- Преподавателю
- Начальные классы
- План конспект по чтению на тему Первоучителя словенские (1 класс)
План конспект по чтению на тему Первоучителя словенские (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гагиева М.Н. |
Дата | 08.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок обучения грамоте в 1-м классе. Тема: «Знакомство с кириллицей»
Цели:
-
дать представление о кириллице;
-
способствовать духовно-нравственному воспитанию;
-
развивать творческое мышление.
Оборудование:
-
современный русский алфавит,
-
фотография памятника Кириллу и Мефодию в Москве автор А.П. Конаныхин,
-
иллюстрации учебника по теме,
-
фонозапись "Былинный наигрыш" Н.Римский-Корсаков.
Примечание:
-
Программа "Школа России",
-
учебник "Русская азбука" В.Г. Горецкий.
Ход урока
-
Орг. момент.
-
Проверка домашнего задания.
1. Выставка рисунков. Беседа.
-звучит песня «С чего начинается Родина». На доске представлена выставка детских рисунков.
- Расскажите, что именно вы изобразили на своих рисунках? Почему именно этот кусочек Родины вы изобразили?
- Что общего у всех этих рисунков?
- Что вы знаете о берёзе?
(Ученик читает стихотворение)
Ксюша
Столетьями стоят под небосводом
России белоствольные леса!
Берёзы белые, красавицы лесные,
Вновь ваши песни сердцем я ловлю.
Постичь нельзя вас, не познав России,
И полюбить, как я её люблю.
2. Чтение текста «Наше отечество» (Слабочитающие работают по карточкам)
- Задайте друг другу вопросы по тексту.
- Какие пословицы о Родине вы знаете? (2 ряд по цепочке читает пословицы)О чем говорят нам эти пословицы?
Закончите пословицу: «Человек без родины, что соловей без …..»
- А кто из вас знает сказки или былины о русских богатырях-защитниках? Как их звали?
- А какие цвета у Российского флага?
(Ученик читает стихотворение)
Кирилл
Времена теперь другие,
Как и мысли, и дела.
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Умный, сильный наш народ
Свою землю бережёт.
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава нашей стороне!
- Откуда мы знаем о нашей старине, прошлом нашей Родины?
- Ребята, мы сегодня с вами окунемся в историю, совершим путешествие в прошлое и узнаем много нового и интересного.
Итак, отправляемся в прошлое. Сели поудобнее в машину времени. Закрыли глаза (звучит космическая музыка). Представили звёздное небо. Звёзды сверкают, играют с нами. Открыли глаза. И вот мы в прошлом.
- Вы когда-нибудь слышали о таких людях как Кирилл и Мефодий?
- А что вы о них знаете?
(Кирилл и Мефодий были братьями. И чтобы общаться на расстоянии они создали славянскую азбуку, т.е. славянский алфавит).
- Итак, мы с вами будем говорить о Кирилле и Мефодии, прочитаем про них рассказ и может быть узнаем о них что-то новое.
II. Работа по теме урока.
Откроем учебник на стр.214.
- Я сейчас прочитаю вам текст "Первоучители славенские", а вы внимательно послушаете, потом ответите на вопросы.
- В тексте встретится такое слово, как РАВНОАПОСТАЛЬНЫЕ
(Выносится слово на доску)
- Знаете ли вы кого называли равноапостальные?
Равноапостальные - это люди, которые равны перед апостолом.
АПОСТОЛ - это ученик Иисуса Христа, несущий людям его учение (определение взято из словаря С.И. Ожегова).
- Ребята, а кто такой Иисус Христос?
ИИСУС ХРИСТОС - это сын божий, который пришел на землю в облике человека, который создал землю и небо.
(Учитель читает текст из учебника, в это время звучит музыка "Былинный наигрыш" Н.Римский-Корсаков).
- Кого называют первоучителями словенскими? Почему?
- Изменилось ли написание букв с тех времён? Какого числа проходит в России праздник славянской письменности и культуры?
(Кирилл и Мефодий были учениками Господа и Иисуса Христа. Написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли, но основа осталась. 24 мая в России проходит праздник славянской письменности и культуры).
- Теперь прочитайте этот текст шепотом и постарайтесь найти такие предложения, которые можно отнести вот к этой иллюстрации. (Рисунок в учебнике)
- Какие предложения подходят к иллюстрации в учебнике?
III. Физкультминутка.
Давайте с вами поиграем в такую игру: сейчас я буду показывать буквы - если покажу букву, обозначающую гласный звук - вы хлопайте в ладоши, если согласный звук - попрыгайте.
-
Продолжение работы по теме.
Продолжаем наше путешествие по прошлому, знакомимся с историей.
(учащиеся читают стихи)
Серёжа
В монастырской келье узкой,
В четырёх глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Дима М
Он писал зимой и летом,
Озарённый тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
Кирилл много думал, работал. И вот азбука была готова. Её вы можете увидеть на с.210-211.
Как называется эта азбука? А почему она так названа? Посмотрите внимательно на эти буквы кириллицы. Не напоминают ли они вам уже знакомые буквы?
Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. Послушайте, как звучит старинная азбука. ( выступление детей-букв)
Наташа
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Дима
Только надо очень добрым быть,
Чтоб в беде друг друга не забыть.
И народы будут жить дружней,
Если будем мы с тобой добрей.
Настя
Люди, вы в ладу живите,
Ласку и любовь несите.
Лучистое солнце
Не делим на части,
И вечную землю
Нельзя разделить,
Но искорку счастья
Ты можешь, ты должен,
Ты в силах
Друзьям подарить.
Ангелина
Есть буквы шипящие,
Есть буквы свистящие,
И только одна из них -
Буква рычащая.
Я буква Рцы.
Недаром я собой горжусь,
Ведь я начало слова Русь.
- Давным-давно Кирилл и Мефодий писали на свертках бумаги, и теперь нам необходимо эти свертки прочитать, но они написаны славянскими буквами, нужно соотнести их с нашими русскими буквами. Поэтому вы сейчас будете работать в парах. Помните о правилах работы в паре.
VII. Работа в парах.
(Дети работают по заданию учителя: соотносят буквы славянского алфавита с современным. Их ответы учитель вывешивает на доску.) (Рисунок 3-8).
Весь славянский мир благодарен братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку. Это случилось в 863 году. Ребята, старинные книги, написанные на славянском языке сохранились и до наших времён. Их можно увидеть в музеях и храмах. Вот одна из них.
Подходит к концу наше путешествие в прошлое.
V. Физкультминутка.
И машина времени, чтобы вернуться домой предлагает нам сыграть в игру. Итак, чтобы играть в эту игру необходимо знать движения и алфавит. Что бы не запутаться в алфавите у вас на столах лежат листочки с правильным произношением букв. А движения вот такие (хлопок в ладоши, хлопок по коленкам, щелчок пальцами). Повторяйте за мной. Машина заведется тогда, когда все будут выполнять правильно эти движения. Теперь на каждый хлопок в ладоши мы хором будем называть буквы, в алфавитном порядке.
VI. Подведение итогов урока.
- Давайте вспомним, что мы изучали сегодня на уроке.
(На доске записаны слова)
Кирилл и Мефодий
- Что нового вы узнали о них?
24 мая
- О чем вам "говорит" это число?
VII. Рефлексия
- Наш урок завершился. Чему он вас научил? Кто из вас захотел еще больше узнать о нашем алфавите? Спасибо большое за работу на уроке. Вы сегодня молодцы!