- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка урока по ИЗО Украшения крышки туеска
Разработка урока по ИЗО Украшения крышки туеска
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Гершевич В.И. |
Дата | 18.09.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
МБОУ «Усть-Майская средняя общеобразовательная школа»
Урок технологии с элементами
культуры народов РС(Я)
Тема: «Украшение крышки туеска»
4 класс
Учитель начальных классов
Гершевич Вера Ивановна
п. Усть-Мая
Урок технологии с элементами культуры народов РС(Я)
Тема: Работа с природным материалом. Береста. Украшение крышки туеска якутским орнаментом.
Цель: 1.Научить работать с природным материалом (берестой). 2. Познакомить с берестяными изделиями якутов (туеском) 3.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Оборудование: Береста, белая бумага, картон, ножницы, клей ПВА, палочки.
- Организация класса:
- Объявление темы и цели урока:
3.Вступительная беседа: Народы Якутии поздно научились обрабатывать металл. На меха обменивали посуду у заезжих купцов - чаны, чайники. Но чаще пользовались деревянной посудой. Много посуды делали из бересты. Берестяным ремеслом обычно занимались женщины. Конским волосом сшивали туеса и украшали их различными накладками из прорезной бересты. Для большей нарядности подкладывали под них фольгу или слюду. Красиво выглядела берестяная аппликация с бисером, бусами и металлическими фигурками. Берестяная посуда была удобна тем, что даже в жаркую погоду в ней можно хранить молоко, сметану. Ее использовали для хранения питьевой воды, сбора ягод. Береста - это березовая кора - один из прочных материалов. Не зря в старину говорили, что береза поит, кормит, обувает, одевает и красотой своей глаз восхищает. Береста прабабушка бумаги. Она хорошо режется, склеивается, плетется, сшивается. На ней можно рисовать, писать, выжигать. Собирают бересту ранним летом, когда заканчивается движение сока в дереве, причем только с берез и веток, которые повалены в бурю или спилены. Есть несколько примет для начала заготовления бересты: -Когда прогремит первый гром. -Как только появятся первые комары. -Когда листья на березе станут размером с пятачок. Известно два способа снятия бересты: скалиной (пластом), Спиралью (длинной лентой).
- Анализ изделия.
Но мы не будем портить березы. Поэтому наши крышки и картона украшены фоном, как голубое небо и только узоры из бересты. Орнамент- это письмо, древний язык. Он состоял из определенных знаков, которые имели свой смысл. Кстати, они взяты у природы.
Повторим несколько названий узоров на якутском языке. Копытцевидный - туйах ойуу Сердцевидный - сурэх ойуу Спиралевидный - эриллэнэс ойуу Лировидный - хомус ойуу
5.Повторение правил пользования ножницами. -Вспомним основные правила пользования ножницами. 1.Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперед. 2.При работе не держи ножницы концами вверх. 3.Не оставляй ножницы в раскрытом виде. 4. Не работай с ножницами с ослабленным креплением. 5. Работай ножницами только на своем рабочем месте. 6. Резать сидя, не размахивая ножницами, не ронять их.
6. Ход выполнения работы. Давайте рассмотрим образец. Показ выполнения узоров.
- Заготовим фон - голубой как чистое небо.
- Обводим шаблон на бересту с темной стороны.
- Расположим на голубом фоне.
- Наклеиваем.
Итог. Выставка лучших работ. -Чем мы с вами занимались на уроке?