• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Доклад на МО начальных классов «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников – ключ к повышению грамотности учащихся основе формирования этимологических представлений»

Доклад на МО начальных классов «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников – ключ к повышению грамотности учащихся основе формирования этимологических представлений»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на МО начальных классов «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников – ключ к повышению грамотности учащихся основе формирования этимологических представлений»Доклад на МО начальных классов «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников – ключ к повышению грамотности учащихся основе формирования этимологических представлений»Доклад на МО начальных классов «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников – ключ к повышению грамотности учащихся основе формирования этимологических представлений»Доклад на МО начальных классов «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников – ключ к повышению грамотности учащихся основе формирования этимологических представлений»Доклад на МО начальных классов «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников – ключ к повышению грамотности учащихся основе формирования этимологических представлений»Доклад на МО начальных классов



«Проектно-исследовательская деятельность младших школьников - ключ к повышению грамотности учащихся основе формирования этимологических представлений»













Подготовила учитель начальных классов

Уманец Анна Ивановна












2015-2016 учебный год





Орфографическая грамотность - это основная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Основы правописания закладываются в начальных классах. Здесь, на самых ранних ступенях обучения, есть своя специфика, которая определяется возрастом детей. Особо значимое место эта проблема занимает в трудах К.Д. Ушинского, Н.А. Корфа, Д.И.Тихомирова, В.А.Флерова, а также методистов и психологов - М.В.Ушакова, Л.К.Назаровой, Н.С. Рождественского, Д.Н.Богоявленского. Методика обучения правописанию в начальной школе должна опираться не только на правила, но и на всю систему языкового развития: на усвоение языкового строя русского языка и его графики; на развитие собственной речи, умение выразить свою мысль; на понимание состава слова, словообразования, т.е. на грамматику. Анализируя детские письменные работы, мы пришли к выводу, что учащиеся начальных классов допускают много ошибок на непроверяемые безударные гласные в корне слова. Непроверяемое написание - самый трудный раздел методики обучения орфографии. В начальных классах такие слова обычно заучиваются без какого-либо объяснения, что, конечно, не может не наносить ущерба формированию у детей понятия «орфографическая система». Совершенно очевидно, что ученика может скорее заинтересовать в слове не форма, а содержание. Интересное сообщение о содержании понятия становится одновременно средством усвоения орфографии, так как интерес пробуждает внимание, усиливает познавательную деятельность учащихся. Большинство написаний, относимых к числу непроверяемых на самом деле может быть проверено на основе языка-источника, на основе знания этимологии и исторических изменений в фонетике русского языка: мешок - от мех; столица - от стол; корова, мороз - содержат полногласие -оро-, в котором не бывает буквы А. Поэтому мы решили провести исследовательскую работу, направленную на правописание словарных слов на основе этимологического анализа. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения, проявлять исследовательскую, поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения. Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей - исследователи. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. Здесь самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. Проектно-исследовательская деятельность учащихся - одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей. Подготовка ребёнка к проектно - исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становиться важнейшей задачей современного образования. Это важно и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступают исследовательские методы обучения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Уже в начальной школе учитель встречает таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в процессе наблюдений, опытов, экспериментов. Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Современной школе потребовались такие методы обучения, которые формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; развивают общие учебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; формируют не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; реализуют принцип связи обучения с жизнью. Актуальность данной темы обусловлена тем, что происходит сближение содержания методической системы работы с требованиями жизни, а обязательным условием решения данной задачи является организация проектно-исследовательской деятельности в рамках ФГОС.

Поэтому тема: «Проектно - исследовательская деятельность младших школьников - ключ к повышению грамотности учащихся основе формирования этимологических представлений» необходима для исследования. Цель исследования: - используя проектно-исследовательскую деятельность, определить эффективность применения этимологического анализа слова как средство повышения грамотности учащихся начальных классов. - пропедевтика научно-исследовательской деятельности младших школьников; Задачи: - развивать навыки научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике; - развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, обучать методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчета и доклада. - воспитывать интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплины . Объект исследования: учебно-познавательная деятельность школьников на уроке русского языка Предметом исследования является методическая система по воспитанию интереса у младших школьников к русскому языку и повышению грамотности учащихся на основе этимологического анализа слова. Гипотеза была сформулирована следующим образом: проектная деятельность повысит грамотность младших школьников, будет способствовать формированию интереса к русскому языку, если проводить исследование непроверяемых слов на основе этимологического анализа. Характер темы и задачи, постановленные в выпускной квалификационной работе, определили выбор методов исследования:

  1. Анализ психолого-педагогической, методической и лингвистической литературы по теме выпускной квалификационной работы.
  2. Анализ программ и учебников русского языка.
  3. Систематические наблюдения за учащимися в реальном учебном процессе.
  4. Эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
База исследования: 3 класс МКОУ «Краснянская СОШ» Проектно-исследовательская деятельность младших школьников

Этапы работы над проектом.

