- Преподавателю
- Начальные классы
- Обобщение опыта: Реализация экологического воспитания на уроках русского языка (1-4 кл.)
Обобщение опыта: Реализация экологического воспитания на уроках русского языка (1-4 кл.)
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Семенова С.В. |
Дата | 07.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Семенова Светлана Владимировна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МАОУ «Ягринская гимназия»
г.Северодвинска
Реализация экологического воспитания на уроках русского языка Экология образования одна из актуальных проблем современной школы. Обучение и воспитание, построенные на основе гуманистического подхода к ребенку, позволяют сохранить его уникальность, развить индивидуальные способности ученика, сформировать отношение к миру, к природе, людям и самому себе на основе общечеловеческих ценностей. Современные педагоги и психологи указывают на необходимость вести обучение и воспитание детей на материале близком и доступном им. Использование интересного, содержательного естествоведческого материала о жизни животных и растений нашего края позволяет сделать обучение обеспечивающим интеллектуальное и личностное развитие учащихся. Ввести элементы экологии в процесс преподавания русского языка несложно, для этого необходимо объединить две взаимосвязанные, но разные по задачам части: -дать детям основы науки о языке, научиться пользоваться родным языком; -вовлечь учащихся в процесс всестороннего познания мира и повышения общего уровня знаний об окружающей действительности, о человеке, природе, обществе. Семёнова С. В. разработала методическое пособие - «Экологизация курса русского языка» (дидактический материал для 1 - 2 классов). Рецензент: старший преподаватель кафедры педагогики СФ ПГУ им. М. В. Ломоносова Е. Ю. Бородкина;
Это пособие - результат поиска и размышлений, как с помощью традиционных упражнений и занимательного материала сделать уроки русского языка познавательными в экологической области; как через уроки русского языка научить детей беречь и охранять окружающую нас природу, заботиться о животных, птицах, насекомых. Это не методические рекомендации к урокам и ни в коем случае не готовые конспекты уроков. В данном пособии представлены возможные традиционные и нетрадиционные варианты заданий по русскому языку для учащихся 1-2 классов, позволяющие расширить знания детей о флоре и фауне нашей Родины, которые учитель может использовать на протяжении изучения всей темы по русскому языку.
Упражнения подобраны по следующим разделам:
1.Загадки, ребусы, кроссворды. (Предпочтительнее брать их в начале урока, чтобы вызвать у школьников первоначальный интерес к изучаемой теме.)
2.Работа с предложением. (Учитель самостоятельно подбирает задания, учитывая сложность изучаемой темы, способности учеников. В разделе предлагаются следующие виды заданий: комментированное письмо, орфографический разбор предложения, разбор по членам предложения, по частям речи, осложненное списывание, работа с деформированным предложением и т. д.)
3.Работа с текстом. (Списывание с заданием, деформированные тексты, изложения, непунктированные тексты, редактирование текста желательно использовать не на одном уроке, а в течение изучения всей темы.)
4.Упражнения на группировку слов, словосочетаний, работу по перфокартам.
5.Диктанты подобраны в двух вариантах: легкий и усложненный(*).
6.Дополнительная информация для учителя о флоре и фауне нашей Родины. (Правильно подобранный и преподнесенный материал вызовет интерес у детей, позволит «оживить» передачу знаний для запоминания или подтолкнет их к наблюдениям за живой природой.)
7.Физкультминутки. (Двигательно-речевые рифмованные физкультминутки.)
Материал подобран по следующим темам:
§1 Речь и предложение. Зима.
§2 Предложение и слово. Птицы зимой.
§3 Звуки и буквы. Белка.
§4 Слоги. Заяц.
§5 Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами. Птицы зимующие и перелётные.
§6 Перенос слов. Дятел.
§7 Предложение и текст. Хвойные деревья.
§8 Большая буква в именах, отчествах и фамилиях.
§9 Большая буква в кличках животных, названиях улиц, сёл, деревень, городов и рек.
§10 Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Лось, олень, косуля.
§11 Слова с буквами ю, я. Цапля.
§12 Слова с буквами е, ё, ю, я. Съедобные и несъедобные грибы.
§13 Шипящие согласные звуки. Сочетания жи - ши. Уж, ёж.
§14 Ударение в слове. Лиственные деревья.
§15 Шипящие согласные звуки. Сочетания ча - ща, чу - щу. Рыбы.
§16 Шипящие согласные звуки. Сочетания чк - чн, щн, нч. Бабочки.
§17 Русская азбука или алфавит. Птицы, животные, растения.
§18 Имя существительное. Белый и бурый медведь.
