Самоанализ педагогической деятельности 2015г

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самоанализ

профессиональной деятельности учителя начальных классов

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

″Начальная школа - детский сад №16″ г.Байкальска Слюдянского района

Рачковой Людмилы Александровны.

Педагогический стаж 20 лет.

В 1993 году окончила Петровск -Забайкальское педагогическое училище по специальности преподавание в начальных классах.

Стаж работы учителем начальных классов 12 лет.

По итогам предыдущей аттестации 2010 года имею вторую квалификационную категорию. С 2005 года работаю в г. Байкальске в МБОУ НШДС № 16.

Я уверена в том, что основой успешной деятельности педагога является уважение, знание и понимание своего ученика. Каждый ребенок подобен маленькой звёздочке, которая горит ярким, но ещё не смелым огоньком. И именно от учителя во многом зависит, будет ли гореть эта звёздочка долго и ярко или наоборот, потухнет навсегда.

Принцип моей педагогической деятельности очень осторожно и бережно помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность независимо от конкретных успехов в учебной деятельности в данный кратковременный момент.

Девиз моей работы: «Любить, понимать, помогать!»

С 2009 года я работаю по программе УМК-система Л.В. Занкова. Данный УМК предусматривает использование педагогических технологий: личностно-ориентированного, проблемного и развивающего обучения.

В последнее время я отмечаю рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Среди ребят, поступающих в 1 класс, очень много детей с низким уровнем готовности к обучению. Это связано с низким уровнем развития познавательных процессов, с недостаточным уровнем учебной мотивации, а также различными отклонениями в эмоционально-волевой и личностной сферах. Решать проблемы, связанные с ними, одним махом невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя Одно из самых приоритетных направлений - личностно-ориентированный подход в обучении и применение инновационных технологий в урочной и внеурочной деятельности. Очень важно развивать природные способности ученика, создавать благоприятные условия для реализации творческой личности, нацеленной на успех.

Исходя из этого, целью моей педагогической деятельности является создание условий для осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении, активизирующего личностный потенциал каждого ученика.

Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:

  • изучение принципов личностно-ориентированного подхода в обучении;

  • создание теоритических и методических основ личностно-ориентированного образования с использованием эффективных методов и приёмов;

  • привлечение учащихся к внеурочной деятельности, проектно-исследовательским работам.

Для решения проблемы поиска методов и средств повышения эффективности процесса обучения изучаю методическую литературу по педагогике. Прошла теоретическую и методическую подготовку на курсах повышения квалификации:

2011 г. ИРО «Основы современных информационных технологий. Формирование единой информационной среды образовательного учреждения» 92ч (удостоверение- 13554);

2011г. ИПКРО « Классный руководитель: новые векторы деятельности (по ФГОС 2-го поколения)» 144ч. (свидетельство- 3712/ 11);

2011 г. ИПКРО «Инклюзивное (интегрированное) обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы» 72 ч. (удостоверение - 10158);

2012 г. ИДО ФГБОУ ВПО «ВСГАО», «ФГОС второго поколения начального общего образования и его реализация в различных образовательных областях» 72 ч. (удостоверение- 3563);

2014 г. ОГАОУ ДПО ИПКРО, «Использование информационных технологий в педагогической деятельности» 72ч. (удостоверение - 453)

Изучив принципы личностно-ориентированного подхода в обучении наиболее значимыми считаю:(Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу становится личность ребёнка, его самоценность, субьективный опыт).

  • Использование субъектного опыта ребенка.

Актуализация имеющегося опыта и знания является важным условием, способствующим пониманию и введению нового знания. Понимание в целом тесно связано с личным опытом субъекта и осуществляется на базе прошлого опыта, знаний, правил и других знаний (о своих возможностях, факторах понимания и т.п.). Понимание является основным компонентом процесса учения.

  • Вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач, использование наиболее значимых для него способов проработки учебного материала.

  • Накопление знаний, умений и навыков не в качестве самоцели (конечного результата), а важного средства реализации детского творчества.

  • Обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.

Несмотря на большое разнообразие форм организации учебной деятельности, основной формой в школе остается урок. От качества урока в первую очередь зависит реализация федерального государственного образовательного стандарта. Подготовке каждого урока уделяю большое внимание.

Создавая условия для осуществления личностно-ориентированного подхода в своей педагогической работе я использую не только классические стандартные формы уроков, но и нетрадиционные:урок-проект, урок-КВН, урок-путешествие, урок-исследование, мультимедийный урок, урок с использованием ИКТ, урок-презентация, урок театрализации и др. Активизирую познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через современные инновационные технологии. Одной из составляющих при решении поставленных мною задач является технология дифференцированного обучения, которая позволяет организовать образовательную деятельность для каждого школьника на оптимальном для него уровне.

