Сочинение о весне. 3 класс. Программа Школа России

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ход урока

I. Организационный момент и сообщение целей урока

Учитель. Сегодня мы будем писать сочинение о весне с элементами описания. Весна прекрасное время года! Издавна в народе называли весну красной, в песнях звали её прийти поскорей с радостью и милостью, с обильным хлебом. О пробуждении природы весной, об её обновлении писали русские поэты. Дома вы готовили произведения, посвященные весне, зачитайте.

Дети читают стихотворения. Звучит музыка П.Чайковского «Времена года».

А.К. Толстой
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливых ждёт;
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поёт.

Ф. Тютчев
Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну прослышала она
И ей невольно улыбнулась.

Я. Аким
Долго шла весна тайком
От ветров и стужи,
А сегодня - прямиком
Шлёпает по лужам.
Гонит талые снега
С гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга,
Бархатом зелёным!

II. Работа по теме урока

У. По каким признакам можно узнать, что наступила весна?

Д. Сильнее пригревает солнце, тает снег, появляются проталинки, происходят изменения на реке, в лесу, в поле, прилетают птицы, появляются весенние цветы, набухают почки на деревьях.

У. Назовите, какое явление природы описано в отрывке:

Льдины прыгают, кружатся,
Друг на друга громоздятся,
Друг за другом вдоль спешат,
И грохочут, и трещат.

Д. Ледоход.

У. Где можно наблюдать ледоход? Почему это явление так называется?

Д. На реке. Лёд начинает свой ход по реке.

У. Составьте предложение с этим словом.

Д. На реках начался ледоход.
С приходом весны на реках начался ледоход.

У. Объясните смысл следующих строк: «Весна, весна! И всё ей радо…»

Д. Весне радуется всё живое: животные, птицы, цветы, деревья. Весна это время встреч. Птицы возвращаются из жарких стран.

У. Отгадайте загадки:

Нос у него белый,
Сам он чёрный,
Очень проворный.
Друг садов и полей,
Поедает червей. (Грач)

Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет. (Скворец)

В синем небе голосок,
Будто крохотный звонок. (Жаворонок)

Прилетел к нам, наконец
Лучший наш певец.
Дни и ночи на пролёт
Он поёт. (Соловей)

Д. Грач, скворец, жаворонок, соловей.

У. Как можно назвать этих птиц?

Д. Это перелётные птицы, весной они возвращаются из тёплых стран.

У. Прослушайте голоса птиц. Что вы почувствовали? Составьте предложения с этими словами.

Д. С далёких стран летят перелётные птицы.
Прилетели к своим скворечникам скворцы.
С юга к нам вернулись наши пернатые друзья.
В лесу слышны трели птиц.

У. Как люди встречают птиц весной?

Д. Ребята делают скворечники.

У. Весна - красивое время года. Ей посвящали свои произведения писатели, поэты, художники, композиторы. Да весна и сама художник! Как украсила весна чёрную оттаявшую землю?

Д. Травой и цветами - первоцветами.

У. Назовите эти цветы.

Д. Подснежники, медуница, мать-и-мачеха, горицвет, гусиный лук, ландыш.

Учитель на доску вывешивает картинки с изображением этих цветов.

У. Послушайте стихотворение

Цветут подснежники,
Цветут подснежники,
Такие свежие,
Такие нежные.
Трава сухая,
Сухой валежник…
Но, всё меняя,
Цветёт подснежник!
Он первый вестник
Тепла и света,
Весны ровесник,
Весны примета.

У. Как вы понимаете слова «первый вестник», «весны ровесник», «весны примета»?

Д. Первым появляется, одновременно с приходом весны.

У. Почему у этого цветка такое название.

Дети работают с этимологическим словарём.

Подснежник - вырастает на проталинках сразу, как только сойдут большие снега, т. е. из под снега.

У. Какие прилагательные можно добавить, что бы показать красоту подснежника.

Д. Голубенький, чистый, нежный, хрупкий.

У. Составьте предложение с этим словом.

Д. Расцвели нежные подснежники.

У. Следующий весенний цветок - мать-и-мачеха. Дайте объяснение, почему у этого цветка такое название?

