Конспект урока Внеклассное чтение сказки народов мира (2класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГУ «Средняя школа» №7

Г.Петропавловск

КММ №7 «Орта мектеп»

Петропавл каласы

Тема: «Внеклассное чтение сказки народов мира».

Класс: 2 «г»

Урок: Математика

Практикант: Жакупова Гаухар Булатбековна

Классный руководитель: Ахметова Самал Джумабаевна

Методист: Крупская Елена Анатольевна

17.10.2013

Урок внеклассного чтения во 2-м классе.

Тема: "Внеклассное чтение сказки народов мира".

Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся о волшебных сказках, созданных разными народом.

Задачи:

  • Образовательная:формировать способности оперирования смыслом;

  • Развивающая: развивать умение ориентироваться в мире книг и в знакомом произведении, развивать способность обобщать, а также выделять существенные признаки предметов; концентрацию внимания, сообразительность;

  • Воспитательная: воспитывать любовь к книгам, прививать интерес к устному народному творчеству.

  • Подготовка к уроку. Класс делится на группы, каждой группе даётся задание: прочитать сказку из данного учителем списка и уметь пересказать её с любого места, нарисовать иллюстрации к данным сказкам.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Каждый из вас станет немного волшебником. А где водятся волшебники? (В наших фантазиях, в сказках)

2. Объявление темы урока.

«В мире много сказок

Грустных и смешных

И нельзя на свете

Нам прожить без них.

Сказки учат нас не злиться,

Помечтать и потрудится,

Сказки учат быть добрее

Терпеливее, мудрее».

- Вы уже догадались, о каких произведениях мы будем говорить на нашем уроке? (О сказках). О волшебных сказках, созданных разными народами.

А что такое волшебная сказка? (Волшебная сказка - это повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил).

Назовите волшебные русские народные сказки, которые вы знаете. ("Гуси-лебеди", "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка", "Царевна-лягушка", "По щучьему веленью", "Летучий корабль", "Хаврошечка", "Морозко", "Конёк-Горбунок", "Молодильные яблоки", "Волшебное кольцо", "Сивка-Бурка", "Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча" и т.д.).

В волшебных сказках происходят чудеса, имеются фантастические существа и волшебные предметы, события разворачиваются в строгой последовательности, добро всегда побеждает зло. Герои волшебных сказок остаются верны своим характерам, чтобы с ними не случилось.

3. Изучение нового.

- А сейчас мы отправимся по дорогам волшебных сказок, созданных русским народом.

Открываем хрестоматию на странице 23. Будем читать три сказки. Храбрый баран(русская народная сказка), Сапожник и хан(казахская народная сказка), Волшебные орехи(болгарская народная сказка).

4.Чтение сказки.

Храбрый баран.

Русская народная сказка.

Пошли козёл и баран в глухой лес травы пощипать, погулять на приволье. Ходили, ходили-заблудились в тёмном лесу. Зашли в глухую чащобу, смотрят: волки под деревом обед варят.
Козёл барану тихонечко говорит:
- Что будем делать, друг баран? Видно, пропали мы. Съедят нас лютые волки.
Баран ещё тише говорит:
- Давай полезем на дерево,-авось на дереве волки нас не достанут!
Полезли козёл и баран на дерево.
Лезли, лезли, долезли до самой макушки. Сорвался с макушки баран, зацепился рогами за сук. Сук не выдержал, и полетел баран с дерева на землю, прямо туда, где волки обед варили.
Грохнулся о землю, заблеял с перепугу:
- Бэ-э-э!
Испугались волки, горшки повалили, огонь потоптали, разлили варево. Разбежались кто куда без оглядки.
Поднялся баран, встряхнулся и говорит козлу:
- Слезай, козёл, с дерева. Меня волки боятся, я всех волков разогнал. Вот я какой храбрый баран. Бэ-э-э!..

-Почему разбежались волки?

-Как вы думаете правда ли был баран храбрый

Сапожник и хан.

Казахская народна сказка.

Один хан задумал проверить, как народ исполняет его повеления. Он приказал своим визирям объявить, чтоб его подданные ничего не делали и не зажигали по ночам огней.

Визири доложили хану, что приказ объявлен и народ точно выполняет его. Хан переоделся нищим и отправился ночью по городу. Вот идет он по темной улице, заметил огонек. Подошел к дому, открыл дверь и попросил милостыню.

