- Преподавателю
- Начальные классы
- РП и КТП по физической культуре для 3 класса по программе Лях
РП и КТП по физической культуре для 3 класса по программе Лях
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Фадеенко В.И. |
Дата | 13.10.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре
«Школа России»
3 кл
Пояснительная записка.
Рабочая учебная программа разработана в соответствии с ФГОС второго поколения. Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
- авторской программы В. И. Лях «Физическая культура», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
- укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта, воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности;
- развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости; обучение разнообразным комплексам акробатических, гимнастических, легкоатлетических и других физических упражнений общеразвивающей направленности;
- формирование умений проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности;
- воспитание интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями; обучение простейшим способам измерения показателей физического состояния и развития (рост, вес, пульс и т.д.)
Задачи:
- укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоническому физическому развитию;
- развитие координационных способностей;
- формирование простейших знаний о личной гигиене, режиме дня;
- приобщение к самостоятельным занятиям (дома), подвижным играм;
- воспитание морально-волевых качеств;
- воспитание устойчивого интереса к двигательной активности;
- обучение детей правилам поведения во время занятий физическими упражнениями;
- развитие умения контролировать уровень своей двигательной подготовленности.
УЧЕБНО-ТМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
III КЛАСС Физическая культура: 3 часа в неделю.
- I четверть - 9 недель, 27 уроков;
- II четверть - 7 недель, 21 урок;
- III четверть - 10 недель, 30 уроков;
- IV четверть - 8 недель, 24 урока;
- ИТОГО: 34 недели, 102 урока.
Содержание программы
Знания о физической культуре Физическая культура у народов Древней Руси. Связь физических упражнений с трудовой деятельностью. Виды физических упражнений (подводящие, общеразвивающие, соревновательные). Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол. Физическая нагрузка и ее влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС). Закаливание организма (обливание, душ).
Способы физкультурной деятельности Освоение комплексов общеразвивающих физических упражнений для развития основных физических качеств. Освоение подводящих упражнений для закрепления и совершенствования двигательных действий игры в футбол, волейбол, баскетбол. Развитие выносливости во время лыжных прогулок. Измерение частоты сердечных сокращений во время и после выполнения физических упражнений. Проведение элементарных соревнований.
Физическое совершенствование Гимнастика с основами акробатики Акробатические упражнения: кувырок назад до упора на коленях и до упора присев; мост из положения лежа на спине; прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом ее вращения. Гимнастические упражнения прикладного характера: лазанье по канату (3 м) в два и три приема; передвижения и повороты на гимнастическом бревне. Легкая атлетика Прыжки в длину и высоту с прямого разбега, согнув ноги. Ходьба с изменением длины и частоты шага, ходьба через препятствия. Бег на 30м и 60м, бег с высоким подниманием бедра. Метание малого мяча с места на длительность, на расстояние, в цель с 4-5м. Метание набивного мяча. Лыжные гонки Передвижения на лыжах: ступающий и скользящий шаг, одновременный двухшажный ход, попеременный двушажный ход, чередование одновременного двухшажного с попеременным двухшажным. Поворот переступанием. Подвижные игры На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Пустое место», «Белые медведи», «Третий - лишний». На материале раздела «Легкая атлетика»: «Посадка картофеля», «Кто дальше бросит», «Вол во рву», «Метатели». На материале раздела «Лыжная подготовка»: «Быстрый лыжник», «За мной». На материале спортивных игр: Футбол: удар ногой с разбега по неподвижному и катящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 м, длиной до 7 - 8 м) и вертикальную (полоса шириной 2 м, длиной 7 - 8 м) мишень; ведение мяча между предметами и с обводкой предметов; подвижные игры: «Передал - садись», «Передай мяч головой». Баскетбол: специальные передвижения, остановка прыжком с двух шагов, ведение мяча в движении вокруг стоек («змейкой»), ловля и передача мяча двумя руками от груди; бросок мяча с места; подвижные игры: «Попади в кольцо», «Передал - садись», «Гонка мячей по кругу». Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
Основные требования к уровню подготовки учащихся.
К концу 3 класса обучающиеся должны знать:
- об особенностях зарождения физической культуры, истории первых олимпийских играх;
- о способах и особенностях движений и передвижений человека, роль и значении психических биологических процессов в осуществлении двигательных актов;
- о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
- об обучении движениям, роль зрительного и слухового анализатора при их освоении и выполнении;
- о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействий на организм;
- о физических качествах и общих правилах их тестирования;
- об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактики осанки и поддержание достойного внешнего вида;
- о причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения.
