Исследовательская работа «История церкви Николая Чудотворца села Малевка»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25

ГОРОДА БОГОРОДИЦК ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Исследовательская работа «История церкви Николая Чудотворца села Малевка»



Работу выполнили учащиеся 4 класса.

Руководитель: Прощалыкина Вера Алексеевна

Родное село Малевка

Исследовательская работа «История церкви Николая Чудотворца села Малевка»Исследовательская работа «История церкви Николая Чудотворца села Малевка»

Исследовательская работа «История церкви Николая Чудотворца села Малевка»Исследовательская работа «История церкви Николая Чудотворца села Малевка»

Исследовательская работа «История церкви Николая Чудотворца села Малевка»Исследовательская работа «История церкви Николая Чудотворца села Малевка»

Исследовательская работа «История церкви Николая Чудотворца села Малевка»Исследовательская работа «История церкви Николая Чудотворца села Малевка»

Содержание:

1. Введение.

2.Цели, задачи, ожидаемые результаты проекта.

3. История храма Николая Чудотворца села Малевка.

4.Заключение.

5. Используемые источники.



Введение.

У каждого из нас есть своя малая родина, будь то село, город или район. Но знает ли каждый человек историческое прошлое своего родного уголка? Часто бывает, что мы даже не задумываемся об этом. А напрасно: ведь без прошлого нет светлого и счастливого будущего. История- это проявление души народа, его золотой запас. Писатель В.П.Белов как-то справедливо заметил: «Вне памяти, вне традиций и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека». Мы должны учиться уважению к предкам, знать, что в свою очередь передадим потомкам. Хочется, чтобы наши дети не выросли «Иванами, не помнящими родства», чтобы они любили свою культуру, семью, впечатления детства, школу, дом, любили родное село, а значит, любили свою Родину. История основания населенных пунктов России имеет свои особенности. И одной из них является то, что основание будущего села, слободы или города почти всегда начиналось со строительства храма. Церкви и храмы сплачивают людей в горе и в радости, становятся основным источником нравственности на фоне общей бездуховности. Данная работа нацелена на обобщение сведений, содержащихся в различных источниках о церкви нашего села, ее судьбе, о служителях церкви. Работая над данной темой, мы изучили имеющуюся литературу, средства Интернета, фотографии и воспоминания сторожил села.

Проблема:

Необходимость повышения духовно-нравственного потенциала обучающихся.

Цели проекта:

1.Изучение истории храма Николая Чудотворца села Малевка.

2.Сохранение духовно-нравственного здоровья обучающихся, приобщение к нравственным и духовным ценностям православной культуры.

3.Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию.

Задачи:

  1. Познакомиться с объектом исследования.

  2. Собрать библиографический материал по теме.

  3. Взять интервью у сторожилов села.

  4. Провести работу с архивным материалом по истории села и церкви.

  5. Оформить альбом для школьного краеведческого музея по истории церкви села Малевка.

Ожидаемые результаты:

  1. Возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций.

  2. Оформление работы для школьного краеведческого музея по теме «История храма Николая Чудотворца села Малевка»

История не знает человеческих культур или народов, не имеющих никаких религиозных представлений. Более того, как правило, всё самое лучшее на протяжении тысячелетий люди посвящали Богу.

Группа учащихся начальных классов Малёвской средней школы провела исследование и собрала материал из истории создания храма села Малёвка.

Мы изучили материалы школьного краеведческого музея, посетили Дворец-музей графов Бобринских в городе Богородицке. Некоторые эпизоды из жизни нашего села и истории храма Николая Чудотворца восстановлены по рассказам наших старейших односельчан, из книг об истории города Богородицка и Богородицкого района, средств Интернета. Много интересного рассказал нам во время экскурсии по церкви отец Виктор .