В этом доме жил сапожник. Он сидел за работой. Когда вошел нищий, сапожник встал с места и подал ему маленькую лепешку.
- Ведь от хана последовало распоряжение, чтобы никто ничего не делал и по ночам не зажигали свечей, - сказал нищий. - Почему ты не исполняешь волю своего повелителя?
- Ты получил милостыню, - сказал сапожник, - ну и иди себе с богом. Хан, который отдал такое повеление, - дурак! Посуди сам, если б я не работал, как бы стал существовать? Человек я бедный. От работы своей ежедневно получаю четыре теньги пользы и четыре убытку.

Хан ничего не возразил на слова сапожника и вернулся в свой дом. Он потребовал к себе визирей и сказал им:
- Я полагал, что вы умнее обыкновенных людей, и потому выделял вас от прочих, осыпал милостями. Теперь задам я вам вопрос, на который вы должны ответить. От занятий своих я получаю ежедневно четыре теньги убытку и четыре теньги прибыли. Так вот, сколько я имею прибыли и сколько пользы? Даю вам три дня сроку: если вы не ответите мне на этот вопрос или не найдете такого человека, который смог бы ответить на него, я вас прикажу казнить.

Прошло три дня, а визири так и не могли разгадать заданного вопроса. Они собрались уже было бежать от гнева хана, как в это время к ним пришел сапожник и заявил, что он отгадает вопрос хана, если ему дадут за это хорошее вознаграждение.
Визири с большой радостью дали сапожнику четыре тысячи диллей и повели его к хану.
- О тахсыр, - сказал сапожник. - Четыре теньги убытку и четыре теньги прибыли я получаю следующим образом. Отдаю одну теньгу - новый долг плачу, отдаю другую теньгу - старый долг плачу, третью теньгу в колодец бросаю, а на четвертую теньгу сам с женой живу.
- Что одну теньгу тратишь на себя и жену, то всякому понятно, - сказал хан. - А ты вот разъясни нам, куда остальные три теньги деваешь.

Сапожник сказал:
- Одну теньгу я даю взаимообразно своему сыну для того, чтоб он меня кормил на старости лет. Одну теньгу плачу как старый долг отцу и матери за то, что они меня вскормили и вырастили, наконец, одну теньгу бросаю в колодец, то есть кормлю дочь.

Хану понравился такой ответ сапожника, и он сделал его своим визирем.

-Как вы думаете правильно ли было указание хана?

-Какое он указание дал?

-Что ответил сапожник на возражение бедняка?

5.Физминутка Хомка-хомячок.

Хомка-Хомка, хомячок.

Полосатенький бочок.
Хомка рано встаёт,
Ушки моет, спинку трёт.
Делает зарядку. Раз-два- три…

Волшебные орехи

Болгарская народная сказка.