Уметь:
- составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
- вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать рыжим нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;
- организовывать и проводить самостоятельные формы занятий, закаливающие процедуры по индивидуальным планам;
- взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой.
Критерии и нормы оценки ЗУН Оценка успеваемости - одно из средств повышения эффективности учебного процесса. Она помогает контролировать освоение программного материала, информирует о двигательной подготовленности учеников, стимулирует их активность на занятиях физическими упражнениями. При выполнении минимальных требований к подготовленности учащиеся получают положительную оценку по предмету «Физическая культура». Градация положительной оценки («3», «4», «5») зависит от полноты и глубины знаний, правильности выполнения двигательных действий и уровня физической подготовленности. Оценка ставится за технику движений и теоретические знания.
По основам знаний. Оценивая знания учащихся, надо учитывать глубину и полноту знаний, аргументированность их изложения, умение учащихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими упражнениями. Оценка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта. Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки. Оценку «3» учащиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.
С целью проверки знаний используются различные методы. Метод опроса применяется в устной и письменной форме в паузах между выполнением упражнений, до начала и после выполнения заданий. Не рекомендуется использовать данный метод после значительных физических нагрузок. Программированный метод заключается в том, что учащиеся получают карточки с вопросами и с несколькими ответами на них. Учащийся должен выбрать правильный ответ. Метод экономичен в проведении. Весьма эффективным методом проверки знаний является демонстрация их учащимися в конкретной деятельности. Например, изложение знаний упражнений по развитию силы с выполнением конкретного комплекса и т. п. По технике владения двигательными действиями (умениями, навыками). Оценка «5» - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно, в надлежащем темпе, легко и четко. Оценка «4» - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений. Оценка «3» - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению. Основными методами оценки техники владения двигательными действиями являются методы наблюдения, вызова, упражнений и комбинированный.
Календарно-тематическое планирование
№
дата
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню
подготовленности учащихся
Вид контроля
Легкая атлетика 32 ч
Ходьба и бег 6ч
Вводный урок, инструктаж по технике безопасности
1
Урок закрепления ЗУН Формировать умение ходить с изменениями длины и частоты шага, ходить через препятствия, через несколько препятствий; Бегать с высоким подниманием бедра, бегать на 30м и 60м; Развивать скоростные способности; Игры «Пустое место», «Третий - лишний», «Смена сторон» Инструктаж по технике безопасности уметь правильно выполнять движения в ходьбе и беге; на время пробегать 30м, 60м
Фронтальный, индивидуальный
Ходьба с изменением длины и частоты шага. Игры
1
Изучение нового материала
Фронтальный, индивидуальный
Ходьба через препятствия, через несколько препятствий. Игры
2
Изучение нового материала
Фронтальный, индивидуальный
Бег на 30м на результат. Игры
1
Изучение нового материала
текущий
Бег на 60м. Игры
1
Изучение нового материала
Фронтальный, индивидуальный
Прыжки 5 ч
Прыжок в длину с места. Игры
2
Изучение нового материала Формировать умения прыгать в длину с места, прыгать в длину на результат, прыгать с высоты 60см; Развивать скоростные способности; Соблюдать правила соревнований в беге, прыжках; Игры «Зайцы в огороде», «Прыгающие воробушки» Инструктаж по технике безопасности уметь правильно выполнять движение в прыжках
Фронтальный, индивидуальный
Прыжок в длину с места на результат. Игры
1
Изучение нового материала
текущий
Прыжок с высоты 60см. Игры
2
Изучение нового материала
Фронтальный, индивидуальный
Метание 6 ч
Метание малого мяча с места
2
Изучение нового материала Формировать умение метать малый мяч с места на дальность и на заданное расстояние; Метать в цель с 4-5м; Развивать скоростно-силовые качества; Игры «Зайцы в огороде», «Прыгающие воробушки», «Метатели» Инструктаж по технике безопасности уметь правильно выполнять движения в метании
Фронтальный, индивидуальный
Метание малого мяча на заданное расстояние
2
Изучение нового материала
Фронтальный, индивидуальный
Метание в цель 4-5м
2
