Урок по русскому языку на тему Перенос слова (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка открытого урока

Учитель: Сергеева Наталья Николаевна

Предмет: русский язык

Класс: 1

Тема урока: Перенос слова

Тип урока: Урок повторения, закрепления и обобщения знаний Цель урока: Развивать умение правильно переносить слова. Образовательные задачи: Сформировать умение правильно переносить слова и использовать орфограмму-чёрточку при переносе. Развивающие задачи: Развивать: умение писать слова с ранее изученными орфограммами (порядок букв русского алфавита, большая буква в именах); умение выделять корень в словах; каллиграфический навык письма, мелкую моторику кистей рук. Развивать общеучебные умения: организационные (определять цель деятельности с помощью учителя, проговаривать последовательность действий и работать по предложенному плану; учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке) интеллектуальные (ориентироваться в своей системе знаний); оценочные (объяснять свою точку зрения, свои позиции); коммуникативные (оформлять свою мысль в устной речи). Воспитательные задачи: Формировать навыки поведения. Воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки и самостоятельности. Формировать интерес к изучению предмета.

Оборудование: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык первые уроки. Учебник для 1-го класса.

Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева «Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык (первые уроки)».

Ручка, простой карандаш, цветные карандаши.

Таблица «Правила переноса слов».

На доске записаны слова:

За-йка, ле-йка, ча-йник, ма-йка,

У-ши, ше-я, ло-б, гла-за,

О-вцы, ут-ки, ко-нь, ко-за.

Запись на доске: Буйно цветёт над водой водяная кашка.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

- Ребята, проверьте, всё ли у вас готово к уроку русского языка. Давайте пожелаем друг другу удачи.

2. Чистописание.

2.1.- Откройте тетрадь на с. 10.

- Рассмотрите рисунки цветов.

- Как они называются?

-Раскрасьте их.

- А сами сможете нарисовать цветок из четырёх лепестков? Как вы предлагаете это сделать?

- Выполните задание.

- Не забудьте о правильной посадке при письме.

2.2. - Рассмотрите буквы у, з, д и их сочетания.

-

- В чём их различие?

- Чем они похожи?

- На какие группы можно разделить буквы: у, з, д?

- Как будем работать с заданием?

-Где возможно допустить ошибку?

-Выполните задание самостоятельно.

- Обратите внимание на посадку при письме.

2.3. Упражнение для самоконтроля.

Распустились три цветка

Спорят с ночи до утра,

Кто красивее, нежней.

Рассудите их скорей!

Лучшие буквы определите,

С нужным цветочком соедините.

- Соедините розу с лучшими буквами «з», гвоздику с лучшими буквами «д», а одуванчик с буквами «у».

2.4.Словарная работа. С. 10.

- Прочитайте слова про себя.

- По какому признаку можно разделить эти слова?

- Запишите слова, диктуя их себе по слогам.

2.5. Игра «Найди слово».

а) - Найдите слово, которое пришло из румынского языка и означает «золотая тишина». Разделите это слово на слоги.

б)- Найдите слова, которые нельзя переносить. Подчеркните их.

в)- Найдите слово, в котором живёт белка. Поставьте в нём ударение.

г) - Какое слово у вас осталось?

- Сформулируйте задание сами.

- Это гвоздика, роза, одуванчик.

Дети самостоятельно выполняют задание.

- Да. Можно рисовать каждый лепесток отдельно. А можно восьмёрками с разным наклоном так, чтобы они пересекались между собой в середине.

Дети выполняют задание.

- Разная форма букв. Разные соединения: верхнее и нижнее.

- Одинаковый элемент в написании: линия с петлёй.

- «у» - гласная буква, «з», «д» - согласные.

- Объясним, как пишется каждая буква и сочетания.

- Напишем буквы и сочетания по образцу с проговариванием.

- В размере букв и в пробелах между ними.

Дети выполняют задание.


Ученики выполняют задание.

- Дупло, кукуруза, друзья, здесь, яд.

- По количеству слогов. Слова, в которых букв и звуков поровну…

Ученики выполняют задание.

-Кукуруза.

- Здесь, яд.

- Дупло.

- Друзья.

-Определим количество букв и звуков.

Ученики выполняют задание:

Дупло.

3.Гимнастика для глаз.

Игра «Письмо носом». Дети выполняют задание.

-Закройте глаза и представьте себе,

что наш нос - это удлинённая ручка.