  1. Назвали проект «Этимологию знать - грамотно писать!»
  2. Определить состав группы.
  3. Выбрать старшего (в зависимости от подготовленности группы назначается учителем или определяется по жеребьёвке).
  4. Распределить обязанности
  5. Выяснить, с какой целью каждый участник проекта будет выполнять задание;
  6. Каждый участник продумывает, каким образом он будет выполнять задание, какие материалы будут нужны.
  7. Каждый ученик контролирует себя, следит, как его результаты совпадают с тем, что заранее задумано (индивидуальное дело).
  8. Старший контролирует, как общий результат совпадает с тем, что задумано (общее дело).
  9. Из отдельных результатов получается один большой результат.

Правила совместной работы:

  1. Работать дружно.
  2. Работать по плану (сверять дела с планом).
  3. Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца.
  4. Качественно выполнять работу.
  5. Каждый из членов группы должен уметь защищать как общее дело, так и своё.

Работа в группах

  1. Работа с этимологическими и толковыми словарями.
  2. Работа с литературными источниками.
  3. Составление этимологического словарика.
Включая младших школьников в проект, можно сформировать у них следующие умения: - определить цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель; - выполнять мыслительные операции, входящие в состав проектной деятельности; - проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.

І этап проектно-исследовательской работы. Пути реализации проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Анализ учебника «Русский язык» 3 класс, авт. Л.Я.Желтовская и О.Б.Калинина Мы проанализировали учебник «Русский язык» и отобрали слова, значение и написание которых можно изучать с опорой на этимологию. В результате получился список приблизительно из 170 слов. Нами были взяты 11 слов, которые наиболее часто встречаются в упражнениях учебника и, которых в упражнениях учебника нет.(патиссоны, баклажаны, кабачки, чеснок). ІІ этап проектно-исследовательской работы Констатирующий эксперимент. Цель данного этапа: выявить грамотность учащихся данного класса. Детям был предложен словарный диктант из 11 слов. Этот эксперимент дал быстрый результат и впоследствии позволил провести анализ в соответствии с поставленной целью. Вот этот диктант огурец, помидор, урожай горох, капуста, картофель, морковь, кабачки, баклажаны, патиссоны, чеснок.

Слова

Кол-во уч-ся, допустив. ошибку

1.

огурец 1 или 5%

2.

помидор 1 или 5%

3.

урожай 2 или 11%

4.

горох -

5.

капуста 1 или 5%

6.

картофель 1 или 5%

7.

морковь -

8.

кабачки 11 или 61%

9.

баклажаны 4 или 22%

10.

патиссоны 16 или 88%

11.

чеснок

9 или 50%

Итого:

46 ошибок

Таблица № 1 Таким образом, констатирующий эксперимент показал, что в процессе исследования учащиеся, несмотря на постоянную работу учителя со словарными словами, зачастую допускают ошибки в следующих словах: огурец, помидор, урожай, капуста картофель т.д. В этом мы смогли убедиться, проанализировав ошибки детей, сделанных ими в письменных работах. При проведении словарного диктанта были допущены ошибки у 16 человек, что составляет 88 % Формирующий эксперимент: формировать у детей навыки грамотного письма с помощью проектно-исследовательской деятельности.. Для повышения орфографической грамотности необходима проектно-исследовательская работа, с целью повышения интереса к русскому языку. Проект назвали «Этимологию знать - грамотно писать!». Почему связали наш проект с этимологией? Потому что дети в словах, которые нельзя проверить, допускают много ошибок. Применение исторического комментария убеждает учеников в том, что грамотное письмо тесно связано с наукой о языке и основывается на ее положениях. Ученики видят эту связь воочию, отчего обучение орфографии становится на научную основу. Этимологический анализ - это эффективный прием обогащения словаря младших школьников. Этот прием может служить важным средством объяснения значений непонятных слов, относящихся к природоведческим, общественно-политическим, нравственным и эстетическим понятиям на уроках русского языка и чтения. Термины относятся к числу наиболее трудных для понимания слов, причиной чему служит их абстрактное значение. При конкретности детского мышления очень важно поставить отвлеченное слово на прочный фундамент предметного представления. В процессе работы над проектом учащиеся овладевают умением работать с научно-популярной литературой, анализировать и отбирать необходимый материал, готовить сообщения по определенному вопросу и так далее.