Использую дифференциацию на разных этапах урока через организацию таких форм как: фронтальная, групповая, индивидуальная, виды дифференцированных заданий зависят от целей урока. При организации работы в парах и группах тщательно формирую эти пары, предусматриваю и уровень знаний каждого ученика, и их психологические особенности, и отношения в классе между детьми.

Дифференцированный подход к ученикам с разным уровнем обученности я осуществляю и при определении домашнего задания. Во-первых, задаю посильное задание, учитывая индивидуальные возможности учащихся. Во-вторых, тем, кому тяжело даётся предмет, в форме карточки-инструкции. Применение этой технологии вызывает интерес у моих детей к изучению предметов, развивает способности, необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную деятельность и коммуникативные навыки. Я считаю, дифференцированный подход является действенным приемом обучения моих школьников. Также для активизации личностного потенциала использую технологию активного метода обучения и свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса. «Поздоровайся локтями», «Фруктовый сад», «Земля, воздух, огонь и вода», «Светофор» и другие методы.

С целью преодоления механического усвоение знаний в обучении, важное место на уроке отвожу проблемным ситуациям и проблемно-диалогическому обучению. С этой технологией я была знакома и раньше и в своей деятельности использовала элементы этого обучения. Однако после детального изучения технологии я поняла, что мало создавать проблемную ситуацию на уроке, важно найти правильные пути её решения. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе ставлю учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос), каждая учебная проблема подразумевает противоречие ). Свой опыт по применению проблемно-диалогического обучения я осветила в 2014году на РМО учителей начальных классов Слюдянского района по теме: «Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС».

Через организацию исследовательской деятельности на уроке создаю условия для развития личности. «Озеро Байкал - уникальное озеро», «Существительные 1, 2, 3 склонений в предложном падеже имеют одинаковое окончание», «Задача с недостающими данными - не решаема», «Исследование числа- 3» - это не полный список гипотез, над которыми работали мои юные исследователи на уроках.

Работая над поставленной проблемой и решая задачи, в своей работе использую компьютерные технологии. Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:

• как средство наглядности учебного процесса,

• для организации коллективной и групповой работы (составление тестов для детей разного уровня )

ИКТ технологии применяю на любом этапе урока:
1. для обозначения темы урока.
2. в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
3. как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, инструкции, видеофрагменты и т.д.)
4. Для контроля учащихся.

С помощью программы Microsoft Office Word 2007 разработала:

  • тесты по окружающему миру, математике, русскому языку, литературному чтению;

  • памятки по русскому языку, математике, литературному чтению.

Учу детей создавать небольшие тексты, используя рисунки компьютера, программы Microsoft Office Word 2007 и Power Point. С помощью программы Word дети учатся дома готовить сообщения, к урокам литературного чтения и окружающего мира, выпускают газеты на интересующие их темы. Итогом деятельности детей явились доклады « Первые жилища древний людей», « Обитатели степи», « Н.Н. Носов» и др.

Одной из главных технологий при решении проблемы обучения детей с разным уровнем развития считаю здоровьеберегающую технологию. Главные составляющие этой технологии:

  • гигиенические условия в классе;

  • Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности;

  • Место и длительность применения ТСО;

  • Поза ребенка, чередование позы;

  • Психологический климат на уроке;

  • Эмоциональные разрядки на уроке.

Постоянный анализ достижений учеников обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, анализировать, сравнивать, применять полученные знания на практике. Веду индивидуальный лист предметных достижений каждого ребёнка. В тетради для контрольных работ вклеиваю это лист достижений регистрирую ошибки и заношу в сводную таблицу, после анализа планирую индивидуальную работу над ними, а также итоги учитываю при построении уроков.

Учебную работу провожу в тесной связи с внеурочной деятельностью. В целях углубления знаний по окружающему миру и технологии составила и опробирую программу по внеурочной деятельности «Хочу знать», целью которой является расширение кругозора детей. Программа составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий. Опыт применения данной программы позволил:

- повысить эффективность обучения;

- дать возможность организовать проектную деятельность учащихся по созданию презентаций: «Куклы бывают разные», «Чёрный Ивашка- деревянная рубашка», «Чудо соли», «Коньки в нашей жизни».

