Рабочая программа по основам здорового образа жизни для 3 класса по УМК Перспектива

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Основы здорового образа жизни» разработана для обучающихся 3 класса МОУ «Гуманитарно-экономический лицей» в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, в соответствии с требованиями регионального компонента государственного стандарта начального образования, на основе авторской программы М.А. Павловой. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту: Павлова М. А., Серякина А. В., Гусева Е.В. Во имя общего блага: Рабочая тетрадь для учащихся 3 класса. (Серия «Основы здорового образа жизни») - Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2014.- 32 с. Необходимость реализации образовательного курса «Основы здорового образа жизни» продиктована многими причинами. Прежде всего - это ухудшение физического и психического здоровья нации. С учетом теоретических подходов к проблеме, а также на основе исследований и практического опыта в области здорового образа жизни специалистами Саратовского областного центра планирования семьи и репродукции и кафедры валеологии Саратовского института повышения квалификации работников просвещения была разработана программа «Основы здорового образа жизни». Предлагаемая программа является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здорового образа жизни, и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему, так как позволит сформировать ценностное отношение к здоровью. Авторы программы: коллектив под руководством Павловой М.А., руководителя лаборатории охраны здоровья школьников ГОУ ДПО «СарИПКиПРО» (zdorovayashkola.ru/progs/nach/). Цели регионального курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения. Осуществление здорового образа жизни предполагает формирование зрелой личности, которая выражается в дисциплине ума, эмоций и поступков. Такая личность обладает способностью приводить в полное равновесие свои мысли, чувства и действия, спонтанно принимает решения. Консолидация личности, ее возможно максимальная согласованность со свои внутренним и окружающим миром, имеет существенное значение, как для оценки психического здоровья, так и для оценки его совершенствования. Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования. Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества образования. В соответствии со стандартом, основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.Рабочая программа по основам здорового образа жизни для 3 класса по УМК Перспектива Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.Рабочая программа по основам здорового образа жизни для 3 класса по УМК Перспектива Ценность человечества осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур. Общая характеристика учебного предмета. Цели и задачи регионального курса «Основы здорового образа жизни»: -Формирование личности, способной реализовать себя в современном мире максимально, эффективно и безопасно. -Формирование личности, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции. -Формирование навыков безопасного поведения, эффективного взаимодействия с людьми. -Получение знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей. -Формирование потребностей в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными. -Формирование навыков рационального питания, закаливания, физической культуры и других способов самосовершенствования собственного здоровья. Обучение в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя передачу компетенций, которые способствуют формированию представлений о здоровьесбережении и научат отличать здоровый образ жизни от нездорового. В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у школьника необходимые компетенции по здоровому образу жизни, научить реализовывать их в повседневной жизни. Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики. 1.Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями. Цель - сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Основные задачи:

  • Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
  • Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.
  • Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения).
  • Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.
Решение этих задач осуществляется поочередно. Представления об элементарных правилах здоровьесбережения формируются в результате объяснения педагогом, восприятия показываемых движений комплексов физкультминуток, утренней гигиенической гимнастики, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых попытках выполнения комплексов, наблюдений за действиями других учащихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение правил здоровьесбережения. 2. Этап углубленного изучения. Цель - сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни. Основные задачи:
  • Уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
  • Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
  • Формировать практически необходимые знания, умения, навыки, рациональные приемы мышления и деятельности.
Данные задачи могут решаться одновременно. Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов и средств обучения. Используя методы активного обучения, необходимо в комплексе с ним широко применять наглядность, направленную на создание ощущений здорового образа жизни. Метод словесного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор правил здоровьесбережения, беседа, дискуссия. Такой подход позволяет более углубленно познать основы здоровьесбережения. На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств (средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы). Эффективность использования различных средств здоровьесберегающей педагогики достигается при четком соблюдении следующих моментов: а) цели и задачи использования конкретного средства на конкретном занятии; б) структурная взаимосвязь данного средства и метода с основным содержанием занятия; в) контроль и самоконтроль выполнения правил здоровьесбережения. 3. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования. Цель - умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования. Основные задачи:
  • Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения.
  • Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования.
  • Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.
Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последовательно, так как все они тесно взаимосвязаны. На этом этапе увеличивается количество повторений использования основных понятий и представлений о здоровом образе жизни в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык применения имеющихся знаний в различных условиях. В целях углубления компетенций по здоровьесбережению используют различные методы и приемы: практический метод, познавательная игра, ситуационный метод, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения, воспитательные, просветительские и образовательные программы. Средства педагог выбирает в соответствии с конкретными условиями работы. Это могут быть: элементарные движения во время занятия; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; «минутки покоя»; различные виды гимнастики (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); тренинги, элементы фитотерапии, ароматерапии, витаминотерапия (витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды), оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся, различные реабилитационные мероприятия; массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья др. Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни. Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (аудио- и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.), проведение индивидуальных и групповых консультаций. Описание места предмета в учебном плане. На изучение основ здорового образа жизни в 3 классе отводится 34 часа в год, 1 час в неделю. Программа состоит из разделов курса, тем различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Основы здорового образа жизни - 34 часа (1 час в неделю) «Во имя общего блага»