Этапы работы над проектом. 1. Погружение в проект. На первом этапе работы обучающиеся познакомились названием проекта «Это интересно!». В процессе этой работы повторяются и систематизируются уже известные ученикам знания.

  1. Планирование деятельности. Определили направление поиска ответов на поставленные вопросы, разбились на группы, распределили работу между группами и определили сроки. Познакомились с правилами совместной работы.
  2. Осуществление деятельности по решению проблемы. Дети нашли и читали научно-популярную литературу, собирали, систематизировали материал, оформляли его для стендов, устных сообщений.
  3. Оформление результатов. Результаты этой работы регулярно обсуждались в группах. При этом решалось, какой материал и в каком объеме целесообразно предложить вниманию всего класса. Затем каждая группа представляла свое выступление классу. Следует отметить, что на этом этапе возникли и такие вопросы, которые учащиеся не могли поставить заранее. Вновь поставленные вопросы обсуждались и включались в программу работы. Для активизации на данном этапе мы предусмотрели проведение викторин, конкурсов, соревнований, игр и так далее, в процессе которых ученики выполняли различные задания, отгадывали и придумывали загадки, кроссворды и так далее, тем самым, систематизируя, обобщали полученные знания.
5. Презентация результатов. Последний этап посвятили презентации результатов группового творчества, на которую учащиеся пригласили родителей, друзей, учащихся из других классов, учителей и т.д Для этимологического анализа ученики взяли слова, которые, встречаются в упражнениях учебника и обозначают овощи. Вот эти слова: огурец, помидор, горох, капуста, картофель, морковь, кабачки, патиссоны, баклажаны, чеснок. Класс разделился на две группы. Первая группа взяла слова чеснок, баклажаны, огурец, горох, помидоры. Вторая группа - капуста, картофель, морковь, патиссоны, баклажаны. Покажем работу учащихся первой группы.



В группе 9 человек. Дети разделились еще на 3 микрогруппы, в каждой группе по 3 человека. Каждая группа выбрала «свой» овощ, о котором она бы хотела рассказать. Покажем на примере.
  • Работа со словарями.

  • Сообщение о чесноке. Чесночная аптека.

  • Пищевое применение. Хранение чеснока.

  • Русские пословицы, поговорки, загадки о чесноке.

  • Составление этимологического словарика.

Этимологический словарик Помидор. Слово помидор происходит от итальянского помодоро, что означает «золотое яблоко». Томатом это растение назвали перуанские индейцы.

Наши чудо - помидоры
Созревают, но нескоро
И мы будем есть их вволю,
Посыпая крупной солью.
Угощать друзей, подруг
Помидор наш лучший друг!

Помидоров нынче - море.
Детка брось свои конфетки,
Старших, золотце, послушай
И салатов больше кушай.

Много солнышка и света
В них для нас вложило лето.
Позабудь про все «Мивины»
Кушай, детка, витамины!

Наш любимый помидор -
Это просто чудо овощ.
Нам известен с давних пор
Прибавляет всем здоровья.
Он растет в полях на грядках
Красный-красный, кисло-сладкий.
Мы зимой по нем тоскуем,
Ну а осенью смакуем.
Консервируем и солим,
Чтобы после кушать вволю.
Таким образом весь год
Помидор к столу нас ждет!

Любят дети сок томатный
Кисло-сладкий и приятный.
В первых блюдах и в салатах
Мы используем томаты.
Мир реально б обеднел,
Если б помидор не ел.
Наш бы стол скуднее стал,
Если б помидор не знал.
Вот поэтому томаты
Людям дороги ребята.



Польза помидоров

  • Тем, у кого хронические заболевания печени и желчных путей полезно пить томатный сок в разогретом виде. Только для лечебных целей сок лучше закрыть собственноручного приготовления (в магазинном содержится уксус). Причем, чем больше в соке мякоти, тем больше в нем витаминов и прочих полезных веществ.
  • Томатный сок снижает артериальное давление.
  • При ревматизме из рациона желательно исключить мясо и жиры, сократить продукты с высоким содержанием крахмала и увеличить потребление томатов.
  • Неоценимую пользу помидоры приносят и при заболеваниях сердца. 300-400 грамм томатов или стакан томатного сока с мякотью в день, принимаемые регулярно, пополняют необходимый для работы сердца запас калия. Особенно это важно при сердечно-сосудистых заболеваниях, нарушениях сердечного ритма.
  • При избыточной массе тела для похудения можно попробовать смесь соков: томатного, яблочного, тыквенного и лимонного в пропорции 2:4:2:1 Успешно применяется помидор и в косметологии, для приготовления тонизирующих, питательных масках для любого типа кожи

