Открытый урок по обучению грамоте «Согласные звуки [ в] и [в], буква в» 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








Открытый урок

по обучению грамоте

«Согласные звуки [ в] и [в],

буква в»

1 класс













Учитель Моромова М.А.




Конспект урока

Предмет: обучение грамоте

Класс: 1а МБОУ СОШ №4 г.Можги Удмуртской Республики

Программа: Школа 2100

Учитель: Моромова Мария Анатольевна

Тема: Согласные звуки [ в ], [ в], буква в.

Тип урока: Изучение нового материала

Цель урока: 1) Познакомить со звуками [в] и [в] и с буквой в, научить читать

слова и предложения с новой буквой.

Задачи урока: 1)научить читать слова и предложения с новой буквой,

способствовать развитию умения анализировать звуки

2) Развивать внимание, память, мышление; способствовать

обогащению словарного запаса.

3) Способствовать воспитанию доброты, умению дружить,

помогать друг другу, умению радоваться успехам других.

Оборудование: ноутбук, телевизор, презентация, картинка с изображением кота Леопольда, карточки с заданиями для групповой работы, карточки для самостоятельной работы, листки самооценки, магнитные дощечки, сигнальные карточки.



Этапы урока

Методы и приёмы

Содержание урока

Оборудо-

вание

2 мин

Организационный

Момент

Психологический настрой на урок

Цель: Психологический настрой на урок.

(Урок начинаем с зарядки. По телевизору смотрят мультфильм и под музыку делают зарядку.)

- Какие слова любил повторять кот Леопольд?

- Как вы считаете, почему мы сегодня начали урок с этих слов?

- Ребята, пусть эти слова станут девизом нашего урока. А что значит жить дружно?

Мы покажем коту Леопольду, чему мы научились, а кот Леопольд научит нас, как жить дружно.

Учитель открывает спрятанное до сих пор от глаз детей изображение героя, надписи на портрете закрыты цветными кружками.

- Кот Леопольд прислал нам в подарок свой портрет и свои правила дружбы. Если мы хорошо сегодня поработаем, то сможем все их открыть. А ещё сможем открыть заветное слово.

Сейчас мы очень дружно сделали зарядку, поэтому можем открыть первое правило и первую букву заветного слова. ( д)

- У вас на столе тоже есть это заветное слово. Это листок самооценки. За каждый этап урока вы будете оценивать свою работу. Вот сейчас оцените, как вы сделали физкультминутку, и с каким настроением начинаете урок. Если настроение отличное, раскрашиваем первую букву красным цветом, если не очень - жёлтым, если совсем плохое - синим.

Учитель открывает первое правило

- И первое из правил: помогай другу во всём. Настоящий друг - этот тот, кто умеет поддержать своего товарища, помочь ему в трудную минуту, он всегда рядом и в радости и в беде. Я думаю, что сегодня вы все постараетесь быть настоящим другом.

- Итак, первый результат есть. Переходим к повторению пройденного.

Видео-

Ролик с

Песней

Леополь

Да

Слайд№1







7 мин

Актуализация опорных знаний

Цель: Развить интеллектуальные качества первоклассника - обеспечение высокого уровня вовлечённости школьника в учебную деятельность посредством выполнения упражнений на наглядно-действенное мышление, на развитие внимания, памяти, наблюдательности

1.Классификация звуков по общим признакам:

- Из чего состоит наша речь? (Из звуков)

- давайте вспомним всё, что мы знаем о звуках.

- На какие группы можно разделить все звуки? (гласные и согласные - планшет)

- Назовите все гласные, с которыми мы познакомились (планшет)

- Чем гласные отличаются от согласных? (При произношении гласных воздух проходит свободно, не встречая во рту преград, а при произношении согласных образуются преграды)

- На какие группы делятся гласные? (гласные а, о, у, ы обозначают твёрдость согласных, гласный звук и - мягкость согласных)- работа в парах ( в парах советуются, затем 1 вариант показывает гласные, которые обозначают твёрдость согласных, а 2 вариант - мягкость согласных)

- На какие группы делятся согласные? ( звонкие и глухие, а в словах - твёрдые и мягкие).

(Учитель показывает схему звуковичка, звонкий и глухой, а учащиеся - букву)

2. Самостоятельная работа по карточкам.

- У вас на столах лежат карточки с буквами.

Ф.И.

Г Д К Л Ш М Н П Р В С Т

Буквы звонких согласных звуков ________________________

Буквы глухих согласных звуков _________________________________

- Нужно разделить буквы на две группы. На верхней строчке напишите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки, а на нижней строчке - буквы, которые обозначают глухие согласные звуки.

3. Самопроверка. - Проверяем. Оцените свою работу по слайду: все ли буквы правильно разделены на группы. - У кого всё правильно? - Ребята, вы хорошо справились, поэтому мы можем открыть 2 букву и второе правило. А вы на листке самооценки закрасьте 2 букву. Если всё правильно - красным цветом, если есть ошибки - жёлтым, если всё неправильно - синим. Читаем 2 правило( Умей с другом разделить радость)

- Как вы понимаете это правило?

