- Преподавателю
- Начальные классы
- Азбука Смоленского края «Служить народу и Отечеству»
Азбука Смоленского края «Служить народу и Отечеству»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Романова И.Е. |
Дата | 07.01.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: «Служить народу и Отечеству»
Цель: привлечь внимание школьников к изучению жизни и деятельности выдающейся просветительницы, общественной деятельницы, меценатки княгини М.К. Тенишевой.
Задачи: расширение знаний обучающихся о людях, прославивших Смоленщину; воспитание патриотизма и чувства гордости за свою Родину т и свой народ; на примере общественной деятельности М.К. Тенишевой формирование у обучающихся гражданской позиции, социального сознания; обучение методам анализа, сопоставления, умению пользоваться различными источниками информации.
Оборудование: книга М.К. Тенишевой «Впечатления моей жизни», стенд «Талашкино. Княгиня М.К. Тенишева» (из собрания Смоленского музея -заповедника), портрет М.К. Тенишевой.
Ход урока.
1 этап. Подготовительно - организационный
Читает 1 ученик: За синими озерами,
Просторами сосновыми,
За чащами еловыми
Да белыми березами
Лежит земля Смоленская,
Печаль моя славянская,
Краса и слава русская,
Родимая земля…
(Н. Яночкина)
2 ученик: Есть своя
Родная земля
У ручья
И у журавля.
И у нас с тобой
Есть она,
И земля родная
Одна.
(О. Дриз)
- О чем самом главном хотел сказать автор?
- В каких словах выражена главная мысль?
Ребята, у на с есть возможность принять участие в областном краеведческом конкурсе «Служить народу и Отечеству». Этот конкурс посвящен 155- летию со дня рождения М.К. Тенишевой.
- Посмотрите на ее портрет.
М.К. Тенишева говорила: «…Да, я люблю свой народ и верю, что в нем будущность России, нужно только верно направить его силы и способности»
- Кто она?
(выдающаяся просветительница, общественная деятельница, меценатка).
Музей слов.
Просветитель (книжн.) Прогрессивный общественный деятель, распространитель передовых идей и знаний.
Деятель. Лицо, проявившее себя какой - н. общественной деятельности.
Меценат - в буржуазно - дворянском обществе: богатый покровитель наук и искусств.
Покровительство - защита, заступничество, оказываемое кому-н.
- Посмотрите на стенд «Талашкино. М.К. Тенишева».
Она прославляла Смоленщину.
- Ваши предположения о ее деятельности
- Хотите ли вы узнать о жизни и деятельности М.К. Тенишевой?
- Рассмотрим тестовое задание к конкурсу «Служить народу и Отечеству»
Вы будете отвечать на некоторые вопросы конкурса самостоятельно.
- Прочитай вопросы. Как работать с тестовым заданием?
Тестовое задание к конкурсу «Служить народу и Отечеству»
( у каждого ученика)
1. Мария Клавдиевна родилась:
А. в Санкт-Петербурге;
В. в Твери;
С. в Смоленске.
2. Художник С.В. Малютин, работавший в Талашкино, известен как создатель:
А. Русской матрешки;
В. Русской игрушки «Ванька-встанька» (неваляшка);
С. Русских расписных ложек.
3. Какая из ниже перечисленных дисциплин во времена М.К. Тенишевой не преподавалась в талашкинской школе:
А. Рыбоводство;
В. Пчеловодство;
С. Птицеводство.
4. Первоначально Теремок использовался как:
А. Музей;
В. Библиотека;
С. Учебный класс.
5. Музей, открытый в Смоленске на средства и по инициативе М.К. Тенишевой, назывался:
А. Русская Старина;
В. Смоленская старина;
С. Седая старина.
6. В 1907 году коллекция смоленского музея была вывезена за границу для временной выставки. Она экспонировалась в музее:
А. Лувр (Франция);
В. Прадо (Испания);
С. Уффици (Италия).
7. Как назывался магазин в Москве, которым владела М.К. Тенишева и где продавались изделия талашкинских мастерских:
А. Родник;
В. Источник;
С. Ключ.
