Рабочая программа по технологии, 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Пояснительная записка Рабочая программа курса «Технология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётам межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы «Технология», разработанной О.А. Куревиной и Е.А Лутцевой и являющейся составной частью Образовательной системы «Школа 2100». Программа разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей младших школьников. Программа построена с учётом принципов систематичности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы:

  • пояснительная записка;
  • содержание учебного предмета;
  • описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
  • учебно-тематический план;
  • требования к уровню подготовки учащихся (выпускников);
  • планируемые результаты освоения программы по учебному предмету;
  • критерии и нормы оценки знаний обучающихся;
  • описание учебно-методического и материально-технического обеспечения;
  • приложение, содержащее календарно-тематическое планирование (с указанием темы каждого урока, количества часов, отведенных на изучение темы, планируемых результатов, видов, форм контроля, информационного сопровождения, даты проведения каждого урока по плану).
Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Указом Президента РФ от 4 февраля 2010г., №271.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373(с изменениями и дополнениями).
  • Приказ МО РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  • Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ гимназии № 108 г. Екатеринбурга.
  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, дисциплин, (модулей), рабочих программ для реализации индивидуальных учебных планов МБОУ гимназии № 108 г. Екатеринбурга, реализующего образовательные программы общего образования.

Общая характеристика учебного предмета В основе курса лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется че­рез результат творческой деятельности учащихся. Учебный предмет «Технология» является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает ре­альные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной шкалы. Математика - моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение фарм. с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами. Окружающий мир - рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно - художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя матери­альна-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.

Родной язык - развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материал­ов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).

Литературное чтение - рабата с текстами для создания образа, реализуемого в из­делии, театрализованных постановках. Изобразительное искусство - использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прокладного искусства и дизайна. Кроме этого, интеграция в данном случае подразумевает рассмотрение различных видов искусства на основе общих, прису­щих им закономерностей, проявляющихся как в самих видах искусства, так и в особенностях их восприятия. Эти закономерности включают: образную специфику искусства в целом и каждого его вида в отдельности (соотношение реального и ирреального), особенности художественного языка (звук, цвет, объём, пространственные соотношения, слова и др.) и их взаимопроникновение, средства художественной выразительности (ритм, композиция, настроение и др.), особенности восприятия произведений различных видов искусства как час­тей единого целого образа мира, каковым является искусства. Особенная места в этой инте­грации занимает художественна-творческая деятельность как естественный этап перехода от созерцания к созиданию на основе обогащённого эстетического опыта. Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

Задачи курса: - формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как про­дукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; - формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметна-преобразующей деятельности; - общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах; - формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений; - развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, черте­жей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-­технологических задач); - развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, пла­нирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку; - формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий; - развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; . - формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на ос­нове различных информационных технологий (графических текст, рисунок, схема; инфор­мационно-коммуникативных); - ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникно­вения и развития. В курсе «Технология» предусмотрены следующие виды работ: - простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработ­ки, конструкций, их свойств, принципов И приемов их создания; - моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели, усло­виям использования и области функционирования предмета, техническим условиям); - решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, поиск недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор (оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление); - простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информа­ции, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в дей­ствии, представление (защита) процесса и результата работы).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Ценность жизни - признание человеческой жизни и существо- вания живого в природе и материальном мире в целом как вели- чайшей ценности, как основы для подлинного художественно- эстетического, эколого-технологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отраже- ние в художественных произведениях, предметах декоративно- прикладного искусства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нрав- ственном здоровье. Ценность добра - направленность человека на развитие и сохра- нение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, миро- здания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических тради- ций народов России от поколения к поколению и тем самым жиз- неспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия челове- ческой жизни, потребности творческой самореализации, состоя- ния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, пра- вилами, законами общества, членом которого всегда по всей соци- альной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и сво- бод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудниче- ство народов и уважение к многообразию их культур.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с Образовательной программой и учебным планом школы, рабочая программа рассчитана на 34 часа в год при 1 часе в неделю.

Учебно - тематический план

Название разделов

Кол-во

часов

Основные виды

учебной деятельности учащихся

Общекультурные и обще­трудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание



6

- осуществлять практический поиск и открытие ново­го знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки); - воплощать мысленный образ в материале с опо- рой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда; - планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи; - с помощью учителя и под его контролем организо­вывать свою деятельность: работать в малых группах, осуществлять сотрудничество; - осуществлять самоконтроль качества выполнен­ной работы (соответствие предложенному образцу или заданию) и корректировку хода работы и конеч­ного результата; - оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполненной работы; - сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки; - моделировать несложные изделия с разнообраз- ными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изученного); - конструировать объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий: определять особенности конструкции; - участвовать в совместной творческой деятельно- сти при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов; - осуществлять самоконтроль; - обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке. С помощью учителя: - наблюдать мир образов на экране компьютера (графика, тексты, видео, интерактивное видео); - наблюдать, сравнивать, сопоставлять материаль- ные и информационные объекты; - выполнять предложенные на цифровых носителях задания.