Изучение нового материала
Фронтальный, индивидуальный
Подвижные игры 3ч
ОРУ. Игры «Пустое место», «Прыгающие воробушки»
1
Урок закрепления ЗУН Формировать умение выполнять ОРУ, Передавать эстафеты, Игры «Пустое место», «Третий - лишний», «Зайцы в огороде», «Прыгающие воробушки»; Развивать скоростно-силовые качества; Инструктаж по технике безопасности уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками
Фронтальный, индивидуальный
ОРУ. Эстафеты
1
Урок закрепления ЗУН
Фронтальный, индивидуальный
ОРУ. Игры «Зайцы в огороде», «Третий - лишний»
1
Урок закрепления ЗУН
Фронтальный, индивидуальный
Подвижные игры на основе баскетбола 19 ч
Ловля и передача мяча в движении
1
Изучение нового материала Формировать умение ловить и передавать мяч в движении; вести на месте правой и левой рукой в движении шагом и бегом; бросать мяч в цель (кольцо); выполнять ОРУ; игры «Попади в кольцо», «Передал - садись», «Гонка мячей по кругу»; развивать координационные способности уметь владеть мячом: ведение передача, ловля, броски
Фронтальный, индивидуальный
Ведение на месте правой и левой рукой в движении шагом и бегом
2
Изучение нового материала
Фронтальный, индивидуальный
Броски в цель (кольцо)
1
Изучение нового материала
Фронтальный, индивидуальный
Ловля и передача мяча на месте в треугольниках, квадратах
1
Изучение нового материала Формировать умение ловить и передавать мяч на месте в треугольниках, квадратах; Вести мяч на месте правой и левой рукой в движении шагом и бегом; Бросать мяч двумя руками от груди; выполнять ОРУ; игра «Гонка мячей по кругу»; развивать координационные способности Инструктаж по технике безопасности уметь владеть мячом: ведение передача, ловля, броски
Фронтальный, индивидуальный
Бросок двумя руками от груди
1
Изучение нового материала
Фронтальный, индивидуальный
Гимнастика 20 ч
Акробатика, висы, строевые упражнения 14 ч
Выполнение команды «Шире шаг!», «Чаще шаг!», «Реже шаг!», «На 1-2 рассчитайся!»
1
Изучение нового материала Формировать умения выполнять команды «Шире шаг!», «Чаще шаг!», «Реже шаг!», «На 1-2 рассчитайся!»; Выполнять перекаты и группировку с последующей опорой руками за головой; Выполнять 2-3 кувырка вперед; Выполнять стойку на лопатках; ОРУ; Развивать координационные способности; Инструктаж по технике безопасности уметь выполнять команды, акробатические элементы раздельно и в комбинации
Фронтальный, индивидуальный
Перекаты и группировку с последующей опорой руками за головой
2
Изучение нового материала
Фронтальный, индивидуальный
Кувырок вперед
2
Изучение нового материала
Фронтальный, индивидуальный
Выполнять стойку на лопатках
2
Изучение нового материала
Фронтальный, индивидуальный
Построение в 2 шеренги; Перестроение из двух шеренг в два круга;
2
Изучение нового материала Формировать умение выполнять построение в 2 шеренги; Перестроение из двух шеренг в два круга; Развивать координационные способности; Инструктаж по технике безопасности уметь выполнять строевые команды
Фронтальный, индивидуальный
Вис стоя; вис на согнутых руках;
1
Изучение нового материала Формировать умение выполнять вис стоя; вис на согнутых руках; Развивать координационные способности; Инструктаж по технике безопасности уметь выполнять висы
Фронтальный, индивидуальный
Подтягивание в висе
1
Изучение нового материала Выполнять подтягивание в висе; Развивать координационные способности; Инструктаж по технике безопасности уметь выполнять подтягивание в висе
Фронтальный, индивидуальный
Упражнения на гимнастической скамейке
2
Изучение нового материала Формировать умение выполнять упражнения на гимнастической скамейке; Эстафеты; Развивать координационные способности; Инструктаж по технике безопасности уметь лазать по гимнастической скамейке
Фронтальный, индивидуальный
Лазание по гимнастической лестнице
1
Изучение нового материала Формировать умение лазать по гимнастической лестнице; Развивать координационные способности; Инструктаж по технике безопасности уметь лазать по гимнастической лестнице
Фронтальный, индивидуальный
Опорный прыжок 7 ч
Передвижение по диагонали, противоходом, «змейкой»
1
Изучение нового материала Формировать умение передвигаться по диагонали, противоходом, «змейкой»; ОРУ; Развивать координационные способности; Инструктаж по технике безопасности уметь выполнять передвижение по диагонали, противоходом, «змейкой»
Фронтальный, индивидуальный
Перелезание через гимнастического коня
2
Изучение нового материала Формировать умение лазать по гимнастической лестнице, перелезать через гимнастического коня; Развивать координационные способности; Инструктаж по технике безопасности уметь выполнять перелезание через гимнастического коня
