Интегрированный урок (литературное чтение, окружающий мир, музыка) на тему Россия - Родина моя (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок в 3 классе (литературное чтение, окружающий мир, музыка)

Тема урока: «Россия - Родина моя».


Цель: освоить круг доступной детской художественной литературы по заданной теме.

Задачи: 1) систематизировать умения детей в выборе художественных произведений, стихотворений, песен, иллюстраций, фотографий на тему «Россия-Родина моя»;

2) совершенствовать познавательную деятельность в исследовательской работе при составлении проектов;

3) развивать творческие способности, письменную и устную речь при защите проектов;

4) воспитывать интерес к истории России, патриотизм, чувство гордости за свою страну, бережное отношение к родному краю.


  1. Организационный момент.

Учитель: Доброе утро, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Учитель: Садитесь. Замечательно, что вы готовы начать урок.

II. Постановка проблемы и определение темы урока.

Учитель: Ребята, прочтите пословицы на доске и определите тему нашего сегодняшнего урока.

Пословицы: «Родина любимая - мать родимая».

«Родина - мать, умей за нее постоять».

«Без любви к человеку нет любви к родине».

«Где родился, там и пригодился»

Дети: Мы будем говорить о Родине, о России, о родном крае.

Учитель: Сегодня наш урок мы посвятим теме «Россия - Родина моя».

С малых лет вы слышали слова: РОССИЯ, РОДИНА, ОТЕЧЕСТВО, ОТЧИЗНА, РОДНОЙ КРАЙ (слова написаны на табличках). Задумывались ли вы над смыслом этих слов? Что они значат для нас с вами? Как вы относитесь к своей Родине, родному краю?

III. Актуализация знаний.

Учитель: Прочтите известные слова римского философа-мудреца Луция Аннея Сенеки: «Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что она своя». Ребята, как вы понимаете эти мудрые мысли?

Дети: (Рассуждения детей).

Учитель: В исполнение детей прозвучит песня «Все, что сердцу дорого»

Музыка: Юрий Чичков

Слова: Михаил Пляцковский

Всё, что сердцу дорого,

В песню так и просится.

И рассвет малиновый,

И под небом рощица.

Поглядишь с пригорочка -

Видно речку синюю,

/Видно даль бескрайнюю,

Что зовут Россиею.-2р./

Припев:

Родина, Родина, милые края,

Поле васильковое, песня соловья.

/Нежностью, радостью светится она.

Родина, Родина - на Земле одна.-2р./

Всё, что сердцу дорого,

Взгляду открывается,

И на слово тихое

Эхом отзывается.

Вдаль бежит тропиночка,

В травах чуть заметная.

/За собой зовёт она,

Как мечта заветная.-2р./

Припев.

Всё, что сердцу дорого,

Все цветы и радуги -

Это наша Родина,

От Саян до Ладоги.

Это наша Родина,

С юга и до севера,

/Со снежком рассыпчатым

И цветеньем клевера.-2р./

Припев.

Учитель: Да, действительно! Все сердцу дорого и цветы, и радуга! От востока до запада, от юга и до севера! Все родное и значимо для каждого русского человека!

Ученик: Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой.

Мы Родиной нашей,

Мы Родиной милой зовем.

IV. Практическое применение знаний.

Учитель: Ребята, откройте географические атласы на стр. 12-13, а также посмотрите на физическую карту России. Скажите, чем особенна наша страна? Чем богата?

Дети: Много полезных ископаемых; огромное разнообразие животного и растительного мира; на территории нашего Отечества большое количество рек, озер, морей.

Учитель: С чего начинается Родина для каждого из нас? Ребята, послушайте исторические данные о происхождении названия нашей страны. Почему нашу страну называют Русью? Откуда произошло слово «Родина»?

Ученица: Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает

группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какою-либо древнею рода. Родить, родители, родич, родня, родословная, народ, Родина - это слова одного корня. Родина - это и Отечество, и страна, и место рождения человека.

В стародавние времена ее называли Русью. «Русь» - произошло от слова «русло», так как в нашей стране много рек, ручьев, озер. Людей, живших по берегам и руслам этих рек, стали звать россами, а страну, где они жили и живут, называют Россией.

Учитель: Итак, обратимся к физической карте Росси. Назовите самые крупные реки нашей страны.

Дети: Дон, Волга, Северная Двина, Печора, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Колыма.

Учитель: А теперь озера.

Дети: Ладожское озеро, Онежское озеро, озеро Байкал.

Ученик: За ясные зори, умытые росами,

За русое поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россией.

Учитель: Дети, к нашему уроку вы хорошо подготовились, создали творческие проекты. Сейчас вашему вниманию предлагается защита некоторых работ.

(Демонстрация и оценивание проектов).

Ученик: Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем,

и березки у дороги, по которой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом,

И душистый, золотистый хлеб

За праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, в котором мы живем,

И рубиновые звезды -

Звезды мира над Кремлем.

(Презентация «Москва - столица России»).

Ученик: Нет тебе на свете равных

Стародавняя Москва!

Блеском дней вовеки славных

Будешь ты всегда жива!

Расширяясь, возрастая,

Вся в дворцах и вся в садах,

Ты стоишь, Москва святая,

На своих семи холмах…

Учитель: Родина. Россия. Москва. Русская береза, наш российский флаг, герб, гимн - все это важно и дорого для каждого россиянина! Наш родной край, где мы родились, пошли в детский сад, в школу, где проходит наша жизнь. Каждое утро, каждый день, каждая встреча с вашими одноклассниками, друзьями, близкими несет в вашу жизнь радость, счастье, что- то новое, интересное.

Ученик: Утром солнышко встает,

Нас на улицу зовет.

Выхожу из дома я -

Здравствуй, улица моя!

Я пою и в тишине

Подпевают птицы мне.

Травы шепчут мне в пути:

-Ты скорей, дружок, расти!

Отвечаю травам я,

Отвечаю ветру я,

Отвечаю солнцу я

-Здравствуй, Родина моя!

V. Итог урока.

Учитель: Давайте же будем беречь и любить нашу прекрасную Родину! А что значит беречь Родину? А что может каждый из вас сделать, чтобы родной край стал еще краше и богаче?

Ученица: Берегите Россию -

Нет России другой.

Берегите ее тишину и покой.

Это небо и солнце.

Этот хлеб на столе.

И родное оконце

В позабытом селе...

Берегите Россию -

Без нее нам не жить.

Берегите ее, чтобы вечно ей быть!

© 2010-2022