Конспект урока по русскому языку на тему: Упражнение в написании сочетаний ЖИ-ШИ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Новобирюсинская СОШ



Система Л.В.Занкова.



УРОК

РУССКОГО ЯЗЫКА

ВО 2 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ:

«Правописание сочетаний

ЖИ - ШИ».






Подготовила и провела

учитель начальных классов

первой категории

Чешейко Татьяна Дмитриевна
















Урок русского языка (2 класс)

Учитель: Чешейко Татьяна Дмитриевна.

Тип урока: Закрепление умений и навыков с применением технологии личностной ориентации педагогического процесса, элементов технологии уровневой дифференциации.

Тема: Правописание сочетаний жи-ши.

Цель:

  1. Совершенствование практических навыков в написании орфограмм жи-ши.

  2. Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала.

  3. Развивать умение вести диалог, внимание, орфографическую зоркость, умение логически мыслить.

  4. Обогащение словарного запаса детей.

  5. Воспитывать к родному языку и аккуратность.

  6. Воспитывать уверенность каждого ученика в собственных силах, дать возможность проявить творчество (разноуровневые задания, подготовка своих заданий для выполнения упражнений).

Оборудование:


  1. учебники, рабочие тетради;

  2. картинки машин;

  3. Слова-отгадки;

  4. ИКТ;

  5. Тест;

Ход урока:

1. Организационный момент.

У. - Итак, мы начинаем урок русского языка. На прошлом уроке вы очень хорошо и дружно работали, открыли новую тайну. Я надеюсь, что сегодня у нас урок пройдет также интересно и результативно. Я желаю вам удачи!

- Пожелайте друг другу удачи - хлопните в ладони с соседом по парте!

-Подумайте, что нам пригодится для успешной работы на уроке?

- Какой бы вы предложили девиз для сегодняшнего урока? (ученики предлагают варианты, учитель записывает самый удачный), (Делу - время, потехе - час!)

(Кто к знаниям стремится, тот ничего не боится)…

2.Постановка темы и цели урока.

У. - Вспомните тему прошлого урока русского языка и попробуйте определить задачи сегодняшнего, отгадав загадки:



Слайд 1.



Отгадай загадку: кто мы?

В ясный день сидим мы дома.

Дождь идёт - у нас работа:

Топать, шлёпать по болотам.





(резиновые сапоги) (галоши)

Слайд 2.


До чего она легка,

Легче крыльев мотылька.

Бросишь - вновь вернётся,

Дунешь - унесется.





(Пушинка)

Слайд 3.

Он ходит голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

а потому, что он…







( жираф)

Учитель открывает записанные на доске слова, дети формулируют тему урока: * работать с сочетаниями жи-ши;

  • работать с орфограммой, изученной на прошлом уроке;

  • продолжим учиться правильно писать слова с жи-ши;

  • мы видим в словах орфограмму жи-ши, поэтому будем продолжать правильно их писать;

У. - Правильно: мы будем с вами применять изученную орфограмму на практике, выполняя различные упражнения и девизом нашего урока будут слова « Сочетания ЖИ-ШИ правильно всегда пиши».

3.Каллиграфическая минутка

У. -Давайте вначале урока ещё раз потренируемся красиво и аккуратно писать сочетания жи-ши. Найдите закономерность и продолжите до конца строки. (Дети пишут в тетради) жи ши, жи жи, ши-ши

а м а ш н и4..Словарная работа.

- На экране написаны буквы:

Слайд 4.

(буквы рассыпались)

У. -Какое задание можно придумать к буквам?

*разделить на 2 группы;

*назвать гласные и согласные;

*составить слоги;

*составить слова;

У. -Давайте выполним все ваши предложенные задания:

1) (Гласные и согласные).

2) (Учащиеся называют буквы)

а а и м ш н



Слайд 5.

У.

  1. И 4) задание мы выполним по группам.

-Первая группа составляет слоги, вторая группа слова.

ГРУППОВАЯ РАБОТА

Шина мина машина наши Миша Маша

ма ми ша ши на ниСлайд 6.

Слайд 8.

-Первой группе составить слоги - Вторая группа определяет:

этими же согласными и гласной ы Какое слово лишнее? (машина)

-Что получилось у первой группы?

Мы ны шы



Слайд 7.

У. -Что мы увидели?

(что согласная ш и гласная и несовместимы, зная орфограмму жи-ши пиши с буквой и мы можем сказать, что такого слога не существует).

машинаСлайд 9.

