Технологическая карта урока русского языка на тему Обобщение и систематизация знаний о частях речи (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Технологическая карта урока

Русский язык

программа «Школа 2100»

учителя начальных классов Золотовой С.А.

Школа, класс: МОУ «Гимназия №6», 3 класс. Тема: Обобщение и систематизация знаний о частях речи. Тип урока: Урок обобщения и систематизации. Цель: Систематизировать знания учащегося о частях речи.

Задачи:

а) образовательные - обобщить и систематизировать знания учащегося о частях речи; - уточнить знания о сходстве и различии слов разных частей речи; - формировать умения находить в предложениях слова разных частей речи, сопоставлять их.

б) воспитательные - воспитание интереса к учению, к изучению русского языка; - воспитывать любовь к русской поэзии, любовь к красоте природы; - формирование уважения и интереса, культуре и народу нашей страны; - формирование познавательной активности учащегося; - воспитание умения работать в коллективе: формирование навыков общения в малых группах в процессе учебной деятельности, воспитание инициативы, активной жизненной позиции и толерантности. в) развивающие - развитие коммуникативных, интеллектуальных и познавательных способностей учащегося; - развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций учащихся; - активизировать мыслительную деятельность, развивать внимание, восприятие учащихся наблюдательность. Планируемые метапредметные результаты урока: Регулятивные УУД. Принимать, ставить учебно-познавательною задачу. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Оценивать совместно с учителем и одноклассниками результаты своих действий, вносить соответствующие коррективы. Познавательные УУД. Проводить сравнение объектов по заданным основаниям (критериям), уметь обобщать.

Коммуникативные УУД: Развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. Личностные УУД: Сформировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, интерес к учебному материалу. Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; представления о ценности и уникальности природного мира. Основные формы - фронтальная, групповая; методы организации познавательной деятельности обучающихся - словесный, наглядный. Оборудование - презентация, проектор, компьютер, бортовые журналы (листы с картой для каждого учащегося), карточки.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

Пожелайте друг другу удачи в работе. Не забывайте, чтобы вместе мы узнали что-то новое и интересное, каждый из вас должен внести свой вклад.

Дети входят в класс, останавливаются у доски.

Подготовка класса к работе.

Личностные УУД: Формирование положительного отношения к познавательной деятельности.

2.Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.





















3. Формулирование темы и целей урока.











4. Обобщение изученного.





















































































































































































































































































































































6. Итог урока.













7. Рефлексия деятельности.

















































8.Домашнее задание. а) индивидуальная работа. Прежде чем занять место, возьмите карточку со словом и сядьте за тот стол, на котором находится вопрос, соответствующий вашему слову.









- Проверим, верно ли вы расселись. Я буду читать стих, а вы, услышав своё слово при чтении, поднимайте карточку.

Слайд

Технологическая карта урока русского языка на тему Обобщение и систематизация знаний о частях речи (3 класс)


Технологическая карта урока русского языка на тему Обобщение и систематизация знаний о частях речи (3 класс)


б) Фронтальная работа. - Ребята, понятно ли вам было значение всех слов - Как вы понимаете слово «терпимый»? Давайте обратимся к толковому словарю.

Слайд Прочитайте значение этого слова.





Технологическая карта урока русского языка на тему Обобщение и систематизация знаний о частях речи (3 класс)



















- Сегодня вы будете работать в группах, поэтому вспомним правила взаимодействия.

Слайд

Технологическая карта урока русского языка на тему Обобщение и систематизация знаний о частях речи (3 класс)



















- Ребята! Сегодня вас ждёт увлекательное путешествие по морю Слов.

Слайд





Технологическая карта урока русского языка на тему Обобщение и систематизация знаний о частях речи (3 класс)

Слова, которые живут здесь могут общаться друг с другом, путешествовать по морю, но каждое живёт на своём острове. - На какой остров попали слова 1 группы? Дайте название вашему острову.

