Конспект урока русского языка по теме: Правописание о и ё (е) после шипящих в окончаниях и корнях имён существительных

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










Конкурс методических разработок

Проект урока русского языка

по

УМК «Перспективная начальная школа»

4 класс

по теме: Правописание о и ё (е) после шипящих

в окончаниях и корнях имён существительных.













Учитель начальных классов:

Кулакова Марина Борисовна

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»







Вологда 2014







Предмет: Русский язык в 4 классе по УМК «Перспективная начальная школа». Тема: Правописание о и ё (е) после шипящих в окончаниях и корнях имён существительных. Тип урока: Урок обобщения и изучения нового. Цель урока: создать на уроке проблемную ситуацию, которая поможет открыть причины написания о и е в окончаниях и корнях существительных после шипящих; формировать у учащихся систему об орфографических правилах правописания о и е после шипящих в окончаниях и корнях существительных.

Задачи урока:

Образовательные: 1. Сформировать понятие у учащихся о правописании О-Е после шипящих в окончаниях и корнях имен существительных. 2. Сформировать умение видеть места применения правила написания о и е в окончаниях и корнях существительных после шипящих 3. Учить применять, выработанный на уроке алгоритм, при правописании О-Е после шипящих в окончаниях и корнях имен существительных.

Развивающие: Содействовать формированию и развитию учебно-информационных и исследовательских умений и навыков учащихся (сопоставлять и анализировать факты, высказывать свою точку зрения) Способствовать развитию навыка грамотного письма, орфографической зоркости, памяти, внимания, мышления, развития наблюдательности; Воспитательные Воспитывать уважение друг к другу при работе в коллективе и парах; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности. Оборудование: печатные листы для групповой работы; карточки для парной работы; индивидуальные печатные листы для самостоятельной работы.

Ход урока

№ п/п

Этапы урока, задачи в деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I

Организационный момент. (Корректурная проба.

Создание эмоционального фона урока.)

На доске и на карточках:

ч н щ ш н ж н ч н н щ ш н ж н щ ш н ж н ч

Задание: вычеркнуть букву н.

-Чему мы учимся, выполняя данное упражнение?

- Повторяйте за мной: Я буду предельно внимателен на уроке, я успею сделать всё.

- Я желаю сегодня на уроке вам успехов и приобретения знаний.

-Самостоятельная работа детей.

- Быть внимательными.

Личностные УУД:

умение организовать себя на уроке,

формирование положительных моментов учения,

ценностные установки, нравственные ориентации

II

Актуализация знаний учащихся.

(Актуализация знаний, создание проблемной ситуации, при решении которой формулируется тема урока.)

- Какие буквы остались не вычеркнутыми? Что вы можете сказать о звуках, которые они обозначают?

- Над какой темой мы будем продолжать работать сегодня на уроке?

- Что ещё нужно уточнить в формулировке темы урока?

- На доске записаны словосочетания, прочитайте их.


- Какое задание можно выполнить с этими словосочетаниями?

- Дополните тему урока, учитывая орфограммы по которым вы делили данные словосочетания на группы.

- Сформулируйте задачи урока, опираясь на его тему. Т. о. спланируем работу на уроке: что нужно повторить и узнать.

Опорные слова на доске:

  1. Повторить…

  2. Узнать…

  3. Учиться …

- ч щ ш ж -

Шипящие.

- Правописание о и ё (е) после шипящих…

- В какой части слова находится данная орфограмма и в какой части речи.

- Тихий шёпот, закрыть туч_й, любовались рощ_й, бархатная шёрстка, тонкая жёрдочка, играть камыш_м, красивая расчёска, пользовались нож_м, ровный шов, угостить калач_м, спортивные шорты.

-Разделить на две группы: сущ. + прил., сущ. + глаг.;

Или написание о и ё (е) после шипящих в корне и окончании существительных.



- Правописание о и ё (е) после шипящих в окончаниях и корнях имён существительных.


1.Повторить правило правописания о и е после шипящих в окончаниях имён существительных. 2.Узнать правило правописания о и ё (е) после шипящих в корнях имён существительных. 3.Учиться правильно писать о и ё (е) после шипящих в окончаниях и корнях имён существительных.

Познавательные УУД:

ориентирование в своей системе знаний, умение

находить и выделять необходимую информацию, постановка и формулирование проблемы, умение сравнивать и называть критерии для сравнения.

Коммуникативные УУД: понимание речи других, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение владеть монологической формой речи в соответствии с синтаксическими и грамматическими нормами языка.

Регулятивные УУД: определение и формулирование цели деятельности на уроке, планирование своей деятельности на уроке, определение последовательности действий на уроке.

III

Систематизация и обобщение знаний учащихся. (Систематизировать понятия.

Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний.)


