Конспект по окружающему миру на тему Красная книга (2 класс УМК Школа России)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Красная книга

Цели: познакомить с мерами по сохранению и увеличению численности редких растений и животных; рассказать о Красной книге; расширить и углубить знания о редких животных и расте¬ниях родного края; воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты: учащиеся осознают ответствен-ность за сохранение природы; научатся выявлять причины исчез-новения изучаемых растений и животных; читать текст учебника и использовать полученную информацию для сообщения.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

- Какие породы кошек вы знаете?

- Какая порода вам больше всего нравится?

- Какие породы собак вы знаете?

- Какая порода вам больше всего нравится?

- Как собаки служат людям?

- Какую новую информацию о породах кошек и собак вы узнали дома?

(Рассказы детей. Выставка рисунков.)

(Можно использовать КИМы (тест 21, с. 30).)

III. Самоопределение к деятельности

(Учитель показывает картинку с изображением любого исчез-нувшего животного, например морской коровы.)

- Ребята, посмотрите на картинку. Как вы думаете, какое это животное? (Ответы детей.)

Это морская корова. К сожалению, сейчас это животное мож¬но увидеть только на картинках, хотя раньше оно украшало при¬роду нашей Земли.

- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (Об ис-чезнувших животных.)

- Прочитайте тему урока на с. 88 учебника. (Красная книга.)

- Какие вопросы у вас возникают? (Что такое Красная книга ? Как связаны морская корова и Красная книга ? И т.д.)

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)

- Прочитайте задачи урока в учебнике.

IV. Работа по теме урока

1. Выполнение задания в рабочей тетради № 1 (с. 33).

- Прочитайте, что такое Красная книга, на с. 88 учебника.

- Допишите определение.

2. Беседа, работа по учебнику

В нашей стране Красная книга вышла в 1978 г. Она называлась «Красная книга СССР». Сначала все сведения о редких и исче-зающих видах животных и растений уместились в одном томе. Но позже выяснилось, что в защите нуждается значительно боль¬шее число видов. Поэтому второе издание Красной книги СССР вышло в 1984 г. в двух томах. В них о каждом животном и растении кратко, но точно сказано все: насколько бедственно его положе¬ние, в каких краях встречается, в каких лесах обитает, по каким причинам исчезает. Но главное - что надо сделать, чтобы уберечь его от вымирания.

- Познакомьтесь с растениями и животными из Красной книги. Прочитайте текст на с. 88-89 учебника. Рассмотрите иллюстрации.

3. Выполнение задания в рабочей тетради №2 (с. 33).

(Самостоятельное выполнение.)

4. Беседа

- Подумайте, почему многие растения и животные стали ред-кими, исчезающими. Обсудите этот важный вопрос в парах.

(Обсуждение: сначала в парах, затем коллективное.)

Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько ни брать у нее, все снова само собой восстановится. И просчитались. Не-которых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой исчезновения. Это означает, что их мало, они тоже могут погибнуть, если их не охранять, не помогать им.

В начале века практически истребили таких огромных жи-вотных, как зубры. Они водились в лесах Белоруссии. Остались только звери, которые жили в зоопарках, - 48 штук. Надо было срочно спасать зубров. Их выпустили в заповедник - Беловеж¬скую Пущу. Подкармливали зимой, следили, чтобы звери не бо¬лели, тщательно охраняли, особенно молодняк. Зубров спасли, но ведь прошло около 80 лет.

Угрозой являются чрезмерная добыча животных, охота. Но есть и еще одна причина - разрушение мест обитания живот¬ных. Вот, например, через глухой лес прокладывают дорогу. На¬чинают лес вырубать, машины работают, грохочут, люди шумят. Звери, птицы пугаются, и им нужно куда-то уходить. Они могут не успеть вывести детенышей.

Таким образом, гибнут не только животные, но и растения.

- Подумайте, как можно сохранить животных и растения. (Ответы детей.)

V. Физкультминутка

Игра-пантомима «Люди и деревья»

- Похожи ли люди на деревья?

Руки похожи на веточки, туловище - на ствол, а ноги - на ко-рень. Большие деревья похожи на высоких людей.

- Представьте, что вы превратились в деревья. Возьмите в руки сухие осенние листья.

Стоят деревья, протягивают веточки к небу и тихо покачи-ваются.

(Звучит спокойная музыка. Учащиеся поднимают руки вверх и медленно покачивают ими из стороны в сторону.)

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

(Класс делится на группы. Выполнение задания на с. 90. Далее заслушиваются рассказы каждой группы о Красной книге и обсу-ждается общий план рассказа о редком растении или животном.)

2. Выполнение задания на электронном приложении к учебнику

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 91, в рамке).)

- Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

- Что на уроке было самым интересным?

- Какой вывод вы для себя сделали?

Домашнее задание

1. Вместе со взрослыми узнать, какие растения и животные нашего края внесены в Красную книгу.

2. Подготовить сообщение о любом растении или животном, занесенном в Красную книгу России.

© 2010-2022