Конспект по литературному чтению на тему В. Ю. Драгунский Он живой и светится 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».

Цели:

- Познакомить учащихся с произведением В.Ю. Драгунского «Он живой и светится».

- Развивать умение работать в группах, совместно создавая характеристику героев, их взаимоотношений;

- Продолжить осмысление понятия «дружба», возможность дружеских отношений между разными людьми.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

Пожелайте мысленно себе удачи и тихо сядьте за парты.

  1. Актуализация опорных знаний. Тема и цели урока



  1. - Прочитайте имя автора, с произведением которого мы будем работать сегодня на уроке.

Слайд №1

Виктор Юзефович Драгунский.

- В ноябре этого года ему исполняется 100 лет со дня рождения.


Виктор Юзефович Драгунский прожил недолгую, но очень интересную жизнь. Рано потерял отца, поэтому в 16 лет ему уже пришлось работать. Он был и рабочим, и лодочником. Мать работала машинисткой, поэтому денег постоянно не хватало. Увидев объявление о наборе в литературно-театральную мастерскую, Драгунский поступил туда и стал актером. Кроме того, он начал писать для театра сценарии. Так началась его литературная жизнь, хотя заслуженную славу принесли ему "Денискины рассказы". Эта книга сразу полюбилась маленьким читателям. Повествование ведется от лица ребенка. В рассказах он изобразил своего сына и отчасти себя самого.

- Узнайте животное, о котором идёт речь в одном из рассказов Драгунского:

То погаснет, то зажжется

Ночью в роще огонек.

Угадай, как он зовется?

Золотистый... (светлячок).

Речевая разминка (слайд №2)

- Прочитайте загадку шепотом.

- Прочитайте громко.

- Прочитайте загадку скороговоркой.

- Прочитайте выразительно.

- Что вы знаете о светлячках?(слайд №3) Светлячки, или светляки, - представители отдельного семейства в отряде жуков. Распространены они по всему свету. Размеры разных видов светлячков составляют от 4 до 20 мм. У самцов этих жуков крепкие крылья. А вот самки светлячков обычно бескрылы, мягкотелы и своим внешним видом напоминают личинок. Все виды светляков обладают способностью испускать в темноте мягкий свет. Их орган свечения располагается на конце брюшка.


  1. - О светлячке шла речь в рассказе, который вы читали дома. Как называется этот рассказ?

( «Он живой и светится»).

- Ребята, работая над этим текстом, мы будем учиться давать характеристику героям, определим главную мысль рассказа

III. Работа над новым произведением. -На основе сюжетов рассказов Виктора Драгунского в своё время были созданы детские художественные фильмы, главным героем которых является Дениска Кораблёв.

- Мы сегодня посмотрим фрагмент из фильма Просмотр фильма

- Кто является главными действующими лицами рассказа? (Дениска и Мишка) -Ребята, когда вы читали рассказ и смотрели фрагмент, какие слова для вас оказались непонятными? Дети называют слова.
- В рассказе встречаются и следующие слова: брынза, Гватемала. Барбадос, добрость. Значение, каких слов можете объяснить? Учитель даёт толкование словам, которые остались не разобранными. брынза - соленый сыр из овечьего молока Гватемала - название государства в Центральной Америке и название города, столицы Гватемалы Барбадос - название государства в Восточной Индии, название острова - А сейчас вам предстоит групповая работа. По своим рядам пройдите к конторкам. Вы видите листочек с вопросами в тестовой форме. Работая вместе дружно, советуясь, вспомните содержание рассказа и выберите правильные ответы на вопросы. Правильный вариант ответа отметьте плюсом. Карточка с вопросами.

  1. О чём думал мальчик, когда ждал маму?
А) где мама могла задержаться Б) чем ему заняться В) куда пропал его друг
  1. О чём стал просить пришедший во двор друг Мишка у Дениски?
А) дать повозить самосвал по двору Б) дать самосвал домой В) дать немного поиграть
  1. Почему Дениска отказал другу?
А) это была самая любимая игрушка Б) мама не разрешала давать свои игрушки В) это был подарок папы
  1. Как Мишка всё-таки получил самосвал?
А) отобрал Б) выменял В) уговорил Проверка проводится коллективно. IV. Анализ произведения. -Ребята, сейчас мы продолжим работу с текстом. -На сколько частей можно разделить этот рассказ. «Ожидание мамы"). "Новая игрушка Дениски» "Живое чудо" "Лучше любого самосвала на свете", мама с Дениской
I часть(чтение учащимися)

- Как чувствовал себя Дениска и как относился к тому, что мама опаздывала?

(скучал и очень переживал, было тоскливо и неуютно и страшно. Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо. Он упрекает маму, что она так долго не приходит)

- А какое чувство испытывали вы, когда читали эту часть? (грусть, жалость, сочувствие)

- Каким показывает автор Дениску в этой части? Выберите из предложенных характеристик те, которые соответствуют образу Дениски.

