- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему: Упражнение в написании сочетаний ЖИ-ШИ
Конспект урока по русскому языку на тему: Упражнение в написании сочетаний ЖИ-ШИ
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чешейко Т.Д. |
Дата | 28.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МОУ Новобирюсинская СОШ
Система Л.В.Занкова.
УРОК
РУССКОГО ЯЗЫКА
ВО 2 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ:
«Правописание сочетаний
ЖИ - ШИ».
Подготовила и провела
учитель начальных классов
первой категории
Чешейко Татьяна Дмитриевна
Урок русского языка (2 класс)
Учитель: Чешейко Татьяна Дмитриевна.
Тип урока: Закрепление умений и навыков с применением технологии личностной ориентации педагогического процесса, элементов технологии уровневой дифференциации.
Тема: Правописание сочетаний жи-ши.
Цель:
-
Совершенствование практических навыков в написании орфограмм жи-ши.
-
Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала.
-
Развивать умение вести диалог, внимание, орфографическую зоркость, умение логически мыслить.
-
Обогащение словарного запаса детей.
-
Воспитывать к родному языку и аккуратность.
-
Воспитывать уверенность каждого ученика в собственных силах, дать возможность проявить творчество (разноуровневые задания, подготовка своих заданий для выполнения упражнений).
Оборудование:
-
учебники, рабочие тетради;
-
картинки машин;
-
Слова-отгадки;
-
ИКТ;
-
Тест;
Ход урока:
1. Организационный момент.
У. - Итак, мы начинаем урок русского языка. На прошлом уроке вы очень хорошо и дружно работали, открыли новую тайну. Я надеюсь, что сегодня у нас урок пройдет также интересно и результативно. Я желаю вам удачи!
- Пожелайте друг другу удачи - хлопните в ладони с соседом по парте!
-Подумайте, что нам пригодится для успешной работы на уроке?
- Какой бы вы предложили девиз для сегодняшнего урока? (ученики предлагают варианты, учитель записывает самый удачный), (Делу - время, потехе - час!)
(Кто к знаниям стремится, тот ничего не боится)…
2.Постановка темы и цели урока.
У. - Вспомните тему прошлого урока русского языка и попробуйте определить задачи сегодняшнего, отгадав загадки:
Слайд 1.
Отгадай загадку: кто мы?
В ясный день сидим мы дома.
Дождь идёт - у нас работа:
Топать, шлёпать по болотам.
(резиновые сапоги) (галоши)
Слайд 2.
До чего она легка,
Легче крыльев мотылька.
Бросишь - вновь вернётся,
Дунешь - унесется.
(Пушинка)
Слайд 3.
Он ходит голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
а потому, что он…
( жираф)
Учитель открывает записанные на доске слова, дети формулируют тему урока: * работать с сочетаниями жи-ши;
-
работать с орфограммой, изученной на прошлом уроке;
-
продолжим учиться правильно писать слова с жи-ши;
-
мы видим в словах орфограмму жи-ши, поэтому будем продолжать правильно их писать;
У. - Правильно: мы будем с вами применять изученную орфограмму на практике, выполняя различные упражнения и девизом нашего урока будут слова « Сочетания ЖИ-ШИ правильно всегда пиши».
3.Каллиграфическая минутка
У. -Давайте вначале урока ещё раз потренируемся красиво и аккуратно писать сочетания жи-ши. Найдите закономерность и продолжите до конца строки. (Дети пишут в тетради) жи ши, жи жи, ши-ши
а м а ш н и4..Словарная работа.
- На экране написаны буквы:
Слайд 4.
(буквы рассыпались)
У. -Какое задание можно придумать к буквам?
*разделить на 2 группы;
*назвать гласные и согласные;
*составить слоги;
*составить слова;
У. -Давайте выполним все ваши предложенные задания:
1) (Гласные и согласные).
2) (Учащиеся называют буквы)
а а и м ш н
Слайд 5.
У.
-
И 4) задание мы выполним по группам.
-Первая группа составляет слоги, вторая группа слова.
ГРУППОВАЯ РАБОТА
Шина мина машина наши Миша Маша
ма ми ша ши на ниСлайд 6.
Слайд 8.