- Вы рады за тех одноклассников, которые отлично справились с самостоятельной работой?

- Молодцы. Давайте похлопаем им.



Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7





Слайд 8





3 мин

Формулирование темы и цели урока

Цель: учить первоклассников логически рассуждать и чётко выражать свои мысли. Учить самостоятельно формулировать тему и цель урока.

1)Включение детей в деятельность.

(Тренировка памяти)

- Для того, чтобы узнать тему нашего урока и чему будем учиться, выполним следующее задание

- Назовите картинки на экране. А теперь посмотрите внимательно и запомните их расположение.

Игра на внимание «Что изменилось?»

На слайдах картинки меняются местами, дети называют, что изменилось.

2)Формулирование учащимися темы и цели урока.

- Кто запомнил все картинки, которые видели на экране?

(Называют слова: волк, веник, виноград, ворона, ведро, верблюд)

- Ребята, назовите звуки, с которых начинаются эти слова и сформулируйте тему сегодняшнего урока, опираясь на слова-помощники:

Тема: познакомиться с звуками [в] и [в]

Узнать … ( какой буквой они обозначаются)

Учиться читать …( слоги, слова и предложения с буквой В)

- Молодцы, мы можем открыть 3 букву и 3 правило (Не обманывай друга, будь с ним честен)

-Кто очень хорошо поработал на этом этапе, раскрашивает 3 букву красным цветом, если …

Итог: Цель перед нами поставлена, а теперь за работу.



Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12



18 мин

Введение новых знаний

Цель: Познакомить со звуками [в], [в], с буквой В.

  1. Знакомство с новыми звуками [в] и [в].

Цель: - Хотите узнать, что это за звуки?

- Проведём небольшую исследовательскую работу по плану и выясним, что это за звуки.

Характеристика звука:

  1. Какой это звук: гласный или согласный?

  2. Если гласный звук - ударный или безударный?

  3. Если согласный звук - звонкий или глухой?

  4. Если согласный звук - твёрдый или мягкий?

- Поработаем со словами: волк и виноград.

- Какой звук стоит в начале слова волк?

- Охарактеризуйте звук [в]

( Он согласный, т.к при произношении этого звука воздух встречает преграду. Он звонкий, т.к. при произношении слышится голос. Он твёрдый, т.к. после него слышится звук [о] и т.д.



  1. Знакомство с новой буквой В

- Как называется буква, которая обозначает эти звуки? (вэ)

- На что она похожа?

- Назовите её место в алфавите.

3)Первичное закрепление

- Назовите на картинке слова с новой буквой.

- А теперь задание для тех, у кого самые чуткие уши.

Определите, какой звук стоит в начале этих слов: твёрдый или мягкий?

(Учитель называет слова: воронёнок, воробей, виноград, ваза, ватрушки, трава, вишня, варежки, васильки, а учащиеся поднимают сине-зелёные сигнальные карточки.

- Вывод: давайте сделаем вывод, когда буква В обозначает мягкий согласный звук в? (перед и)

- Когда буква В обозначает твёрдый звук в? ( перед гласными а, о, у, ы).

Итог: что вы узнали о новой букве?

- Молодцы, мы можем открыть 4 букву и 4 правило- Умей признать свои ошибки и помириться с другом.

- Кто отлично поработал, закрасьте красным цветом, кто чувствовал себя неуверенно - жёлтым, а кому очень трудно было - синим.

Алгоритм в уголке класса





Слайд 13

12 мин

Закрепление знаний

1. Повторение изученных букв.

- А как человек научился обозначать звуки на письме? (буквами)

- Сейчас появятся буквы, с которыми мы уже познакомились, прочитаем их хором.

- А самые внимательные что-то ещё заметят:

Г У П Т Ы М В О Р О Н А Ш К Л

- Кто нашёл в буквах слово? Назовите. (Ворона)

- Это новое словарное слово. Там безударная гласная О. Это слово надо запомнить. Напишите это слово на планшете.

- А что вы знаете о вороне?

а) (Ответы детей)

- Ребята, мы сегодня учимся работать дружно. Как вы думаете, а вороны умеют дружить?

- Сейчас мы узнаем что-то новое про эту птицу.

У вас на столах есть жёлтые карточки. Положите их перед собой и прочитайте вполголоса.

б) Затем вслух читают с карточек подготовленные дети.

Серая ворона встречается в городе на каждом шагу. Ест она всё. Они поедают разных мелких грызунов, жуков, червей, пищевые отходы, падаль, плоды и зерна. Разоряя гнезда других птиц, поедают яйца и птенцов. А могут прожить вороны дольше всех пернатых - 50-75 лет.

