Парламентский урок Где рождаются законы?

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Парламентский урок для учащихся 1-4 классов
Тема: «Где рождаются законы» Цели и задачи урока:

  1. Формировать у учащихся представления о том, что значит быть гражданином; о главе государства, парламенте и его работе.
  2. Закладывать основы политической культуры: осмысленно и грамотно относиться к деятельности государства, общественных организаций.
  3. Формировать навыки, умения работы с дополнительными источниками, работы в группах.
  4. Развивать творческий потенциал школьников.
Оборудование:
  • Электронные презентации.
  • Виртуальная экскурсия по Государственному Совету Республики Татарстан.
  • Диск «Где рождаются законы»
План урока. 1. Приветственное слово председателя Государственного Совета РТ Мухаметшина Ф.Х. (Диск) 2. Виртуальная экскурсия по Госсовету РТ. (диск) 3. Знакомство с символикой нашей Родины. (презентация №1) 4. Знакомство с « Конвенцией о правах ребенка» (презентация №2) 5. Сказочная викторина по правам детей.(презентация №2). 6. Прослушивание Гимна России и Гимна Республики Татарстан (диск) Ход урока.
  1. Приветственное слово председателя Государственного Совета РТ Мухаметшина Ф.Х.
  2. Виртуальная экскурсия по Госсовету РТ.
- Сейчас вместе с мальчиком мы совершим виртуальную экскурсию по Государственному Совету Республики Татарстан. Мы узнаем, где рождаются законы и как они внедряются в нашу жизнь. - Итак, слушаем внимательно! - Где рождаются законы? - Кто их принимает? III. Знакомство с символикой нашей Родины. - Как называется наша Родина? (Россия) - Как называется республика, в которой мы живем? (Республика Татарстан) - Как называется наш район? (Новошешминский район) У каждой страны есть свои символы, которые отличают её от другой страны. Такие символы есть и у нашей страны, республики и района. К символам относятся Флаг, Герб и Гимн. (Презентация №1) Начнем знакомство с символов Российской Федерации. (слайды № 2,3,4,5) 2 слайд: Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтальных равновеликих полос:
  • верхней - белого,
  • средней - синего ,
  • нижней - красного цветов.
3 слайд: Цветам российского флага приписывается множество символических значений. В настоящее время не существует официального толкования цветов Государственно флага
Российской Федерации.
  • синий цвет - верность, честность, безупречность и целомудрие;
  • красный цвет - мужество, смелость,
  • любовь;
  • белый цвет - благородство и откровенность;
4 слайд: Герб РФ представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом - три исторические короны Петра Великого; в лапах орла - скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьем дракона. 5 слайд: Гимн - это главная песня страны. Гимн России написал известный детский поэт Сергей Владимирович Михалков. Гимн слушают стоя и не разговаривают во время его прослушивания. 6 слайд: Государственный флаг Республики Татарстан пpедставляет собой пpямоугольное полотнище с гоpизонтальными полосами зеленого, белого и кpасного цветов.
Цвета Государственного флага Республики Татарстан означают:
  • зеленый - зелень весны, возрождение;
  • белый - цвет чистоты;
  • красный - зрелость, энергия, сила, жизнь.
7 слайд: Герб Республики Татарстан выполнен в цветах флага Татарстана; имеет круглую форму. Центральный образ герба - крылатый барс - в древности божество плодородия, покровитель детей. В гербе Республики Татарстан барс - покровитель граждан республики и ее народа. Три золотых круга охватывают герб на трех уровнях. Они выражают идею единства, бесконечности и высшего совершенства. Символические значения цветов:
  • золотой цвет - изящество, красота, богатство земли Татарстана;

    зеленый цвет - зелень весны, возрождение Татарстана;

    белый цвет - чистота помыслов граждан Татарстана;

    красный цвет - зрелость, энергия, сила, жизнь, жизнеспособность Татарстана;

    Герб Республики Татарстан утверждает такие общечеловеческие, нравственные ценности, как добро, справедливость, благополучие граждан, дружба между народами, мир и прогресс.

