Экскурсия в зимний лес. Экология

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Экскурсия в зимний лес. Экология

Экскурсия в зимний лес. Экология









Экскурсия в зимний лес. Экология

Экскурсия в зимний лес. Экология

Воспитатель: Сашникова И.В.

Февраль 2013г.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация». Виды детской деятельности: игровая, восприятие художественной литературы, познавательно - коммуникативная, музыкально - художественная Цели: создать условия для обобщения представлений детей о зиме как времени года, отметить характерные признаки зимы в природе; обогатить знания детей о жизни птиц и зверей в зимнее время года; совершенствовать умение видеть красоту зимней природы, красоту зимы описанную поэтами в стихах, формировать такие качества как любознательность, наблюдательность, чувство прекрасного. Задачи: способствовать уточнению и обобщению представлений детей о зиме как сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни растений и животных в природе (холод, мороз, земля покрыта снегом, вода затянулась льдом, очень мало света, небо чаще всего пасмурное и т.д.); развитию способности воспринимать красоту зимних явлений природы ( её отражение в произведениях поэтов, художников, композиторов); воспитывать желание помогать и заботиться живых существах в зимнее время. Планируемые результаты: может поддерживать беседу о временах года сопровождая эмоциональной речью; отрабатывать интонационную выразительность речи; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время игр. Материалы и оборудование: картины на зимнюю тематику, орешки, шишки, морковка, бочонок мёда, зёрнышки, хлебные крошки, игрушка - снежинка, маски - шапочки (волк, сорока, мышка), игрушки Медведь, Белка, Заяц, целлофановые пакеты для речевой игры, музыка Чайковского «Зима) отрывок из цикла «Времена года»

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:


Воспитатель читает стихотворение: Кругом глубокие снега, Куда я взгляд ни кину, Метёт и кружится пурга. Вы узнаёте зиму? Заснули реки подо льдом, Застыли недвижимы, Горят сугробы серебром. Вы узнаёте зиму? На лыжах мчимся мы с горы, Нам ветер дует в спину, Нет веселее той поры! Вы узнаёте зиму?
Воспитатель: Когда к нам приходит зима? ( в декабре)

ИГРА «ПРИМЕТЫ ЗИМЫ» Дети стоят по кругу, воспитатель бросает мяч, у кого мяч, тот называет примету зимы. - Давайте послушаем как обращаются к зиме поэты… Здравствуй в белом сарафане Из серебряной парчи! На тебе горят алмазы, Словно яркие лучи.
Здравствуй, русская молодка, Раскрасавица - душа, Белоснежная лебёдка, Здравствуй, матушка - зима!
- Как поэт называет зиму? Краткая беседа о зиме - Какая земля зимой? - Растут ли зимой цветы? Почему не растут? - Что происходит с деревьями зимой? - В какие игры вы любите играть зимой? - Что вам больше всего нравится зимой? - Каких птиц можно встретить зимой? - Что делают зимой звери в лесу? - Как человек может помочь птицам, зверям зимой? Воспитатель: А давайте узнаем как звери и птицы зимуют, хотите? Тогда сегодня мы отправимся на прогулку в сказочный лес, в настоящее зимнее царство. Там мы будем встречать разных птиц и зверей, давайте возьмём для них угощение. ( Дети берут орешки, зёрнышки, хлебные крошки, морковкой, бочонок мёда. Педагог подводит детей в зал где находится сказочный лес). Вы готовы зайти в сказочный лес? Дети: Да! Да! Воспитатель: Вы только посмотрите по сторонам! Чародейкою зимою Околдован лес стоит. И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. Хотите встретиться с хозяйкой этого леса? ( Ответы детей.) Как же к ней добраться? (Дети предлагаю различные варианты, и останавливаются на одном.)… В царство снега мы идём, Громко песенку поём: Тра-ля-ля …

Дети маршируют, слова произносятся громко В царство снега мы идём, Тихо песенку поём: Тра-ля-ля

Дети идут на носочках, слова произносятся тихо

Из «ледяного» домика выходит Зима и приветствует детей. Зима: Тишина в моём царстве, и какой замечательный морозный воздух! Вы чувствуете, дети?