(на экране высвечиваются слоги, слова, картинка машин)

Конспект урока по русскому языку на тему: Упражнение в написании сочетаний ЖИ-ШИ.Конспект урока по русскому языку на тему: Упражнение в написании сочетаний ЖИ-ШИ.Конспект урока по русскому языку на тему: Упражнение в написании сочетаний ЖИ-ШИ.Конспект урока по русскому языку на тему: Упражнение в написании сочетаний ЖИ-ШИ.

У. - Почему вторая группа считает, что слова машина лишнее, докажите.

(В слове ма-ши-на 3 слога, а в остальных по 2: ши-на, ми-на, на-ши, Ми-ша, Ма-ша)

У. - Что такое машина? Как вы понимаете это слово?

(транспорт, для перевозки людей и различных грузов)

У. -Какие марки машин вы знаете?

(автомобиль, Москвич, Жигули, Волга, Камаз и др)

У. - Какое из этих названий подходит к теме нашего урока? (Жигули, потому, что первый слог составляет изученная орфограмма: жи - пиши только с и)

У. -Давайте запишем это слово машина в тетрадь, выполним схему , поставим ударение и разделим на слоги ( один учащийся выполняет за доской: ма-ши-на)

У. - Кто желает выполнить звукобуквенный разбор?

(другой учащийся за доской выполняет работу.

У. -А кто будет контролёр? (третий учащийся проверяет работу).

5. Творческая работа.

У. -Посмотрите, на доске у меня записаны слова, давайте попробуем составить пословицу из этих слов.

Любит, чистоту, машина, и, ласку, смазку.

(Ответы детей)

- Любит чистоту машина, смазку и ласку.

-Любит машина чистоту, ласку и смазку.

-Машина любит ласку, чистоту и смазку.

У. -Составили пословицу, теперь какое задание можно выполнить?

(Записать в тетрадь)

У. - Кто желает прокомментировать пословицу?

(один из учащихся комментирует пословицу).

У. - Какое ещё задание можно выполнить?

(Подчеркнуть главные члены предложения)

У. - Как называются остальные слова в предложении?

(Второстепенные члены предложения).

У. - Ну, что разбор готов? Открываем доску, проверяем.

(Учащиеся проверяют и определяют правильность и оценивают работу обоих учащихся.

У.- Как назвать человека, который ведёт электровоз? (Водитель, Машинист)

(на экране высвечивается картинка с изображением электровоза и машиниста).

У. -Как назвать женщину, которая печатает на машинке? ( печатальщица, компьютерщица, машинистка)

-машинистка (изображение на экране) ( учитель на доске, дети в тетради записывают слова и подчёркивают орфограмму)

У. -Какой сделаем вывод?

(Жи-ши пиши только с и)

_ Посмотрим на плакат сфотографируем правило и запомним на всю жизнь.

ЖИ - ШИ пиши с буквой И

Слайд 10,11.

Конспект урока по русскому языку на тему: Упражнение в написании сочетаний ЖИ-ШИ.Конспект урока по русскому языку на тему: Упражнение в написании сочетаний ЖИ-ШИ.

У. - Внимательно посмотрите на согласные в слове машинист и машинистка. Что можно сказать о согласных звуках в этих словах?

(они все твёрдые, кроме н,)

У. -А почему он мягкий?

(мягкость ему даёт гласная - и)

6.Физминутка

У. -А сейчас немного поиграем. Я буду называть слова, а вы как только услышите мягкий согласный приседаете, хорошо!

(Слова: стол, груши, день, воздух, лето, цвет, ужи, лужи, мяч, крыша, лень, сон).


  1. Работа с учебником.

У. -Подошло время поработать по учебник, я вам предлагаю выполнить

на странице 86, упражнение 162.

- Давайте прочитаем слова, какие задания можно придумать к этим словам?

(Выписать слова по количеству слогов, выписать в два столбика жи, ши)

- Молодцы, я согласна с вами, но я немножечко усложню задание, упражнение будете выполнять по группам:

1 группа- слова с жи, в которых 2 слога:

2 группа - слова с жи, в которых больше 2-х слогов;

3 группа - слова с ши, в которых больше двух слогов;

4 группа - слова с жи, в которых больше двух слогов;

- Слова разделите на слоги и поставьте, пожалуйста, ударение, подчеркните орфограммы.

-( Фронтальная проверка).

