- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему Правописание слов с безударными гласным и в корне
Конспект урока по русскому языку на тему Правописание слов с безударными гласным и в корне
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Якубова Т.И. |
Дата | 15.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное казенное образовательное учреждение « ЯУВК « РАДУГА»
Проект урока русского языка в 3 классе (ФГОС)
Тема «Правописание слов
с безударными гласными в корне »
Составитель : Якубова Татьяна Ивановна
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
Проект урока русского языка в 3 классе (ФГОС)
Тема «Правописание слов с безударными гласными в корне »
Цель: создать условия для систематизации знаний о двух способах проверки безударного гласного в корне слова и реализации их на практике.
Задачи.
Образовательные:
-
закрепить представление о возможном расхождении произношения и написания слова, о слабой позиции гласных звуков;
-
совершенствовать умение различать проверяемые и непроверяемые орфограммы;
-
формировать умение самостоятельно объяснять выбранный способ проверки безударного гласного в корне.
-
развивать мышление, внимание, воображение, память, речь.
-
воспитывать интерес к учению.
-
формировать элементы самоанализа и самооценки учащихся
-
развивать и обогащать речь учащихся
Метапредметные.
Регулятивные:
-
создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-
развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания;
Познавательные:
•развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать;
• помочь выделить и сформулировать познавательную цель;
• работать над формированием умений выполнения действий по алгоритму;
• способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке;
Коммуникативные:
• создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
• способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте;
• помочь ребенку в аргументации своего мнения;
Воспитательные (личностные):
-
сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;
-
способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности;
-
работать над осознанием ответственности за общее дело.
ТИП УРОКА: урок обобщения знаний.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая
Методы: информационно-рецептивный, эвристический, частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, деятельностного подхода.
Оборудование: учебник "Русский язык" 1 часть для 3класса УМК «Школа России» ФГОС Москва «Просвещение, 2012, презентация, проектор, ключи для проверки.
Ход урока.
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся.
С добрым утром, начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Мы сегодня будем наблюдать.
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно включайся в работу дружок.
2 Мотивация, определение темы и целей урока.
На слайде №1 записаны слова:
В.да, м.роз, х.лмы , л.пата , пч.ла , б.рёза, з.рно, л.гушка.
- Что написано на доске? (слова)
-Что в них общего? ( обозначают предметы, пропущены буквы)
- В какой части слова пропущены буквы? ( в корне слова)
- Какие буквы пропущены? ( о ,а, е , и, я -это буквы гласных)
- Что нужно сделать ,чтобы определить позицию гласного ? ( поставить ударение)
- В какой позиции находятся звуки, обозначенные данными буквами? ( В слабой, в безударной)
- Почему она является слабой? ( один и тот же гласный звук в безударном слоге может быть обозначен разными буквами)
Как вы думаете , над какой темой мы сегодня будем работать на уроке?
( Правописание слов с безударными гласными в корне слова )
Какую цель поставите перед собой на уроке? ( Цель фиксируется на доске: правильно писать слова с безударным гласным в корне слова )
-Какими источниками мы можем пользоваться для достижения этой цели на уроке? Дома? (учебник, словарь, помощь родителей, Интернет и др.)
-Зачем нам надо уметь правильно писать слова с безударными гласными в корне слова ?(могут быть разные варианты ответов: быть грамотными, получить хорошее образование и др.)
- Ребята, а что вы уже знаете о том, как правильно писать слова с безударными гласными в корне слова?
Заполняется таблица ( фиксируются варианты ответов, надо выйти на способы проверки)
Что я знаю что не знаю
Чем является буква, обозначающая безударный гласный в слове? ( орфограммой)
Какое задание можно выполнить с этими словами? ( вставить пропущенные буквы, поставить ударение, выделить орфограмму, подобрать проверочные слова)
Устно вставляем буквы, подбирая проверочные слова.(Слайд №2)
(При выполнении задания возникнет вопрос, что делать со словами с непроверяемой безударной гласной? )
-Если при выполнении задания возникает проблема, поставьте знак?
- Какой вопрос возник? (есть слова с непроверяемой буквой, обозначающей безударный гласный)
-Как проверить слова с непроверяемыми буквой, обозначающей безударный гласный звук ? ( по орфографическому словарю) Дети проверяют и стирают знак вопроса.
Вывод:
-как правильно написать слово, в котором есть проверяемая буква, обозначающая безударный гласный звук в корне ? Расскажите своему товарищу.( 2 способа проверки). Работа в парах.