Сами жители связывают рождение нашего села с Куликовской битвой. Так, например, в нашем селе есть очень старый колодец, который все называют Абрамовым колодцем. Исследовательская работа «История церкви Николая Чудотворца села Малевка» Исследовательская работа «История церкви Николая Чудотворца села Малевка»

Наши сторожилы из уст в уста передают предание, что построил его Абрам (или Абрамов)- оруженосец Дмитрия Донского, который получил эти земли от князя в знак благодарности за верную службу. По архивным же данным село наше образовано в XVII веке переселенцами села Дехтяного Переяславль- Рязанского уезда. Название Малёвка получила от названия речки Маленькой, названной так из-за своей маловодности и малой протяженности- всего 8 верст Исследовательская работа «История церкви Николая Чудотворца села Малевка» Исследовательская работа «История церкви Николая Чудотворца села Малевка»

Другое название села Воскресенское - шло от названия храма «Воскресение Христово», но это название не прижилось, да и храм вскоре переименовали в честь Святого Николая Чудотворца. На сходе мужики посчитали, что ежели храм Воскресения, то и престольный праздник каждую неделю . Это было накладно, и решили: праздник два раза в год -Никола зимний (19 декабря) и вешний(22 мая). В это время имя святого было на слуху.

Мы решили выяснить в честь кого названа наша церковь? Кто такой Николай Чудотворец? Мы обратились к источникам Интернета, к книгам по православной культуре, которые имеются в сельской библиотеке. Собранный нами материал о Святом Николае Чудотворце мы разместили на страницах альбома для школьного краеведческого музея.

Исследовательская работа «История церкви Николая Чудотворца села Малевка»

Святой Николай родился у престарелых родителей Нонны и Феофана, исключительно благодаря их молитвам к Господу. Таким образом, сам факт рождения Святого Николая - уже чудо, а его имя переводится как «победитель народный». Святой Николай с самого детства показал свою приверженность Богу: он сам простоял три часа в купели с прохладной водой во время длительного обряда крещения.

Николай рос необычным ребёнком: его не интересовали детские игры, но он очень любил читать, молиться и поститься. Заметив столь великое рвение сына к подвижничеству, родители отдали Николая в пресвитеры под начало родного дядьки епископа. Во время посвящения Святого Николая Чудотворца в священники епископ увидел судьбу своего племянника и предсказал ему великое будущее. Вскоре дядя уехал в Палестину, а Николая оставил в качестве епископа в Патаре. Архиепископом Николай стал при необыкновенных обстоятельствах. Однажды ночью, стоя на молитве, Николай услышал голос: « Николай, пойди на подвиг, если хочешь получить венец!» Покорный воле Бога, он отправился в город Миры, находившейся в центре римской провинции Ликия (Малая Азия). В Ликии Святой Николай Чудотворец нищенствовал, истязал себя испытаниями - у него даже не было крыши над головой. И тем не менее, он не пропускал ни одну церковную службу. В это время в городе Миры проходило избрание архиепископа, но собравшиеся епископы затруднялись в выборе. Ангел сообщил им, что первый, кто войдёт утром в храм, есть избранный Богом, имя ему - Николай.

Между тем Святой Николай утром вошёл в храм. Епископ остановил его вопросом: « Как твоё имя?» И услышал в ответ: «Николай, владыко». Тогда епископ взял его за руку и поставил среди других епископов.

Так Святой Николай стал архиепископом Мир Ликийских.

Исследовательская работа «История церкви Николая Чудотворца села Малевка»Исследовательская работа «История церкви Николая Чудотворца села Малевка»

Николай Угодник прослыл очень добрым, кротким, отзывчивым человеком и бесстрашным защитником истины и справедливости.

Так, в начале IV века, в правление Императора Константина I Великова, в городе Миры, где Николай был архиепископом, трое уважаемых граждан по ложному доносу были обвинены в преступлении. Их враги подкупили правителя города и добивались осуждение всех троих на казнь. Никто не решался заступиться за невинно осуждённых. Когда уже был приготовлен меч для казни, появился святитель Николай, вырвал меч из рук палача, освободил приговорённых к казни и обратился к правителю города с гневной обличительной речью. Правитель был вынужден отменить свой приговор и даже принести покаяние. Святитель проявил милосердие к раскаявшемуся правителю и не пожаловался императору на его преступление.

