Мастер-класс Развитие учебной мотивации младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Цель: повысить мотивацию коллег к овладению данной темой.

Задачи: познакомить коллег с приемами, позволяющими формировать положительную мотивацию обучения младших школьников.

Показать конкретные приемы способствующие + мотивации к обучению

Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.

ХОД МАСТЕР-КЛАССА


- Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.

- Поговорим?

- О чём?

- О разном и о прочем.

- О том, что хорошо.

- И хорошо не очень.

- Чего-то знаешь ты.

- А что-то мне известно.

- Поговорим?

- Поговорим. Вдруг будет интересно…


АКТУАЛИЗАЦИЯ МАСТЕР - КЛАССА
За окном зима, а так хочется лета. Пусть эти маленькие бабочки напоминают вам о лете. Выберите одну, которая соответствует вашему настроению, посадите ее на свою ладонь, и посмотрите одну притчу (видео) "Всё в твоих руках". Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым нужным, а главное - успешным
Успешность каждого ребенка зависит не только от его способностей, но и от мотивации. Если нет мотивации, то никакие большие способности не приведут ученика к успеху. Каждый учитель знает, что заинтересовать маленького школьника самой учебной деятельностью трудно, но если интерес есть, то результат будет обязательно. Учитель должен создать такие условия, в которых ребёнок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. Поэтому особенно в младших классах учитель должен сделать всё возможное, чтобы труд детей был радостным, а уроки интересными. Для этого нужно знать и использовать в работе все наиболее эффективные формы и средства мотивации школьников.

Раскрытие темы мастер класса

Развитие учебной мотивации младших школьников


Сейчас, я предлагаю, вам уважаемые коллеги представить себя в роли младших школьников. И приглашаю вас на урок окружающего мира. Коллективные способы обучения позволяют повысить положительную мотивацию к обучению. Наш класс попрошу разделиться на 3 группы, а в этом нам помогут наши бабочки (объединиться попрошу в соответствии с цифр ой на обратной стороне бабочки) Коллективные учебные занятия - это организация общения в паре, группового общения, общения в парах сменного состава. Этот вид работы делает урок более интересным, живым, воспитывает у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизирует мыслительную деятельность, даёт возможность многократно повторить материал, помогает учителю объяснять, закреплять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя. В результате таких коллективных занятий ребята активнее включаются в учебный процесс, работают более увлечённо, обучаются основным жизненным навыкам:

действенное общение

умение слушать

умение разрешать конфликты

умение работать сообща

воспитание самоуважения

укрепление дружбы в классе Повышению мотивации к изучаемой теме способствует прием интригующее начало О чем мы сегодня будем говорить на нашем уроке вам поможет узнать собранный вами пазл Психологи считают, что собирание пазлов способствует развитию у человека таких качеств, как произвольное внимание, восприятие, образное и логическое мышление, учит правильно воспринимать связь между частью и целым, развивает мелкую моторику рук и так далее.

- Что у вас получилось? О чем пойдет разговор?

- Положите пазл со словом экология перед собой, возьмите фломастеры и закрасьте первую букву слова тем цветом, которое выражает состояние экологии в настоящее время. - У многих из вас я увидела темные цвета, что означает печаль, скука, тоска, страх, есть даже красный - предупреждающий об опасности цвет. Думаю, что настало время разобраться в этих причинах экологических проблем и их способах решения средствами различных учебных курсов. -Создание ситуации успеха также позволяет замотивировать учащихся на активную работу во время урока. Во время фронтального опроса целесообразно научить ребят начинать свой ответ словами: «Я знаю, что…». Что вы уже знаете об этой теме? - Подберите слова об этом или на эту тему…. - Вот видите! В вашей памяти это уже храниться! Значит это нужно! (Не правда ли, звучит как открытие!)
Этот приём способствует росту уверенности учеников в своей лингвистической компетенции. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, тоже способствует возникновению интереса к новому материалу.

  • Очень важно не только записать тему на доске, но и вызвать у школьников эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Это можно сделать через признание личности подростка, опираясь на его жизненный опыт.

Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы.

  • «Оратор»

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

  • «Автор»

…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

  • «Фантазёр»

Записана тема урока.

- Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

…………………

- Вот видите, как важно…

  • «Кумир»

Изображение «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?