Проводится дыхательное упражнение «Аромат» Е. Макшанцевой (вместо цветка используются снежинки). Воспитатель: Смотрите, дети, какие красивые снежинки летают в воздухе. Поймаю - ка я одну снежинку и понюхаю её.

Не спеша, нюхает «снежинку», несколько раз делая шумные вдохи и выдохи. Понюхав последний раз, вдыхая, произносит: - Ах! Аро-мат! Аро-мат! Дивный аромат! Чудесный аромат!


Затем предлагает детям понюхать «снежинку» и произнести хором

«А-ро-мат!»

Упражнение выполняется несколько раз.


Воспитатель: Чем пахнет в зимнем лесу? (Воздух пахнет свежестью, чистотой, прохладой.) Воспитатель: Подул ветер, засвистел между голых веток, какие звуки вам слышатся? Дети: С - с - с! Ш - ш - ш! С - с - с! Ш - ш - ш! Воспитатель: Ветерок подул сильнее зашумели сосны, зазвенели на их ветках сосульки. Как они звенят? Дети: Дз - дз - дзынь! Дз - дз - дзынь! Воспитатель: Вспорхнули из - под снега перепёлки. Захлопали крыльями. Дети: Ф - р - р - р! Ф - р - р - р! Ф - р - р - р! Воспитатель: Перелетает с ветки на ветку синичка и весело цокает. Дети: Ц - ц - ц! Цок - цок! Ц- ц - ц! Цок - цок! Воспитатель: Дятел долбит дупло выстукивая дробь, словно на барабане. Дети: Д - д - д - тук! Д - д - д - тук! Воспитатель: Интересно, о чём говорят зимой лесные жители? Давайте послушаем. Сорока: Эй, волк! Чего ты хмурый такой? Волк: От голода. Сорока: А рёбра что торчат - выпирают? Волк: От голода. Сорока: А воешь от чего? Волк: От голода. Сорока: Вот и говори с тобой! Заладил как сорока: от голода, от голода! Чего ты нынче такой неразговорчивый? Волк: От голода! Мороз и вьюга, снег и холод. Травку зелёную понюхать захочешь, листиков сочных погрызть - терпи, до весны. А где ещё та весна? За горами, да за морями. Мышь: Не за морями, волк, весна, не, за горами, а у тебя под ногами! Прокопай снег до земли - там и брусничка зелёная, и земляничка, и одуванчик. И нанюхаешься, и наешься. Воспитатель: Ребята давайте угостим наших героев. (Дети угощают Сороку - хлебными крошками, волка - ягодами, а мышку - зёрнышками) Вспомним других зверей наших лесов. Да посмотрим, как они зимуют? Дети: Да, хотим! Воспитатель, зима и дети подходят к первому «сугробу» - берлоге медведя. Зима: Кто там, в шубе меховой Спит холодною зимой? Он большой, но вот беда - Лапу в рот кладёт всегда. Дети: Медведь! Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы можем мишку разбудить? Дети: Нет, нет! Не надо. Зимой медведи впадают в спячку и тревожить их нельзя.

ПРОВОДИТСЯ РЕЧЕВАЯ ИГРА «МЕДВЕДЬ»

Как на горке - снег, снег («скрепят» маленькими мешочками с крахмалом, изображая снег)

И под горкой - снег, снег. ( те же действия)

А под снегом спит медведь. (шумно вдыхают и выдыхают воздух или сопят, или храпят)

Тише, тише… Не шуметь. (поворачиваются друг к другу, держа указательный палец у закрытого рта - тссс) Воспитатель: Дети, когда медведь выйдет из спячки весной, он будет очень голодный, совсем без сил. Давайте оставим и ему угощенье. Пусть порадуется нашему сюрпризу.

