Статья Национальные игры как фактор в развитии личности ребенка во внеурочной деятельности

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Чебодаева Раиса Семеновна,

учитель начальных классов МБОУ «Калининская СОШ»


НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ КАК ФАКТОР В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Народные игры издавна являются педагогическим средством в развитии личности ребенка. Игры служили и служат средством самопознания, физического и общего развития, подготовки к трудовой деятельности. Наиболее эффективной моделью этнокультурного воспитания на базе традиций народной культуры является погружение в игровую стихию народного творчества, в которой сконцентрирован исторический путь народа, уникальный мир его духовных ценностей и традиций. Игровое поведение в традиционной культуре является важнейшей составляющей бытового поведения человека. Игра предоставляет дополнительные возможности социализации, она помогает хранить и передавать по наследству гамму духовно-нравственных переживаний народа. Игровое взаимодействие создает свободное пространство творческого диалога и взаимопонимания между представителями разных этнических и социальных групп, способствует органичному освоению народных традиций и обретению идентичности личности как субъекта национальной культуры [1, С. 8]. Первые сведения о хакасских играх относятся к началу XVIII века (экспедиция Д. Г. Мессершмидта). Но наиболее ярко они сохранились в фотоархивах С. Д. Майнагашева, отснятые им во время экспедиций 1913-1914 гг. [3, С. 5]. Однако новым этапом в развитии национальных хакасских игр можно считать середину 1990х годов, когда в учебные программы общеобразовательных школ были включены народные игры как национально-региональный компонент. Педагогическими коллективами школ был уже накоплен определенный опыт по воспитанию учащихся на основе национальной культуры, народных традиций и обычаев. Игры и состязания народов Хакасии могут быть использованы как на уроках физической культуры, так и во внеурочное время - на перемене, прогулке, спортивном часе, национальном празднике. В соответствии с ФГОС принятом 05.10.2009 г. № 373 «Об утверждении введения в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в учебный план образовательных учреждений Республики Хакасия вводятся программы десятичасовой внеурочной деятельности учеников. В связи с этим, в МБОУ «Калининской СОШ» была разработана национальная программа «Уйач,ах», которая включает в себя следующие программы по направлениям: фольклор, народные игры, хакасская письменность, национальная одежда. В русле данного направления, нами была составлена программа «Игры и состязания народов Республики Хакасия». Ключевой идеей данной работы является разностороннее развитие личности ребенка для достижения оптимального комфорта в период школьной социализации. Цель программы - знакомство с хакасскими национальными играми, их атрибутами, развитие интереса в систематических занятиях спортом, подвижными играми. Задачи: формировать знания о роли физкультуры и спорта в организации режима дня, уклада жизни; воспитывать потребность в безопасном поведении в игровой деятельности, свободном общении; содействовать развитию интереса к играм других народов, воспитывать позитивную межэтническую толерантность. Программа реализуется в период обучения детей начальной школе с момента поступления в первый класс и заканчивается переходом в среднее звено обучения. Содержание программы допускает изменение порядка среди разделов, перераспределение часов внутри раздела, а также включает в себя четыре основных раздела: 1) культурно-исторические знания о хакасских национальных играх; 2) двигательные действия и навыки; 3) виды спорта; 4) знаменитые спортсмены (школы, района, республики, Сибири, России). Все эти разделы взаимосвязаны по своему содержанию и направленности, они отражают преемственность в освоении учебного материала базовой части учебной программы по годам обучения и обеспечивают поэтапное формирование у школьников интереса к самостоятельным занятиям с использованием национальных физических упражнений, игр и состязаний. Программа подразумевает 20 % теоретических и 80 % практических занятий. Примерное календарно-тематическое планирование:

1 класс - 1 час в неделю, всего -32 часа № раздела

Название игровых упражнений Кол-во теоретических часов Кол-во практических часов

1 Вводная часть. Знакомство. 1 час 1 час

2 История возникновения игр. Связь с трудовой деятельностью, охотой. 1 час 1 час

3 Подвижные игры народов Республики Хакасия. 5 часов 12 часов

4 Виды спорта 2 часа 5 часов

5 Знаменитые спортсмены школы 2 часа 2 часа

2 класс - 2 часа в неделю, всего - 64 часа № раздела

Название игровых упражнений Кол-во теоретических часов Кол-во практических часов

1 Характеристика (классификация) народных игр и состязаний, техника безопасности при их проведении. 4 часа 8 часов

2 Национальные виды спорта. 2 часа 13 часов

3 Знаменитые спортсмены района. 5 часов 12 часов

4 Настольные игры, техника безопасности при их проведении (тобит, пёстрая кость). 4 часа 16 часов

3 класс - 2 часа в неделю, всего - 64 часа № раздела

Название игровых упражнений Кол-во теоретических часов Кол-во практических часов

1 Силовые игры 4 часа 12 часов

2 Виды спорта. Секции, кружки в школе. 2 часа 16 часов

3 Знаменитые спортсмены республики. 5 часов 15 часов

4 Личная гигиена. 2 часа 8 часов


В результате должен быть получен творческий классный коллектив, который умеет играть в национальные игры, знает хакасских спортсменов, применяет начальные знания в организации своего свободного времени.

Участниками программы являются ученики класса, родительское сообщество, педагоги-предметники, школьный психолог, медицинский работник школы. Показатели результативности данной программы:

  • участие классного коллектива в национальных мероприятиях (Чыл пазы, Тун пайрам, Чиит пайрам и т.д.);
  • участие родительского сообщества в национальных играх и состязаниях как важной части коллектива;
  • определение детьми в выборе вида спортивных игр.

«Список литературы»
  1. Карасева, Г.И. Национальная игра как фактор формирования этнокультурной идентичности коренных народов республики Саха (Якутия). - Санкт-Петербург, 2012. - С. 25.
  2. Национально-региональный компонент физического воспитания учащихся. Учебно-методическое пособие для учителя. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 2007. - С. 204
  3. Хакасские народные игры и состязания. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 2007. - С. 112.

4


© 2010-2022