  • «Профи»

Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы? Игра как эффективный приём, активно воздействующий на формирование положительной мотивации. В начальных классах одним из эффективных приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является творческая игра.

Продолжим работу в группах.

Возьмите конверты с заданиями.

1 группа работает с деформированным текстом и Красной книгой Брянской области.

2 группа - решает экологическую задачу.

3 группа - составляет экологическую сказку.

Отчет групп о выполнении заданий. Использование творческой игры в начальной школе помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение на уровне эмоционального сознания, что способствует развитию познавательного интереса, положительной мотивации.

Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого используются творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, издание книжек.

Отчет групп о выполнении заданий. 1 группа.

  1. Составьте текст из предложений и озаглавьте его.



Они тихонечко раскачиваются на гибкой зеленой ножке.

Словно бусы, серебрятся на стебельке скромные бубенчики - цветочки.

А как чудесен тонкий, нежный аромат ландышей!

В конце мая в лесу расцветают ландыши. Влажные длинные листья скрывают цветы от посторонних глаз.

2. Найдите в Красной книге это растение.

3. Какова причина исчезновения ландышей?

--------------------------------------------------------------------------------------

4. Разработайте план - стратегию сохранения этого растения.

--------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------


2 группа


  1. Решите задачу.

Один человек в день производит 2 кг мусора. Сколько мусора произведет семья из 4 человек за месяц? За 1 год?

За день______________________________________________

За месяц ___________________________________________

За год_______________________________________________


  1. Сколько грузовых машин перевезут этот мусор?


Вид транспорта

Грузоподъемность

Газель тент / фургон

1, 5 т


  1. Большую часть мусора составляют пластиковые изделия. Каковы ваши идеи для «второй» жизни пластиковой тары? Запишите как можно больше вариантов.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







3 группа

  1. Сочините экологическую сказку о проблеме загрязнения воды водоема заводами, фабриками и человеком по мотивам сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Жил Старик со своею Старухой у ……….

Жили уже тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу, а Старуха пряла свою пряжу.

Раз пошёл Старик к озеру.

Закинул он невод в воду - пришёл невод с …………

Он в другой раз закинул свой невод - пришёл невод с ………,

В третий раз закинул он невод - …………………………...

Удивился Старик, испугался:

«Тридцать лет я рыбачил и три года,

………………………………………..

Хотел уж было, Старик

воротиться к своей Старухе,

Да услышал за спиной всплеск слабый.

Вновь закинул Старик в воду невод.

Пришёл невод с одной Рыбкою.

С непростою Рыбкою - ……………..

Как тут взмолится Рыбка!

Голосом молвит человечьим:

……………………………………………………………..

…………………………………………………………….

…………………………………………………………….

……………………………………………………………


  1. Какие меры охраны водоема вы бы предложили?


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ - Предлагаю сложить листочек с заданием вчетверо и положить его в копилку идей. - Как вы думаете, из чего сделана эта копилка? - Один из способов того, как можно использовать использованную пластиковую бутылку в практике педагога. Наш мир разноцветный и хрупкий, как бабочка. Сохранить ее такой прекрасной может только сам человек. Наши поступки по отношению к природе, как частички пазлов складываются каждый день в картину мира. От того какой будет наша планета зависит только от нас. Все находится в наших руках. Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. «Что будет, если…» с 84.учебника Попробуйте сделать « экологический прогноз» .К каким последствиям может привести вмешательство человека в природу? (Просмотр видео «Экологическая корова»)
Применение этого приема приводит к повышению мотивации Важно отметить, что по содержанию мотивация является познавательной, т.е. внутренней. Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения - это система интересных вопросов, творческих заданий и исследовательских проектов, которые ставятся перед учениками. Необходимо широко использовать: ▪ вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия.
Необходимость преодолеть противоречие - самый мощный двигатель мысли. Например, определи и докажи, где какая часть речи:

Мусор лежит поперёк канавы. Мы шли вдоль и поперёк….
(В)пустую комнату; спорить (в)пустую;
подняться (на)верх; прикрепить (на)верх шеста;
работать (по)новому; идти (по)новому шоссе ).


▪ вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить;
▪ вопросы по установлению причинно-следственных связей.

Открытие каждой причины - шаг к более глубокому пониманию.