Вред помидоров

  • Прежде всего помидоры это аллергенный продукт, и людям, страдающим пищевой аллергией, либо свести употребление томатов к минимуму, либо не употреблять их в пищу совсем.
  • Противопоказаны помидоры и людям с такими заболеваниями как подагра, артрит, больные почки.
  • Помидоры являются сильным желчегонным средством, поэтому, кто страдает от желчекаменной болезни, не стоит часто употреблять в пищу этот овощ, так как томаты могут погнать камни.
  • При заболеваниях сердца, почек не стоит употреблять в пищу маринованные, консервированные, соленые помидоры, так как это способствует образованию в мочевом пузыре и почках камней.
  • Помидоры не совместимы с хлебом, мясом, рыбой и яйцами. Между приемами этих продуктов и помидорами следует делать перерыв в несколько часов.

Вот он какой многоликий томат! А как вырастить хороший урожай этого удивительного овоща, можно прочитать здесь

Загадки

Растут на грядке зеленые ветки,

А на них - красные детки.

Как на нашей грядке

Выросли загадки -

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют

В огороде вырастаю

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят

Как растут они красиво

И в теплице, и во вне.

Своими сочными плодами

Дарят праздник всей семье

Он нам дарит сок томатный,

Вкусный, нежный, ароматный.

Любит солнышко синьор

Красный спелый ...

Горит на грядке светофор,

И люди ждать согласны,

Пока зелёный ...

Не сделается красным


Блюда из помидоров

Сладкий салат из свежих помидоров и яблок Ингредиенты:
4 свежих помидора, 2 яблока, 1/2 стакана сметаны, 1 ст. ложка майонеза или фруктового пюре, 1 пучок укропа, сахар. Приготовление

Помидоры и освобожденные от сердцевины и кожицы яблоки нарезать, заправить сметаной, смешанной с сахаром (по вкусу) и майонезом.
Все перемешать и, уложив в салатницу, посыпать рубленым укропом.
Можно украсить кружочками яблок.
Примечание. Вместо майонеза к сметане можно добавить фруктовое или ягодное пюре, клубничное например.

Салат из помидоров с брынзой

Ингредиенты:
4 помидора, 2 ст. ложки зелени петрушки, 1/2 стакана натертой брынзы, сметана или растительное масло.

Приготовление

Помидоры нарезать кружочками, зелень петрушки крупно порезать.
Перемешать все с натертой на терке брынзой, заправить сметаной или растительным маслом.

Салат из помидоров, лука, чеснока и орехов

Ингредиенты:
300-400 г помидоров, 1 луковица, 3 ст. ложки подсолнечного масла, 1/2 стакана орехов, чеснок, соль, перец.

Приготовление

Нарезать помидоры и лук, посолить, сильно поперчить и перемешать с измельченными орехами, толченными с чесноком и подсолнечным маслом.
Подать салат охлажденным.

Салат из помидоров с чесноком и томатным соусом

Ингредиенты:
300 г помидоров, 1 луковица, 3 ст. ложки томатного сока, 1 ст. ложка уксуса, 1 ст. ложка растительного масла, 2 зубчика чеснока, соль, сахар, 2 ст. ложки зелени петрушки, молотый перец.

Приготовление

Помидоры нарезать кружочками, лук репчатый - кольцами, перемешать и полить смесью томатного сока, растертого с солью чеснока, растительного масла, уксуса, перца молотого и сахара (по вкусу).
При подаче посыпать мелко нарезанной зеленью петрушки.

Салат из помидоров со свежими кабачками

Ингредиенты:
200 г помидоров, 100 г кабачков, 1 небольшая луковица, 2 сваренных вкрутую яйца, 4 ст. ложки майонеза, по 2 ст. ложки зелени петрушки и укропа.

Приготовление

Вымытые кабачки очистить и крупно настрогать на терке, добавить тонко нарезанные помидоры.
Смешать с мелко нарезанным луком, рубленой зеленью петрушки и укропа, мелко нарезанными белками, посолить.
Яичные желтки растереть с майонезом и полученной массой заправить салат