-Первой группе составить слоги - Вторая группа определяет:
этими же согласными и гласной ы Какое слово лишнее? (машина)
-Что получилось у первой группы?
Мы ны шы
Слайд 7.
У. -Что мы увидели?
(что согласная ш и гласная и несовместимы, зная орфограмму жи-ши пиши с буквой и мы можем сказать, что такого слога не существует).
машинаСлайд 9.
(на экране высвечиваются слоги, слова, картинка машин)
У. - Почему вторая группа считает, что слова машина лишнее, докажите.
(В слове ма-ши-на 3 слога, а в остальных по 2: ши-на, ми-на, на-ши, Ми-ша, Ма-ша)
У. - Что такое машина? Как вы понимаете это слово?
(транспорт, для перевозки людей и различных грузов)
У. -Какие марки машин вы знаете?
(автомобиль, Москвич, Жигули, Волга, Камаз и др)
У. - Какое из этих названий подходит к теме нашего урока? (Жигули, потому, что первый слог составляет изученная орфограмма: жи - пиши только с и)
У. -Давайте запишем это слово машина в тетрадь, выполним схему , поставим ударение и разделим на слоги ( один учащийся выполняет за доской: ма-ши-на)
У. - Кто желает выполнить звукобуквенный разбор?
(другой учащийся за доской выполняет работу.
У. -А кто будет контролёр? (третий учащийся проверяет работу).
5. Творческая работа.
У. -Посмотрите, на доске у меня записаны слова, давайте попробуем составить пословицу из этих слов.
Любит, чистоту, машина, и, ласку, смазку.
(Ответы детей)
- Любит чистоту машина, смазку и ласку.
-Любит машина чистоту, ласку и смазку.
-Машина любит ласку, чистоту и смазку.
У. -Составили пословицу, теперь какое задание можно выполнить?
(Записать в тетрадь)
У. - Кто желает прокомментировать пословицу?
(один из учащихся комментирует пословицу).
У. - Какое ещё задание можно выполнить?
(Подчеркнуть главные члены предложения)
У. - Как называются остальные слова в предложении?
(Второстепенные члены предложения).
У. - Ну, что разбор готов? Открываем доску, проверяем.
(Учащиеся проверяют и определяют правильность и оценивают работу обоих учащихся.
У.- Как назвать человека, который ведёт электровоз? (Водитель, Машинист)
(на экране высвечивается картинка с изображением электровоза и машиниста).
У. -Как назвать женщину, которая печатает на машинке? ( печатальщица, компьютерщица, машинистка)
-машинистка (изображение на экране) ( учитель на доске, дети в тетради записывают слова и подчёркивают орфограмму)
У. -Какой сделаем вывод?
(Жи-ши пиши только с и)
_ Посмотрим на плакат сфотографируем правило и запомним на всю жизнь.
ЖИ - ШИ пиши с буквой И
Слайд 10,11.
У. - Внимательно посмотрите на согласные в слове машинист и машинистка. Что можно сказать о согласных звуках в этих словах?
(они все твёрдые, кроме н,)
У. -А почему он мягкий?
(мягкость ему даёт гласная - и)
6.Физминутка
У. -А сейчас немного поиграем. Я буду называть слова, а вы как только услышите мягкий согласный приседаете, хорошо!
(Слова: стол, груши, день, воздух, лето, цвет, ужи, лужи, мяч, крыша, лень, сон).
-
Работа с учебником.
У. -Подошло время поработать по учебник, я вам предлагаю выполнить
на странице 86, упражнение 162.
- Давайте прочитаем слова, какие задания можно придумать к этим словам?
(Выписать слова по количеству слогов, выписать в два столбика жи, ши)
- Молодцы, я согласна с вами, но я немножечко усложню задание, упражнение будете выполнять по группам:
1 группа- слова с жи, в которых 2 слога:
2 группа - слова с жи, в которых больше 2-х слогов;
3 группа - слова с ши, в которых больше двух слогов;
4 группа - слова с жи, в которых больше двух слогов;
- Слова разделите на слоги и поставьте, пожалуйста, ударение, подчеркните орфограммы.
-( Фронтальная проверка).
