- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок математики на тему Равнобедренный прямоугольный треугольник (2 класс)
Урок математики на тему Равнобедренный прямоугольный треугольник (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Матвеева Т.В. |
Дата | 24.09.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Урок математики во 2 классе (система Л.В. Занкова)
Матвеева Татьяна Васильевна, учитель высшей квалификационной категории
Тема урока: Равнобедренный прямоугольный треугольник.
Тип урока: урок «открытия» нового знания. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу деятельности: классификации треугольников по двум признакам. Образовательная цель: расширение понятия о видах треугольников, о возможности их классификации с учётом двух признаков. Содержательная цель: знакомство с равнобедренным прямоугольным треугольником; закрепление и при необходимости коррекция способов действий при выполнении сложения двузначных чисел, знания компонентов действия сложения и вычитания, взаимосвязи между ними; создание условий для развития умений решать простые задачи и составлять обратные к ним; развитие умений решать эвристические задачи;
Планируемые результаты: Предметные: умеют складывать и вычитать двузначные числа на основе использования таблицы сложения, выполняя записи в строку или в столбик; решать простые уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; - выделять в задаче условие, вопрос, данные, искомое; выполнять краткую запись задачи, используя условные знаки; Личностные: у обучающегося будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики; интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности; Метапредметные: Регулятивные: в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебных задач: на основе кодирования строят несложные модели задачных ситуаций; работают с учебной информацией; проводят сравнение, классификацию изучаемых объектов; в сотрудничестве с учителем проводят классификацию изучаемых объектов; Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; адекватно воспринимают различные точки зрения; активно участвуют в обсуждениях, возникающих в ходе урока; умение работать в паре, в группе.
Работа с информацией: умение получать информацию из рисунка, схемы.
Ресурсы:
-
Учебник И.И. Аргинской «Математика», 2 класс, 1 часть, стр. 84-85
-
Презентация для интерактивной доски.
-
Музыкальная физминутка «Зарядка».
-
Мультимедийный тренажёр-тест.
-
Дидактический раздаточный материал для решения эвристической задачи (монеты).
-
Карточки для кластера о видах треугольников.
-
Карточки с условными знаками формы работы.
-
Карточки с различными видами треугольников.
-
Перфокарты с выражениями на сложение и вычитание в пределах 100.
С ц е н а р и й у р о к а
Технология проведения
Обучающие и развивающие задания
каждого этапа
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
УУД
I этап. Мотивирование учебной деятельности.
Цель - активизация учащихся.
Страна Математика.
- Прозвенел для нас звонок -
начинается урок.
Ровно встали, подтянулись
и друг другу улыбнулись.
Теперь тихо сели.
Слайд 1.
Отправляемся в Страну Математику.
Сегодня на урок математики к нам пришёл старый знакомый - Ёжик. Я побывала недавно в гостях на его сайте и узнала, что ему придумали имя: теперь он не просто Ёжик, а Федя Солнышкин!
Он учил вас в 1 классе и теперь хочет познакомиться с вашими успехами во 2-м.
Чем бы вы хотели похвалиться перед ним? ....
- Сегодня, ребята, вам предстоит сделать новое открытие в этой стране. Но в любое путешествие нужно брать маршрутную карту. Давайте познакомимся с нашей картой.
-
Работа в паре, в группе
-
Задания для мальчиков и для девочек
-
Практическая работа
ИТАК: В ПУТЬ! ЗА НОВЫМИ ОТКРЫТИЯМИ! ХОРОШЕГО ВАМ НАСТРОЕНИЯ!
Настраивает детей на работу.
Открываю первый слайд.
Знакомит с планом урока, формами работы с помощью условных обозначений.
Формулировать правила поведения на уроке, даёт инструктаж о работе в паре и в группе.
Участвуют в диалоге о том, чему новому научились во 2 классе (сложение и вычитание двузначных чисел, решение задач и уравнений)
Называют формы работы на уроке по условным обозначениям. Коммуникативные
Личностные
II этап. Актуализация и фиксирование знаний в знаково-символической форме.