Фронтальный, индивидуальный
Опорный прыжок
3
Изучение нового материала Формировать умение выполнять опорный прыжок; ОРУ; игры; Развивать координационные способности; Инструктаж по технике безопасности уметь выполнять опорный прыжок
Фронтальный, индивидуальный
ОРУ. Эстафеты
1
Изучение нового материала Формировать умение выполнять ОРУ; Развивать координационные способности; Инструктаж по технике безопасности уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками
Фронтальный, индивидуальный
Лыжная подготовка 30 ч
Вводный урок
1
Урок закрепления ЗУН Основные требования к одежде и обуви во время занятий, значение занятий для укрепления здоровья и закаливания; Инструктаж по технике безопасности знать о значение занятий для укрепления здоровья и закаливания; уметь правильно выбирать одежду для занятий физкультурой на лыжах
Фронтальный, индивидуальный
Ступающий шаг с палками
1
Урок закрепления ЗУН Формировать умение передвигаться ступающим шагом с палками уметь передвигаться ступающим шагом
Фронтальный, индивидуальный
Скользящий шаг с палками
1
Урок закрепления ЗУН Формировать умение передвигаться скользящим шагом с палками уметь передвигаться скользящим шагом
Фронтальный, индивидуальный
Ступающий и скользящий шаг с палками
2
Урок закрепления ЗУН Формировать умение передвигаться ступающим и скользящим шагом уметь передвигаться ступающим и скользящим шагом
Фронтальный, индивидуальный
Подъем «лесенкой» и спуск с небольшого склона
1
Урок закрепления ЗУН Формировать умение подниматься на склон «лесенкой», спускаться со склона уметь подниматься на склон «лесенкой», спускаться со склона
Фронтальный, индивидуальный
Подъем «елочкой» и спуск с небольшого склона
1
Урок закрепления ЗУН Формировать умение подниматься на склон «елочкой», спускаться с склона уметь подниматься на склон «елочкой», спускаться со склона
Фронтальный, индивидуальный
Попеременный двухшажный ход без палок
3
Изучение нового материала Формировать умение передвигаться двухшажным ходом без палок уметь передвигаться попеременным двухшажным ходом
Фронтальный, индивидуальный
Повороты переступанием
2
Изучение нового материала Формировать умение поворачиваться переступанием уметь выполнять повороты переступанием
Фронтальный, индивидуальный
Попеременный двухшажный ход без палок и с палками
3
Изучение нового материала Формировать умение передвигаться двухшажным ходом без палок и с палками уметь передвигаться попеременным двухшажным ходом
Фронтальный, индивидуальный
Подъем и спуск с небольших склонов
1
Изучение нового материала Формировать умение подниматься и спускаться со склона уметь подниматься и спускаться со склона на лыжах
Фронтальный, индивидуальный
Спуск в высокой стойке с небольших горок
2
Изучение нового материала Формировать умение спускаться в высокой стойке с небольшого склона уметь подниматься на склон, спускаться со склона в высокой стойке
Фронтальный, индивидуальный
Передвижение попеременным двухшажным ходом до 1000м. особенности дыхания
2
Изучение нового материала Формировать умение передвигаться двухшажным ходом до 1000м уметь передвигаться попеременным двухшажным ходом до 1000м
Фронтальный, индивидуальный
Подъем «лесенкой» и «елочкой» и спуск с небольшого склона
1
Изучение нового материала Формировать умение подниматься «лесенкой» и «елочкой», спускаться е с небольшого склона уметь подниматься на склон «лесенкой» и «елочкой», спускаться со склона
Фронтальный, индивидуальный
Передвижение попеременным двухшажным ходом до 1500м с равномерной скоростью
2
Изучение нового материала Формировать умение передвигаться двухшажным ходом до 1500 уметь передвигаться попеременным двухшажным ходом до 1500м
Фронтальный, индивидуальный
Попеременный двухшажный ход без палок и с палками. Передвижение до 2000м с равномерной скоростью
2
Изучение нового материала Формировать умение передвигаться двухшажным ходом до 2000м уметь передвигаться попеременным двухшажным ходом до 2000м
Фронтальный, индивидуальный
Подъем «лесенкой» и «елочкой» и спуск в высокой стойке с небольших горок
2
Изучение нового материала Формировать умение подниматься «лесенкой» и «елочкой», спускаться в высокой стойке с небольшого склона уметь подниматься на склон «лесенкой» и «елочкой», спускаться в высокой стойке со склона
Фронтальный, индивидуальный
Передвижение до 2000м. Эстафеты
3
Изучение нового материала Формировать умение передвигаться двухшажным ходом до2000м уметь передвигаться на лыжах до 2000м, участвовать в эстафете на лыжах
Фронтальный, индивидуальный
Подвижные игры на основе баскетбола (продолжение)
Ведение на месте правой и левой рукой в движении шагом и бегом.