№ п/п

Количество часов

Раздел программы

Содержание

1.

4 ч

Этический блок

Человек на планете Земля. В дружбе с природой. Спор и ссора. Умение вести дискуссию. Забота и ответственность. Проявление заботы в окружающем мире. Проявление заботы в моем городе, в моей школе.

2.

12 ч

Психологический блок

Этот странный взрослый мир. Как я помню то, что помню: что мы помним друг о друге и близких. Язык жестов и движений: позы, жесты, дистанция и манера одеваться. Застенчивость, агрессивность, пассивность и гиперактивность. Кто «Я» такой.

3.



7 ч

Правовой блок

Правила в жизни человека. Проявление милосердия, терпимости. Ответственность за жестокое поведение. Правила поведения в школе и на улице. Опасные ситуации. Стихийные бедствия. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

4.

4 ч

Семьеведческий блок

Что такое труд. Трудом славен человек! Труд в моей семье. Что я больше всего люблю делать.

5.



7 ч

Медико- гигиеиичсский блок

Секреты сохранения здоровья. Здоровье и благополучие. Полезные и вредные привычки. Вред применения наркотиков, алкоголя, никотина, токсических веществ.
1 бло к - Этический бло к (4 ч.) Включает основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной, космоса. Формирует такие понятия как: забота, ответственность, бережность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть. 2 бло к - Психо ло гический бло к (12 ч.) Содержание психологического блока расширяет понятия о психике, ее строении и проявлении, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Формирует и развивает умения приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности. Предлагаются темы и тренинговые упражнения, направленные на развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувства собственного достоинства, умения быть здоровым, а также на профилактику болезней и асоциального поведения. 3 бло к - Право вой бло к (7 ч.) Содержание правового блока обеспечивает необходимыми знаниями о правах и обязанностях человека в семье, формирует навыки правого поведения, правильное понимание свободы и необходимости. 4 бло к - Сем ьев едческий бло к. (4 ч.) Содержание семьеведческогоблока дает комплексные знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи. Формирует потребность в семье, понимание ее ценности; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье; способствует развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности. 5 бло к - Медико - г игиенический бло к. (7 ч.) Содержание медико-гигиенического блока формирует представления о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Особое внимание уделяется репродуктивному здоровью, формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ОСНОВАМ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Этический блок (4 ч) Личностными результатами является формирование следующих умений: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные УУД: Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков). Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике). Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст. Вступать в беседу на уроке и в жизни. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Дата

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Планируемые результаты (УУД)

Формы

контроля

1

Человек на планете Земля. В дружбе с природой.

1

Чтение поэтических произведений, рассматривание иллюстраций и фото, создание

собственного рисунка, отражающих красоту нашей планеты.

Знать, какую роль имеет и какое место занимает человек на планете. Уметь охранять природу.

Текущий

2

Спор и ссора.

1

Выяснить, что значит спорить, что значит ссориться. Разрешать честно конфликтные ситуации.

Познакомить с правилами честного спора. Уметь вести дискуссию.

Текущий

3

Забота и ответственность. Проявление заботы в окружающем мире.

1

Работать над индивидуальным проектом

«Забота».