Итог работы - наши материалы размещены в электронном периодическом издании numi.ru/2562kopilkaurokov/ru\vneurochka\presentacii\118263
Исследовательская работа на тему: «Куклы бывают разные» и исследовательская работа на тему: «Чёрный Ивашка - деревянная рубашка». Имею свидетельства с сайта.

С одаренными детьми веду специальную работу по развитию логического мышления. Помогает мне в этом составленная программа по внеурочной деятельности «Логика». Рындиной Н.Д. Итогом работы по этой программе стали победы моих учащихся в дистанционных олимпиадах и конкурсах проекта «Инфоурок», VIDEOUROKI, Ежегодно принимают участие в всеросийсских предметных олимпиадах таких как « Кенгуру», «Русский медвежонок», « Человек и пророда», «КИТ», «Золотое Руно», «Я живу в Сибири», «Золотое Руно», «Пегас» и др.

Вводя в учебный процесс такие формы работы, которые опираются на совместную или самостоятельную учебно- познавательную деятельность, организацию исследовательской работы детей, процесс усвоения материала становится процессом самостоятельного решения проблемы моими учениками

Применение описанных методов приводит к стабильным результатам.

Динамика успеваемости учащихся.

Предмет

2011-2012

2012-2013

2013-2014

Литературное чтение

100%

100%

100%

Русский язык

100%

100%

100%

Математика

100%

100%

100%

Окружающий мир

100%

100%

100%

Динамика качества знаний по предметам

Предмет

2011-2012

2012-2013

2013-2014

Литературное чтение

78,3%

79%

81,4%

Русский язык

52%

54,8%

55,3%

Математика

54%

55%

56,4%

Окружающий мир

78,3%

79%

81,4%

Самоанализ педагогической деятельности 2015г.

При анализе результатов учебной деятельности в целом можно увидеть, что уровень подготовки учащихся возрастает.

Активно распространяю свой собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания на различных уровнях.

В 2011 г. провела открытый урок по русскому языку с применением ИКТ в 3 классе по теме: «Имя существительное. Повторение»;

В 2012г. урок-исследование по математике, в 4 классе по теме: «Закрепление умений решать уравнения разных видов»;

В 2013г в 1 классе, в рамках районного методического семинара по теме: «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ФГОС» провела классный час на тему: «В гостях у нашего дерева»; В 2014г. во 2 классе провела урок-проект по теме: «Имя существительное. Общее понятие»; В 2014г. в рамках районного семинара по теме: « Основные требования к проектированию современного урока» провела урок-исследование по окружающему миру по теме: «Жизнь древних людей».

В 2014г. выступила с докладом на РМО по теме «Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС» Все уроки получили положительный отзыв со стороны коллег и администрации.

Не зависимо от уровня развития познавательных способностей ученика я считаю наиболее важным воспитание личности. Поэтому, моя учебная деятельность неразрывно связана с воспитательным процессом. Основными задачами которого являются:

1. Создание благоприятных условий и среды для развития личности каждого ребёнка, его сознания, чувства ответственности, поведения с целью формирования значимых свойств и качеств этой личности.

2. Поддержка и укрепление школьных традиций, способствующих созданию общешкольного коллектива.

3.Создание условий для активного взаимодействия школы и семьи.

4. Повышение методической и профессиональной культуры участников воспитательного процесса в школе.

Для решения поставленных задач работу планирую по следующим направлениям:

1. Познавательная деятельность;

2. Нравственная деятельность;

3. Художественно-эстетическая деятельность;

4. Спортивно-оздоровительная деятельность;

5. Трудовая деятельность;

6. Работа с семьей.

Вся воспитательная работа строится на технологии коллективно-творческого дела по системе Иванова И. П.. Благодаря этой системе в моем классе, каждый ученик не зависимо от его уровня развития вносит вклад, т.е принимает участие в подготовке классного мероприятия. Использование игровой технологии помогает поддерживать в классе дух соревнования. В такой игре, как «Зажги звезду» каждый ребёнок старается заработать бонус для своей команды. «Подари улыбку», «Вперед, мальчишки», «Масленица» это не полный перечень КТД полюбившимися, моими детьми. Мои ученики активные участники предметных месячников и других школьных мероприятий.

Принимают активное участие в общешкольных и городских мероприятиях, в коллективных делах: акция «Покормите, птиц!», акция : «Письмо солдату», акция «Ёлочка, живи!», акция «Ветеран», акция «Твори, добро», «Ярмарка-2014». За последние 3 года мы приняли участие в следующих конкурсах:

2013г- муниципальный конкурс «Твой след на земле», Дацюк Станислав, 1 место, 2014г- муниципальный конкурс « Твой след на Земле», Антипова Светлана, «Гран- При», 2014г районный фестиваль-конкурс «Смуглянка», посвященный 69-й годовщине Победы в ВОВ.

