Доклад на тему Деятельностный подход в обучении

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Деятельностный подход к обучению

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний, заметно превосходят своих сверстников из большинства стран.

Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных, сформулировать вывод, провести исследования

Поэтому Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития

Предмет нашей гордости в прошлом - большой объём фактических знаний - в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять.

Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье - результаты деятельности, а деятельность - это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат - знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат - умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения. Слайд 2

Деятельностный метод обучения - - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника

Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Слайд 3


Деятельность учителя в условиях реализации деятельностного подхода в обучении: пересмотр схемы и требований к традиционному уроку;

  • изменение психологических условий обучения;
  • создание между детьми атмосферы добра, взаимовыручки;
  • создание психологической комфортности;
  • равенство всех участников учебного процесса;
  • не принудительное привлечение детей к деятельности;
  • возможность совершения ошибки учащимися в ходе учебного процесса;
  • вера в каждого ребенка;
  • способствовать речевому развитию;
  • максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе

Использование данного метода в практике позволяет грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия» нового знания.

Структура уроков введения нового знания обычно имеет следующий вид:

  1. Самоопределение к деятельности. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся Высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи. Высказывают предположения о том, что пригодиться для успешной работы на уроке. Возможна самопроверка домашнего задания.

  1. Актуализация знаний. Цель: обеспечение готовности учащихся к включению в продуктивную обучающую деятельность, повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

Деятельность учителя

Деятельность учащихся Помогает ученикам при включении в работу; организация живого диалога; создание проблемы перед изучением нового материала. Ведут живой диалога: свободно говорят, высказывают свою точку зрения, спорят; проявляют готовность включиться в новый познавательный процесс.

  1. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока, темы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся Создание настроения ожидания нового материала, радости открытия неизвестного. Выявление недостающих для решения задачи знаний, создание конфликтной ситуации.

  1. «Открытие» детьми нового знания. Цель: решение задачи, обсуждение проекта ее решения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся Организация диалога; использование приемов, способствующих активизации мысли учащихся в процессе освоения нового материала. Ведение диалога; групповая или парная работа.

  1. Первичное закрепление. Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорных сигналов.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся Организация фронтальной работы; организация работы в парах по выполнению продуктивных заданий; исправление ошибок; при необходимости повторение материала заново. Фронтальная работа, работа в парах; решение продуктивных задач; ведут обсуждение (учатся четко формулировать вопрос, выражать свое мнение, учитывать другие точки зрения); учатся разделять с учителем лидерство в группе и принимать на себя ответственность за результат учебного труда.

  1. Независимая самостоятельная практика учащихся. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что умеет.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся Дает небольшой объем самостоятельной работы (2-3 задания); организация самоконтроля и самопроверки. Самостоятельная работа (выполнение письменных работ); самопроверка по эталону.

  1. Самоконтроль и самооценка результатов. Цель: каждый должен сделать вывод о том, что уже умеет.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся Применение индивидуальных эталонов в оценке труда. Активизация оценочной деятельности через самооценку полученных результатов.

  1. Подведение итогов учебного занятия. Цель: сравнение целей, поставленных в начале работы, с полученным результатом, подведение объективного результата работы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся Определение перспектив последующей работы; обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Осознание результатов своей учебной деятельности; Самооценка результатов своей работы и работы всего класса.
Представленная структура учебного занятия предполагает успешное внедрение деятельностного подхода в обучение. Слайд сделать
Формы взаимодействия в ходе учебной деятельности:

  1. «Учитель-ученик» (используется для постановки проблемы).
  2. Работа в паре - «ученик-ученик» (самоконтроль и самооценка).
  3. Групповая работа (процесс поиска способа решения учебной задачи).
  4. Межгрупповое взаимодействие (при общении, введении общих закономерностей, формулировании фундаментальных для данного возраста детей оснований, необходимых для последующего этапа работы и аргументированного их изложения, самостоятельный поиск, решение творческих задач, обобщение полученных результатов).
  5. «Ученик-родители» (обсуждение той или иной задачи дома).
  6. Индивидуальная работа (выполнение дифференцированных заданий по пройденному материалу и творческие работы). Слайд

Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно отобрать наиболее эффективные приемы и формы ее организации:
  1. Использование дифференцированных заданий.
  2. Включение в образовательный процесс ИКТ.
  3. Использование метода проектов

Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт также и групповая форма работы. Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа.

Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников.

У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.


© 2010-2022