Технология ручной об­работки материалов. Элементы графической грамоты



17

Конструирование



7

Использование инфор­мационных технологий



4

ИТОГО

34



Формы организации образовательного процесса Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. Программа предусматривает дополнительные формы организации учебного процесса:

  • беседа;
  • фронтальный опрос;
  • индивидуальный опрос;
  • практикум;
  • совместная с учителем художественно-творческая и трудовая деятельность учащихся;
  • работа учащихся в парах (постоянного состава, сменного состава), группах;
  • тесты;
  • самостоятельная работа учащихся.
Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов эвристического характера, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность учащихся. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога, что хорошо согласуется с задачей формирования толерантности.
Технологии обучения При изучении нового материала используются элементы технологии проблемного и исследовательского обучения, что позволяет развивать познавательную активность, творческую самостоятельность учащихся. Метод проектов используется при индивидуальной работе с учащимися, что позволяет развивать творческий потенциал ученика и делать акцент на личностно-значимую для него информацию. Элементы технологии развивающего обучения применяются при закреплении изученного материала и позволяют развивать личность учащегося и ее способностей. С целью развития познавательной активности школьников используются элементы игровых технологий. Для сохранения и укрепления здоровья, учащихся используются элементы здоровьесберегающих технологий. Для повышения эффективности урока используются элементы ИКТ. Также на уроке используются элементы следующих технологий:
  • объяснительно-иллюстративные технологии обучения (Я.А. Каменского);
  • педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ж.Ж. Руссо, Я. Корчак и др.);
  • гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили;
  • личностно-ориентированная.

Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков и ключевых компетенций:
  • освоение технологических приёмов, включающее знакомство с инструментами и материалами, техническими средствами, а также технику безопасности при работе с ними;
  • овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, в компьютере, в сети Интернет;
  • воспитание экономичного подхода к использованию различных материалов для творчества, природных ресурсов, пониманию проблем экологии окружающей среды.

Содержание программы (34 часа) 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Са­мообслуживание (6 часов) Значение трудовой деятельности в жизни человека: труд как способ самовыражения человека. Разнообразные предметы рукотворного мира (предметы быта и декоративно - ­прикладного искусства, архитектура и техника). Природа - источник сырья. Природное сырье, природные материалы. Мастера и их профессии (технические, художественные). Традиции творчества масте­ра в создании предметной среды (общее представление). Развёрнутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Со­ставление плана практической работы. Работа с доступной информацией (простейшие чертежи, эскизы, схемы). Введение в проектную деятельность, доступные простые проекты, выполняемые с по­мощью учителя (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполне­ние, защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, оформление праздников. Работа парами и в малых группах. Осуществление сотрудничества. Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертёжных инстру­ментов). Самообслуживание. Самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (17 часов) Исследование элементарных свойств материалов: картон, гофрокартон, пряжа, ткани природного происхождения (лён, хлопок, шёлк, шерсть). Строение ткани. Продольное и по­перечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и тка­ней на основе натурального сырья. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам. Чертежные инструменты: линейка, угольник, циркуль, канцелярский нож, лекало. Их названия, функциональное назначение, устройство. Приёмы безопасной работы и обраще­ния с колющими и режущими инструментами. Технологические операции, их обобщённые названия: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка. Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа (контур­ная, надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по ли­нейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертёж. Экономная рациональная раз­метка нескольких деталей с помощью чертёжных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертёжных инструментов. Деление окружности и круга на час­ти с помощью циркуля, складыванием. Разметка деталей копированием с помощью копировальной бумаги. Сборка изделия: подвижное, ниточное соединение деталей. Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты прямой строчки).

3. Конструирование (7 часов) Конструирование из готовых форм (упаковки). Получение объёмных форм сгибанием. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (на бол­тах и винтах, ниточный механизм). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия. Макет, модель. Конструирование и моделирование изделий из разных материалов, транспортных средств по модели, простейшему чертежу или эскизу. Биговка.

4. Использование информационных технологий (4 часа)

Знакомство с компьютером. Его бытовое назначение. Основные части: монитор, кла­виатура, мышка, системный блок. Правила пользования ПК для сохранения здоровья. Рисо­вание на компьютере.

