Физкультминутка:

- Молекула газа напоминает знаменитую сказочную кошку, которая гуляет сама по себе. Давайте, погоняем молекулы воздуха рукой. (дети встают и машут руками)


  1. Практическая работа.

- Вы хорошо запомнили, как расположены молекулы в разных веществах. Сейчас вы выполните такое задание: при помощи пластилина изобразите молекулы разных веществ.

1 группа: изобразить молекулы тела - камня.

2 группа: молекулы тела - молоко.

3 группа: молекулы тела - дым.

4 группа: по выбору.

Делаем выводы. Сравниваем молекулы разных веществ.

Сравнение молекул веществ.

Гимнастика для глаз. Вытянули руки вперёд и медленно приближаем указательный палец, не отводя от него взгляд. Глазами нарисовали восьмёрку.

XII. Свойства жидких, твердых, газообразных веществ.

- Как вы себя ведете, когда холодно? (съёживаются)

- А когда жарко? (потягиваются)

Точно так же ведут себя вещества. Когда холодно - они сжимаются, а когда жарко - расширяются.

Презентация свойств веществ.

- А что происходит с веществами при охлаждении?

- Читаем вывод.

Вывод о свойстве веществ.


  1. Задание на дом: стр. 3-4 учебника, тетрадь стр. 2-3

Ответить на вопросы (письменно в тетради):

  1. Можно ли назвать дым газом?
  2. Можно ли назвать газом пар?
  3. Можно ли назвать газом туман?

Конспект урока Вещества Окружающий мир Программа Школа 2100
© 2010-2022