- Название острова 2 группы? 3 группы? - Кто догадался, какая тема нашего урока? - Какие цели мы поставим на уроке? - Вдали моря Слов видны острова, на которых живут другие части речи. Какие могут быть названия этих островов? - Сегодня на уроке мы не успеем побывать на этих островах, но вы их обязательно посетите на уроках русского языка. Как вы думайте, а какой остров в море Слов появился самый первый? - Значительная часть учёных считает, что первым появился глагол, но существует и версия что существительное появилось в числе самых первых слов. - Ребята, вы верно отличили части речи по вопросам, но у них есть и общие признаки. А отыскать их поможет самый крупный обитатель морей. Он в море ест и в море спит За что ему спасибо Всю жизнь в воде проводит он Хотя совсем не рыба. А кем является кит, если он не рыба? - И не 1, а целых 3 кита помогут нам отыскать общие признаки частей речи. - Давайте вместе вспомним где вы уже встречались с выражением «3 кита», «стоять на 3 китах»?

Слайд

Технологическая карта урока русского языка на тему Обобщение и систематизация знаний о частях речи (3 класс)














- Верна ли эта версия? С тех пор выражение осталось в нашей речи «3 кита» являются символами нерушимой опоры, это 3 главные основы чего - либо. Технологическая карта урока русского языка на тему Обобщение и систематизация знаний о частях речи (3 класс)



















- О каких 3 китах вы говорили на уроках музыки?

Слайд

- Давайте выясним на каких 3 китах стоят части речи и какие имеют общие признаки. - В любом плавании принято вести бортовой журнал, где записывают сведения о том, что произошло или что встретилось на пути.

Откроем его и запишем дату.

а) Минутка чистописания. - При помощи каких букв можно изобразить морские волны? Запишем их на минутке чистописания. - Для каждого острова я приготовила задания. 1 группа - превратите все слова в имена существительные. Запишите однокоренные слова, которые являются именами существительными: Второй группе нужно придумать и записать имена прилагательные на каждую из букв этого слова. - Глаголы, представьте, что этот обитатель морей сказочный. Он может одновременно выполнять несколько дел своими чудо - щупальцами. Запишите эти действия. Работайте вместе в группе, обсудив записывайте ответы. На выполнение заданий даю 2 - 3 минуты. Какие имена сущ., прил., гл., поселились на вашем острове? - Что обозначают ваши слова, записанные в бортовых журналах? П. Пп. Дп.

Слайд

Технологическая карта урока русского языка на тему Обобщение и систематизация знаний о частях речи (3 класс)











-







Действительно, группы слов имеют общее значение. Это и есть 1 кит. Назовём его: Грамматическое значение.

А теперь отгадайте загадку и запишите антонимы - имена существительные (I группа), антонимы - имена прилагательные (I группа), глаголы - антонимы (I группа):

Бывает он и холод, Притихнет, умчится, Бывает он и в зной, Примчится опять, Бывает он и добрый, То вздумает по морю Бывает он и злой. Волны гонять.

Попутный ветер нам необходим в путешествии. Встанем и переместимся по часовой стрелке на следующий остров.

Технологическая карта урока русского языка на тему Обобщение и систематизация знаний о частях речи (3 класс)


















- Ребята, а знаете ли вы, что звуки моря оказывают мощное выздоравливающее воздействие, снимают стресс и напряжение. А если долго смотреть на воду, она снимает усталость и действует успокаивающе.







- Сегодня я хочу познакомить вас с творчеством великого русского художника И. К. Айвазовского, который своими шедеврами покорил весь мир.

Слайд Технологическая карта урока русского языка на тему Обобщение и систематизация знаний о частях речи (3 класс)



-

Технологическая карта урока русского языка на тему Обобщение и систематизация знаний о частях речи (3 класс)Технологическая карта урока русского языка на тему Обобщение и систематизация знаний о частях речи (3 класс)Технологическая карта урока русского языка на тему Обобщение и систематизация знаний о частях речи (3 класс)

Некоторые из них мы сейчас увидим. Обратите внимание на то, каким художник изображал море.

- Каким показано море на картинах Айвазовского? - Ребята, представьте, если в нашем море Слов разыграется буря.