Напишите свою фамилию и имя.

4.Актуализация знаний.

4.1. - Чтобы узнать, чем мы будем заниматься сегодня на уроке, я предлагаю сыграть в игру «Помоги Незнайке!»

Перенёс слова Незнайка:

За-йка, ле-йка, ча-йник, ма-йка,

У-ши, ше-я, ло-б, гла-за,

О-вцы, ут-ки, ко-нь, ко-за.

Где ошибки? Вот вопрос!

Кто исправит перенос?

На доске записаны слова:

За-йка, ле-йка, ча-йник, ма-йка,

У-ши, ше-я, ло-б, гла-за,

О-вцы, ут-ки, ко-нь, ко-за.

Задание: - Запишите и разделите для переноса только те слова, в которых Незнайка допустил ошибки.

-


Зай-ка, лей-ка, чай-ник, май-ка,

уши, шея, лоб, овцы, конь.

5. Самостоятельное формулирование темы и целей урока.

- Так чем же будем заниматься на уроке? - Как будем действовать?

- Расскажите правила переноса слов своему соседу по парте. - Все ли правила вы вспомнили?

- Сверьте свои знания с таблицей «Правила переноса слов».

-Будем тренироваться переносить слова.

-Повторим правила переноса слов, потренируемся в переносе слов.

Взаимопроверка.

Дети выполняют задания.

6.Повторение изученного.

- Как надо переносить слова с одной строки на другую?

- Что надо помнить при переносе слов?

6.1.Упр. 21, с. 21.

Работа у доски под руководством учителя.

- Какую оценку заслужили? Докажите свой ответ, используя правило «Самооценка»:

1) В чем заключалось задание?

2) Удалось получить результат? 3)Полностью правильно или с ошибкой?

4) Полностью самостоятельно или с помощью?

-Слова надо переносить по слогам.

-Буквы ь ъ й не переносятся на следующую строку.

Нельзя оставлять на строке или переносить одну букву.

Две одинаковые буквы в середине слова разделяются переносом.

Выполняют у доски два ученика: один выписывает двухсложные слова, другой - трёхсложные, разделяя их для переноса. Обозначают гласные буквы, ставят ударение, подчёркивают ударные слоги.

Самооценка учеников:

1) Выписать слова по количеству слогов, разделяя их для переноса. Обозначить гласные буквы, знак ударения и подчеркнуть ударные слоги.

2) Получить результат удалось.

3) Задания выполнили полностью и правильно.

4) Выполнили задания самостоятельно.

7. Физкультминутка.

Каждый день по утрам

Делаем зарядку (ходьба на месте).

Очень нравится нам делать по порядку: Дети выполняют задания.

Весело шагать (ходьба),

Руки поднимать (руки вверх),

Приседать и вставать (6 приседаний),

Прыгать и скакать (10 прыжков).

8. Закрепление и обобщение изученного.

8.1. Работа по рисунку на с. 20.

- Какое задание получила львица?

- Прочитайте, как её зовут по имени и отчеству.

- Спишите остальные имена в алфавитном порядке, разделяя их для переноса.

Коллективная проверка.

8.2.Самостоятельная работа.

Запись на доске: Буйно цветёт над водой водяная кашка.

- Спишите предложение в тетради, разделяя слова для переноса.

- Выделите корень в однокоренных словах. - Обратите внимание на посадку при письме.

Записать своё имя.

- Эльвира Николаевна.

В тетради: Элеч-ка, Эл-ла, Эль- вира, Эльви-ра, Эля.

Буй-но цве-тёт над во-дой во-дя-ная каш-ка.

9. Итог урока.

- Расскажите правила переноса слов с одной строки на другую.

- Приведите примеры.

- Прочитайте про себя вывод в тетради на с. 10.

- Напишите на зелёной полосе имена людей, которые нельзя переносить.

- Кто отвечал чаще?

- Кто отвечал правильнее всех?

-Слова надо переносить по слогам.

Буквы ь ъ й не переносятся на следующую строку.

Нельзя оставлять на строке или переносить одну букву.

Две одинаковые буквы в середине слова разделяются переносом.

Дети приводят примеры, объясняя правила переноса этих слов.

- Одну букву нельзя оставлять на строчке и нельзя переносить.

- Илья, Оля, Зоя…

Называют фамилии учеников, объясняя правильность их ответов.



© 2010-2022