Дети работают с этимологическим словарём.

Мать-и-мачеха - название народное. У листьев этого растения есть заметная особенность: одна их сторона мягкая, бархатистая, тёплая - это мать, а другая - скользкая и прохладная - это мачеха.

У. Опишите цветы этого растения. На что они похожи?

Д. На жёлтые или золотые корзиночки.

У. Медуница, сон-трава, ветреница, хохлатка, горицвет, гусиный лук, ландыш. Все эти первоцветы очень любят свет, и поэтому спешат появиться, пока не развились высокие лесные и луговые травы и не распустились листья на деревьях. Однако люди порой бывают, жестоки, рвут охапками эти цветы. Многие из первоцветов стали редкими в наших лесах и взяты под охрану.

У. Составьте предложение с этими словами так, чтобы в нём были однородные члены предложения.

Д. В лесу появились первоцветы: подснежники, мать-и-мачеха, медуница.

У. После первоцветов оживает весь лес, пробуждаются от зимнего сна деревья. Подберите словосочетания, характеризующие весеннюю природу, лес.

На доске записываются словосочетания: природа пробуждается, нежный наряд, зелёная дымка.

У. Составьте предложения, используя эти словосочетания.

Д. Весною природа пробуждается от зимнего сна.
Деревья надели нежный наряд.
Зелёная дымка окутала лес.

У. О каком времени года мы с вами говорили?

Д. О весне.

У. Придумайте название нашему сочинению.

Д. Весна. Здравствуй, весна! Природа весной.

III. Составление плана предстоящего сочинения

У. Из каких частей должно состоять сочинение?

Д.

  1. Вступление.

  2. Основная часть.

  3. Заключение.

IV. План

У. При обсуждении темы у нас получился план.

  • Солнце согревает землю

  • Изменения на реке, в леcу.

  • Прилёт птиц.

  • Первоцветы.

  • Моё отношение к этому времени года.

V. Словарно-орфографическая работа

На доске записаны слова: со…нце, л…д…ход, скв...рец, грач(ь), с…вей, жав…нок, перв…цветы, п…дсне…ник, мать-и-мачеха, в…сна.

Дети объясняют правописание.

VI. Самостоятельная работа учащихся

У. Ребята, вспомните то, о чём мы говорили и, следуя плану, составьте свой полный, связный рассказ о весне.

VII. Проверка сочинений по памятке

VIII. Чтение готовых сочинений

Учащиеся по желанию читают готовые сочинения.

Примерное сочинение

Здравствуй, весна!
Пришла долгожданная весна. Ярче светит солнце. Тает серый снег. Бегут звонкие ручьи. На реках начался ледоход.
С юга вернулись наши пернатые друзья: грачи, скворцы, жаворонки, соловьи. Ребята повесили на деревьях скворечники.
В лесу расцвели нежные подснежники. Показалась из земли с золотыми корзиночками мать-и-мачеха. Все весело встречают весну.
Люблю весну за её красоту, нежную прелесть, за то, что она дарит нам столько радости!

IX. Итог урока

Рефлексия:

Задание «Продолжи предложение»

  1. На уроке я:

    • Узнал…;

    • Понял…;

    • Научился…

  2. Лучше всего на уроке у меня получалось…

  3. Основные трудности были…

  4. У меня произошли изменения:

    • В знаниях по предмету;

    • В моих творческих способностях.

Памятка 1.

  1. Соответствует ли содержание текста теме?

  2. Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная мысль?

  3. Нет ли в тексте лишних факторов, предложений, слов?

  4. Логично ли построен текст, не надо ли что-то переставить?

  5. Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние предложения? Выделены ли части текста красной строкой?

  6. Те ли слова отобраны для раскрытия темы? Правильно ли построены предложения?

  7. Интересно и понятно ли все изложение слушателю?

Памятка 2.

  1. Проверь, не пропустил ли ты буквы.

  2. Правильно ли написал безударные гласные?

  3. Проверь слова с парными, непроизносимыми согласными.

  4. Проверь знаки препинания в предложениях с однородными членами.

  5. Не уверен - спроси учителя.



© 2010-2022