§19 Число имён существительных. Бобры.
§ 20 Глагол. Насекомые.
§21 Род имён существительных. Растения болота.
§22 Звонкие и глухие согласные звуки. Крот.
§ 23 Звонкие и глухие согласные в конце слова. Голубь, ястреб.
§24. Имя прилагательное. Лиса.
§25. Предлоги. Орёл.
§26 Корень слова. Лес. Муравейник.
§27 Изменение имён существительных по вопросам. Вода.
§28 Настоящее и прошедшее время глагола. Кукушка.
§29 Безударные гласные в корне слова. Сова, филин.
§30 Изменение имён прилагательных по родам. Волк.
§31 Предложения повествовательные, вопросительные, восклицательные. Цветы.
§32 Изменение имён прилагательных по числам. Весна. Скворцы.
§33 Разделительный твёрдый и мягкий знак. Воробьи.
Предлагаю вашему вниманию одну из тем данного пособия.
§26. КОРЕНЬ СЛОВА. ЛЕС. МУРАВЕЙНИК. ЦЕЛИ:
- Раскрыть сущность корня слова.
- Воспитывать у детей правила поведения в природе, любовь к родной природе, заботливое отношение к лесу.
- ЗАГАДКИ
В лесу котелок кипит, а накипи нет. (Муравейник)
- МИНУТКА КРАСИВОГО ПИСЬМА
- РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ
- РАБОТА НАД ТЕКСТОМ
- РАБОТА НАД СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ. СЛОВОМ.
- ДИКТАНТЫ.
- ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ.
- Не оставляй мусор в лесу.
- Не ломай зелёные ветки и деревья, не качайся на них.
- Не разоряй муравейники и птичьи гнёзда.
- Не рви большие букеты цветов.
- Не разжигай костры, береги лес от пожара.
МУРАВЬИ. Рыжие лесные муравьи одного большого муравейника могут уничтожить за одно лето около 10 миллионов вредных насекомых. А за один день - 100 тысяч. Семья одного муравейника защищает целый гектар леса. У муравьев отличная память. Чужих не принимают в свою семью. Помнят все свои дорожки до муравейника и свою территорию. Определяют дорогу по запаху. Для этого у них есть старые муравьи - наблюдатели. Есть муравьи - няньки, уборщицы, строители. Муравьи защищаются: кусают и впрыскивают в ранку едкую муравьиную кислоту. Чёрные муравьи не боятся мороза. У них в теле есть особая жидкость - глицерин.
VII. ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели И их лучики согрели. Бабочки летали, крыльями махали. Дружно хлопаем, ногами топаем! Хорошо мы погуляли, Мы немножечко устали!
Хорошо гулять по лесу! Вот высокая сосна, К солнцу тянется она. Над поляной дуб старинный Ветви в стороны раскинул. Хорошо гулять по лесу! Но учиться интересней! Приседаем, Ножки полностью сгибаем, Чтобы мышцы упражнять 1 - 2 - 3 - 4 - 5! Естественно, что первые тематические уроки русского языка с экологической идеей требуют много времени на подготовку. Постепенно, подбирая необходимую литературу, возникла своя система подготовки и проведения этих уроков. Во-первых, писать тексты о живой природе, а потом проводить по ним краткую последующую беседу с воспитательными целями - это нудно и неинтересно для детей, поэтому нужно подбирать по каждой теме занимательный материал, который заинтересует детей, вызовет эмоционально-нравственное восприятие окружающей природы. Во-вторых, чтобы поддерживать интерес детей, необходимо чередовать виды деятельности, которые содержат в себе познавательный материал. Однако хочется заметить, что на уроках объяснения новой темы нецелесообразно брать много упражнений экологического содержания. В-третьих, умело подобранные упражнения по чистописанию, физкультминутки тоже служат воспитательным целям тематических уроков. Воспитательные цели воплощаются исподволь, так как учитель, в первую очередь, должен дать детям объем специфических умений и навыков по русскому языку. Предложенные задания учитель может использовать на протяжении изучения всей темы, моделируя урок так, чтобы решить задачи нравственного и экологического воспитания через обучение. Таким образом, экологизированные уроки русского языка несут в себе огромный эмоциональный заряд, стимулируют детей, пробуждают интерес к теме урока. Формирование у учащихся знаний и умений по русскому языку происходит с использованием интересного, содержательного, естествоведческого материала о жизни животных и растений.
Данное пособие может быть полезно при работе по любой программе, способствует формированию универсальных учебных действий младших школьников, призвано помочь учителю в подборе дополнительного материала по экологии и оставляет широкие возможности для проявления им самостоятельности, инициативы и творчества в решении основных вопросов методики по русскому языку.