(Пушкова Валерия)

Ворона очень умная птица, правда вороватая. Она легко приручается, ее можно даже приучить выговаривать несколько слов. А ещё ворона умеет считать и даже знает состав чисел. (Обухова Анжелика)

Вороны - преданные друзья. Если какая-либо из ворон получила травму, то ее товарищи обязательно будут о ней заботиться и кормить до полного выздоровления. ( Иванцова Катя)

Вывод: - молодцы, вы хорошо запомнили изученные буквы и словарное слово и никогда не ошибётесь в его написании.

2.Работа по азбуке

- Прочитайте хором слоги.

- Прочитайте слоги, в которых мягкие согласные

[в ]и [д].

Чтение 1-го столбика слов.

- Объясните значения слов вал, вол. (Вал - земляная насыпь. Вол - бык.)

- Составьте предложение со словом вил.

Чтение 2-го столбика слов.

- Какое слово может быть лишним?

- Волк, он живой.

- Прочитайте слова, в которых все согласные звуки звонкие (вода и вагон)

Чтение 3-го столбика слов.

- Что общего у всех этих слов?( 3 слога)

- Чем отличаются слова ворона и воронка? Можно ли их назвать однокоренными?(воронка - приспособление для переливания жидкостей

- Прочитайте слово, в котором ударение падает на 1 слог, на 3 слог.

- Звуко-буквенный анализ слов «вил» и «вагон».

(Два ученика работают у доски, остальные работают в парах, затем проверяют - сверяют с доской)

Работа с однокоренными словами

  1. Чтение пар слов, наблюдение.

ива корова сова

ивушка коровушка совушка

- Чем интересны эти пары слов?(Они однокоренные)

- Выделите корни. Вы заметили, что слова разные по составу и по смыслу?

- Какая часть придаёт слову другое значение? (Слово с -ушк называет слово ласково)

- Эта часть называется суффиксом. Суффикс служит для образования новых слов. В данном случае суффикс -ушк придаёт слову уменьшительно-ласкательное значение. В русском языке много разных суффиксов, мы будем на уроках наблюдать, какую роль они играют в слове.

2. Чтение столбиков слов, выделение корня, беседа о лексическом значении слов.

Вывод: - Молодцы, ребята, вы уже много знаете о буквах и звуках русского языка и хорошо читаете слова с новой буквой. Это поможет вам в следующей работе.

- А сейчас оцениваем свою работу на листке самооценки.

- Сейчас мы поработаем в группах. Для этого сначала откроем 5 правило и вспомним, как нужно работать в группах.

5 правило - Учись отстаивать свою точку зрения, не обижая других.

- Значит, что мы должны помнить во время работы в группах?

(Слушать друг друга, не перебивать друг друга, исправлять вежливо, не обижая друг друга)

- Ребята, сегодня вы узнали много правил о дружбе. Узнали даже, что и животные могут дружить. А как вы думаете, а животное может быть другом человека?

- Поработав в группах, ребята нам об этом скажут.

Творческая работа

(Работа в группах

Первая группа

- Составить слова из слогов, найти лишнее слово

ВО ВО РО ВЕЙ НА РО ВО БЕЙ ДА СО ЛО

(ворона, воробей, соловей, вода

Лишнее слова вода, все остальные слова - птицы, вода - нет; во всех других словах - 3 слога, а в слове вода 2 слога)

Вторая группа

- Составить из слов пословицы и объяснить

Человек без друзей, что дерево без корней.

Гору разрушает ветер, а людскую дружбу слова.

Третья группа

- Деформированный текст. Составить из разбросанных предложений текст.

Собака - друг человека.

Плохо было бы человеку без верного друга - собаки.

Пастуху она помогает охранять стадо овец.

На границе собака выслеживает нарушителя.

На войне собаки-санитары помогали находить раненых бойцов.

- Что вы узнали, животное может быть другом человека?

- Раз даже собака может быть верным другом, то мы тем более должны быть верными друзьями.

- Открываем последнее правило

6 правило - Будь верным в дружбе, верь в друга)

- Оцените свою работу в группах. Если ваша группа работала дружно и выполнила всё правильно, закрашиваем красным цветом, если были ошибки - жёлтым, если всё неправильно - синим.

Слайд 14 и 15











Cлайд 16

И 17

3 мин

Рефлексия

Цель: Побудить детей к анализу собственной деятельности

- Наш урок подходит к концу. Подведём итог. Приготовили сигнальные карточки.

Игра «Да - нет».

  1. Мы познакомились сегодня с буквой Д. ( _ )

  2. Мы познакомились с буквой В ( + )

  3. Звук [В] - согласный ( +)

  4. Звук [В] - глухой (-)

  5. В словах звук [В] может быть и твёрдым, и мягким.(+)

  6. Звук [В] - звонкий(+)

  7. Мы познакомились с новым словарным словом «сорока» (-)

  8. Мы познакомились с новым словарным словом «ворона» (+)

  9. Животные не умеют дружить.(-)

  10. Мы учились работать дружно.(+)





© 2010-2022