- Кто выполнил упражнение, работаем устно с упр.165 (1)
- назовите отгадку (ёжик)
-Придумайте рифмованные слова к этому слову, например, ёжик - ножик, чижик -пыжик, моржик - коржик …)
Молодцы, вы хорошо справляетесь с заданиями!
8.Физминутка. (гимнастика для глаз)
У. -Опустите, пожалуйста, глаза вниз. Я буду читать слова с сочетаниями жи или ши. Как только вы услышите эти сочетания в словах, то поднимаете глаза вверх , итак, приготовились, начали (снежинки, машинки, перинки, слезинки, валентинки, пружинки, кувшинки, смешинки, картинки)
9.Письмо по памяти.
(Стук в дверь)
У. - Кто это к нам пожаловал?
-Ой! Да это же наш любимый «Фонемчик» пришёл к нам на урок.
Слайд 12.
-Прочитайте и устно ответьте на вопросы.
Он принёс нам своё задание.
На экране текст и вопросы к нему.
Слайд13.
Лиса и мыши.
Жили мыши в поле. Пришла весна. Мыши пошли под гору. Там жила лиса. Она съела мышей и стала жирна.
.
-Где жили мыши?
-Какое время года наступило?
-Кто жил на горе?
Слайд 14.
- «Фонемчик» предлагает написать рассказ по памяти.
1 группа может написать только 3 предложения, вторая группа - 4 предложения, 3 группа - весь текст. (2 минуты на подготовку, текст закрываем)
2 группа - Подчеркнуть в одном из предложений главные члены.
3 группа -Подчеркнуть орфограммы.
1 группа -подчеркнуть зелёным цветом буквы, обозначающие согласные звуки.
- Ну, что, дорогие мои, понравилось вам задание «Фонемчика»?
(да)
10.Тест.
Учащиеся получают карточки с заданиями найти и подчеркнуть в словах, указанные буквы.
Работа в парах. (Взаимопроверка)
Слайд 15.
1-в
Найди и подчеркни слова с буквами, обозначающими твёрдые шипящие звуки.
2-в
Найди и подчеркни слова с буквами, обозначающие мягкие шипящие звуки
3-в
Найди и подчеркни слова с буквами, обозначающими твёрдые согласные звуки.
4-в
Найди и подчеркни слова с буквами, обозначающие мягкие согласные звуки
5-в
Найди и подчеркни слова с буквами, обозначающими твёрдые шипящие звуки
чистый
ёж
удача
часто
щека
чёрный
щепка
цирк
щенок
хвост
Наташа
пружинка
пушинка
большой
щенок
цапля
жир
шишка
самовар
ужин
жираф
лужицы
тишина
щипцы
парашют
- Давайте придумаем общее задание к карточкам. Какое задание будет самым правильным и необходимым для сегодняшнего урока?
(подчеркнуть изученные орфограммы)
- Какие правила вам встретились ещё, с которыми мы знакомились в 1 классе?
(ча-ща)
- Да, мы подошли к следующей теме урока, а начнём её изучать на следующем уроке.
11. Рефлексия деятельности (итог урока)
У. - Вернемся к девизу урока. Прочтите ещё раз его « Кто к знаниям стремится, тот ничего не боится». Мы к знаниям стремились? Как вы считаете, наш урок прошел удачно?
- Кому было легко? Трудно? Интересно? Что понравилось на уроке? Где в жизни могут пригодиться знания?
- А теперь на полях нарисуйте своё отношение к уроку в виде ярких солнышек: весёлое, грустное, серьёзное.
-Какое домашнее задание вы хотели бы выполнить? Можно творческое. Составьте задания-упражнения по данной теме, которые вы можете предложить на следующем уроке своим одноклассникам. Первой группе я предлагаю выполнить упражнения163, 164 , стр. 86 (на выбор).
-давайте прочитаем рифмовку
Слайд 16.
Сочетания жи-ши
С И напишешь или с Ы?
ЖИ-ШИ - пиши только с И
Оценки:
-Я очень довольна вашей работой. Желаю вам дальнейших успехов и открытия новых тайн.
Слайд 17.
-
Литература:
-
Учебник русского языка для 2 класса, автор: А.В.Полякова; 2008 г.
-
Поурочные планы «Русский язык - 2 класс», 2008 г.
-
Журнал «ПедСовет» 2010 г.
-
Картинки из интернета.