Урок русского языка Текст-описание Лисичка (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 4 классе Тема. Развитие речи. Составление текста-описания «Лисичка». Цель: формировать умение детей составлять описание и подбирать наиболее меткие прилагательные во время описания предмета; развивать связную речь учащихся; мышление, наблюдательность, умение работать со справочной литературой, работать в группе. Воспитывать любовь к живой природе. Оборудование: рисунки с изображением лисы, иллюстрации к сказкам, презентация, куб для методики «Кубование», карточки, словари, справочники.

ХОД УРОКА І. Актуализация знаний учащихся.

Дети, вам тепло? (Да!)

-В классе светло? (Да!)

-Прозвенел уже звонок? (Да!)

-Уже закончился урок? (Нет!)

-Только начался урок? (Да!)

-Хотите учиться? (Да!) -Значит, можете садиться! -Хотелось бы, чтобы наш урок пршёл сегодня под девизом: «На уроке не зевать, думать всем, запоминать!» 1. Отгадывание загадки. Начнём урок с традиционной загадки: Хвост пушист, быстра сноровка, Золотисто-рыжий мех. Если голодно, плутовка Кур считает лучше всех. (Лиса) -Урок русского языка Текст-описание Лисичка (4 класс) О ком мы сегодня будем говорить?





-Что вы можете сказать об этом слове? 2. Мозговой штурм. Составление ассоциативного куста. - Дети, какие слова вам приходят сразу, когда вы слышите слово «Лисица»? хитрая рыжая бУрок русского языка Текст-описание Лисичка (4 класс)Урок русского языка Текст-описание Лисичка (4 класс)Урок русского языка Текст-описание Лисичка (4 класс)ыстрая пушистая Урок русского языка Текст-описание Лисичка (4 класс)
лУрок русского языка Текст-описание Лисичка (4 класс)Урок русского языка Текст-описание Лисичка (4 класс)исята ЛИСИЦА нора Урок русского языка Текст-описание Лисичка (4 класс)Урок русского языка Текст-описание Лисичка (4 класс)Урок русского языка Текст-описание Лисичка (4 класс)
охотница обманщица героиня сказок 3. Беседа с учащимися. - Какой зверь лисица? (Хищный.) - Какая она? - Докажите, что она - хищный зверь. (Ест животных и на них охотится.) - Где в лесу живёт лиса? (В норе.) - Как зовут малышей лисы? (Лисята.) - Когда рождаются малыши? (Весной. ) - На кого охотится этот зверь? (На птичек, мышей, зайцев.) ІІ. Восприятие темы. Класс разделён предварительно на группы по 3 человека Работа в группах. Использование методики «кубования». ПУрок русского языка Текст-описание Лисичка (4 класс)еред детьми макет куба. Грани куба окрашены разным цветом: красный, зелёный, жёлтый, синий, белый и оранжевый. На каждой грани написан вид работы. У каждой группы карточка таких же цветов, как и грани у куба.
Урок русского языка Текст-описание Лисичка (4 класс)
Лексическое значение слова Урок русского языка Текст-описание Лисичка (4 класс)Урок русского языка Текст-описание Лисичка (4 класс)Урок русского языка Текст-описание Лисичка (4 класс)Урок русского языка Текст-описание Лисичка (4 класс)

Звуковой Загадки Лисица - Пословицы анализ родственные слова слова Урок русского языка Текст-описание Лисичка (4 класс)

Синонимы




Задание каждая группа выполняет то, которое записано на их карточке. Время работы 10 минут.

  1. Работа каждой группы.
  • Первая группа - лексическое значение слова. Группа работает с толковым словарём Ожегова.
  • Лисица - хищное млекопитающее животное из семейства собачьих с длинным пушистым хвостом, то же, что лиса.
  • Лиса - хитрый, льстивый человек.
  • Лиса - замаскированный в лесу радиопередатчик, периодически подающий кратковременные сигналы Spec.
  • Вторая группа - звуко-буквенный анализ слова. Работают по плану разбора слова.
  • Лисица - [ л' и с' и ц а ] - ли-си-ца; ударение падает на второй слог; слово переносится по слогам; 6 букв, 6 звуков.

л [ л'] - согласный, звонкий, непарный, мягкий; и [ и ] - гласный, безударный; с [с' ] - согласный, глухой, парный, мягкий; и [и ] - гласный, ударный; ц [ц ] - согласный, твёрдый, непарный, глухой; а [ а] - гласный, безударный.
  • Третья группа - загадки. Работает с дополнительной литературой.
  • За деревьями, кустами
    Промелькнуло быстро пламя.
    Промелькнуло, пробежало,
    Нет ни дыма, ни пожара.

Рыжая птичница
В курятник пришла,
Всех кур перечла
И с собой унесла.

