Конспект урока по окружающему миру на тему Как живёт семья?

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по окружающему миру на тему:

"Как живет семья".

Проект "Моя семья"

Цели урока:1. Формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;

2. Становление нравственных представлений учащихся о внутрисемейных отношениях, сплочение детей и родителей;

3. Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.

Личностные УУД:

Ценностно-смысловая ориентация учащихся, действие смыслообразования.

Коммуникативные УУД

Умение выражать свои мысли, обсуждать выступления учащихся.

Регулятивные УУД

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить волевая саморегуляция, оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений; оценивать значение семьи для человека и общества; оценивать свои достижения и достижения других учащихся; оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные действия:

Общеучебные: называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи; рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи.

Оборудование на уроке: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, учебник «Окружающий мир» автор А.А. Плешаков, рабочая тетрадь «Окружающий мир» автор А. А. Плешаков, наглядности.



Ход урока:

I Орг. Момент - Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу, садитесь. Ну-ка, посмотри, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Все ль готовы слушать? Тогда начинаем наш урок. Учащиеся: Мы гостей сегодня ждали И с волнением встречали. Хорошо ли мы умеем И читать, и отвечать? Не судите очень строго, Ведь учились мы немного.

II Мотивация учебной деятельности

−Сегодня мы переходим к новому разделу «Как, откуда и куда?». Как вы думаете, о чем пойдет речь в разделе?(Предположения детей.) − Как вы будете это делать?(Сначала, выясним, что мы не знаем, зафиксируем затруднение и выясним его причину.Затем сами построим новые знание.) − Желаю вам успешной работы!

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, отгадав загадку:

У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

А у них есть я.

Что это? (СЕМЬЯ)

Так о чем мы сегодня на уроке будем говорить?

На какой вопрос мы должны сегодня ответить? (Как живет семья?)

- Мы можем сразу дать ответ? (Не можем)

Конечно, мы много знаем о семье, какая семья, но что-то вы наверняка еще не знаете.

- Каковы цели нашего занятия?

- Что мы узнаем сегодня на уроке?

- Проверьте свои предположения на с.56 учебника.

III Сообщение темы урока

Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о семье. Через ваши рисунки и выполненные проекты познакомимся с семьями одноклассников.

IV Изучение нового материала.Совместное открытие знаний.

  1. Беседа по теме урока

Учитель: Как вы понимаете слово «семья»? (ответы детей)

В словаре С. И. Ожегова говорится, что семья - группа живущих вместе близких родственников, а также объединение людей, сплочённых общими интересами.

А это значит, что семья - это не только люди, которые живут вместе, это ещё и люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.

А кто является членами семьи?

Каждый член семьи имеет Имя, Фамилию, Отчество.

Имя - это личное название человека, которое ему дают при рождении. У каждого имени есть своё толкование. Например, Андрей в переводе с древнегреческого - "мужчина", означает "мужественный", "сильный", "храбрый".

Георгий происходит от древнегреческого слова "георгос", переводится как -" земледелец".

Алексейпереводится с древнегреческого как - "защитник".

Никита переводится с древнегреческого как -"победитель".

Дарья переводится с древнеперсидского как - "победительница".

Полина происходит от слова Аполлон - в древнегреческой мифологии Бог солнца, покровитель искусств.

В давние времена люди называли новорождённых в честь святых, которых славит церковь в этом месяце. Например, именины Георгия -11 января, 31 августа, 5 мая; Дарьи -17, 18 августа, 31 мая; Полины -18 января; Алексея -30 марта, 22 августа; Никиты - 13 февраля, 28 сентября, 16 мая; Андрея -8 января, 28 апреля, 31 мая.

Отчество на Руси появилось ни сразу, его разрешали иметь только людям, заслуживающим доверие царя. Сейчас отчество имеет каждый и даётся оно по личному имени отца. Если твой папа Алексей, то ты - Алексеевич или Алексеевна.

Фамилии долгое время были привилегией людей с положением, а для простых людей фамилия была « недоступной роскошью». Фамилия человека - это наследуемое семейное наименование.

Работа с учебником.

- Откройте учебник на с. 56-57. Посмотрите на иллюстрации. Здесь изображён один день семьи Даши и Алеши. Давайте познакомимся с членами семьи Даши и Алеши. Назовите фамилию, имя, отчество.

Назовите своё имя, отчество и фамилию, день рождения.

- Расскажите (по желанию) о членах семьи по плану.

1) Назвать члена семьи.

2) Имя.

3) Чем занимается.