Интегративные связи изобразительной деятельности и технологии

Художественно- творческая изобразительная деятельность

Трудовая (технико-технологическая) деятельность

1.

1. Художественно-графические и природные материалы.

Краски натуральные (природные: например, мел, графит, луковая шелуха, морковь, свёкла, грецкий орех) и искусственные (акварель, гуашь). Виды рисовальной бумаги (акварельная, ватман), её свойства.

2. Самостоятельная организация рабочего места.

1. О материалах.

Виды бумаги (журнальная, креповая). Свойства картона и бумаги, с которыми работают учащиеся. Ткани и нитки растительного происхождения (х/б и льняные), их свойства. Металлическая проволока, её свойства. Материалы, из которых изготовлены предметы вторичного использования (футляры киндер сюрпризов, пластиковые бутылки).

2. Самостоятельная организация рабочего места.

З. Об инструментах: циркуль, канцелярский нож.

4. О правилах пользования инструментами - канцелярский нож, циркуль. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа.

2.

Основы композиции. Представление о линейной перспективе.

Колорит.

О конструкции. Подвижное соединение деталей.

Соединительные материалы (проволока, нитки).

Получение объёмных форм на основе развёрток, выполненных с помощью шаблонов.

Экономические знания - об экономной, рациональной разметке нескольких деталей с помощью контрольно-измерительных инструментов.

3.

Компоненты изобразительной деятельности.

Способы получения цветового спектра (через струю воды, линзу). Основные цвета солнечного спектра. Смешивание главных цветов красок для получения составных цветов.

Компоненты технологии.

Разметка по линейке, угольнику с опорой на чертёж. Чертёж, линии чертежа (основная; выносная, размерная, сгиба).

Соединение деталей - клеевое (склеивание и наклеивание крупных деталей), проволочное подвижное, ниточное.

Отделка (деталей и изделия) ручными строчками (прямая строчка и её варианты)

4.

Жанровое многообразие (пейзаж, натюрморт, портрет). Рисунок, живопись, иллюстрация, узор.

Жанровое многообразие в декоративно- прикладной деятельности. Реализация жанра в различных материалах.

5.

О профессиях: театральный художник, костюмер.

О профессиях и ремеслах города, села, где живут дети.

6.

Синкретичность народного искусства Понятия: 1. Культурологические: прекрасное, трагическое, комическое, возвышенное, движение, жанры, правда и правдоподобие. 2. Художественно-изобразительные: иллюстрация, линейная перспектива, жанры (на­тюрморт, пейзаж, портрет), колорит, основные и смешанные цвета, живопись, иллюстрация. З. Технико-технологические: конструкция, чертёж, эскиз, точка, линия, отрезок, линии чертежа (основная контурная, выносные, размерные, линия сгиба), длина, ширина, габарит­ные размеры, лекало, выкройка, подвижное и неподвижное соединение деталей.