Уважение к нему было настолько велико, что пред ним склонялись могущественные сановники империи.

Когда император Диоклетиан начал гонения на православную Церковь, Святой Николай, не выдержав издевательств императорского приспешника Ария, дал ему пощечину.

За это был разжалован из епископов и заключён в темницу, но и там он стойко перетерпевал тяготы тюремного заключения.

Много удивительных поступков и чудес совершил святитель Николай, за что его почитают как Угодника и Чудотворца и Западная, и Восточная Церкви. Святой Чудотворец Николай считается особым покровителем моряков и водителей, т.к. неоднократно спасал корабли во время самых жестоких штормов. Он целил раны и душу, сеял зерна христианской веры везде, где только мог. Святитель Николай прожил долгую жизнь и скончался в глубокой старости .Умер Святой Николай Чудотворец 6 декабря 342 года и был похоронен в церкви города Миры.

День кончины святителя Николая - 19 декабря (6 декабря по старому стилю ) отмечается на Руси как день обретения земной Церковью нового небесного заступника. Этот первый зимний праздник отмечают все христиане в мире. Из истории известно, что Святой Николай был опекуном учеников в школах при храмах. В 11 веке учеников церковных школ одаривали сладостями. Эта традиция распространилась в семьи. Проснувшись утром, дети находили под подушкой подарки, но получали их не все, а только те дети, которые весь год слушались, а непослушные дети находили розги. Несмотря на то, что впереди ещё Новый год и Рождество, праздник Николая Чудотворца всегда будет особенным для детей. 9 мая 1087 года (22 мая по новому стилю) итальянские купцы перевезли останки святителя Николая в город Бари. Этот день отмечается как праздник перенесения мощей святителя Николая Угодника.

Церковь в нашем селе сначала была маленькая, деревянная, но стояла на самом высоком месте и от неё лучами расходилось село, образуя четыре общества. Назывались они по фамилиям первых переселенцев.

ШИсследовательская работа «История церкви Николая Чудотворца села Малевка»естовское Звягинское

Исследовательская работа «История церкви Николая Чудотворца села Малевка»Исследовательская работа «История церкви Николая Чудотворца села Малевка»

Исследовательская работа «История церкви Николая Чудотворца села Малевка»Исследовательская работа «История церкви Николая Чудотворца села Малевка»

Шишкинское Ерачовское

В 1803 - 1808 годах вместо деревянного храма на средства прихожан строится храм из камня по проекту архитектора Дурова. Вот так он выглядел( из материалов Государственного архива Тульской области)

Исследовательская работа «История церкви Николая Чудотворца села Малевка»