8 слайд: Обоснование символики герба Новошешминского муниципального района.
Первое поселение в Новошешминске появилось в 1610 году. Здесь же для защиты Закамья от кочевых народов в 1652 году была построена военная крепость, вокруг которой со временем появлялись слободы (Петропавловская, Екатерининская, Черёмуховая и др.). Население этих слобод составляли служилые люди, не только обрабатывающие землю, но и стоявшие на охране государственной границы. В последствии они составили особое сословие "пахотных солдат". Этот период в истории Новошешминского района отражен в гербе крепостной стеной и мечом. Дополняет воинскую символику района изображение щуки - символа осторожности, бдительности и охраны.
Также щука напоминает о богатстве реки Шешмы и озер (голубое поле) располагающихся на территории района, позволивших жителям активно заниматься рыбным промыслом.
Символические значения цветов:
  • Серебро - символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания.
    Красный цвет - символ мужества, силы, труда, красоты.
    Синий, голубой цвет - символ чести, благородства, духовности
- Какие символы вы запомнили? - Для чего любой стране нужны символы? - Какие основные цвета используются в символах России, Республики Татарстан и Новошешминского района? Что они обозначают? IV. Знакомство с «Конвенцией о правах ребенка» (Презентация №2) - Скажите, а кто прежде всего проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья - важная часть общества. (слайд №2) Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций). Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибли более 50 миллионов людей, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война - самый худший способ решения споров и проблем. Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что третья мировая война уничтожит все человечество. Чтобы предотвратить эту глобальную катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию - ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире.(слайд №3) Однако не всегда люди помнят уроки истории. По-прежнему, где-то происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления, аварии. От них, а также в результате стихийных бедствий, голода и эпидемий страдают дети. Да и в мирной жизни они нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. У них есть свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены. 20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательство заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.( слайд №4) Давайте выясним, что обозначают слова Конвенция, Декларация, права ребенка. Посмотрим, что об этом говорят словари. Конвенция - договор, соглашение между государствами по какому-нибудь специальному, техническому вопросу. Декларация определяет базовые права человека. Права человека - это совокупность правил, которые присущи природе человека и без которых он не может существовать. - Для чего нужно знать права человека? Чем больше людей будут знать о правах человека и стараться жить по принципам, которые содержат в себе эти права, тем больше вероятности, что права и правда будут соблюдаться всеми людьми во всем мире! Давайте познакомимся с некоторыми основными правами ребёнка. Статья 6. Конвенция признает «неотъемлемое право каждого ребенка на жизнь».( слайд №5) Статья7 «Ребенок с момента рождения имеет право на имя, право знать своих родителей и право на их заботу». (слайд №6) Статьи 13, 14 «Признают права ребенка на свободу». (слайд №7) Статья 16 «Право на неприкосновенность жилища». (слайд №8) В статье 28 признаются «права ребенка на образование». (слайд №9) Статья 13 « Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение ». Статья 14 «Право на свободу мысли». ( слайд №10) Из статьи 32,36 Конвенции. «Ребенок имеет право на защиту от экономической и любой другой эксплуатации, уважение его человеческого достоинства» (слайд №11) Статья 31 «За ребенком также признается право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством». (слайд №12) В конвенции признается «право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка)».( слайд №13) Статья 24 «Признает право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения, средствами лечения болезней и восстановления здоровья». (слайд №14) Статья 16 «Право на личную жизнь и тайну переписки» (слайд №15) Обобщение о правах человека (слайд №16)