Планируемые результаты В результате изучения курса «Технологии» второклассник научится: Самостоятельно: - организовывать рабочее место, соблюдать приемы безопасного и рационального труда; - проводить доступные исследования новых материалов с целью выявления их худо­жественно-технологических особенностей для дальнейшего их использования в собствен­ной художественно-творческой деятельности; - осуществлять доступный информационный, практический поиск и открытие нового художествен НО- технологического знания; - выполнять разметку деталей изделия по линейке, угольнику с опорой на чертёж; - анализировать и читать изученные графические изображения (рисунки, простейшие чертежи, эскизы и схемы); - использовать для творческих работ различные виды бумаги и картона, природный материал, ткани и нитки растительного и животного происхождения, выполнять подвижное и неподвижное соединение деталей изделия. Под руководством учителя: - работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социаль­ные роли. - пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуко­вой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами её по­лучения хранения, переработки. Второклассник получит возможность научиться: Под руководством учителя: - воплощать мысленный образ в материале с опорой на графическое изображение; - коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать; - анализировать конструкторско-технологические и художественно-декоративные осо­бенности предлагаемых заданий, понимать поставленную цель.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих метапредметных и предметных результатов. Личностными результатами изучения курса «Технология» во втором классе является формирование следующих умений: - объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объ­яснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их с одноклассниками; - самостоятельно определять и описывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов тру­довой деятельности человека-мастера; - в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила пове­дения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуж­дения). Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебни­ка, нацеленные на 2-ю линию развития - умение определять своё отношение к миру, собы­тиям, поступкам людей. Метапредметными результатами изучения курса «Технология» во втором классе яв­ляется формирование следующих универсальных учебных действий. Регулятивные универсальные учебные действия: - определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; - учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий); - учиться планировать практическую деятельность на уроке; - с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты; - учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике); - работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертеж­ных инструментов); - определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художест­венно-творческой деятельности. Познавательные универсальные учебные действия: - ориентироваться в своей системе знаний и. умений: понимать, что нужно использо­вaть пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения; - добывать новые знания: находить необходимую- информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого преду­смотрен словарь терминов); - перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать про­стейшие обобщения и выводы. Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебни­ка, нацеленные на 1-ю линию развития - чувствовать мир, искусство. Коммуникативные универсальные учебные действия: - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других; - вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни; - договариваться сообща; - учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек. Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художест­венно-творческой деятельности и работа в малых группах. Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во втором классе является формирование следующих умений: Иметь представление об эстетических понятиях: прекрасное, трагическое, комиче­ское, возвышенное; жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический, жанрово-бытовой, порт­рет); движение, правда и правдоподобие. Представление о линейной перспективе. По художественно-творческой изобразительной деятельности: знать названия красок натурального и искусственного происхождения, основные цве­та солнечного спектра, способ получения составных цветов из главных; уметь смешивать главные цвета красок для получения составных цветов, выполнять графические изображения с соблюдением линейной перспективы. По трудовой деятельности: знать - виды материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия; - неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный - клейстер (клей) и нитки, подвижный - проволока, нитки, тонкая веревочка); - о чертеже и линиях чертежа, указанных в программе; уметь - самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями ис­пользуемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы, экономно и ра­ционально размечать несколько деталей; - с помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10), тонкой ве­ревочки. - реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей и эстети­ческой оценки в художественно-творческой изобразительной и трудовой деятельности. Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета В УМК используется технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся, в соответствии с развивающей, личностно ориентированной Образова­тельной системой «Школа 2100», которая позволяет: 1) определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, Т.е. на­сколько обучение соответствует современным целям обучения; 2) развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; 3) мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием; - 4) создавать комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей. В курсе русского языка во втором классе предусмотрен текущий, тематический и итого­вый контроль. Вопросу контроля образовательных результатов, оценке деятельности учащихся на уроке уделяется особое внимание. Деятельность учащихся на уроках двусторонняя по своему характеру. Она включает творческую мыслительную работу и практическую часть по реализации замысла. Качество каждой из составляющих часто не совпадает, и поэтому за­частую не может быть одной отметки за урок. Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на уроке, так и оценка, отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления и самореализации. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия. Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям: качество выполнения отдельных (изучаемых на уроке) приёмов и операций и работы в це­лом. Показателем уровня сформированности универсальных учебных действий является степень самостоятельности, характер деятельности и (репродуктивная или продуктивная). Творческие поиски и находки поощряются в словесной одобрительной форме. Уровень усвоения программного материала и сформированности умений фиксируется учителем в специальных Таблицах требований, которые заполняются на протяжении каждо­го модуля / учебного раздела.

Основные требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся должны знать:

  • простейшие виды технической документации (чертеж, эскиз, рисунок, схема);
  • способ использования линейки как чертежно-измерительного инструмента для выполнения построений и разметки деталей на плоскости;
  • способ построения прямоугольника от двух прямых углов с помощью линейки;
  • что такое развертка объемного изделия (общее представление), способ получения развертки1;
  • условные обозначения, используемые в технических рисунках, чертежах и эскизах разверток;
  • способы разметки и вырезания симметричной формы из бумаги (по половине и ¼ формы);
  • что такое композиция (общее представление), об использовании композиции в изделии для передачи замысла;
  • что такое барельеф, технику выполнения барельефа;
  • как выглядит полотняное переплетение нитей в ткани;
  • что разметку деталей на ткани можно выполнять по шаблону и способом продергивания нити;
  • как сделать бахрому по краю прямоугольного изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;
  • швы «вперед иголку» и «через край», способы их выполнения;
  • о технологических и декоративно-художественных различиях аппликации и мозаики, способах их выполнения;
  • о символическом значении народной глиняной игрушки, ее основных образах;
Учащиеся должны уметь:
  • правильно использовать линейку как чертежно-измерительный инструмент для выполнения построений на плоскости;
  • с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов;
  • читать технический рисунок и схему с учетом условных обозначений и выполнять по ним работу;
  • выполнять несложные расчеты размеров деталей изделия, ориентируясь на образец или технический рисунок;
  • чертить простые прямоугольные развертки (без соблюдения условных обозначений);
  • выполнять разметку квадрата на прямоугольном листе бумаги способом сгибания;
  • выполнять разметку по предмету;
  • выполнять изображения в технике барельефа;
  • лепить круглую скульптуру из целого куска, пользоваться специальной палочкой и стекой;
  • изготавливать несложные фигуры из бумаги в технике оригами;
  • создавать простые фронтальные и объемные композиции из различных материалов;
  • выполнять разметку на ткани способом продергивания нитей;
  • выполнять разметку на ткани по шаблону; выкраивать из ткани детали простой формы;
  • выполнять бахрому по краю изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;
  • выполнять швы «вперед иголку» и «через край»;
  • выполнять несложные изображения в технике мозаики (из бумаги и природных материалов);
  • анализировать конструкцию изделия и выполнять работу по образцу;
  • придумать и выполнить несложное оформление изделия в соответствии с его назначением.
Учащиеся могут знать:
  • что поделочные материалы (бумага, ткань, пластилин) могут менять свои конструктивные и декоративные свойства в результате соответствующей обработки (намачивания, сминания, разогревания и пр.);
  • что вещи должны подходить к окружающей обстановке и к характеру и облику своего хозяина;
  • что в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид;
  • что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;
  • о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства;
  • что такое симметрия (асимметрия) и ритм в форме предметов, в композиции изделий и каков их конструктивный и эстетический смысл;
  • что такое проектная деятельность, требования к выполнению и защите проектов.
Учащиеся могут уметь:
  • планировать предстоящую практическую работу, выстраивать технологическую последовательность изготовления простых изделий по образцу или собственному замыслу;
  • выполнять несложные эскизы разверток изделий с использованием условных обозначений;
  • вносить несложные изменения и дополнения в конструкцию и оформление изделия в соответствии с поставленными условиями;
  • создавать творческие фронтальные и объемные композиции по собственному замыслу в соответствии с художественно-конструкторской задачей; подбирать материалы и способы их обработки;
  • расписывать изделия из пластилина красками (гуашью);
  • выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала на основе полученных знаний и умений.


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ и УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Требования к оснащению учебного процесса на уроках технологии разрабатываются с учётом реальных условий работы отечественной начальной школы и современных представлений о культуре и безопасности труда школьников. Для работы учащимся необходимы: - индивидуальное рабочее место (которое может при необходимости перемещаться трансформироваться в часть рабочей площадки для групповой работы); - простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и ре­шения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скруглёнными концами, канцелярский нож с выдвижным лезвием, линейка обычная, линейка с бортиком (для работ с ножом), угольник, простой и цветные карандаши, циркуль, шило, иглы в игольнице, дощечка для выполнения работ с ножом и с шилом, дощечка для лепки, кисти для работы с клеем и с красками, подставка для кистей, коробочки для мелочи; - материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная - для аппликаций и оригами), картон (обычный, гофри­рованный, цветной), ткань, текстильные материалы (нитки, пряжа и пр.), пластилин (или глина, пластика, солёное тесто), фольга, калька, природные и утилизированные материалы, клей ПВА; мучной клейстер, наборы «Конструктор»; - специально отведённые места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к уро­кам технологии: коробки, укладки, подставки, папки и пр. На уроках по курсу «Технология» учитель может использовать наглядные пособия: - таблицы «Виды швов»; - таблицы «Правила техники безопасности на уроках технологии»; - таблицы «Чертеж, виды разметки». Кроме этого, большие возможности для применения на уроках литературного чтения представлено оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, интерактивная доска). Благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, school-collection.edu.ru/), оно позво­ляет продемонстрировать учащимся образцы искусства различных жанров и различных на­родов. Материалы по федеральному государственному образовательному стандарту.

  • Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. - 5-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. - 400с. - (Стандарты второго поколения)
  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская). М.: Просвещение, 2011 - 152 с. - (Стандарты второго поколения.)
  • Планируемые результаты начального общего образования (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова) - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011 - 120 с. - (Стандарты второго поколения)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Автор, год издания

Название пособий

Вид пособия

1 Куревина О. А., Лутцева Е. А.- М.: Баласс, 2014

Технология

Учебник для 2-го класса.

2

Ковалевская Е. Д.- М.: Баласс, 2014

Технология

Рабочая тетрадь для 2-го класса.

3 Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. /Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, 2011.

Сборник программ



УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ





Автор, год издания



Название пособий



Вид пособия


1. Куревина О. А., Лутцева Е. А.- М.: Баласс, 2014

Технология

Учебник для 2-го класса.

2.

Ковалевская Е. Д.- М.: Баласс, 2014

Технология

Рабочая тетрадь для 2-го класса.






© 2010-2022