План конспект по чтению на тему Первоучителя словенские (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок обучения грамоте в 1-м классе. Тема: «Знакомство с кириллицей»

Цели:

  • дать представление о кириллице;

  • способствовать духовно-нравственному воспитанию;

  • развивать творческое мышление.

Оборудование:

  • современный русский алфавит,

  • фотография памятника Кириллу и Мефодию в Москве автор А.П. Конаныхин,

  • иллюстрации учебника по теме,

  • фонозапись "Былинный наигрыш" Н.Римский-Корсаков.

Примечание:

  • Программа "Школа России",

  • учебник "Русская азбука" В.Г. Горецкий.

Ход урока

  1. Орг. момент.

  2. Проверка домашнего задания.

1. Выставка рисунков. Беседа.

-звучит песня «С чего начинается Родина». На доске представлена выставка детских рисунков.

- Расскажите, что именно вы изобразили на своих рисунках? Почему именно этот кусочек Родины вы изобразили?

- Что общего у всех этих рисунков?

- Что вы знаете о берёзе?

(Ученик читает стихотворение)

Ксюша

Столетьями стоят под небосводом

России белоствольные леса!

Берёзы белые, красавицы лесные,

Вновь ваши песни сердцем я ловлю.

Постичь нельзя вас, не познав России,

И полюбить, как я её люблю.

2. Чтение текста «Наше отечество» (Слабочитающие работают по карточкам)

- Задайте друг другу вопросы по тексту.

- Какие пословицы о Родине вы знаете? (2 ряд по цепочке читает пословицы)О чем говорят нам эти пословицы?

Закончите пословицу: «Человек без родины, что соловей без …..»

- А кто из вас знает сказки или былины о русских богатырях-защитниках? Как их звали?

- А какие цвета у Российского флага?

(Ученик читает стихотворение)

Кирилл

Времена теперь другие,

Как и мысли, и дела.

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ

Свою землю бережёт.

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава нашей стороне!

- Откуда мы знаем о нашей старине, прошлом нашей Родины?

- Ребята, мы сегодня с вами окунемся в историю, совершим путешествие в прошлое и узнаем много нового и интересного.

Итак, отправляемся в прошлое. Сели поудобнее в машину времени. Закрыли глаза (звучит космическая музыка). Представили звёздное небо. Звёзды сверкают, играют с нами. Открыли глаза. И вот мы в прошлом.

- Вы когда-нибудь слышали о таких людях как Кирилл и Мефодий?

- А что вы о них знаете?

(Кирилл и Мефодий были братьями. И чтобы общаться на расстоянии они создали славянскую азбуку, т.е. славянский алфавит).

- Итак, мы с вами будем говорить о Кирилле и Мефодии, прочитаем про них рассказ и может быть узнаем о них что-то новое.

II. Работа по теме урока.

Откроем учебник на стр.214.

- Я сейчас прочитаю вам текст "Первоучители славенские", а вы внимательно послушаете, потом ответите на вопросы.

- В тексте встретится такое слово, как РАВНОАПОСТАЛЬНЫЕ

(Выносится слово на доску)

- Знаете ли вы кого называли равноапостальные?

Равноапостальные - это люди, которые равны перед апостолом.

АПОСТОЛ - это ученик Иисуса Христа, несущий людям его учение (определение взято из словаря С.И. Ожегова).

- Ребята, а кто такой Иисус Христос?

ИИСУС ХРИСТОС - это сын божий, который пришел на землю в облике человека, который создал землю и небо.

(Учитель читает текст из учебника, в это время звучит музыка "Былинный наигрыш" Н.Римский-Корсаков).

- Кого называют первоучителями словенскими? Почему?

- Изменилось ли написание букв с тех времён? Какого числа проходит в России праздник славянской письменности и культуры?

(Кирилл и Мефодий были учениками Господа и Иисуса Христа. Написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли, но основа осталась. 24 мая в России проходит праздник славянской письменности и культуры).

- Теперь прочитайте этот текст шепотом и постарайтесь найти такие предложения, которые можно отнести вот к этой иллюстрации. (Рисунок в учебнике)

- Какие предложения подходят к иллюстрации в учебнике?

III. Физкультминутка.

Давайте с вами поиграем в такую игру: сейчас я буду показывать буквы - если покажу букву, обозначающую гласный звук - вы хлопайте в ладоши, если согласный звук - попрыгайте.

  1. Продолжение работы по теме.

Продолжаем наше путешествие по прошлому, знакомимся с историей.

(учащиеся читают стихи)

Серёжа

В монастырской келье узкой,

В четырёх глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Дима М

Он писал зимой и летом,

Озарённый тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

Кирилл много думал, работал. И вот азбука была готова. Её вы можете увидеть на с.210-211.

Как называется эта азбука? А почему она так названа? Посмотрите внимательно на эти буквы кириллицы. Не напоминают ли они вам уже знакомые буквы?

Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. Послушайте, как звучит старинная азбука. ( выступление детей-букв)

Наташа

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Дима

Только надо очень добрым быть,

Чтоб в беде друг друга не забыть.

И народы будут жить дружней,

Если будем мы с тобой добрей.

Настя

Люди, вы в ладу живите,

Ласку и любовь несите.

Лучистое солнце

Не делим на части,

И вечную землю

Нельзя разделить,

Но искорку счастья

Ты можешь, ты должен,

Ты в силах

Друзьям подарить.

Ангелина

Есть буквы шипящие,

Есть буквы свистящие,

И только одна из них -

Буква рычащая.

Я буква Рцы.

Недаром я собой горжусь,

Ведь я начало слова Русь.

- Давным-давно Кирилл и Мефодий писали на свертках бумаги, и теперь нам необходимо эти свертки прочитать, но они написаны славянскими буквами, нужно соотнести их с нашими русскими буквами. Поэтому вы сейчас будете работать в парах. Помните о правилах работы в паре.

VII. Работа в парах.

(Дети работают по заданию учителя: соотносят буквы славянского алфавита с современным. Их ответы учитель вывешивает на доску.) (Рисунок 3-8).

Весь славянский мир благодарен братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку. Это случилось в 863 году. Ребята, старинные книги, написанные на славянском языке сохранились и до наших времён. Их можно увидеть в музеях и храмах. Вот одна из них.

Подходит к концу наше путешествие в прошлое.

V. Физкультминутка.

И машина времени, чтобы вернуться домой предлагает нам сыграть в игру. Итак, чтобы играть в эту игру необходимо знать движения и алфавит. Что бы не запутаться в алфавите у вас на столах лежат листочки с правильным произношением букв. А движения вот такие (хлопок в ладоши, хлопок по коленкам, щелчок пальцами). Повторяйте за мной. Машина заведется тогда, когда все будут выполнять правильно эти движения. Теперь на каждый хлопок в ладоши мы хором будем называть буквы, в алфавитном порядке.

VI. Подведение итогов урока.

- Давайте вспомним, что мы изучали сегодня на уроке.

(На доске записаны слова)

Кирилл и Мефодий

- Что нового вы узнали о них?

24 мая

- О чем вам "говорит" это число?

VII. Рефлексия

- Наш урок завершился. Чему он вас научил? Кто из вас захотел еще больше узнать о нашем алфавите? Спасибо большое за работу на уроке. Вы сегодня молодцы!


© 2010-2022