Ушли три брата на чужбину деньги зарабатывать. Дошли до перепутья, остановились. Вот старший и говорит:
- Тут мы разделимся. Я пойду в гору по правой дороге, ты, средний брат, ступай по левой, а ты, меньшой брат, иди по средней дороге. Через три года, на Димитров день, сойдёмся все трое на этом перепутье и увидим, кто сколько заработал. Согласны?
- Согласны, братец,- отвечают младшие братья.
Поцеловали руку старшему и разошлись в разные стороны.
Старший брат остался жить в одном городе. Открыл пекарню и за три года нажил полную Сумку червонцев. Средний брат открыл корчму у моста, засучил рукава и принялся торговать - вот и набил себе карманы. А младший брат нанялся в помощники к одному доброму человеку, старому пастуху.
Минуло три года, пошёл парень к пастуху за расчётом. Пастух отсчитал его заработанные деньги, сложил их в кучу, потом вынул из-за кушака три ореха и говорит:
- Я человек старый, больной, одряхлел, сил у меня не хватает бегать за овцами. Хорошо, что хоть ты мне подвернулся, а не то всё стадо бы моё пропало. Большое тебе спасибо, овец ты пас хорошо. Причитается тебе такая плата: или столько-то денег, или же три ореха - вон те, что лежат перед тобой. Деньги я тебе дам без благословения, потому что деньги - как огонь: они человеку руку жгут. А орехи дам от всего сердца, с благословением дам. Хочешь, бери деньги, хочешь - орехи.
Парень подумал-подумал, да и протянул руку к орехам.
- Возьму орехи, раз ты даёшь их от сердца и с благословением.
Взял парень орехи, поцеловал руку старому пастуху и тронулся в путь.
И вот на Димитров день три брата сошлись на перепутье.
- С хорошим заработком вернулись? - спрашивает старший.
- С хорошим,- отвечает младший.
- Посмотрим! Только сперва поглядите, сколько нажил я.
И старший брат развязал свою сумку, а средний вытащил из-за пазухи кошель с деньгами.
- Вот это здорово! - говорит ему старший.
Тут младший брат сунул руку в карман и вынул три ореха.
- Это что же такое? - спрашивает его старший брат.- Столько ты заработал за три года?
- Да! Только три ореха, но они даны от всего сердца и с благословением,- отвечает младший. - Дал их мне один старый человек, пастух, за то, что я его овец пас. Он обо мне заботился не хуже родного отца.
Рассердились старшие братья.
- Много мы видывали дураков, но дурей тебя во всем свете не сыскать! - кричит старший брат. - Проработать три года за три ореха - такого чуда не слыхано, не видано! Вернись и потребуй у пастуха денег, а без них и глаз не показывай в отцовский дом.
Опечалился парень, пошёл обратно. Тяжело у него было на душе. Идёт, сам себе говорит:
- Я-то думал, когда тебе дают что-нибудь от всего сердца, так это лучше всего на свете, а вот что получилось.
Шёл он, шёл, дошёл до родника. Нагнулся попить водицы, глотнул раз-другой, а больше пить не стал - очень уж есть захотелось. Пошарил в торбе - ни крошки хлеба. "Дай-ка я расколю свои орехи,- думает голодный парень,- хоть червячка заморю". Расколол он один орех. Что за чудо! Орех принялся расти; рос-рос, вырос в стоведерную бочку. И вот из скорлупки стали выбегать овцы, ягнята, бараны с колокольчиками на шеях - целое стадо вышло из одного ореха.
Парень от радости не знает, что делать. Собрал стадо, пошел домой. Шел-шел, подходит к родной деревне. "Дай-ка я расколю другой орех,- думает,- посмотрю, что в нем такое".
И расколол второй орех. Как только скорлупка треснула, из нее вышли два молодых вола с длинными рогами, а за волами оказалась повозка, а на ней железный плуг.
Ударил себя парень по лбу.
- Вот так чудеса! - говорит.
Взял в руки цепь и повёл волов вслед за стадом. Но, не дойдя до деревни, надумал расколоть и третий орех. Расколол. И вот из скорлупки вышла девушка, да такая красавица, что пером не описать.
- Веди меня к своему отцу в дом,- говорит девушка.- Суждено мне быть твоей женой.
Посадил парень девушку на повозку, повёл волов. Идут овцы, колокольчиками звенят. Пришёл парень домой и сыграл свадьбу. Девять деревень на свадьбу позвал. И я на той свадьбе был. Ел, пил, веселился - да так, что до нынешнего дня на душе весело!

-Какое указание дал старший брат?

-Сколько денег заработал старший брат?

-Сколько денег заработал средний брат?

-Что заработал младший брат?

-Что сказали ему братья?

6. Релаксационное упражнение "Заряд бодрости" (проводит школьный психолог).

Звучит спокойная музыка.

Сядьте удобно, прикройте глаза, сделайте глубокий и медленный вдох, а затем - медленный и полный выдох (3 раза). Дышите спокойно, ровно и глубоко. Расслабьтесь. Представьте себе белый экран, сосредоточьтесь на нем. Вообразите, что вы видите на нем своих любимых героев волшебных сказок. Раскрасьте их так, как вам хочется. Еще раз внимательно рассмотрите героев сказок. Запомните героев ваших сказок: во что они одеты, что делают сейчас. А теперь откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: "Это я! У меня получится нарисовать героя моей волшебной сказки!"

Даю детям листочки они рисуют своих героев.

7. Итог урока.

- О каких произведениях мы говорили на уроке?

- Какая волшебная сказка вам понравилась больше всего? Почему?

Оценка:

Учитель:

Методист:


© 2010-2022