- Кто выполнил упражнение, работаем устно с упр.165 (1)

- назовите отгадку (ёжик)

-Придумайте рифмованные слова к этому слову, например, ёжик - ножик, чижик -пыжик, моржик - коржик …)

Молодцы, вы хорошо справляетесь с заданиями!

8.Физминутка. (гимнастика для глаз)

У. -Опустите, пожалуйста, глаза вниз. Я буду читать слова с сочетаниями жи или ши. Как только вы услышите эти сочетания в словах, то поднимаете глаза вверх , итак, приготовились, начали (снежинки, машинки, перинки, слезинки, валентинки, пружинки, кувшинки, смешинки, картинки)

9.Письмо по памяти.

(Стук в дверь)

У. - Кто это к нам пожаловал?

-Ой! Да это же наш любимый «Фонемчик» пришёл к нам на урок.

Конспект урока по русскому языку на тему: Упражнение в написании сочетаний ЖИ-ШИ.Слайд 12.


-Прочитайте и устно ответьте на вопросы.

Он принёс нам своё задание.

На экране текст и вопросы к нему.

Слайд13.

Лиса и мыши.

Жили мыши в поле. Пришла весна. Мыши пошли под гору. Там жила лиса. Она съела мышей и стала жирна.

.

-Где жили мыши?

-Какое время года наступило?

-Кто жил на горе?



Слайд 14.





- «Фонемчик» предлагает написать рассказ по памяти.

1 группа может написать только 3 предложения, вторая группа - 4 предложения, 3 группа - весь текст. (2 минуты на подготовку, текст закрываем)

2 группа - Подчеркнуть в одном из предложений главные члены.

3 группа -Подчеркнуть орфограммы.

1 группа -подчеркнуть зелёным цветом буквы, обозначающие согласные звуки.

- Ну, что, дорогие мои, понравилось вам задание «Фонемчика»?

(да)

10.Тест.

Учащиеся получают карточки с заданиями найти и подчеркнуть в словах, указанные буквы.

Работа в парах. (Взаимопроверка)

Слайд 15.

1-в

Найди и подчеркни слова с буквами, обозначающими твёрдые шипящие звуки.

2-в

Найди и подчеркни слова с буквами, обозначающие мягкие шипящие звуки

3-в

Найди и подчеркни слова с буквами, обозначающими твёрдые согласные звуки.

4-в

Найди и подчеркни слова с буквами, обозначающие мягкие согласные звуки

5-в

Найди и подчеркни слова с буквами, обозначающими твёрдые шипящие звуки


чистый

ёж

удача

часто


щека

чёрный

щепка

цирк

щенок

хвост

Наташа

пружинка

пушинка

большой


щенок

цапля

жир

шишка

самовар

ужин

жираф

лужицы




тишина

щипцы





парашют


- Давайте придумаем общее задание к карточкам. Какое задание будет самым правильным и необходимым для сегодняшнего урока?

(подчеркнуть изученные орфограммы)

- Какие правила вам встретились ещё, с которыми мы знакомились в 1 классе?

(ча-ща)

- Да, мы подошли к следующей теме урока, а начнём её изучать на следующем уроке.


11. Рефлексия деятельности (итог урока)

У. - Вернемся к девизу урока. Прочтите ещё раз его « Кто к знаниям стремится, тот ничего не боится». Мы к знаниям стремились? Как вы считаете, наш урок прошел удачно?

- Кому было легко? Трудно? Интересно? Что понравилось на уроке? Где в жизни могут пригодиться знания?

- А теперь на полях нарисуйте своё отношение к уроку в виде ярких солнышек: весёлое, грустное, серьёзное.

-Какое домашнее задание вы хотели бы выполнить? Можно творческое. Составьте задания-упражнения по данной теме, которые вы можете предложить на следующем уроке своим одноклассникам. Первой группе я предлагаю выполнить упражнения163, 164 , стр. 86 (на выбор).

-давайте прочитаем рифмовку

Слайд 16.

Сочетания жи-ши

С И напишешь или с Ы?

ЖИ-ШИ - пиши только с И


Оценки:

-Я очень довольна вашей работой. Желаю вам дальнейших успехов и открытия новых тайн.

Слайд 17.

Конспект урока по русскому языку на тему: Упражнение в написании сочетаний ЖИ-ШИ.

-



Литература:

  1. Учебник русского языка для 2 класса, автор: А.В.Полякова; 2008 г.

  2. Поурочные планы «Русский язык - 2 класс», 2008 г.

  3. Журнал «ПедСовет» 2010 г.

  4. Картинки из интернета.





































© 2010-2022