В школе проходят персональные выставки творческих работ одаренных учащихся, в которых принимают участие и мои дети. Использую важный метод рефлексии - портфолио учащихся. Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причём вне прямого сравнения с достижениями других учеников. Достижения

Своей педагогическую деятельность стараюсь осуществлять теснейшую связь с родителями, держу их в курсе успехов и неудач детей. Провожу встречи с родителями, используя основные формы родительских собраний:

  • собрание-лекторий;

  • "круглый стол";

  • тематическая дискуссия с приглашением специалистов;

  • консультация со специалистами;

  • собрание-практикум;

  • общешкольная и классная конференция и др.

На них знакомлю родителей со спецификой обучения в начальных классах. Обсуждаем цели, задачи и итог нашей совместной деятельности, даю рекомендации по выполнению домашнего задания, отвечаю на вопросы; советую, как лучше помочь ребенку; приглашаю родителей по мере необходимости на индивидуальные беседы. Формируя активную педагогическую позицию родителей, вовлекаю их в учебно-воспитательный процесс, родительский комитет класса координирует работу родителей по оказанию помощи в ремонте кабинета, в проведении активного отдыха детей, различных мероприятий, в том числе экскурсий.

Родительский комитет моего класса участвовал в муниципальном конкурсе «Лучший родительский комитет». В результате наш РК получил премию в размере 10.000 рублей от мэра Слюдянского района Должикова А. В.

За активное участие в жизни класса, за правильное воспитание своих детей родители получают благодарственные письма от родительского комитета.

Систематически занимаюсь повышением своего профессионального мастерства. Интересуюсь новинками в сфере педагогики, психологии, теории и методики предметов начального образования, изучаю периодические научно-методические журналы. На достаточном уровне владею компьютерной грамотой, являюсь активным участником районных семинаров, педагогических конференций, вебинаров, пользователем различных педагогических интернет сайтов. Имею свой Учительский сайт на котором размещаю свои работы и фото из жизни класса. В своей педагогической деятельности я столкнулась еще с одной проблемой обучения решению задач и это стало решающим моментом при выборе темы по самообразованию. Третий год работаю по теме самообразования : «Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики через решение задач».

Участие в конкурсах педагогического мастерства - неотъемлемая часть моей работы. Подготовка к конкурсу - это кропотливая работа, требующая переосмысления своей деятельности, тщательного анализа положительных и отрицательных сторон своей работы. Она заставляет двигаться вперёд, не останавливаться на достигнутом. Я приняла участие в следующих конкурсах:

  • муниципальный конкурс «Обучение для будущего-2010», (сертификат);

  • муниципальный заочный конкурс нетрадиционных и инновационных разработок учебных занятий и воспитательных мероприятий в системе образования;

    • в 2014 году была отправлена разработка урока по изобразительному искусству на тему: «Рисование по соляной загустке», на конкурс «Фестиваль педагогических идей»

    • дистанционный региональный педагогический фестиваль «Секреты мастерства». Урок помещён в каталог материалов .

Мой труд отмечен Дипломом министра по физической культуре Ивановым И. В. и депутатом Законодательного Собрания Иркутской области Егоровой А. О.,Благодарностью автора проекта «Инфоурок» Жаборовским И.В. ,Благодарностью автора проекта «VIDEOUROKI» Тарасовым А. И.. Почетной грамотой начальника ОГИБДД ОМВД России по Слюдянскому району майора полиции Егоровым В. А., Благодарностью председателя Комитета по социальной политике и культуре г. Слюдянка М. В. Юфа

Благодарностью от директора МБОУ ДОД г. Слюдянка .Ахметчиной Л.Г., Сертификатом начальника МУ Управления образования МО Слюдянского района Скумс Н.С., Сертификатом председателя МКУ МО по Слюдянскому району Дурных А.В.,Почётной грамотой директора МБОУ НШДС № 16 Маликовой А.П.

Считаю,что моя профессиональная деятельность способствует решению задач, направленных на построение учебного процесса. Разработанная система приносит хорошие результаты.

На следующие 5 лет в перспективе планирую освоение УМК Школа -России, дальнейшее изучение и внедрение в практическую деятельность педагогических технологий, направленных на развитие творческих способностей и повышение качества знаний. Продолжить публикации своих работ на педагогических сайтах, журналах.



© 2010-2022