Познакомить с понятиями забота и ответственность. Уметь проявлять заботу в окружающем мире.

Текущий

4

Проявление заботы в моем городе, в моей школе.

1

Сделать индивидуальный отчет о проекте

«Забота».

Уметь проявлять заботу в родном крае, в школе, дома.

Текущий

Психологический блок (12 часов)

Личностными результатами является формирование следующих умений: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные УУД: Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков). Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике). Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст. Вступать в беседу на уроке и в жизни. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Дата

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Планируемые результаты (УУД)

Формы

контроля

5

Этот странный взрослый мир.

1


Разговор о мире взрослых.

Уметь различать мир взрослых от детского мира.

Текущий

6

Кто я такой? Какой я? Каким я хочу быть?

1


Составить письменный текст - описание

«Моя внешность», называть черты своего характера, вспомнить себя маленьким и представить себя в будущем.

Познакомить с понятиями самоанализ, внешность, характер. Провести тестирование обучающихся.

Текущий

7

Как я помню то, что помню: что мы помним друг о друге и о близких.

1


Выполнять упражнения на развитие памяти. Игра « Опознание».

Уметь составлять устный рассказ по памяти о себе, друзьях и близких.

Текущий

8

Как развить хорошую память.

1


Выполнять упражнения на развитие памяти. Игры «Попробуй, повтори»,

«Подарок», «Схема - слово», « Узнай предмет»,« Рисунок», «Мы охотимся на льва».

Дать понятие о видах памяти, ее свойствах, дать возможность осознать сильные и слабые стороны своей памяти. Познакомить с понятием феноменальная память.

Текущий

9

Внимание человека или как научиться быть внимательным?

1


Тест «Мое внимание». Выполнять упражнения на развитие внимания.

Знать, для чего нужно внимание человеку.

Текущий

10

Язык жестов и движений: позы, жесты, мимика.

1


Называть значения жестов, мимики и поз.

Знать, что значит понятие «учиться понимать человека».

Текущий

11

Что такое мой характер?

1


Тест «Характер».

Уметь анализировать положительные и отрицательные стороны характера.

Текущий

12

Мир моих способностей.

1


Тест «Индивидуальные способности».

Знать, где и как можно применить свои способности.

Текущий

13

С чем могут быть связаны проблемы общения?

1


Разговор о проблемах общения.

Учить правильному поведению, если возникли проблемы общения.

Текущий

14

Леворукость и праворукость: что это такое?

1


Познакомить с упражнениями, определяющими, какой рукой больше пользуется человек.

Текущий

15

Конфликтный человек: какой он?

1


Разрешать честно конфликтные ситуации.

Уметь вести дискуссию. Учить общению с конфликтными людьми.

Текущий

16

Застенчивость, агрессивность, пассивность и гиперактивность.

1


Дать определение понятиям: застенчивость, агрессивность, пассивность и гиперактивность.

Текущий

Правовой блок (7 часов)

Личностными результатами является формирование следующих умений: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные УУД: Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков). Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике). Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст. Вступать в беседу на уроке и в жизни. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Дата

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Планируемые результаты (УУД)

Формы

контроля

17

Правила в жизни человека.

1


Объяснить, почему нужны правила в жизни человека.

Познакомить с общепринятыми правилами в жизни любого человека.

Текущий

18

Проявление милосердияи терпимости.

1


Объяснить, почему нужно проявлять милосердие терпимость в жизни.

Понятие о милосердии и терпимости. Уметь в жизни проявлять милосердие и терпимость.

Текущий

19

Ответственность за жестокое поведение.

1


Ответить на вопрос: «Что называется жестоким поведением?»

Знать об ответственности за жестокое поведение.

Текущий

20

Правила поведения в школе и на улице.

1


Повторить правила поведения в школе и на улице.

Основные правила поведения в школе и на улице.

Текущий

21

Правила безопасности.

1


Называть правила безопасного поведения дома, во дворе, на улице.

Правила безопасного поведения. Уметь предвидеть опасные ситуации и стараться избегать их.

Текущий

22

Стихийные бедствия.

1


Называть, какие явления относятся к стихийным бедствиям.

Знать, что такое стихийные бедствия и как вести себя в таких ситуациях.