V. Викторина «Занимательное правоведение». Можно разделить детей на команды. (Презентация №2) - Кто любит читать и слушать сказки? Конечно, все: и взрослые, и дети. - А сейчас позовем на помощь сказки. С их помощью ответим на такие вопросы. - Кого чаще всего обижают в сказках? - Кто защитник? - Какие права героев нарушаются? Итак, викторина! Думайте и отвечайте! 1.- О каких правах идёт речь в «Сказке о попе и работнике его Балде»( слайд №17) «Буду служить тебе славно, усердно и очень исправно…» (право на труд) 2. «Добрый доктор Айболит, Он под деревом сидит, Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок, и паучок, И медведица…» (слайд №18) - Какими правами воспользовались герои этого отрывка? ( право на охрану здоровья, оказание медицинской помощи) 3. Чебурашка, крокодил Гена и старуха Шапокляк воспользовались правами… (слайд №19) ( На свободное перемещение по стране и правом на отдых) 4. Гарри Поттер потерял родителей в раннем детстве. Но зато со школой ему повезло. Каким правом воспользовался герой? (слайд №20) (право на выбор образовательного учреждения и получения образования) 5. Злая мачеха лишила царевну права на … (слайд №21) (На жизнь) 6. Лиса Алиса и кот Базилио пытаются украсть золотые, полученные Буратино от синьора Карабаса, тем самым посягая на его права … (слайд № 22) ( владениия личным имуществом) 7. Вспомните сказку А. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Там есть такие слова: «В бочку с сыном посадили, Засмолили, покатили И пустили в Окиян - Так велел де царь Салтан.» (слайд № 23) - А на самом деле кто так жестоко обошелся с новорожденным и его мамой? Какое право было нарушено? ( право на свободу) 8. В русской народной сказке «Царевна лягушка» Иван-царевич сжег лягушечью кожу.( слайд № 24) - Какое право нарушил Иван и как он за это поплатился? ( право на личную тайну) 9. Кто в сказке Г.Х. Андерсена «Голый король» не побоялся сказать королю правду? (слайд №25) -Каким правом он воспользовался? ( право свободно выражать свои мысли) 10. Вам всем известна сказка про Маугли. Как вы думаете, является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? (Согласно Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст. 1.) 11.Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животным? (Каждый ребенок, даже в чем-то неполноценный, должен жить в условиях, не унижающих его достоинство. Ст. 23.) (Слайды №26,27,28) - Какой вывод можно сделать? - Изобретение самолета подсказал сказочный ковер - самолет. А сказки подсказали необходимость принятия Конвенции о Правах Ребенка. Но у ребенка как и у взрослого человека есть не только права, но и обязанности. Давайте познакомимся с ними. (Слайд № 29.)
  1. Слушаться родителей и лиц, их заменяющих;
  2. Соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах;
  3. Получить образование, соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения;
  4. С 14 лет выполнять трудовые поручения в соответствии с условиями контракта, правилами трудового распорядка и трудовым законодательством;
  5. С 17 лет встать на воинский учёт.
За невыполнение каких либо обязательств или нарушение прав другого человека дети тоже несут ответственность. (Слайд №30) За совершение общественно опасных действий, бродяжничество, уклонение от учёбы, пьянство; с 11 лет может быть помещён в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков в случае систематического нарушения правил общественного поведения или совершения общественно опасных действий; может быть исключён из школы за грубые неоднократные нарушения устава школы; с 14 лет на подростке лежит ответственность за нарушение трудовой дисциплины, уголовная ответственность за отдельные виды преступлений; возмещение причинённого вреда; с 16 лет за совершение всех видов преступлений. Игра «Вопрос-ответ» (Слайд №31)
  • Нецензурная брань ученика в школе - это издержки воспитания или противоправное действие?
  • Противоправное действие, мелкое хулиганство.
  • Может ли быть привлечён к уголовной ответственности 14-летний подросток, вымогавший деньги у одноклассников?
  • УК, статья 20.
  • Можно ли расценивать как шалость заведомо ложное сообщение о готовившемся взрыве в школе?
  • УК, статья 20.
  • До какого возраста человек считается ребёнком?
  • До 18 лет.
- Ну а сейчас подведем итоги нашей работы.
  • С каким важным документом вы познакомились?
Конвенция о правах ребёнка
  • Какой организацией он был принят?
ООН
  • Когда отмечается Всемирный день прав ребёнка?
20 ноября
  • Кто призван обеспечивать соблюдение прав ребёнка?
Государство, родители, сами дети
  • Каким вы правом пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?
Правом на образование. VI. Прослушивание Гимна Российской Федерации и Гимна Республики Татарстан. Стоя слушаем Гимны.







© 2010-2022