(На доске выбирают карточки с чертами характера героя: любящий сын (скучал и переживал за маму), готов прийти маме на помощь (если бы я знал, что моя мама хочет есть:.. я бы моментально к ней побежал)

- Как бы вы озаглавили эту часть? Что в ней главное? ("Ожидание мамы"). II часть. - О чем рассказывается во второй части? (О разговоре двух мальчиков) - О чём они говорили? (Мишка предлагал обменять Денискин самосвал на марку, плавательный круг, но Дениска не соглашался) - А почему? Дениска был жадным? (нет, он не хотел расставаться с папиным подарком; не хотел лишать себя последней радости - ведь ему было очень плохо без мамы) - Какой характеристикой мы можем дополнить образ Дениски? (дорожит подарками - не отдавал подарок папы, терпеливый - долго ждал маму, глядя на ворота) - Найдите предложение, где показана реакция Мишки на отказ Дениса отдать самосвал. (Мишка надулся и отодвинулся от меня) - Подумайте, какие качества характерны для Мишки? (Завистливым, ему понравилась игрушка Дениса и он захотел такую иметь; настырным и бестактным- любым путем хотел завладеть игрушкой, получив отказ, продолжал выпрашивать игрушку, предлагал обмен, да еще показывал свою обиду; невежливым, не говорил вежливое слово "пожалуйста", а получив игрушку, не сказал даже спасибо; нечестным: предлагал за новую игрушку лопнувший круг) - Какую характеристику дал Мишка сам себе? («Знай мою добрость») - Как вы считаете, можно ли назвать Мишку добрым и почему? - Какими словами заканчивается 2-я часть? («… тогда увидишь»)

- Как её можно озаглавить? ("Новая игрушка Дениски")

V.Физминутка для глаз.

3 часть

- О чём говорится в третьей части рассказа? (описание светлячка и реакции Дениски на него)

- Как изменилось мнение Дениски после того, как он увидел светлячка? (он сам предложил Мишке свой самосвал в обмен на светлячка) - Как вы думаете, почему? (Увидел, какой это красивый жучок, поразил его своей красотой - был необычным, похожим на маленькую звездочку; Дениска любил все красивое и преклонялся перед настоящей красотой; жучок был живым, а мальчик любил природу, все живое больше всего, даже больше самосвала) - Найдите в тексте выражения, с помощью которых автор описывает, какие чувства испытывал Дениска, получив подарок? (сказал шёпотом, а я остался со своим светлячком, глядел и не мог наглядеться, не мог ровно дышать, стучит моё сердце, кололо в носу, хотелось плакать, я забыл про всех:) - Каким мы видим здесь Дениску? (Дениска был счастливым, восхищался красотой маленькой звездочки, испытывал восторг от этого, испытывал волнение)

- Как озаглавите эту часть? ("Светлячок", "Встреча со светлячком", "Живое чудо", "Крошечная звездочка в коробке") - Как мама отнеслась к тому, что Дениска обменял самосвал на светлячка? (мама также была в восторге от живого светлячка; она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на светлячка) - Как вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа? (Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты одиночества.)

- Найдите в тексте слова, которыми можно озаглавить эту часть. ("Лучше любого самосвала на свете").

VI. Рефлексия. Подведение итогов.

Читают на слайде: можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями и возможны ли дружеские отношения между ними?

Мнения учащихся. - А возможна ли дружба между такими разными ребятами? Будет ли она продолжаться в дальнейшем? (Нет, потому что у ребят разные интересы: Дениска любил все живое и красивое, а Мишка - дорогие механические игрушки. Да, дружба между ними не только возможна, но и будет продолжаться: ведь ребята остались довольны друг другом, и никто не в обиде.) - Могут ли быть полезны друг другу Дениска и Мишка? (Дениска может научить мишку вежливости, любить природу, животных. А Мишка может увлечь Дениску марками, научить их коллекционировать. Они могут вместе играть с машинками, увлечься техникой. Рядом с Дениской Мишка может стать добрым человеком и воспитанным)

- Вот видите, ребята, вы сами убедились, что дружба между этими ребятами не только невозможна, но и может быть полезной.

VII. Оценка работы класса.

- Я очень довольна вашей работой на уроке. Особенно хочется отметить работу ….



  1. О чём думал мальчик, когда ждал маму?

А) где мама могла задержаться Б) чем ему заняться В) куда пропал его друг
  1. О чём стал просить пришедший во двор друг Мишка у Дениски?

А) дать повозить самосвал по двору Б) дать самосвал домой В) дать немного поиграть
  1. Почему Дениска отказал другу?

А) это была самая любимая игрушка Б) мама не разрешала давать свои игрушки В) это был подарок папы
  1. Как Мишка всё-таки получил самосвал?

А) отобрал Б) выменял В) уговорил





Денис

любящий сын

готов прийти маме на помощь дорожит подарками

терпеливый Миша завистливый настырный невежливый нечестный



© 2010-2022