- Сначала выполним первую задачу. Составьте опорную схему о правописании о и е после шипящих в окончаниях имён существительных. Работаем в парах. Расскажите друг другу в паре правило по составленной опорной схеме.

- Запишите словосочетания с орфограммой правописание о и е после шипящих в окончаниях имён существительных, предварительно оценив свою работу на волшебной линеечке.

- Проверяем работу, поменяйтесь тетрадями.

- Оцените работу соседа на волшебной линеечке.

- У кого самооценка совпала с оценкой соседа, у кого выше, у кого ниже?

׳

О

- Ж

Ш

Е

Ч

Щ


- Самостоятельная работа детей.

- Взаимопроверка.

Познавательные УУД:

ориентирование в своей системе знаний, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта. Коммуникативные УУД: понимание речи других, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение владеть диалогической формой речи в соответствии с синтаксическими и грамматическими нормами языка.

Регулятивные УУД: умение выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала,

осуществление самоконтроля, умение отличать верно выполненное задание от неверного.

IV

Работа по учебнику.

Проверка усвоения изучаемого материала.


- Откройте учебник на с.137 упр. 106. Какое задание нужно выполнить?

- Откройте обратный словарь. В какой форме надо записать имена существительные, чтобы в них была изучаемая орфограмма?

- Запишите несколько слов, предварительно поставив их в форму родительного падежа единственного числа.

- Поработать с обратным словарём.

- В форме родительного падежа единственного числа.

- Самостоятельная работа детей.

Познавательные УУД:

ориентирование в учебнике и своей системе знаний. Регулятивные УУД: умение отличать верно выполненное задание от неверного, осуществление самоконтроля.

V

Физминутка. Эмоциональная разгрузка

- Сейчас вы будете говорить по одному слову, из тех которые выписали, класс в это время выполняет движения: если в окончании пишется буква о - вы хлопаете, а если е - то приседаете.

- Дети зачитывают по одному слову, остальные выполняют движения.

Регулятивные УУД: умение отличать верно выполненное задание от неверного, осуществление самоконтроля.

VI

Работа над новым материалом. Работа в группах.

- Спишите оставшиеся словосочетания с орфограммой правописание о и ё (е) после шипящих в корнях имён существительных, разбив их на две группы. Составьте опорную схему правописания о и ё (е) после шипящих в корнях имён существительных. Работаем в группах.

- К каким выводам вы пришли?

- Как нам проверить наши предположения?

- Прочитайте правило в учебнике.

- Вывод: проблема в корне? Не зевай, ё на е скорей меняй!


- Работа в группах.

- Проверка: от каждой группы представители отвечают по одному ответу.

Ж

Ш О

Ч Ё Е

Щ

- По учебнику.

Познавательные УУД:

ориентирование в своей системе знаний, умение находить и выделять необходимую информацию, моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта.

Личностные УУД:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, стимулирование и развитие любознательности и потребности в познавательной информации.

Коммуникативные УУД: понимание речи других, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение владеть диалогической формой речи в соответствии с синтаксическими и грамматическими нормами языка.

VII

Оценка уровня усвоения темы.

Работа в парах. Проверка усвоения изучаемого материала.

Развитие речи.

- Выполним тренировочное упражнение в парах на листочках, которые лежат у вас на партах. Какое задание нужно выполнить?

Пч_лка- Беч_вка- Ч_лка- Ш_рох- Ж_лудь- Ш_колад- Ш_пот- Щ_лка- Ш_фёр- Щ_чка- Реш_тка- Ж_кей-

- Предварительно оцените свою работу на волшебной линеечке.

-Проверяем вашу работу.

- Объясните значение слова жокей. Составьте с данным словом предложение.

- Вставить пропущенные буквы в корнях имён существительных после шипящих, подобрать проверочные слова.


- Работа в парах.

- Ответы детей с доказательством.

- Жокей - профессиональный наездник.

Познавательные УУД:

ориентирование в своей системе знаний. Регулятивные УУД: осуществление самоконтроля, умение отличать верно выполненное задание от неверного.

Коммуникативные УУД: понимание речи других, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

VIII

Итог урока.

Рефлексия. Обобщение знаний о правописании о и ё (е) после шипящих в окончаниях и корнях имён существительных.

- Над какой темой сегодня работали на уроке?

- Все ли задачи урока выполнили?

- Как правильно писать буквы о и ё (е) после шипящих в окончаниях и корнях имён существительных.

- Где можно использовать знания, полученные сегодня на уроке?

- Как вы считаете, надо ли ещё работать над данной темой?

Личностные УУД:

умение устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

Регулятивные УУД: осуществление самоконтроля, умение давать оценку деятельности на уроке, выделять и осознавать то, что усвоено и что ещё нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: понимание речи других, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.



© 2010-2022