Методическая работа в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая работа в начальной школеМетодическая работа в начальной школе

Методическая работа в начальной школе

Добрый день, уважаемые коллеги.

Тема моего выступления: достижение и оценивание метапредметных результатов. (Слайд 3)

В Федеральном государственном образовательном стандарте метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как Слайд 4.«способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов». В качестве требований к метапредметным результатам Федеральные Государственные Образовательные Сстандарты выдвигают: Слайд 5

• овладение способностью принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;

• умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

• умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; (Слайд 6)

• умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации;

• умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

• умение провести сравнение, анализ, обобщение, простейшую классификацию по родовидовым признакам, установление аналогий, отнесение к известным понятиям;

• освоение межпредметных понятий.

К метапредметным универсальным учебным действиям относят: регулятивные, познавательные и коммуникативные действия. Слайд 7

Регулятивные учебные действия- это целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция и оценка. В результате формирования регулятивных УУД учащиеся должны научиться: Слайд 8.

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

-принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

-в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

-вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил. (Слайд 9)

-адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

- принимать роль в учебном сотрудничестве;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

-контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

(Слайд 10)

К познавательным универсальным учебным действиям относятся: общеучебные, логические действия и постановка проблем. В результате формирования учащиеся учатся:

(Слайд 11)

-кодировать информацию в знаково-символической форме в простейших случаях;

-проводить сравнение;

- осуществлять поиск необходимой информации в открытом информационном пространстве;

-строить сообщения в устной и письменной форме;

-проводить под руководством учителя классификацию изучаемых объектов;

-устанавливать под руководством учителя отношения между понятиями; (Слайд 12)

-проявлять интерес к общению; воспринимать мнения одноклассников об изучаемом предмете;

- принимать участие в работе парами и группами;

- высказывать свою точку зрения, рассуждать, делать выводы и обобщения;

-использовать простейшие речевые средства для передачи своего мнения;

-проявлять интерес к учебному материалу;

- давать оценку работам и ответам одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. (Слайд 13)

К коммуникативным учебным действиям относятся: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, построение речевых высказываний, лидерство и согласование действий с партнёром. В результате формирования учащиеся учатся:

-реализовывать потребность в общении со сверстниками;

-проявлять интерес к общению и групповой работе. (Слайд 14)

Каким же образом учитель на уроках может формировать все метапредметные УУД? Составляя сценарий урока мы определяем на каждом этапе какие именно метапредметные УУД будут формироваться у учащихся. Давайте рассмотрим некоторые элементы урока (на столах раздаточный материал) и выясним как на данном этапе могут формироваться определённые УУД. В качестве примера нами выбран сценарий урока УМК «Школа 2100» В поурочном плане каждое учебное действие имеет определённый цвет. (Слайд 15)

Вам нужно сейчас ознакомиться с планом урока и цветом выделить какое универсальное учебное действие формирует учитель на определённом этапе. В плане УУД обозначены цифрами. Обратите внимание, что нас интересуют только метапредметные результаты. (Идёт практическая работа)

Давайте проверим себя.

Урок русского языка в 3 классе Тема: Понятие об окончании и основе слова. Цель: - усвоение новых языковых понятий - окончание и основа слова, первичное формирование умений находить окончание и основу в словах, графически их обозначать.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

Формулирование проблемы, планирование деятельности.


- Откройте тетрадь. - Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. - Какую запись должны сделать дальше? - Напишите слова «Классная работа». 4 1. Введение в раздел. Определение основного вопроса урока. - Откройте учебник на с. 144. Прочитайте название параграфа. Что в его названии вам знакомо? - Какие части слова вы знаете? (Корень, приставка, суффикс.) Предположите, что скрывается за 2-й частью названия параграфа. (Тоже части слова.) - Сформулируйте основной вопрос урока. - Какие части слова ещё существуют?
1 3 3 - Что нам необходимо повторить, узнать? - Давайте составим план. План. Учитель вместе с детьми составляет план. - Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Открытие нового знания.








3 4 3 3 1. Работа на доске под руководством учителя. На слайде появляется заготовка предложения. Мам_ слушает дочк_. Задание. - Допишите слова так, чтобы получилось предложение. Прочитайте полученные предложения. У всех получилось одинаково? Если нет расхождений, учитель сам предлагает другой вариант. Оба предложения записываются на доске и в тетрадях. Мама слушает дочку. Маму слушает дочка. - Одинаковый ли смысл у предложений? Почему он изменился? (Разные буквы на конце слов мама и дочка.) - Мама и маму - это одно и то же слово или разные? (Вспомните, что обозначают эти слова. Это одно и то же слово.) - А дочка и дочку? - Что же тогда изменилось, ведь слова одни и те же? (Изменилась какая-то их часть.) - Как называется эта изменяемая часть слова? Ученики высказывают предположения.
2. Работа с правилом. - Проверьте свои предположения, прочитав первую часть правила в учебнике на с. 144. Вопрос после чтения. - Как вы поняли, что такое изменяемая часть? (То, что у слова меняется.) - Как обозначается окончание? (Заключается в квадратик.) Интересно, для чего нужно окончание? Оно ведь не образует новые слова. - Какую же роль играет окончание? Попробуем ответить на этот вопрос. 3. Наблюдение по учебнику. Упр. 175. - Прочитайте слова первой строчки. Понятен ли смысл каждого из них? Можно ли считать, что здесь записано предложение? (Нет. Слова между собой не связаны.) Что надо сделать, чтобы составить из этих слов предложения? (Изменить окончания.) Ученики составляют первое предложение: Звучит нежная мелодия вальса. - Прочитайте слова на второй строчке. - Достаточно ли только изменить окончание у слов, чтобы получилось предложение? (Нет. Надо добавить предлог, который служит для связи слов в предложении.) - Составьте и запишите предложение. Она пробуждает в душе светлые чувства. - Почему же вы изменяли окончания слов? - Так для чего служит окончание? (Для связи слов в предложении.) 4. Сравните свой вывод с определением в учебнике, прочитайте его вторую часть.
- Как вы поняли, что такое основа слова? - Как думаете, почему эта часть получила такое название? (В основе заключён смысл, значение слова.) - Как графически обозначается основа? Выделите окончание и основу в словах мама и дочка (в записанных в начале урока предложениях). - Прочитайте вопрос под рамкой на с. 144. - Какие будут предположения?