8. Церковь-усыпальница во Флёнове называется:
А. Спаса Нерукотворного;
В. Святого Духа;
С. Преображения Господнего.
9. Звание Почетного гражданина города Смоленска М.К. Тенишевой было присвоено за:
А. Открытие в Смоленске госпиталя;
В. Открытие во Флёнове сельскохозяйственной школы;
С. Дар Смоленску музейной коллекции.
10. В своих воспоминаниях М.К.Тенишева пишет: «Иногда, по праздникам, мы устраивали под управлением Лидина концерты в Смоленске с благотворительной целью. Играли то в Народном Доме, то в Думском зале, то в Дворянском собрании…». Известно, что и сама М.К. Тенишева принимала участие в концертах талашкинского оркестра. Она играла на:
А. Фортепиано;
В. Виолончели;
С. Балалайке.
11. М.К. Тенишева похоронена:
А. В предместье Праги;
В. В предместье Парижа;
С. В предместье Санкт-Петербурга.
- Где можно найти ответы на вопросы?
( в библиотеке, в Интернете, у родителей и друзей, в музее, помощь учителя)
2 этап. Поисково - исследовательский
а) самостоятельная работа (выполнение тестового задания к конкурсу)
б) экскурсия во Фленово
Вступительное слово учителя.
Мы отправляемся во Фленово, где жила и работала М.К. Тенишева, в центр русской культуры. «Главное дело ее жизни - создание Талашкина - уникального культурного центра России рубежа 19-20 веков, центра просвещения на Смоленщине»
Наша цель: расширить свои знания о жизни и деятельности этого замечательного человека, отдавшего свои богатства людям, увидеть удивительный России.
«Кто ничего не замечает, тот ничего не изучает.
Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает».
( Р.Сеф)
Наш план.
-
Знакомство с имением М.К. Тенишевой (проводит учитель).
-
Экскурсия в сельскохозяйственной школе (проводит экскурсовод).
-
Экскурсия в Теремке (проводит экскурсовод).
- Что вы видите в центре имения?
(памятник М.К. Тенишевой)
- Какая она?
- Причитайте надпись на камне.
(Храмы, музеи, памятники строятся не для современников… Они строятся для будущих поколений» М.К. Тенишева)
- Как вы это понимаете?
- Узнали вы домик справа?
( это «Теремок», создан по эскизам известного художника С.В. Малютина)
- В книге «Впечатления моей жизни» М.К. написала: «Мне захотелось построить себе особый домик в русском стиле, и по рисунку Малютина был выстроен хорошенький, уютный «теремок»…
- Чем вы восхитились, когда его увидели?
(сказочный домик украшен резьбой и росписью, первоначально здесь была библиотека)
- а где же церковь?
- Как она называется? (церковь Святого Духа стоит на возвышенности)
- Что вы о ней знаете?
А вот здание сельскохозяйственной школы.
- Хотите вы здесь поучиться?
Сейчас у вас начнется здесь экскурсия.
Помните, что после экскурсии мы напишем сочинение «Представь себе…»
Представь себе, что ты учился в начале прошлого века в сельскохозяйственной школе, открытой во Фленове Марией Клавдиевной Тенишевой. И спустя многие годы ты делишься своими впечатлениями с нынешним молодым поколением. Что бы ты хотел им рассказать? Каким опытом поделиться. Какую информацию передать.
Это задание № 2 к конкурсу «Служить народу и Отечеству»
( « ..Школа была бесплатной и в нее брались дети разных сословий и вероисповеданий. Часть учащихся находилась на полном обеспечении княгини. Учебный курс был рассчитан на 6 лет и включал в себя общее образование, обучение ремеслам и сельскому хозяйству. Преподавался Закон Божий, русский язык, история, арифметика, чистописание. В спец. Классах дополнительно преподавалась геометрия, физика, химия, церковнославянское чтение, земледелие, скотоводство, пчеловодство, землемерие.. Дети охотно шли учиться к Тенишевой. Их привлекало не только возможность бесплатного обучения грамоте и наукам. Школа давала им дорогу в жизнь, а одаренные дети находили здесь свое призвание. М.К. к детям своей школы проявляла неподдельную любовь. С каким удовольствием М.К. устраивала праздники!..»)