Вот такими необычными могут стать слова, с таким необычным сочетанием звуков и букв:

Слайд



Технологическая карта урока русского языка на тему Обобщение и систематизация знаний о частях речи (3 класс)















Спишите внимательно в бортовой журнал это предложение. - Подумайте какой частью речи являются эти слова. Задание: Найти и выписать имена существительные (1 группа), прилагательные (2 группа), глаголы (3 группа). Назовите их. Как вы определили? В каком числе и в каком времени употреблены глаголы? Сущ. в каком числе и падеже употреблены? Какой род этого сущ. (бульки в люмзуке) Прил. - в каком числе это прил? какого рода и падеже употр? (мюпкие, в брякеной) - Действительно, у каждого слова есть признаки, по которым вы узнали часть речи. Мы познакомились со 2 китом. Давайте прочитаем его название:

Слайд

Технологическая карта урока русского языка на тему Обобщение и систематизация знаний о частях речи (3 класс)















Морфологический признак:

Им.сущ., им. прил. - число, род, падеж.

Глагол - число, время,…

- Отправляемся на поиски 3 кита.

Динамическая пауза.


- Чтобы встретиться с 3 китом, вы должны составить предложения из слов:

Слайд



Чтобы встретиться с 3 китом, вы должны составить предложения из слов:

Подгоняет, море, и, кораблик, на, ветер, гуляет. - Где вы уже встречались с этим предложением? - Запишите его. Подчеркните грамматическую основу. Найдите второстепенные члены. Установите связь слов в предложении. - Какой частью речи выражено подежащее? сказуемое? А как называются сказуемые, которые относятся к одному и тому же подлежащему? - Назовите второстепенные члены предложений. Какой частью речи выражены? А ещё какой частью речи могут быть выражены второстепенные члены? Действительно, определяя, каким членом предложения является слово, вы узнаете, какую синтаксическую роль оно выполняет.

Слайд

Технологическая карта урока русского языка на тему Обобщение и систематизация знаний о частях речи (3 класс)

















Синтаксический признак - это и есть 3 кит, на котором стоят части речи. Ребята! А.С.Пушкин впервые встретился с Айвазовским на выставке его картин. Позже Айвазовский нарисует картины «А.С. Пушкин на берегу Чёрного моря», «Пушкин у моря».

- В каких сказках Пушкина встречается описание моря? - В его сказках море - это живое существо, наделённое многими чувствами. Оно 1 из главных героев сказок, воздействующее на ход событий. Как и на картинах Айвазовского оно то спокойное, то бурное, - Каким Пушкин изображает море в данных отрывках?

Технологическая карта урока русского языка на тему Обобщение и систематизация знаний о частях речи (3 класс)

Технологическая карта урока русского языка на тему Обобщение и систематизация знаний о частях речи (3 класс)

Технологическая карта урока русского языка на тему Обобщение и систематизация знаний о частях речи (3 класс)

Технологическая карта урока русского языка на тему Обобщение и систематизация знаний о частях речи (3 класс)

- Запишите отрывки из сказок. Вставьте пропущенные буквы. Укажите части речи. - Ребята! Подведём итог нашего путешествия. - На каких 3 китах стоят части речи?

Слайд



Что мы повторили сегодня на уроке? Все знания мы привели в определённый порядок. На уроках русского языка вы будете пополнять таблицу другими частями речи.

Подойдя к финалу путешествия по морю слов, хочу вас спросить, какие трудности вам встретились на уроке?

Слайд Если вам было легко выполнять задания и вы смело шли вперед - поднимите зеленый цвет. Если у вас возникали трудности, сомнения - поднимите желтый цвет. Если задания были трудными и вы допускали ошибки - красный цвет. - Технологическая карта урока русского языка на тему Обобщение и систематизация знаний о частях речи (3 класс)

















Оцените свою работу на уроке и поставьте оценки в свой бортовой журнал. Зеленый цвет - молодцы! Вы имеете прочные знания. Желтый цвет - молодцы! Вы обдуманно принимали решения и достигали назначенной цели. Красный цвет - не отчаивайтесь! Внимательно выслушайте советы 3 китов.