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙII. Развитие умений - применение знания. 1 3 5 1 3 1. Работа в учебнике. 1. Упр. 176 и упр. 177. Выполняются устно по «шагам» в задании. Вывод: окончание не образует новые слова, а изменяет слово. 2. Ученики отвечают на вопросы (с. 145) при закрытых учебниках. Последний, третий вопрос - проблемный. Сначала учитель выслушивает варианты, которые предлагают ученики. Чтение вывода в рамке учебника на с. 145. - Какую новую информацию вы получили из учебника? - Что значит - нулевое окончание? - Как обнаружить нулевое окончание в слове? (Так же, как и остальные, нужно слово изменить.) 3. Упр. 178 - развивается умение находить и выделять окончание и основу в словах. Выполняется коллективно по заданию. Ученики на доске выписывают выделенные слова и обозначают в них окончание и основу. 4. Упр. 179. Комплексная работа с текстом. 1) Чтение, определение темы, главной мысли. Заглавие: «Необычные охотники». Главная мысль: охотниками автор назвал фотографов, которые делали снимки животных.
2) Нахождение в тексте одного того же слова с разными окончаниями: Охотник и, охотник ов, охотник ам Зайчишк а, зайчишк и, с зайчишк ой. 3) Слова с орфограммами-буквами согласных в корне. Хрустнула (хруст), ветка (веточка), грустно (грустил), фотоаппарат. 4) Беседа о различии в оттенках значения слов-синонимов: бежать - быстро передвигаться; мчаться - очень быстро бежать; нестись - двигаться с очень большой скоростью. Дети устно составляют предложения со словами-синонимами. 5. Упр. 180 - развивается умение находить нулевое окончание в словах. Коллективное чтение и называние пропущенных окончаний. Запись по вариантам: I вариант - 1-я строфа, II вариант - 2-я строфа. Ученики записывают свой фрагмент текста и обозначают орфограммы. Взаимопроверка.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): - Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе выполнить задание? - Ты сделал всё правильно или были недочёты? - Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? - Какой был уровень задания? - Какие умения формировались при выполнении этого задания? - Какую отметку ты бы себе поставил? - Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
- Что мы сейчас делали? - Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Итог урока.


4 4 Работа с сигнальными карточками: да-нет. - Ответьте кратко: да или нет (зелёная карточка - да, красная - нет): - Окончание - часть речи? (Нет.) - Окончание - изменяемая часть слова? (Да.) - Окончание входит в основу слова? (Нет.) - Окончание служит для связи слов в предложении? (Да.) - У одного и того же слова могут быть разные окончания? (Да.) - С помощью окончания образуются новые слова? (Нет.)
- Что у вас получалось сегодня лучше всего? - В чём испытали затруднения? - Кто сегодня получил отметку в дневник? - За что?

V. Домашнее задание.



1) Выучить определения на с. 144, 145. Упр. 2, с. 162.

2) Задание № 1, тема 5 в рабочей тетради.

Если брать УМК «Школа 2100», то там каждый план составлен с учётом формирования метапредметных учебных действий. И это касается всех предметных линий этого УМК.

Теперь стоит вопрос как оценить и составить мониторинг сформированности метапредметных учебных действий у каждого ученика? Этой работой в нашей школе совместно занимаются учитель и психолог. Каким образом это происходит? Как отслеживает метапредметные результаты учитель? Здесь мы тоже обратились к контрольно-измерительным материалам «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования» Они лежат у вас на столах. Диагностику можно провести:

- на входе во 2-3 класс;

- на выходе из 2-3 класса.

Неоднократное проведение диагностики даёт возможность отслеживать развитие УУД у каждого учащегося. Диагностика проводится в форме тестирования, диагностические материалы представляют собой тесты открытого и закрытого характера. В материалах даются инструкции по заполнению схем анализа результатов тестирования. (показываем КИМы за второй и третий класс)

Данные диагностики показывают, на сколько в учебном процессе обеспечивается достижение конкретных личностных и метапредметных результатов, развитие конкретных УУД. Результаты дают возможность учителю:

-скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса;

-определить на сколько эффективно используется материал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов;

- увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося.

Так ведёт свою работу по отслеживанию метапредметных результатов учитель.



© 2010-2022