Около семи тысяч лет назад, на территории современной Испании, люди начали выращивать овощ, удивительный по своим вкусовым и целебным качествам - капусту. Капуста, царица наших садов и огородов. Капуста родом из Средиземноморья, но некоторые ее виды появились в Китае. Когда-то давно на берегах морей произрастала дикая капуста. С течением времени она претерпела разнообразные видоизменения. И теперь в семействе капустных много различных представителей: с необычной внешностью и разными полезными свойствами. У некоторых из них листья, накрывая друг друга, формируют кочан; у других есть круглая головка, похожая на крепкий цветок (цветная капуста). Есть и такие, у которых листья получили рассечённые края (кудрявая лиственная капуста). На сегодняшний день к культурным видам мы относим следующие виды капусты: огородная, китайская, пекинская. Капуста огородная бывает: кочанная (краснокочанная и белокочанная), савойская, цветная, брюссельская, кольраби, листовая. Капусту, как культурное растение, возделывают на всех континентах. В нашей стране - это один из основных продуктов питания. Все виды капусты обладают ценными пищевыми и лечебными свойствами, что обусловлено её химическим составом. Сейчас уже трудно представить наш стол без круглой, крепкой, белощёкой барыни капусты. Капуста - огородный овощ, растущий обычно кочаном, т.е. шаром, состоящим из плотно прилегающих друг к другу крупный широких листьев. Название капуста получила от латинского слова капут - «голова, кочан». Капуста - капут = «голова капусты».

Полезные свойства капусты В капусте содержится существенное количество азотистых веществ, из которых половина - полезные организму легкоусвояемые белки. Вкусовые качества капусте обеспечивают присутствующие в ней углеводы. По содержанию витаминов капуста - просто рекордсмен. Капуста - источник пищевых растительных волокон. Белокочанная капуста - царица садов и огородов. Её возделывание начинается с выращивания рассады. Для того, чтобы получить хороший урожай капусты, необходимо иметь качественную рассаду. Качество рассады и последующий её рост во многом обусловлено температурно-световым режимом. Капуста - влаголюбивое растение.

Загадки

•Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я …/капуста/.

•Сидит баба на грядках,
Сама вся в заплатках.

•Стоит Филат,
На нём сто лат

•Сто одежек и все без застёжек.

Стоит Матрёшка на одной ножке, закутана, запутана.

Стоит Ермошка на одной ножке, на нём сто одёжек не шиты, не кроены, а все в рубцах.

Был ребёнок - не знал пелёнок, стал стариком - сто пелёнок на нём.

Заплата на заплате, а иглы не бывало.

• Не книжка, а с листьями.

Толстовата, форсиста, сорочек надела триста, а нога одна.

Лоскуток на лоскутке - зелёные заплатки,

Очень крепкие бутоны

У зеленой розы.

Красят их и маринуют

В первые морозы. (Капуста)

Пословицы о капусте.

  • Хлеб да капуста лихого не допустят (здоровая пища).
  • Без картошки, хлеба да капусты - какая еда.
  • Не суйся к капусте, пока не припустят.
  • Капусту садить - спине досадить.
  • Для чего и огород городить, коль капусту не садить.
  • Ни один рот без капусты не живёт.
  • Капуста не пуста' - сама летит в уста'.
  • Сентябрь яблоками пропах, а октябрь - капустой.
  • Ешь щи - будет шея бела, голова кудревата.
  • Щи капустою пригожи, а солью вкусны.
  • Капуста любит воду, да хорошую погоду.
  • Капуста кочаны копит.
  • Хорошая капуста в кочан завьётся, а плохая - в листьях сгниёт.

Частушки про капусту

  • Ставьте ушки на макушке, слушайте внимательно,
    Мы капустные частушки споём замечательно.

  • Ходит Катя между гряд, выдирает всё подряд:
    Где капуста, где сорняк - не поймёт она никак.

  • Лето целое старалась, одевалась, одевалась,
    А как осень подошла, все наряды отдала.

  • Я могу капусту квасить, от безделья не грущу.
    Приходите ко мне в гости - всех капустой угощу.

  • Уродилась я на славу - голова бела, кудрява,
    А кто очень любит щи - там меня всегда ищи.

  • Нарядилася Алена в сарафанчик свой зелёный,
    Завила оборки густо. Узнаёшь её? Капуста!

  • Чтобы печка разгоралась, надо жару поддавать,
    Чтоб частушка легче пелась, надо пляской помогать.

Cтихи о капусте

«Огородный долгожитель»

Чуть проклюнулся росток -
И уже как завиток!
Так и будет он стараться -
Всё расти и завиваться,
Пригибать листок к листку,
Как положено вилку,
Не хворать при непогоде,
Даже с холодом дружить,
Потому что в огороде
Дольше всех
Капусте жить (В.Сибирёв)

В огороде, в поле пусто -
Грустно зайцу, очень грустно.
Зайчик лето вспоминает,
Зайчик тихо напевает:
«Ой, какие вкусные
Листики капустные!..»
И все ночи напролёт
Снится зайцу огород.
Там не счесть на грядках
Кочерыжек сладких».
( Г.Васильев)

«Козел Мефодий»

- Кто там бродит в огороде?
- Это я, козел Мефодий.
- По каким таким делам?
- Помогаю сторожам.
Я капусту охраняю,
Каждый лист оберегаю…
- Почему ж капусту вдруг,

А не редьку
И не лук?
Как же так, скажи, Мефодий?!
Ты забыл о них, выходит!
- Ничего я не забыл,
Но на все не хватит сил.
Лук стеречь я не умею,
А от редьки я худею.
А капуста - хороша,
И нужны ей сторожа,
Потому что самый вкусный,
Очень вкусный -
Лист капустный!