Цель - актуализировать знания устных вычислительных приёмов; актуализировать знания о видах треугольников, способе их классификации (по сторонам и по углам).
А теперь вперед - за дело.
Математика нас ждет,
Начинаем устный счет.
Цифры сходятся где-то во тьме,
И глаза начинают светиться,
И кругом только умные лица.
Потому что считаем в уме!
Слайд 2.
- Покажите своему другу, как вы научились считать…
45 + 40 = 96 - 20 =
38 + 5 = 75 - 8 =
80 - 6 = 23 + 5 =
37 - 12 = 32 + 36 =
Проверка
Слайд 3.
Мы попали в лесную школу. Нащ Федя уже помогает Буратино разобраться с уравнениями. Подключаемся к помощи?
10 + х = 15 а - 32 = 40 24 - у = 10
Самопроверка
-Федя очень хотел бы послушать, что вы знаете о треугольниках, но нашу схему кто-то разрушил. Давайте её восстановим.
Виды треугольников
По сторонам
По углам
равнобедренные
прямоугольные
?
тупоугольные
?
остроугольные
Организовать фронтальную работу: по нахождению значений выражений и повторении названий компонентов при сложении и вычитании, взаимодействии между ними.
ВЫКЛЮЧАЮ ЭКРАН
На доске карточки кластера «Виды треугольников»
Индивидуальная работа у интерактивной доски.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать правило нахождения неизвестного компонента. Вычисление значений выражения, устное решение уравнений.
(«цепочка»)
Индивидуальная работа у ИД
Называют неизвестный компонент, формулируют правило его нахождения.
Составляют кластер «Виды треугольников»
Анализируют, что ещё не всё знают о треугольниках, есть ещё не открытые факты.
Дают определение известных характеристик треугольника.
Познавательные Предметные Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Личностные
За правильный ответ ребёнок получает смайлик, который в конце урока можно обменять на оценку
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
III этап. Открытие нового знания.
Цель -
Знакомство с равнобедренным прямоугольным треугольником.
1) Формулировка темы и цели урока: как вы думаете, о чём расскажет нам сегодня Федя?
Действительно, Ёжик принёс нам новое знание о треугольниках, но открытие этого нового вы должны сделать сами. Справимся?
- Давайте вспомним правила работы в группе:
1) умение слушать товарища.
2) уметь договариваться.
- Предлагаю вам ещё одно нужное правило: можно распределить обязанности в группе, так как задание очень большое.
Практическая работа: задание № 182 на стр. 84 в учебнике.
Пункт 1: Как найти равнобедренные треугольники? (измерить стороны)
Пункт 2: Как найти прямоугольные треугольники? (проверить углы с помощью угольника)
Результаты фиксируют в листочках
Равнобедренные:
1, 3, 5, 6, 7, 8,
Прямоугольные
2, 3, 4, 7, 9
Слайд 4.
Группа, которая раньше справилась с заданием, распределяет треугольники на ИД.
- Сравните группы. Что заметили? (треугольники 3 и 7 попали в обе группы)
- Почему? (они прямоугольные и имеют две одинаковые сторона, т.е. ещё и равнобедренные).
- Где же им остановиться? Ведь невозможно жить в двух домиках сразу? (поселим их в третий домик)
- Но у них нет названия….
Федя тоже решил поучаствовать в вашем открытии, он приготовил название для нового домика: «равнобедренные прямоугольные»
- Сравните наше название с название в учебнике (совпадает).
Какие вы молодцы!
Мы славно потрудились, можно и отдохнуть.
Приглашаю вас на весёлую зарядку
ФИЗМИНУТКА (аудио) «Весёлая зарядка».
Организовать работу по классификации треугольников по углам и по сторонам.
Настрой: ВЫ СМОЖЕТЕ!
Выдвижение значков: «Практическая работа», «Работа в группе».