4) Что любит и умеет делать.

Целесообразно вызывать и детей, у которых неполная семья, не акцентируя внимание на отсутствие того или иного члена семьи. Задача урока - показать семью и взаимоотношения в семье.

После выступления каждого ребёнка учитель задает вопросы:

- Как мама называет папу?

- Как папа называет маму?

- Как ты ласково называешь маму?

- Кто может составлять семью?

Учитель на доску выставляет картинки:

На доске - карточки с действиями.

- Каждый член семьи имеет свои обязанности. Давайте попробуем разобраться, кому в вашей семье подходят эти действия.

Готовит обед.

Хвалит за хорошую отметку.

Любит смотреть телевизор.

Чинит сломанные вещи.

Помогает чинить сломанные вещи.

Убирает в комнате.

Гуляет с собакой.

Стирает бельё.


  1. Работа в учебнике.

- Откройте учебник на с. 56-57. Посмотрите на иллюстрации. Здесь изображён один день семьи Даши и Алеши. Расскажите, чем заняты взрослые и дети.



- Как же родители и дети могут помогать друг другу?

- А как, на ваш взгляд, должна быть устроена жизнь в счастливой семье?


  1. Работа в парах:

-Посмотрите на семьи, скажите, что объединяет семьи?

Проверка.

- Выберите, кто будет отвечать от вашей пары.

- Какой вывод можете сделать?

- Прочитайте его на с. 57. Совпали наш вывод и вывод учебника?

V. Физкультминутка

4. Рассказ детьми о своей семье по рисунку.

Вы, ребята, изобразили свою семью. Опишите свой рисунок.

А сейчас давайте подберём как можно больше ласковых слов для наших близких.

Мама - мамуля, мамочка.

Папа - папочка, папуля.

Бабушка - …

Дедушка-…

Сестра -…

Брат - …

Вашим близким будет очень приятно, если вы будете их называть такими ласковыми словами.

Фронтальная беседа.

- Что нужно делать, чтобы мама чаще улыбалась и не уставала?

- Почему нужно любить друг друга в семье?

- Как выразить свою любовь к родителям?

- Как вести себя, если провинился?

Издавна русский народ называл семью крепостью, ценил среди родных взаимовыручку, поддержку в делах, беде и горе и радость была одна на всех. Тем и крепка была русскаясемья.

В семье очень важны совместный труд и ведение хозяйства. Совместный труд помогает удовлетворять необходимые для жизни потребности. Нужно обязательно помнить, что от труда всех членов семьи зависит ее благополучие. У каждого члена семьи есть свои обязанности.

- Что делает мама полезного дома?

- А папа?

- А вы помогаете своим близким?

- Что вы можете сделать полезного для семьи?

Для того, чтобы сохранить настоящую дружную семью, нужно друг другу помогать.

- Если бы к нам на урок пришли самые близкие вам люди, то чтобы вы могли им сказать (помогут нам в этом предложения, но они не закончены). Ваша задача: закончить предложение.

- Мои мама и папа самые ….

- Я хочу, чтобы мои мама и папа были…

- Свою семью я считаю …

6. Ребята, наш класс - это тоже одна дружная, большая семья. И оттого как мы будем работать на уроках, вести себя друг с другом зависит, как будет называться наша семья. Будет ли она дружной. И вот я представила нашу семью - это наше древо, наша классная семья.

V. Рефлексия.

- А теперь я хочу, чтобы вы оценили свои достижения. У каждого из вас на партах лежат смайлики, выберите одного, который соответствует вашему состоянию.

- А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что были у вас на начало урока; теперь - левую ладошку, с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке - соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке. Вы замечательно потрудились..

VI. Итог. Я желаю, чтобы ваши семьи были дружными и счастливыми.

Так что же такое семья?

(дети читают по очереди)

Полина. Семья - это счастье, любовь и удача

Семья - это летом поездки на дачу

Алёша. Семья - это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Гоша. Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Никита. Семья - это труд, друг о друге забота,

Семья - это много домашней работы.

Андрей. Семья - это важно! Семья - это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Даша. Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Все. Хотим, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья! - Посмотрите, каким плодотворным оказался наш урок. И в благодарность мне хочется подарить вам вот такие солнышки, от которого, будет идти радость, доброта, свет и тепло. Учитель: Спасибо за старание Ведь главное - желание, А навыки и знание С годами к вам придут. Прозвенел звонок с урока - Поиграть пришла пора. Что узнали на уроке, Не забывайте никогда.


© 2010-2022