( Алексей Крылов)

Жила-была капуста

Жила-была капуста,
Капуста белокочанная,
Капуста белокочанная
Была хвастунья отчаянная.

Капусту такую ещё поищи!
Хозяйка её покрошила в щи.

Одна кочерыжка осталась -
И та сынишке досталась! (Владимир Суслов)

Грустная капуста

Поле убирают, в огороде пусто,
Только за сараем ёжится капуста.
С грядки не увозят вот уж две недели,
Даже от мороза жилки посинели.
Смотрит за ограду хрусткая капуста…
Ни травинки рядом - потому и грустно. ( Каюм Тангрыкулиев)

Капуста

- Обвязала голову, ты не больна, капуста?
Тебе и летом холодно? Закуталась, капуста?
- От солнца я ношу чалму,
Жара мне вовсе ни к чему! ( Василий Катанов)

Кочаны

В огороде кочаны
Вот такой величины
Наливаются.
Дед Мороз надел тулуп,
К кочанам ступ-хруп
Подбирается.
Заморозить их хотел,
Весь от злости побелел,
Ничего не вышло.

Кочаны в ночи лежат
Вроде белых медвежат
И рычат чуть слышно.

( М. Мальцева)

Капуста

Поднялась капуста,
Важно осмотрелась,
Поскорее в кофточки тёплые оделась.
Плащиком зелёным укрывает нос:
- Мне теперь не страшен дождик и мороз!

История огурцов

Огурец - этому слову предшествует греческое «огур» - незрелый. (Огурцы едят зелеными). Возникновением огурца считается время 6000-летней давности, то есть ещё до нашей эры. Родиной огурцов считается территория тропических и субтропических районов Индии, где-то на местах у подножия Гималаев, именно там он растёт в самых естественных условиях. Упоминание огурца в Библии замечено, как об овоще Египта.
Данная культура уже была известна греческому народу, от них она перешла к римлянам, а в период правления Карла Великого распространилась по Средней Европе. Впервые рассказал об огурцах в государстве Московском германский посол Герберштейн в 1528году. Сейчас же огурец распространен повсеместно и обладает множеством сортов и разновидностей.

Диетические качества огурца

Огурцы имеют сложные органические вещества, играющие важную роль в процессе по обмену веществ. Такие вещества помогают в усвоении иных продуктов питания и нормализуют пищеварение. Они повышают аппетит. При помощи свежего огурца можно эффективно повысить кислотность желудочного сока, потому огурец противопоказан при гастритных заболеваниях с высокой кислотностью и при язве. За счёт калия огурцы могут улучшить работу почек и сердца. А в содержании солей, данный овощ уступает лишь чёрной редьке. Имеющиеся соли помогают нейтрализовать кислотные соединения, содержащиеся во множестве пищевых продуктов и нарушающие обменные процессы, а также приводящие к преждевременному старению.
Огурец и хороший источник йода, который легко и безболезненно усваивается организмом. Исследования установили, что люди, которые регулярно едят свежие огурцы, реже подвергаются заболеваниям щитовидки и сосудистой системы.

Медицинское и косметическое применение огурцов

Целебные свойства огурцов упоминаются во многих русских травниках. Огуречный отвар народные целители рекомендуют употреблять вместо воды, а свежую мякоть огурцов использовать в качестве эффективного мочегонного, желчегонного и слабительного средства. Настои и отвары осенней ботвы народная медицина рекомендует употреблять при различных кровотечениях. Наружное применение рекомендовано при ожогах, либо как косметическое средство от угрей, сыпей и некоторых заболеваниях кожи. Свежие огурцы часто применяются в качестве ингредиентов в косметических масках для лица, отбеливающих кожу и делающих её эластичнее. Жирная кожа протирается спиртовой настойкой из огурца.Маринованные, мочёные, солёные и прочие консервированные огурцы лечебными свойствами не обладают.