Семёнова С. В. разработала методическое пособие «Комплекс уроков развития речи на основе регионального природоведческого материала» (дидактический материал для 2-4 классов). Рецензент пособия: старший преподаватель кафедры педагогики СФ ПГУ им. М. В. Ломоносова Е. Ю. Бородкина. Работа «Комплекс уроков развития речи на основе регионального природоведческого материала» является продолжением вышеупомянутой темы. В пособии представлены систематизированные по годам и месяцам обучения материалы (2-4 класс), направленные как на обучение детей написанию творческих работ, развитие их письменной речи, так и на формирование познавательного интереса школьников к родному краю, воспитание доброты, заботы, формирование бережного отношения к природе. Содержание текстов раскрывает особенности природы родного края, жизни растений и животных нашего региона, деятельности людей по сохранению окружающего мира. Даны некоторые методические рекомендации по организации работы с речевыми упражнениями. Предлагаемый комплекс уроков - это один из возможных вариантов работы по развитию речи учащихся начальных классов. Пособие призвано помочь учителям не только научить детей грамотно, логично, красиво излагать свои мысли, но и направить учащихся на самопознание окружающего мира.
Планирование уроков развития речи
2 класс
- Сочетания жи - ши. Обучающее изложение «Ёжик и заяц»
- Речь и предложение. Обучающее сочинение по плану «Белка»
- Главные члены предложения. Списывание. «Животные зимой».
- Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение их на письме буквами. Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука. Лось, олень.
- Речь и предложение. Текст. Зима. Птицы зимой.
- Сочетание жи, ши, ча, ща, чу, щу. Большая буква в именах, кличках животных. Домашние животные.
- Весна (чтение, русский язык - сочинение)
- Признаки текста-описания (Какой? Какая? Какие? Какое?). Описание различных животных.
- Контрольные изложения.
3 класс
- Предложение. Деление на части рассказа «Хозяева леса».
- Сочинение «Птицы улетают».
- Как звери к зиме готовятся.
-
Сочинение. Экскурсия в ягринский бор. (Сочинение проводится по материалам экскурсии. В сочинении даётся описание деревьев).
-
Сочинение «Как мы заботимся о птицах».
- Жизнь лесных обитателей зимой. Сочинение «Жизнь животных зимой».
- Какие беды несёт половодье диким животным, человеку.
-
Весенние изменения в природе. Изложение «Три весны».
-
Контрольное изложение. В лесу.
4 класс
-
Структура повествовательного текста (начало, основная часть, концовка).
-
Изложение. Самая сладкая ягодка.
-
Предложения с однородными членами, соединённые союзами а, но. Изложение. Клюква.
-
Однородные сказуемые. Изложение. Северный олень.
-
Структура повествовательного текста. Списывание. Выручила сорока. Изложение. Зимняя гостья. 2 урока
-
Сочинение по материалам экскурсии в зимний парк. В сочинении даётся описание деревьев.
-
Изложение «Воробьи - синоптики»
-
Структура повествовательного текста. Изложение. Летучая кошка.
-
Структура повествовательного текста. Изложение по самостоятельно составленному плану. Охрана животных.
-
Повторение изученного. Контрольное изложение.
Урок развития речи в 4 классе
Октябрь
Тема. Предложения с однородными членами, соединённые союзами а, но.
Изложение. Клюква. Цели. 1. Знать правило постановки союзов а, но.
2. Знать наши северные ягоды, какую пользу они приносят. Клюква Адрес клюквы - моховое болото. Там хозяйничает мох сфагнум. Он всё болото заполнил, все деревья и кусты задушил. А вот клюкву одолеть не смог. Снизу мох отмирает, а сверху растёт. Вместе с ним, точно лёгкий поплавок на зелёной волне, поднимаются стелющиеся стебельки клюквы. Когда клюква созреет, кажется, будто кто - то рассыпал красные бусы по зелёной бархатной скатерти. Клюква кислая и очень полезная для здоровья ягода. В ней много витаминов. Собирают её поздней осенью. Но не все знают, что самой хорошей клюква станет только тогда, когда пролежит морозную зиму под снегом. (86 слов) (По Н. Надеждиной) Вопросы и задания к тексту.
- Где растёт клюква?
- Кто там хозяин? Расскажи, как растёт мох
- Найдите сравнение, которые использует автор при описании клюквы.
- Чем полезна ягода?
- Когда её собирают?
- Когда она бывает самой вкусной?
- Адрес клюквы.
- Как растёт клюква.
- Клюква полезная ягода.