Текущий

23

Правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

1


Называть виды чрезвычайных ситуаций.

Правила поведения в чрезвычайных ситуациях. Уметь вести себя в чрезвычайных ситуациях, не поддаваясь панике.

Текущий

Семьеведческий блок (4 часа) Личностными результатами является формирование следующих умений: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные УУД: Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков). Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике). Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст. Вступать в беседу на уроке и в жизни. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Дата

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Планируемые результаты (УУД)

Формы

контроля

24

Что такое семья? Всем нужен дом!

1

Объяснить значение пословиц о семье, составить рассказ о своей семье.

Понимать, что такое семья; уметь ценить заботу членов семьи друг о друге.

Текущий

25

Что такое труд? Трудом славен человек!

1

Объяснить значение пословиц о труде.

Понимать, что только благодаря труду можно в жизни добиться поставленных целей.

Текущий

26

Труд в моей семье. Кем я хочу стать?

1

Рассказать о профессиях своих родителей, бабушек, дедушек, старших братьев и сестер.

Выявить ранниепрофессиональные наклонности.

Текущий

27

Что я больше всего люблю делать.

Мужские и женские обязанности.

1

Составить рассказ «Моѐ любимое дело в семье».

Знать, что такое мужские и женские обязанности.

Текущий

Медико-гигиенический блок (7 часов) Личностными результатами является формирование следующих умений: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные УУД: Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков). Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике). Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст. Вступать в беседу на уроке и в жизни. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Понимать, что важно не только не болеть, но и чувствовать себя прекрасно.

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Дата

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Планируемые результаты (УУД)

Формы

контроля

28 Секреты сохранения здоровья. Здоровье и благополучие.

1


Рассказать о том, как сохранять и укреплять свое здоровье.

Понимать, что важно не только не болеть, но и чувствовать себя прекрасно.

Текущий

29

Полезные и вредные привычки.

1


Рассказать о своих полезных привычках.

Знать, какие привычки относятся к полезным, а какие привычки считаются вредными.

Текущий

30

Вред применения наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.

1


Рассказать о своих вредных привычках.

Знать, какой вред здоровью человека приносят наркотики, алкоголь, табак, токсические вещества.

Текущий

31

Режим дня в жизни школьника.

1


Объяснять значение режима дня в жизни школьника.

Знать, что такое режим дня.

Уметь соблюдать свой распорядок дня.

Текущий

32

Что мы едим, пьем, чем лакомимся?

1


Составлять меню из полезных блюд.

Понимать, как важно в жизни правильное здоровое питание для организма любого человека. Уметь выбирать здоровые продукты.

Текущий

33

Золотые правила питания.

1


Познакомиться с правилами питания.

Знать и соблюдать правила питания.

Текущий

34

«Витаминка и еѐ друзья».

1


Брать пример с тех, кто занимается делами, полезными для здоровья.

Повторить изученный материал.

Текущий

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ
Личностными результатами изучения курса «ОЗОЖ» в 3-м классе является формирование следующих умений: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметными результатами изучения курса «ОЗОЖ» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий. Регулятивные УУД: Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков). Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике). Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст. Вступать в беседу на уроке и в жизни. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков). Предметными результатами изучения курса «ОЗОЖ» в 3-м классе является формирование следующих умений. 1-я линия развития - уметь объяснять мир: объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека; применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.); по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера; 2-я линия развития - уметь определять своё отношение к миру: учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны. оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно; объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество; замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

Требования к знаниям, умениям и навыкам к концу года. Учащиеся должны знать:

  • понятия основных философских категорий: забота, ответственность, бережность, любовь, красота, гармония, счастье, добро, зло;-- проявления психики, самоценности своей личности;
- свои права и обязанности в обществе и своей семье;
  • механизмы создания и функционирования семьи;
  • правила грамотного и ответственного воспитания детей;
  • основы здорового образа жизни;
  • «мужские « и «женские» обязанности;
  • названия и роль важных внутренних органов человека;
  • правила личной гигиены;
  • меры по профилактике болезней;
  • режим труда и отдыха младших школьников;
  • о правильном питании человека;
Учащиеся должны уметь:
  • приводить в гармонию различные стороны своей души;
  • правильно вести себя с противоположным полом;
  • заботиться о своѐм здоровье;
Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС НОО и авторской программой по предмету.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Павлова М. А., Серякина А. В., Гусева Е. В. Рабочая тетрадь для учащихся 3кл. (Серия «Основы здорового образа жизни»). Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2013.- 48 с.