Интересные факты про огурцы

27 июля празднуется День Огурца в международном масштабе, именно в эту дату в городе Суздаль впервые организовали Праздник Огурца. Иран считает огурец фруктом и подаёт на стол наравне со сладостями. Подмосковный город Луховицы установил памятник «Огурец-кормилец». Белорусский город Шклов 2007году открыл памятник огурцу. А известный город Нежин тоже имеет свой памятник.

Загадки про огурцы

Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой?

Без окон, без дверей
Полна горница людей.

Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки.


На грядке длинный и зеленый,
А в кадке жёлтый и соленый.

Как на грядке под листок
Закатился чурбачок -
Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький.


Развалились в беспорядке на своей перине-грядке
Сто зеленых медвежат, с сосками во рту лежат,
Беспрерывено сок сосут и растут.


Патиссоны



Родина патиссонов, как и всех растений семейства Тыквенные - Южная Америка, где их выращивали еще 5000 лет назад. В Древнем Египте патиссоны и другие тыквы тоже возделывали, но в Европу эти растения попали только после завоевания испанцами Южной Америки. Патиссон культивируется по всему свету, в диком виде растение неизвестно.

Полезные свойства патиссона Благодаря низкой калорийности и высокому содержанию клетчатки патиссоны широко используются в диетическом питании. Они нормализуют обмен веществ, предотвращают заболевания сердечно-сосудистой системы, почек и печени. Патиссоны используются для профилактики и лечения атеросклероза, печени и малокровия. Сок патиссонов выводит из организма излишек солей, улучшает работу кишечника, успокаивает нервную систему. Чеснок

С глубокой древности чеснок выращивали в Индии, куда его завезли арии. Индийцы использовали его в лечебных целях, при этом в пищу, это растение не применяли из-за резкого запаха. Давным-давно на территории горных районов Европы и Азии появился дикий чеснок. Слово «чеснок» имеет славянские корни, буквально - «расщепленный на зубцы«. Это одна из самых древних в мире овощных культур. Её выращивают в разных странах, на всех континентах. В нашей стране чеснок используется повсеместно.

Пищевое применение Благодаря острому вкусу чеснок широко используется во всём мире как приправа. Он является важным элементом многих блюд в различных регионах, например, в Восточной и Южной Азии, на Среднем Востоке и в Северной Африке; чеснок - непременный атрибут средиземноморской кухни. В Корее и Японии головки чеснока квасят при высоких температурах; полученный продукт, называемый «чёрный чеснок», имеет приторно-сладкий вкус; его можно купить в США, Великобритании и Австралии, его стали производить и продавать в России. Стрелки чеснока квасят, солят, маринуют, тушат. Вкусны жареные листья молодого растения. В качестве приправы используют сушёный молотый чеснок. Он бывает различных фракций: хлопья, дроблёный, измолотый в муку. Лечебные свойства чеснока Чесночная кашица издавна используется как горчичники (вытяжной пластырь).

Ее прикладывают к вискам при головной боли.
Для предупреждения и лечения гриппа, растертые зубчики свежего чеснока принимают внутрь как дезинфицирующее и мягчительное средство и одновременно закапывают его сок в нос (по 2-3 капли 3 раза в день). Этот природный антибиотик обладает мощным антибактерицидным действием, укрепляет иммунную систему, повышает сопротивляемость организма ко всем инфекциям. Включив в ежедневный рацион 1-2 зубчика чеснока можно распрощаться с сезонными недомоганиями. Добавляйте чеснок в салаты, супы, соусы, сдабривайте им мясные блюда. Наш организм, например, нуждается в микроэлементе германий, о чем уже упоминалось выше. А содержится он только в одном единственном продукте - чесноке. Германий обеспечивает «крепость пружинных систем» клапанных аппаратов нашего тела. Это обратные клапаны на венах, поднимающие кровь от ног к сердцу и т. д. С каждым сокращением сердца клапан открывается и пропускает кровь только вверх, на одну ступеньку ближе к сердцу. Если в крови гуляют «шлаки», скажем, от корочки поджаренной картошки, зажаренного хлеба, то они, как правило, оседают в «карманах» вен. «Карманы» растягиваются, а клапаны ослабляются. Кровь застаивается, начинается варикозное расширение вен. Употребляя чеснок, мы укрепляем клапанную систему.

Хранение чеснока

1. Если в доме найдется не слишком жаркое, но сухое и защищенное от света место, то чеснок можно сплести в косы, как это делают в деревнях, и подвесить на стену или дверцу шкафчика. Вместо косы подойдут и старые нейлоновые чулки, куда головки засыпают тонким слоем и тоже подвешивают или укладывают на полки. Корни для такого хранения лучше предварительно обжечь в пламени свечи или спички, если, конечно, этот чеснок не планируете весной использовать для посадки в качестве ярового.