Активная поисковая деятельность стимулирует собственные примеры обнаружения грамматических закономерностей.
▪ Поисковую умственную активность вызывают задания, которые требуют от школьников исправления логических, фонетических, стилистических и прочих ошибок.

"Анаграммы"

Участники команд получают конверты с текстом.

Я - время года, знают все меня.
Катаются с горы и бабу дружно лепят.
Но слоги переставь во мне -
А нами кожу и глаза, и уши лечат.
(Ответ: зима - мази.)

Я - дерево, расту в тайге,
И в смешанном лесу меня найдешь почти повсюду.
Но слоги переставь во мне -
И воду подавать я буду.
(Ответ: сосна - насос.)

И в озере, и на берегу
От ветра я шумлю и уток прячу.
Но слоги переставь во мне -
И запищу, и попрошу я каши.
(Ответ: камыш - мышка.)

Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь.
Но буквы переставь мои -
И целый лес ты мною валишь.
(Ответ: липа - пила.)

Читайте слева вы меня,
И псом огромным буду я.
Но времени я буду счет,
Когда прочтете вы наоборот.
(Ответ: дог - год.)

Постоянная систематическая работа по обнаружению, исправлению и объяснению ошибок, редактирование текстов - один из действенных методов обучения и развития учащихся.
Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить". Эти слова вполне могут стать девизом тех, кто берется за работу такого рода. Типология проектов очень обширна (исследовательские, прикладные, творческие, информационные проекты и т.д.),

Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.

Все перечисленные приёмы я активно использую в своей работе.

Всё чаще в последнее время в образовательных учреждениях используются информационно- коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ также способствуют развитию мотивации учебной деятельности. Термин "информационно-коммуникационные технологии" является общепризнанным на государственном уровне, о чем говорит его использование в нормативных документах Министерства образования и науки РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ.

Не следует забывать, что поощрение - фактор повышения положительной мотивации к обучению. Положительные эмоции сопутствуют формированию положительного отношения к обучению. Поэтому ребёнок младшего школьного возраста постоянно нуждается в одобрении и признании.

Поощрение можно классифицировать по средствам выражения:

- мимические и пантомимические (аплодисменты товарищей, улыбка, ласковый взгляд учителя, пожатие руки, учитель погладит по голове).

- словесные (Умница! Молодец! Вы сегодня хорошо работали!) И я хочу вам сказать большое спасибо за активное сотрудничнество. Вы меня приятно удивили. Вы сегодня хорошо работали Молодцы!

- материализованные (флажок на парте, значок «Лучший счётчик», благодарность в дневнике, красивая обложка, медаль…)

Самой активной группе!

Самой творческой группе!

Самой дружной группе!

Выбор поощрения зависит от личности самого учащегося, оттого, насколько сформирован у него познавательный интерес, от подготовленности ребёнка к поощрению, от успеваемости детей, от работы учителя в этом направлении. В результате успешного применения поощрения возрастает положительная мотивация к обучению, возрастает познавательная активность, постепенно увеличивается объём работы на уроке как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности, усиливается стремление к творческой активности, ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске.

Один из мудрецов сказал очень важные слова "Скажи мне - я забуду, Покажи мне - я запомню, Вовлеки меня - я пойму". Я попробовала Вас ,уважаемые коллеги, вовлечь, а как у меня получилось, я бы хотела узнать:
Закончи предложение (интервью)

Цель: подведение итогов урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали - т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Содержание: Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…

Заключение

Данное выступление посвящёно одной из актуальных проблем школы - повышению мотивации учения учащихся. В нем я представила педагогические методы и приёмы, способствующие развитию положительной устойчивой мотивации учебной деятельности учащихся начальной школы.

В целом можно сделать следующие основные выводы:

1. Учителю, стремящемуся сформировать положительную устойчивую мотивацию учения школьников необходимо учитывать и опираться в своей деятельности на достижения современной науки.

2. В практике обучения присутствуют как положительные, так и отрицательные факторы, влияющие на мотивацию школьников.

3. Для развития положительной и коррекции негативной мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определённой системе, в комплексе, так как ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли для всех учащихся. То, что для одного учащегося является решающим, для другого им может и не быть.

4. Предложенные педагогические методы и приёмы позволят учителю содержательно решить задачу повышения мотивации школьников .

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI - век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

Помните!!!

"Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет".
Уильям Уорд

© 2010-2022