Технические средства обучения

  1. Компьютер.

  2. Мультимедийный проектор.

  3. Интерактивная доска.


Электронно-программное обеспечение: Рабочая программа по основам здорового образа жизни для 3 класса по УМК ПерспективаКомпакт-диск «Уроки осторожности. Основы безопасности для малышей.» Обучающая программа для детей 7-10 лет.

  • электронные библиотеки по окружающему миру, электронные энциклопедии, DVD-фильмы о природе
  • специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы);
  • презентации по ОЗОЖ.

Интернет-ресурсы.
  1. Детские электронные презентации и клипы. - Режим доступа: viki.rdf.ru/item/958/download
  2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: school-collection.edu.ru
  3. Газета «1 сентября». - Режим доступа :festival.lseptember.ru
  4. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. - Режим доступа :http//uroki.ru
  5. Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа :nachalka.info/about/193
  6. Сообщество взаимопомощи учителей Pedsovet.su. - Режим доступа: pedsovet.su
  7. Справочно-информационный интернет-портал - Режим доступа: gramota.ru
  8. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа:km.ru/ed
  9. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа :nsc. 1 september.ru/urok

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Безруких М. М., Филиппова Т. А. «Разговор о правильном питании». Рабочая тетрадь для школьников. Nestle программа о правильном питании, М., ОЛМА - ПРЕСС, 2006 г. 2. Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. «Разговор о правильном питании». Методическое пособие для учителя, М., ОЛМА - ПРЕСС, 2001 г. Данное пособие может использоваться в качестве дополнительного пособия к урокам по «Окружающему миру» в 1-м и 2-м классах четырехлетней начальной школы. 3. Дереклееева Н. И.. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. - Москва «ВАКО», 2007год. 4. Ковалько В. И.. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу. Москва «ВАКО», 2006 год. 5. Ковалько В. И. Поурочные разработки по физкультуре: 3 класс. - Москва «ВАКО», 2006 год. 6. Методические рекомендации для учителей начальных классов. Иванов О. А., Павлова М. А. «Образование в области здоровья. Основы здорового образа жизни», в 2-х ч. Саратов, 2003 г. 7. Методическое сопровождение здоровьесберегающих технологий в школе / Павлова М. А.,Гришанова О. С., Серякина А. В. - Министерство образования Саратовской области, ГОУ ДПО «СарИПКиПРО» - Саратов, 2009, 128 с. 8. Обухова Л. А.. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. Москва «ВАКО», 2009 год. 9. Основы здорового образа жизни: Региональная образовательная программа - Саратов, Добродея, 2008.- 34 с. Барыльник Ю. Б., Дмитриева Н. В., Елисеев Ю. Ю., Клещина Ю. В., Михайлина М. Ю., Остроумов И. Г., Орлов М. И., Павлова М. А., Петрова С. В., Рахманова Г. Ю., Свинарев М. Ю., Скуфина О. А., Текучева Е. Н. 10. Смирнов А. Т., Мишин Б. И., Ижевский П. В. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. /Под общей редакцией А. Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2002. 11. Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника: пособие для учителя/ под ред. В. Н. Кардашенко. - М.: Просвещение, 1986. 12. Ляхович А. Здоровье в общеобразовательной школе: комплексная программа // Здоровье детей. 13. Колесов Д. В., Марш Р. Д. Основы гигиены и санитарии. - М.: Просвещение, 1989. 14. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. Сост. М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова и др. - СПб: « Дельта», 2007. 15. Аржакаева Т. А., Вачков И. В.,Попова А. Х. Психологическая азбука. - Ось - 89, 2005. 16. Романова О. Л. Полезные привычки. Учебное пособие для начальной школы по предупреждению употребления детьми табака и алкоголя. - Полимед, 2012 г. 17. Жабкина Т., Рожнева Ж., Кин Э. О нашей конвенции. - Ростов - на - Дону, 2010.


© 2010-2022