  • У кого из зверей
    Хвост пушистее и длинней?

  • Хитрая плутовка, рыжая головка,
    Хвост пушистый - краса!
    А зовут ее... Лиса.

  • Говорят, она хитра,
    Кур уносит со двора.
    Но зато красавица -
    Всем ребятам нравится.


  • Четвёртая группа - пословицы, работает с дополнительной литературой.
  • Волка зубы кормят, лису хвост бережет.
  • Сила льва не подходит лисице, хитрость лисы не подходит льву.
  • Лисичка всегда сытей волка бывает.
  • Лисичка всегда сытней волка живет.
  • Лисой пройти - хитростью взять.
  • Пятая группа - синонимы.

лисица лиса, лисонька, рыжая, огневка, лиса патрикеевна, лисичка, , подлиза, плут, подлипала, подхалим, лукавец, хитрунья, ласкательница, лизунья, льстец, лизун, бестия, льстица, ласкатель, хитрюга, шельмец, хитрец, шельма

Лисица, лиса, рыжая, хитрунья, бестия, льстица, шельма, плутовка.

  • Шестая группа -родственные слова.

Лиса, лисица, лисичка, лисий, лисонька, лиска.

  1. Отчёт групп о проделанной работе. Дополнения слайдами презентации.

  2. Беседа.

-Что ещё вы можете сказать о повадках лисицы?

-Посмотрите на слайды. Как вы думаете, что делает лиса? Мышкует, от врагов убегает зигзагами, хороший пловец,приносит пользу-питается мышами.

- Лису часто называют лесной плутовкой.

- Встречается ли лиса в сказках?

- Назовите их. Какой выступает наша героиня в них? Докажите свои утверждения её поступками в сказках. Действительно может превратиться мёртвой, если ей угрожает опасность. 5. Игра «Угадай сказку» Иллюстрации к сказке «Кот, петух и лиса». Иллюстрации к сказке «Заюшкина избушка». Иллюстрации к сказке «Кот и лиса». Иллюстрации к сказке «Лиса и журавль». Иллюстрации к сказке «Волк и лиса».
ІІІ. Закрепление темы.

  1. Беседа о тексте - описании.
  • Мы говорили о характере и поведении лисицы. А сейчас будем работать над её описанием.-
  • Наша задача - составить текст-описание «Рыжая плутовка».
  • Какой тип текста будем составлять?
  • Какой текст называется описанием?
  • Какие особенности имеет текст - описание? (Имеет много прилагательных, указывает на цвет, форму, размеры.)
  1. Словарная работа.
Подберите прилагательные к следующим словам: Туловище (какое?)…стройное Лапки (какие?)…словно чёрные сапожки Ушки (какие?)…острые, хорошо слышат Глазки (какие?)… умные и хитрые Шерсть (какая?)… рыжая Грудка (какая?)…белая, как галстучек Хвост (какой?)… длинный и пушистый Слух (какой?)…хорошо слышит Мордочка -длинная и узкая Лисица - один из самых красивых хищников. Окрас шкурки рыжий, хвост длинный и пушистый, морда длинная и узкая, а глаза умные и хитрые. Лиса по размеру напоминает небольшую собаку. Мышкует.

Физминутка «Лиса, заяц»

Игра на внимание «Заяц-лиса»

Учитель произносит слово «заяц»- все приседают, руки вперед; «лиса» - все встают, руки поднимают вверх.

  1. Составление описания лисицы учащимися.
Слабым ученикам предлагается записать текст с пропущенными словами, самим вставить нужные слова (карточка 1); сильным детям нужно написать текст самостоятельно; детям со средним уровнем знаний - составление текста по предложенному плану ( карточка 2).

Карточка 1 Лисица - это ……… хищник. Она живёт в …. . Это животное по размеру напоминает …….., имеет …… тело, ….. …… хвост. Мордочка у неё ………, ушки ………, лапки ……….. . Шерсть у лисы ………… . Лиса ходит (как?) ………. . Охотится этот зверь на …… , ……………. , ………….. . В сказках она выступает ……………….. ……………..

Карточка 2

План 1) Домашнее или дикое животное? 2) Где живёт? 3) Какого цвета шерсть? 4) Какой хвост? 5) Чем она лакомится? 6) Что ты знаешь о лисице из сказок?
4. Зачитывание учащимися разного уровня знаний своих текстов. ІV. Подведение итогов

Лестница знаний (оценивание себя) 1.Беседа с детьми. - Понравилось ли вам сегодня работать на уроке? - Какое задание вам понравилось выполнять больше всего? - Хочется ли вам узнать ещё больше о лисе? V. Домашнее задание Придумать и записать небольшую сказку, героиней которой будет лиса. Нарисовать к ней иллюстрацию.

Приложение к уроку

Лисица - дикое животное.