Совет 1 кита: Повторить правила о частях речи. - А где можно найти правила? Совет 2 кита: Как можно чаще выполняйте разбор слова как части речи. - Где можно найти образец разбора? Совет 3 кита: Разбирайте предложения по частям речи и членам предложения. - Где можно взять предложения?

5. Итог урока. Рефлексия. Мне было приятно с вами работать. Вы умные, старательные и прилежные дети. Расскажете о нашем путешествии дома? А чтобы вам было не только что рассказать, но и показать - возьмите на память о нашем путешествии по ракушке.

Учащиеся рассаживаются за парты по группам.

1 группа - вопросы кто? что?

2 группа - какой? - ая? - ое? - ие?

3 группа - что делать? что сделать?

Взаимопроверка.



Учащиеся поднимают карточки со словами, когда учитель произносит их слова во время чтения стихотворения.



Ответы учащихся.

Ответы детей.





Повторяют правила работы в группах:



































-Имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

- Части речи. - Повторить о частях речи. Учиться различать их.

- Предлог, местоимение, имя числительное, наречие, частицы, союзы.



- Кит.

- Млекопитающее.













- Раньше древние полагали, что Земля плоская и держится на 3 китах, плавающих в безбрежном всемирном океане.





- Марш, танец, песня. (слайд)



Для каждого учащегося заготовлена карта с разлинованным листом.



Дети записывают дату.

Дети прописывают сочетания букв.

Ответы I группы:

смелость, помощь, веселье, дружба, зима, рассказ, спорт.

Ответы II группы:

З - звонкий

В - веселый

У - удивительный

К - крепкий

И - интересный

Ответы III группы:

пишет, читает, рисует, пилит, стучит, ест, гладит, моет.

и.с. - предметы

и.п. - признаки предметов

гл. - действие предметов



-Ветер.

Антонимы: холод - зной,

добрый - злой; умчится - примчится.



Динамическая пауза.



























Чтение учащимся биографии художника: Родился И. К. Айвазовский в 19 веке в крымском г. Феодосии, который находится на берегу Черного моря. Море и флот - его призвание. Он нарисовал свыше 6000 картин на морскую тему.

Учащиеся смотрят слайды картин Айвазовского. Показ видеоролика сопровождается музыкальным произведением Шуберта. - Спокойным, в бурю, в ураган.



























В люмзуке - им. сущ., люмзука, ж.р., 1 скл., п.п., ед.ч.

Бульки - им. сущ., мн. ч.

Брякеной - им. прил., брякеная, ж.р., п.п., ед.ч.

Мюпкие - им. прил., мн.ч.

Трулялякали, - гл., трулялякать, прош. в., мн. ч.

Журились - гл., журиться, прош. вр., мн.ч.















Учащиеся встают и перемещаются по часовой стрелке на следующий остров.









Из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»:

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Подлежащее: ветер.

Однородные сказуемые: гуляет, подгоняет.

Второстепенные члены: по морю, кораблик.







Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о попе…».

Ответы детей.

Учащиеся записывают отрывки в бортовой журнал.





Ответы детей.











- Можно повторить по учебнику.

- Порядок разбора слов в конце учебника.



В любом тексте.









Подводят итоги, оценивают свою работу.

Личностные УУД: Проявление любознательности к изучаемому материалу.

Формирование мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Осознавать роль языка и речи в жизни людей.

Прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей

Познавательные УУД:

Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Представлять информацию в виде схемы.

Выявлять сущность, особенности объектов.

На основе анализа объектов делать выводы.

Обобщать и классифицировать по признакам.

Определять последовательность действий для решения предметной задачи, осуществлять простейшее планирование своей работы.

Выстраивать логическую цепь рассуждений. Использовать сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывать суждения по результатам сравнения. Находить в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос.

Регулятивные УУД:

Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план.)

Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Принимать и сохранять учебную задачу и включаться в деятельность, направленную на ее решение.

Коммуникативные УУД:

Развиваем умение слушать и понимать других.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Умение работать в группах.

Учиться критично относиться к собственному мнению.

Проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения.











© 2010-2022