2
Урок закрепления ЗУН Формировать умение ловить и передавать мяч в движении; вести на месте правой и левой рукой в движении шагом и бегом; Бросать мяч двумя руками от груди; Бросать мяч в цель (кольцо); Выполнять ОРУ; Игры «Попади в кольцо», «Передал - садись», «Гонка мячей по кругу»; Развивать координационные способности; Инструктаж по технике безопасности уметь владеть мячом: ведение передача, ловля, броски
Фронтальный, индивидуальный
Ловля и передача мяча на месте в треугольниках, квадратах
2
Урок закрепления ЗУН
Фронтальный, индивидуальный
Бросок двумя руками от груди
2
Урок закрепления ЗУН
Фронтальный, индивидуальный
Броски в цель (кольцо)
2
Урок закрепления ЗУН
Фронтальный, индивидуальный
ОРУ. Игры
1
Урок закрепления ЗУН
Фронтальный, индивидуальный
ОРУ. Эстафеты
1
Урок закрепления ЗУН
Фронтальный, индивидуальный
Мини баскетбол
2
Урок закрепления ЗУН
Фронтальный, индивидуальный
Легкая атлетика (продолжение)
Ходьба и бег 4 ч
Ходьба и бег
1
Урок закрепления ЗУН Формировать умение ходить и бегать по команде; Бегать с высоким подниманием бедра, бегать на 30м и 60м; Развивать скоростные способности; Игры «Пустое место», «Третий - лишний», «Смена сторон» Инструктаж по технике безопасности уметь правильно выполнять движения в ходьбе и беге; на время пробегать 30м, 60м
Фронтальный, индивидуальный
Бег на 30м. Игры
1
Урок закрепления ЗУН
Фронтальный, индивидуальный
Бег на 30м на результат. Игры
1
Урок закрепления ЗУН
Фронтальный, индивидуальный
Бег на 60м. Игры
1
Урок закрепления ЗУН
Фронтальный, индивидуальный
Прыжки 3 ч
Прыжок в длину с места. Игры
2
Урок закрепления ЗУН Формировать умения прыгать в длину с места, прыгать в длину на результат; Развивать скоростные способности; Соблюдать правила соревнований в беге, прыжках; Игры «Зайцы в огороде», «Прыгающие воробушки» Инструктаж по технике безопасности уметь правильно выполнять движение в прыжках
Фронтальный, индивидуальный
Прыжок в длину с места на результат. Игры
1
Урок закрепления ЗУН
Фронтальный, индивидуальный
Метание 2 ч
Метание малого мяча с места. Игры
1
Урок закрепления ЗУН Формировать умение метать малый мяч с места на дальность; Метать в цель с 4-5м; Развивать скоростно-силовые качества; Игры «Зайцы в огороде», «Прыгающие воробушки», «Метатели» Инструктаж по технике безопасности уметь правильно выполнять движения в метании
Фронтальный, индивидуальный
Метание в цель 4-5м. Игры
1
Урок закрепления ЗУН
Фронтальный, индивидуальный
Подвижные игры 3 ч
ОРУ. Игры «Пустое место», «Прыгающие воробушки»
1
Урок закрепления ЗУН Формировать умение выполнять ОРУ, Передавать эстафеты, Игры «Пустое место», «Третий - лишний», «Зайцы в огороде», «Прыгающие воробушки»; Развивать скоростно-силовые качества; Инструктаж по технике безопасности уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками
Фронтальный, индивидуальный
ОРУ. Эстафеты
1
Урок закрепления ЗУН
Фронтальный, индивидуальный
ОРУ. Игры «Зайцы в огороде», «Третий - лишний»
1
Урок закрепления ЗУН
Фронтальный, индивидуальный
Список литературы:
- Закон «Об образовании».
- Приказ министерства образования РФ от 05.03.2004 г №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
- Письмо министерства образования РФ от 20.02.2004г №0351101403 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
- Приказ министерства образования РФ от 09.08.2004 г №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программ общего образования»
- Письмо министерства образования РФ от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
- «Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы», В.И.Лях, А.А.Зданевич; Москва:«Просвещение»,2010
- «Справочник учителя физической культуры», П.А.Киселев, С.Б.Киселева; - Волгоград: «Учитель»,2008.
- «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья 1-5 классы», Н.И.Дереклеева; Москва: «ВАКО»,2007.
- «Подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2007.
- «Зимние подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2009.
- «Дружить со спортом и игрой», Г.П.Попова; Волгоград: «Учитель»,2008.
- «Физкультура в начальной школе», Г.П.Болонов; Москва: «ТЦ Сфера»,2005.