-как правильно написать слово, в котором есть непроверяемая буква, обозначающая безударный гласный звук в корне слова? (по словарю) Расскажите своему товарищу (работа в парах)
-Откройте учебник на с .104 сравните ваш вывод с выводом в учебнике, если у вас совпали ответы - поставьте +, если нет поставьте -.
Обсуждение результатов.
3 Физминутка( игра на внимание «Повторяй за мной»)
4 Практическая работа
Посмотрите на с 105 . Какое упражнение поможет нам отработать умение подбирать проверочные слова?
Дети выполняют упражнение по своему выбору.
После выполнения задания проводится взаимопроверка ( использование ключей для проверки, которые выдаются детям после выполнения задания Приложение №1) и взаимооценивание по шкале «Правильность»( по методике Цукерман).
Вывод:
-С какой целью выполняли упражнения?
-Что помогло вам при выполнении упражнения?
5 Компетентностно- ориентированное задание для получения образовательного продукта (кластер). Работа в группах
Каждая группа получает задание. (Приложение №2)
-Заполните пропущенные гнёзда модели (кластера).( слайд 4 )
-Укажите какой из приведённых ниже текстов послужил источником информации и для какого гнезда.
Работа выполняется 5 минут, затем выслушиваются спикеры групп с показом их кластера, после этого кластер показывается на доске на слайде № 5.( если необходимо дети вносят изменения в свою работу). Оцените работу своей группы по шкале «Правильность»
В результате выполнения этого задания получается модель-памятка «Как проверить безударный гласный в корне слова»
6 Рефлексия
-Какая на уроке была цель?
-Что надо для этого знать ?( способы проверки)
-Как проверить безударный гласный в корне слова?
Что вам помогло для достижения этой цели?
-Мне очень понравилось с вами работать, а какие впечатления остались у вас после урока?
-Сегодня на протяжении всего урока у вас была само- и взаимооценка. Многие из вас заработали отметку за урок и вы сами себе её сейчас выставите.
-У каждого из вас на парте лежат « Листы достижений за урок», давайте заполним их: первая шкала «Устная работа»- оцените свою работу на уроке, вторая шкала - «Взаимопроверка» - перенесите её из тетради, третья - «Правильность» при работе в группе. Оцените свою работу , пользуясь таблицей(слайд № 6)
Встаньте, ребята, кто сегодня получил «5», затем «4» Вы большие молодцы, остальным детям надо ещё немного постараться.
7 Домашнее задание.
Я вам предлагаю домашнее задание на выбор: (слайд 7)
Придумать и записать в кластер по 3 примера, поставить и выделить орфограммы, подобрать проверочные слова.
Урок окончен. Всем спасибо за работу. До свидания.
Литература. 1 Горецкий В.Г, Канакина В.П . и др. Русский язык. Рабочие программы. 1 - 4 классы. 2 Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык .Учебник 3 класс. 3 Цукерман Г. А., Поливанова К. Н. « Введение в школьную жизнь.» Программа адаптации детей к школе. - 2-е изд., испр. - М.: Генезис, 2003.
Приложение
Приложение №1
Ключ к № 196
Алёша картошку решил (варит) отварить и в кухне пошире окно ( затвор)отворить.
У Толи братишка пломбир весь (лижет) слизал, пока тот с забора с друзьями (слез) слезал.
Я утром сегодня в окно (видит) увидал, как розовый куст во дворе ( вянет) увядал.
Приложение №2 Задание.
1 Заполните пропущенные гнёзда модели ( кластера), используя источники информации, приведённые ниже.
2 Укажите какой из приведённых ниже текстов послужил источником информации и для какого гнезда.
«Как проверить написание буквы в корне слова, обозначающей безударный гласный звук ?»
Буква в корне слова,
обозначающая безударный гласный звук
Один и тот же безударный гласный звук может обозначаться разными буквами
Проверяемая буква , обозначающая безударный гласный звук
изменить форму слова
проверить по орфографическому словарю
чтобы,
Текст 1.
Используй правило из учебника «Русский язык» 3 класс с.104
Текст 2.
Буква, обозначающая безударный гласный звук в корне слова, - это орфограмма. Её написание надо проверять или запоминать.
Текст 3
В русском языке есть слова, в которых написание буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне, проверить нельзя. Это непроверяемые буквы гласных. Правописание таких слов надо запоминать или проверять по орфографическому словарю.