В это время в Малёвке насчитывалось 302 двора и 106 дворов в окрестных деревнях ( их было 7). Служил в церкви священник Иоанн Пречестенский. В архиве Тульской Епархии хранится запись: « Сельский священник Иоанн Пречестенский преподавал Закон Божий в Тобольском пехотном полку, который расквартирован был в одном окрестном селе Малёвке и ему было объявлено одобрение.» Население Малёвки росло, и к началу ХХ века достигло 9 тысяч человек. Храм за один раз не мог вместить столько человек, поэтому служба проходила по слободам. Из воспоминаний Лапиной Татьяны Петровны (сейчас ей 97 лет): « Помню, как мы с сестрой, молоденькие девчонки, приходили в церковь, чтобы помолиться, причаститься, исповедаться. Зайдешь в храм, какая красота там, так светло и чисто, такая благодать, тишина, весело на душе, уходить никогда не хотелось.» Рядом с церковью росли деревья, стояли кресты и памятники. Одна каменная плита сохранилась до наших времен. В выходные дни люди шли нарядные. В церкви не только молились Богу , но и просто общались, обменивались новостями. Церковь в селе существовала до 1929-1930г. В те годы церковь закрыли и люди растащили все церковное имущество. Чтобы спасти иконы, старые женщины уносили их домой и никому никогда об этом не говорили. К сожалению, сейчас этих икон в селе не обнаружено. Помнит Татьяна Петровна, как сбрасывали крест с купола и того , который сбрасывал. Прожил тот человек жизнь не долгую, умер молодым, и ребенок у него инвалидом родился. Люди говорили, что это его Бог наказал. Жителям было жалко церковь, но никто не воспрепятствовал святотатству , нельзя было, такое было тогда время. Люди только крестились и просили прощения у Бога. Была разрушена колокольня, алтарь. Последними церковными служителями были отец Сергий и дьякон Иван Наумюк, которые были вынуждены скрываться из-за угрозы расправы над ними. После закрытия церкви колхозники решили разобрать ее по кирпичикам для строительства, но им этого не удалось сделать, так как кладка была очень крепкой. Ее делали по старинным рецептам. После неудачных попыток было принято решение сделать в здании церкви пекарню. В здании храма в разное время располагались то инкубатор, то магазин, то склад. Но ничего там долго и с пользой не задерживалось. Начиная с 1980-х годов церковь стояла заброшенной, разрушаясь от времени. Хотя мысль о возрождении церкви всегда витала у сельчан, только в 2000 году жители активно стали заниматься её восстановлением. Группа активистов, среди которых были директор школы Дуванова Н.К, председатель сельского округа Федюнина И.А., жители села ездили в Тульскую епархию с просьбой помочь с ремонтом храма. Большой вклад в это богоугодное дело внёс отец Игорь. Всё село принимало участие в возрождении храма. Особенно много сделали для церкви Кургина Зоя Николаевна и Барковская Антонина Никифоровна, Жерздева Клавдия Ивановна, Уткина Александра Федоровна. Вносили посильный вклад школьники и пенсионеры, они вычищали мусор, ломали кирпич, собирали деньги на восстановление храма. Жерздева Клавдия Ивановна вспоминает: «Первая служба состоялась в 2001году на Петров день. В храме тухли свечи, так как ветер дул в пустые глазницы окон.»

Отец Игорь искал спонсоров, но и сам с матушкой Екатериной, не покладая рук, восстанавливал церковь. Вскоре нашёлся и спонсор. Им оказался наш земляк Звягин Виктор Дмитриевич - человек набожный. Он помогал деньгами, а также приобрёл Евангелие, подсвечники. Жители дарили иконы, дорожки, мебель. Столяр Королёв изготовил рамы. Большую помощь оказали Батов Владимир Васильевич, Величкин Владимир Васильевич. Жители радовались. Начались службы. Храм обживался, вставили рамы, застеклили окна, поставили решётки, сделали железные двери, настелили пол. К Пасхе в 2003 году сделали красивые Царские врата, оштукатурили стены, покрыли крышу и поставили на купол церкви крест.

Исследовательская работа «История церкви Николая Чудотворца села Малевка»Вскоре отец Игорь вынужден был уйти. С августа по октябрь церковь была закрыта. С тех пор по разным причинам сменилось в нашем храме несколько священников. Сейчас службу ведет отец Виктор.

Исследовательская работа «История церкви Николая Чудотворца села Малевка»

Он пришёл в сентябре 15 числа 2008 года. Сам он с 1957 года. Окончил ТДС ( Тульская Духовная Семинария). Он пришёл к нам по Божьему промыслу. При нём церковь изменяется с каждым днём. Он не жалеет ни сил, ни средств, ни времени по облагораживанию храма.

При входе в храм есть «Колокольня» (самодельная) с тремя колоколами одного диаметра и разной высоты для разного звука. Над входом в храм икона Николая Угодника и крест над ней. С левой стороны храма на стене снаружи икона Георгия Победоносца. На куполе храма возвышается крест.