« На высоких холмах, в обрамлении темной зелени дубов и елей срубил художник свой знаменитый сказочный домик. Сколько бы ни приходил сюда, всякий раз испытываешь изумление. Это бревенчатое сооружение представляет собой подлинный шедевр русского зодчества. Окна, двери, карнизы, наличники и остальное убранство - все это искусно выпилено, ажурно вырезано. Яркая раскраска, сказочные мотивы на фасадах создают образ праздничный и фантастический. В наружном декоре непринужденно переплелись солнце и луна, драконы и лебеди, цветы, листья. После Великой Отечественной войны «Теремок» стоял разрушенным, но смоленские рестовраторы возродили его вновь таким, каким он был задуман и построен С.В. Малютиным.
После отъезда Малютина Мария Клавдиевна пригласила руководить мастерскими молодого художника А.П. Зиновьева, только что окончившего Строгановское училище. Отличный рисовальщик и колорист, обладающий к тому же неиссякаемой фантазией, Алексей Прокофьевич Зиновьев сразу же внес в талашкинские мастерские что - то свое, новое. Под его наблюдением и по его наблюдением и по рисункам делали мебель, домашнюю утварь, разнообразные изделия из обожженной глины. Вместе с Зиновьевым в качестве мастеров - художников приехали в Талашкино его товарищи по Строгановскому училищу В.В. Бекетов и Д.С. Стеллецкий. Из местных художников работали в мастерских А.П. Мишонов и А.П. Самусев - ученики Малютина.
Работа шла дружно. Творческая жизнь мастерских набирала силу. Все шире развивалось производство предметов быта, украшений, вышивок, декоративной керамики.
Кроме продажи на внутреннем рынке, изделия мастерских Тенишевой имели спрос и за границей. Англичане очень интересовались набойкой и деревянными резными предметами, а также шторами и скатертями вышитыми.
Одним из ведущих художников талашкинских мастерских была сама М.К. Тенишева. Она расписывала ларцы, шкафчики, дуги, создавала новые рисунки для крестьянского платья, для вышивок шелком по холсту, а также новые образцы мебели и домашней обстановки…»
(цитаты из книги «Талашкино», авторы текста: В.В.Никифорова, О.П. Петрова. Из-во «Свиток» - ИП Флиманкова И.А., 2011г)
Рефлексия «Я хочу сказать …»
« Меня удивило…»
« Я узнал …»
«Я посоветую друзьям и знакомым …»
« Я мечтаю…»
- На все вопросы вы получили ответы о жизни и деятельности М.К. Тенишевой?
Ребята, мы прощаемся с удивительным уголком нашей Смоленщины, но у нас есть возможность сюда вернуться за новыми знаниями.
Историко - архитектурный комплекс «Теремок» предлагает школьникам нескучные уроки круглый год:
Мастер класс «Фантазии из глины»
Первое чаепитие «Самовар кипит, уходить не велит!»
Посиделки в русской избе
Игра - поиск «Тайна чудес»
Научная энциклопедия «Мир красок народного русского искусства»
Конкурсная программа «Русь изначальная»
Праздник славянской письменности и культуры.
Осенний праздник «Наум - грамотник»
Игровая программа «Школа домового»
Сувениры и книги из Фленова:
В.В. Никифорова, О.П. Петрова «Талашкино», Т.В. Исаченко «Талашкино»
- Совершите с друзьями заочное путешествие во Фленово, используйте эти книги для подготовки к путешествию. «Такие уголки, как Талашкино, настоящие устои национального развития мысли и искусства…» (Н.К.Рерих)
«Создание Тенишевыми мастерские, школа, храм, музей - не только факты истории, но и живой родник любви к России и ее культуре» (Исаченко Т.В.)
3 этап. Оформление материалов экскурсии
а) тестовое задание конкурса «Служить народу и Отечеству» (сочинение «Представь себе…»)
б) доклады о М.К. Тенишевой
в) фотовыставка «..Да, я люблю свой народ и верю, что в нем будущность России»
- Как увековечили память Тенишевых в Смоленске?