Раздаю группам листочек для фиксирования результатов.
Направляющая дифференцированная помощь.
Корректировка, направляющая помощь.
Создание и разрешение коллизии
Открываю название на ИД («вытягивает» Ёжик)
ВЫКЛЮЧАЮ ЭКРАН
Показывает движения
Дети формулируют задачи урока: расскажет что-то новое о треугольниках.
Повторяют правила работы в группе.
Распределяют обязанности: каждый проверяет по 2 треугольника.
Дети работают в группах.
Сравнение групп.
Перемещают треугольники 3 и 7 в третий столбик
Предлагают название новому столбику с треугольниками
Выполняют упражнения под музыку
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Коммуникативные.
Регулятивные. Познавательные.
Познавательные, регулятивные
Коммуникативные
Познавательные.
Коммуникативные, регулятивные, познавательные
Регулятивные
Здоровьесбережение
IV этап. Закрепление: самостоятельная работа с взаимопроверкой.
Цель: научиться строить равнобедренные прямоугольные треугольники
- Как же можно начертить равнобедренный прямоугольный треугольник? (построить прямой угол, отложить на его лучах одинаковые отрезки и соединить их концы)
- Проверьте в паре правильность построения: взаимопроверка
Направляющая и константирующая дифференцированная помощь
Предлагают варианты
Упражнение в построении
4 ученика работают у доски с демострационными угольниками
Осуществлять взаимный контроль
Регулятивные коммуникативные познавательные
V этап. Повторение пройденного материала.
Цель: совершенствование умений решать задачи, находить значение выражений.
-
Решение задачи № 183. Составление обратных задач.
Обратные:
Было - 67 п. 67 п. ?
Съели - 24 п. ? 24 п.
Осталось - ? 43 п. 43 п.
Самостоятельная запись решений:
-
67 - 24 = 43 (п)
Ответ: 43 пирожка осталось.
-
67 - 43 - 24 (п.)
Ответ: 24 пирожка съели.
-
24 + 43 = 67 (п.)
Ответ: было 67 пирожков.
-
Решение эвристической задачи (№186)
Слайд 5. Проверка на ИД
- Сколько решений в задаче А? (3+2+1, 2+2+2)
- Сколько решений в задаче Б? (3+2+1)
- Добавьте одно слово в условие первой задачи, чтобы у неё было только одно решение, но не такое, как во второй задаче (ОДИНАКОВЫМИ монетами).
Слайд 6. Выборочный диктант.
- Выписать выражения с ответом 5 (6)
Самопроверка.
обеспечить
контроль
за выполнением
задания.
Организовать самостоятельную работу и взаимопроверку по эталону;
Дифференцированная дозированная помощь слабым ученикам
Задачу А решают пары с красной полоской, задачу Б - с жёлтой
Для проверки накладываем ответ девочек на верхний экран, ответ мальчиков на нижний экран.
Самостоятельно решают прямую и обратные задачи.
Коллективное составление краткой записи на доске.
Индивидуальная работа у доски на закрытом поле (решение)
Самостоятельно выполнять задания
Осуществлять взаимный контроль
Работа в паре с раздаточным дидактическим материалом
Предлагают варианты
Задание для мальчиков и девочек.
Межпредметная связь: орфограммы написания трудных слов
Предметные УУД:
Работа на тренажёре: таблица сложения и вычитания в пределах 20.
Работа с перфокартами: сложение и вычитание в пределах 100.
Коммуникативные
Познавательные
Регулятивные
V. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Цель - подвести итог проделанной работе на уроке.
- Какую мы ставили цель на этот урок?
- Добились мы цели?
- Я думаю, Федя доволен вами. А довольны ли вы собой?
- Оцените свою работу на уроке с помощью дерева настроения.
- Д/з: С.84, № 182 (п.5), № 184
- Для любознательных: № 185 (устно).
Организует работу по рефлексии деятельности
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!
Определяют затруднения на уроке, анализируют пути выхода из них
Регулятивные