Внутри находится Алтарь (на восходе солнца). Вход в Алтарь через маленькие двери, затем царские врата . Над царскими вратами иконостас . В Алтаре священнику прислуживают дьяки и послушники.

В храме много икон (есть, которые пожертвовали прихожане). 8 подсвечников, распятие Иисуса Христа, за ним на стене слева Царица Небесная, Николай Чудотворец и Серафим Соровский. Справа стоит Канон (для поминания усопших), на нём распятие Иисуса Христа и две Божьи Матери по обе стороны. По стенам храма вокруг стоят Аналое с ликами. К праздникам лики святых меняются. На праздничном Аналое, также меняется «одёжка» на одеяние на всех Аналое. На Троицу и Вербное Воскресение - зелёное,

На Пасху - красное,

На Сретение - голубое,

На Крещение - белое,

На Рождество - золотистое.

На царских вратах обычными днями красное одеяние, а постами - черное.

Исследовательская работа «История церкви Николая Чудотворца села Малевка»

В храме проходят службы:

Утреня - служба перед литургией

Литургия - обедня

Вечерня - службы под праздник ( с 16:00 до 18:00)

На Рождество наряжают ель с семиконечной звездой и делают своеобразную «Пещеру»- место рождения Иисуса Христа, пекут двух баранов (дар пастухов) и ставят к пещере. Затем на Крещение разрезают этих баранов на кусочки и раздают всем прихожанам.

На Пасху, Рождество и Николу проходят Крестный ход.

В церкви построили Клирос для певчих. Жители села, приезжие прихожане оказывают большую помощь храму. Многие жители из соседнего рабочего поселка Товарковский приезжают в наш храм, говорят, что место здесь намолено и душе легко.

Богослужение проходит по праздничным и воскресным дням. А по просьбе прихожан церковь работает в любое время .Отец Виктор никогда никому не отказывает.

Церковь исполняет требы: исповедание и причастие, соборование, панихиды. Население нашего села с почитанием относится к церкви, к священнику. Активно помогают ему Кулебякин Андрей Николаевич, Назарова Лидия Викторовна, Назарова Мария Ивановна, Баранова Нина Николаевна и другие. Мы, школьники, оказываем помощь церкви по уборке и озеленению прилегающей территории .

Исследовательская работа «История церкви Николая Чудотворца села Малевка»

Церковь наша ещё не полностью восстановлена, но уже уютная и красивая.Исследовательская работа «История церкви Николая Чудотворца села Малевка»

Исследовательская работа «История церкви Николая Чудотворца села Малевка»

Исследовательская работа «История церкви Николая Чудотворца села Малевка»

Заключение

Исследовательская работа по данной теме раскрыла незвестные страницы истории нашей малой родины,а именно историческую судьбу храма Николая Чудотворца села Малевка. Конечно, еще остается много загадок и вопросов. Хотелось бы узнать о тех, кто служил в нашей церкви, об их судьбе. У нас есть еще большое поле деятельности для дальнейшего исследования. Мы с ребятами намерены продолжать свою работу по изучению истории нашего села и церкви. Собранный нами материал будет использоваться на уроках и внеклассных мероприятиях в школе. В школьном музее мы оформили небольшую экспозицию для школьников, учителей и сотрудников о храме Николая Чудотворца села Малевка. Надеемся, что своей работой мы внесем посильный вклад в возрождение православных традиций, а может быть даже в восстановление и процветание нашей церкви.

Без Бога нация толпа,

Объединённая пороком

Или слепа, или глупа,

Иль, что ещё страшней, жестока!

Используемые источники:

1. А.Н.Проненков «Богородицк», Тула: издательский дом «Пересвет»,2002.

2. Цикл статей краеведа Н.А.Малеванова в газете «Богородицкие вести».

3.Материалы школьного этнографического музея «Русская изба».

4.Материалы Двореца-музея графов Бобринских в городе Богородицке.

5.Средства Интернета.

6.Встречи со сторожилами села.

23

© 2010-2022