2. Небольшое количество чеснока можно поместить в картонную коробку и засыпать обыкновенной поваренной солью крупного помола. Некоторые заменяют соль мукой, но при этом надо, чтобы верхний слой засыпки был не менее 2 см.

3. В домашних условиях чеснок неплохо сохраняется и в деревянных ящиках, наполненных сухими опилками, особенно из дерева хвойных пород. Опилки можно с успехом заменить печной золой, но только в том случае, если печка топилась исключительно дровами.

4. До весны можно сохранить чеснок в небольших мешочках из полотняной, или другой плотной натуральной ткани, наполненных луковой шелухой.
5. Отдельные зубчики чеснока можно хранить в подсолнечном масле. Для этого их очищают от шелухи и помещают в стеклянную банку, немного уплотняют и заливают маслом. Крышка на такой банке должна быть обязательно с отверстиями, иначе чеснок может «задохнуться». В этом виде зубки не только хорошо сохраняются, но и передают маслу приятный чесночный аромат.

.
Загадка для детей про чеснок


1. В земле странна голова, зубчики да борода.
2. Маленький, горький,
Луку брат.

3.Вырастает он в земле,
Убирается к зиме.
Головой на лук похож.
Если только пожуешь
Даже маленькую дольку -
Будет пахнуть долго.

4.Чем-то он на лук похож,
И для каждого пригож,
Запасу его я впрок
Столь полезный нам…

5 Луку я родной братишка.
Я не нравлюсь ребятишкам!
Только, как же я полезен -
Тот не знает и болезней,
Кто со мной, ребята, дружит,
Ест меня и врач не нужен!
6. Хоть не очень то и вкусный -
Организму, все же, нужный!
Вот такой я паренек
И зовут меня...

7. Вырастает он в земле,
Убирается к зиме.
Головой на лук похож.
Если только пожуешь
Даже маленькую дольку -
Будет пахнуть долго.

8.Любит он от всех долой,
Скрыться в землю с головой,
Как поспеет - лист желтеет,
Может выкопать любой.
Как приправа, как лекарство,
Всех излечит это яство…

9.Из кожурки тонкой, грубой,
Глядит ломтик белозубый,
Всех излечит, исцелит,
Как, приправа, удивит…

Пословицы про чеснок
«Чеснок да лук избавят от мук»
«Чеснок да редька, так и живут крепко» Таким образом, историей происхождения слова заниматься весьма познавательно. Этимология - это один из наиболее интересных и увлекательных разделов науки о языке - лингвистики. Поэтому очень важно использовать знания этимологии, открытия в области этой науки в обучении детей уже младшего школьного возраста, ведь именно в начальной школе закладываются основные знания по русскому языку и, что еще более важно, - интерес к данному предмету школьного курса. Проектная деятельность повысит грамотность младших школьников, будет способствовать формированию интереса к русскому языку, если проводить исследование непроверяемых слов на основе этимологического анализа.

ІІІ этап проектно-исследовательской работы. Контрольный эксперимент Цель: выяснить, как проектно-исследовательская деятельность на основе этимологического анализа повлияла на грамотность учащихся и, как повысился интерес младших школьников к русскому языку. На этом этапе был проведен словарный диктант со словами, которые были предложены при проведении констатирующего эксперимента.





Таблица № 2

Слова

Кол-во уч-ся, допустив. Ошибку

1.

огурец -

2.

помидор -

3.

урожай -

4.

горох -

5.

капуста -

6.

картофель 2 или 11%

7.

морковь -

8.

кабачки 4 или 22%

9.

баклажаны 2 или 11%

10.

патиссоны 9 или 50%

11.

чеснок

2 или 11%

Итого:

19 ошибок



На данном этапе работы дети меньше стали делать ошибки.

Таблица №3

Слова

Кол-во уч-ся, допустив. ошибку

Слова

Кол-во уч-ся, допустив. Ошибку

1.

огурец 1 или 5%

огурец -

2.

помидор 1 или 5%

помидор -

3.

урожай 2 или 11%

урожай -

4.

горох -

горох -

5.

капуста 1 или 5%

капуста -

6.

картофель 1 или 5%

картофель 2 или 11%

7.

морковь -

морковь -

8.

кабачки 11 или 61%

кабачки 4 или 22%

9.

баклажаны 4 или 22%

баклажаны 2 или 11%

10.

патиссоны 16 или 88%

патиссоны 9 или 50%

11.

чеснок

9 или 50%

чеснок

2 или 11%

Итого:

46 ошибок

Итого:

19 ошибок





© 2010-2022