(Дети оставляют бочонок мёда в берлоге медведя) Дети, зима и воспитатель подходят к следующему «сугробу» - домику зайчат. Зима:

Маленький домик стоит на полянке.

Живёт в нём зайчиха, с ней детки - зайки.

Стало в доме тихо, зайки засыпают,

Мама их, зайчиха, песню напевает.
Воспитатель: ( в руках игрушка - зайчиха). Баю, баю, баиньки, Засыпайте, заиньки. Птички, не летайте, Спать не мешайте. Зима: Убаюкала мама - зайчиха своих деток. А скажите, дети, как готовятся зайцы к зимовке? Дети: Зайчики к зиме меняют шубку, она становится белой. Белый цвет не заметен на снегу, и зайцам легче скрыться от хищников: волков и лис. Воспитатель: А впадают ли зайцы в зимнюю спячку? Дети: Нет, они зимой не спят! Мы сейчас покажем, чем зайцы зимой занимаются.

ДЕТИ ИНСЦЕНИРУЮТ ПЕСНЮ «ЗАЙКА»

(муз. Г. Портнова, сл. В. Суслова)
Воспитатель: Чем питаются зайцы зимой? Делают ли они запасы пищи? Дети: Зайцы не делают запасов, а питаются корой деревьев, выкапывают корешки растений, сухую травку из - под снега. Воспитатель: Тогда давайте отдадим наше угощение зайчихе. Она покормит своих деток, когда те проснутся.

Дети отдают угощение (морковку) Зима: Что за маленький зверёк? Вверх - вниз по ёлке скок да скок. Дети: Белка. Воспитатель: А вы знаете, где у белочки домик? (В дупле на дереве.) - А что они делали осенью, чтобы подготовится к зиме? Зимушка, ты ведь волшебница - преврати на время наших деток в белочек, и всё увидишь сама.

Зима машет волшебной палочкой и превращает детей в белочек (надевает на них шапочки маски белочек).

ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ ПЕСНЮ «БЕЛОЧКИ»

(муз. З. Левиной, сл. Л. Некрасовой) Воспитатель: А теперь давайте, дети, угостим нашу белочку. Что мы принесли для неё? (Отдают белочке грибы, орешки, шишки) Что - то холодно стало, мороз крепчает, метель дорожки заметает.

Ла - ла - ла - наступили холода Дети хлопают в ладоши

Ул - ул - ул - холодный ветер дул Дуют на ладоши

Тели - тели - тели - весь день метели Вращение согнутых в локтях рук Зима: Ну, что я вас совсем заморозила? Воспитатель: А мы не боимся холода, мы умеем греться. Погреемся ребята? Если замерзают руки, Начинаем их тереть, Быстро мы сумеем руки, Как на печке разогреть

Дети медленно растирают одну ладонь о другую Сначала ладошки, Совсем как ледышки, Потом как лягушки, Потом как подушки

Дети растирают ладони всё быстрее и быстрее Согрелись ладошки, Горят и взаправду, А не понарошку. Я горю, как от огня, Вот, потрогайте меня!

Вытягивают вперёд раскрытые ладони. Зима: Вот спасибо вам, ребята, побывали вы со мной в лесу, накормили всех зверюшек! А теперь честно мне скажите, нравится ли вам зимой? Дети: Да! Воспитатель: Спасибо тебе зима за своё гостеприимство, весело у тебя в лесу. Но нам пора уже и честь знать, а то ветер засвистит, да пурга начнётся и тропинки заметет снегом! Уже темно становится, пора нам домой возвращаться. Зима ты нас не проводишь? Зима: Скорей! Скорей! Я провожу вас.

Из царства снега мы идём,

Громко песенку поём:

Тра - ля - ля - ля … Дети маршируют, слова произнося громко

Из царства снега мы идём,

Тихо песенку поём:

Тра - ля - ля -ля… Дети идут на носочках, слова произнося тихо
Итог: Дети прощаются с зимой.

© 2010-2022