Живут лисы в лесах, но чаще всего на полях и лугах.

Туловище у зверька очень гибкое. Лапки, как сапожки. Ушки острые. Глазки хитрые. Мех очень шелковистый, огненного цвета. Грудка белая. Хвост пушистый и красивый.

Лисичка питается мышами, зайцами, сурками и барсуками.

Лисы очень хитрые, быстрые. Они - хорошие пловцы.

Лиса - дикое животное.

Обычно она обитает в лесу, на полях. Среди лис много разновидностей. Самая популярная - рыжая лисица. Она распространена по всему земному шару. Роста зверек небольшого, как обыкновенная собака. На лапках у нее черные сапожки. Шерсть бархатная, рыжая. Хвост пушистый. Грудка белая. Ушки острые. Глазки у нее зоркие, а зрачки, как у кошки.

Питается лисичка фруктами, не брезгует кузнечиками, не откажется от мяса.

Лиса хитрая, умеет запутывать следы. Она - хороший пловец.

Удивительное животное - лиса.

Она дикая. Зверек живет в покинутых норках сусликов и барсуков, предпочитает луговые местности.У лисоньки длинное вытянутое туловище, окрашенное в оранжевый цвет. На лапках черные сапожки. Шерсть мягкая, бархатная. Грудка красивая, белая. Ушки у нее острые. Глазки смышленые, умные.

Питается лиса мышами, зайцами. У заспавшегося хозяина таскает кур.

Лисичка - отличный пловец. От врагов она убегает зигзагами. Бегает лисица очень быстро.

Лиса - дикое животное.

Она живет в лесу, на полях, в норах барсуков.

Туловище у лисицы очень гибкое. Шерсть пушистая, нежная, огненного цвета. Грудка белая. Хвост пушистый, шелковый. Лапки у зверька, словно черные сапожки. Ушки острые. У лисы очень хорошее зрение.

Любимое лакомство лисоньки - полевые мыши.

Лисичка хитрая, ловкая, быстрая. Она - отличный пловец.

Лиса - дикое животное.

Она живет в лесу.Туловище у лисички стройное. Шерсть пушистая, рыжевато-оранжевого цвета. Хвост тоже пушистый и очень красивый. Грудка у нее белая. Лапки похожи на черные сапожки. Глазки, как у кошки. Ушки хорошо слышат. Питается в основном лисица мышами, этим самым принося огромную пользу.

Она - очень шустрый зверек. От врагов убегает зигзагами, чтобы запутать следы. Лиса - хороший пловец.

Лиса - хищное животное.

Она обитает по всему земному шару. Лисица живет на лугах, в лесах. Она занимает норки барсуков.Туловище у лисички небольшое. Шерсть рыжеватая. Хвост большой, пушистый. Грудка белая. На лапках черные сапожки. У зверька острый слух и отличный нюх. Лиса хорошо видит.

Питается она на лугах полевками, иногда кузнечиками. В лесу может поймать зайца.

Лисичка, если нападет враг, бежит зигзагами, запутывая следы. А еще она очень хороший пловец.

Карточка 1 Лисица - это ……… хищник. Она живёт в …. . Это животное по размеру напоминает …….., имеет …… тело, ….. …… хвост. Мордочка у неё ………, ушки ………, лапки ……….. . Шерсть у лисы ………… . Лиса ходит (как?) ………. . Охотится этот зверь на …… , ……………. , ………….. . В сказках она выступает ……………….. ……………..

Карточка 2

План 1) Домашнее или дикое животное? 2) Где живёт? 3) Какого цвета шерсть? 4) Какой хвост? 5) Чем она лакомится? 6) Что ты знаешь о лисице из сказок?

Карточка 1 Лисица - это ……… хищник. Она живёт в …. . Это животное по размеру напоминает …….., имеет …… тело, ….. …… хвост. Мордочка у неё ………, ушки ………, лапки ……….. . Шерсть у лисы ………… . Лиса ходит (как?) ………. . Охотится этот зверь на …… , ……………. , ………….. . В сказках она выступает ……………….. ……………..

Карточка 2

План 1) Домашнее или дикое животное? 2) Где живёт? 3) Какого цвета шерсть? 4) Какой хвост? 5) Чем она лакомится? 6) Что ты знаешь о лисице из сказок?

Карточка 1 Лисица - это ……… хищник. Она живёт в …. . Это животное по размеру напоминает …….., имеет …… тело, ….. …… хвост. Мордочка у неё ………, ушки ………, лапки ……….. . Шерсть у лисы ………… . Лиса ходит (как?) ………. . Охотится этот зверь на …… , ……………. , ………….. . В сказках она выступает ……………….. ……………..

Урок русского языка Текст-описание Лисичка (4 класс)Урок русского языка Текст-описание Лисичка (4 класс)

© 2010-2022