Методические рекомендации к проведению занятия по ПДД для детей с ОВЗ

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации к внеклассному занятию для детей с ОВЗ:

«Через игру - к познанию ПДД. По дороге со смешариками»


В своей работе с детьми я ставлю задачу совместно с коллегами и родителями доступно разъяснять сложные Правила дорожного движения, доносить до детей их смысл, опасность несоблюдения правил, выбирать такие формы и методы работы, чтобы дети положительно относились к правилам дорожного движения.

Среди всех участников дорожного движения: водителей, пешеходов, пассажиров - самым подвижным и непредсказуемым участником дорожного движения является ребенок.

При обучении детей безопасному участию в дорожном движении важно учитывать психофизиологические особенности школьников:

- непостоянство и быстрое истощение нервной системы;

- неспособность правильно оценить обстановку;

- быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;

- процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения;

- потребность в движении преобладает над осторожностью;

-специфичность восприятия дорожной ситуации и реакции на приближающийся автомобиль;

- отсутствие способности отделить важные факторы от менее важных.

Значимыми являются и такие факторы, как:

-недостаток знаний об источниках опасности;

-переоценка своих возможностей;

-стремление подражать взрослым;

-влияние окружающей среды на состояние ребёнка (самочувствие, настроение).

Дети школьного возраста часто забывают или вовсе не знают, не разбираются в дорожных знаках, правилах дорожного движения, разметке дорог, в возможностях транспортных средств. Они не обладают способностями взрослых и детей младшего школьного возраста оценивать скорость и расстояние.

Изучение Правил стало составной частью образовательно-воспитательного процесса, направленного на формирование умений и навыков бережного отношения к своей жизни на дорогах города, осознанного безопасного поведения в транспортной среде.

Основными принципами, которые легли в основу занятий, стали:

1. Принцип личностно - ориентированного подхода.

В процессе обучения и воспитания учитываются индивидуальные особенности характера, темперамента, работоспособности, уровень развития психических процессов, а также способности и потребности каждого ребенка.

2. Принцип систематичности и последовательности.

Систематически формировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах, последовательно обогащать знаниями и умениями осознанного применения их на практике, в реальной жизни. Данный принцип предполагает развитие у детей школьного возраста самостоятельности и сознательного выбора.

3. Принцип доступности.

Опираясь на него учитывать возрастные психофизиологические особенности и индивидуальные различия детей, их интересы, уровень воспитанности, а также небольшой жизненный опыт, тщательно продумывать задачи, содержание, формы и методы работы с дошкольниками.

4. Принцип целостности.

В полной мере реализовывать требования вышеперечисленных принципов, педагогически целесообразно и эффективно повторять, и закреплять полученные знания. Процесс обучения согласовывать с педагогами: музыкальным руководителем, по физической культуре, педагогами дополнительного образования. Обучение Правилам дорожного движения и осознанному поведению на дорогах охватывает все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные теоретические знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность, затем реализовывал их в играх и в повседневной жизни за пределами школы.

5. Принцип единства семейного и общественного воспитания.

Данный принцип является важнейшим социально-педагогическим условием, оказывает самое положительное влияние на формирующуюся личность ребёнка. Поэтому необходимо работать в тесном сотрудничестве с родителями.

Все данные положения принципов обучения и воспитания являются стержневой основой моей педагогической технологии.

Главная цель данной работы - предупреждение дорожно-транспортного травматизма через формирование у школьников умения видеть и осознавать реальную опасность на дороге и возможности избежать ее.

Она реализуется путём решения нескольких задач:

-развитие психофизиологических способностей восприятия дорожной обстановки (внимания, памяти, наблюдательности) у детей;

- усвоение школьниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;

- повышение ответственности родителей за обучение ребенка безопасному поведению на дороге.

Наблюдения показывают, что невозможно приспособить поведение детей к условиям дорожного движения только путём обучения, к ним нужен особый подход при сообщении знаний о правилах безопасного поведения на дороге.

Для того, чтобы действовать в соответствии с целью, мероприятия по обучению детей школьного возраста правилам безопасного поведения необходимо планировать сообразно способностям ребёнка.

При обучении учитывать такие факторы, как возраст и индивидуальные способности. Некоторые особенности являются характерными для определённого возраста, а некоторые обусловлены индивидуальным темпераментом ребёнка, его способностями, потребностями и другими свойствами личности.

Считается возможным предупредить ряд дорожно-транспортных происшествий через оценку уровня развития и коррекцию у детей психофизических способностей восприятия дорожной обстановки.

Каждый ребенок уникален и непредсказуем. Прежде, чем решать проблемы предупреждения детского травматизма и обучать ребенка безопасному поведению на дороге, педагогам и родителям необходимо хорошо усвоить возрастные и психофизиологические особенности характера своего ребенка.

До того, как начать работу по обучению детей безопасному поведению на дороге, можно предложить набор психологических тестов, с помощью которых оценить уровень развития навыков пешехода у ребенка.

В данном диагностическом материале используется методику Семаго Н. и Семаго М. «Психологическая оценка готовности к началу школьного обучения», а также тесты, разработанные отечественными и зарубежными авторами, опубликованные в книге А.А.Пинта «Психология водителя. Искусство выжить на дороге».

Цель данной диагностики - определить индивидуальные уровни развития у ребенка психофизиологических способностей восприятия дорожной обстановки (сюда входят такие качества, как острота зрения, внимание, память, чувство времени и скорости, наблюдательность).

Поэтому я разработала программу «Через игру - к познанию».

Она состоит из 12 занятий, включающих игры, задания, упражнения /из рекомендаций Тихомировой Л.Ф. «Познавательные способности. Дети 5 - 6 лет», Коноваленко С.В. «Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет», Ануфриева А.Ф., КостроминойС.Н. «Как преодолеть трудности в обучении детей» /. /Приложение 3/

Школьники достаточно импульсивны, внимание их быстро переключается и рассеивается. Поэтому многим детям требуется индивидуальная работа над выработкой стиля поведения в дорожных ситуациях.

Структура занятий:

1.Ритуал приветствия

2.Разминка (упражнение или игра для включения детей в работу).

3. Основная часть занятия (упражнения, игры, направленные на решение основной задачи занятия).

4.Рефлексия занятия.

5.Ритуал прощания.

Условия проведения занятий:

  1. Безопасность.

Создание атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребёнка.

  1. Возрастное соответствие.

Предлагаемые игры, упражнения и задания учитывают возможности детей данного возраста.

  1. Преемственность

Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития».

  1. Использование различных видов деятельности.

Задачи развития психических функций достигаются через использование видов деятельности, свойственных данному возрасту: игровая, продуктивная, начальные формы учебной деятельности, общение.

  1. Сочетание статичного и динамического положения детей.

Упражнения и игры статичного характера перемежаются с подвижными играми.

  1. Наглядность.

Активное использование предметной среды.

  1. Конфиденциальность.

Адресность информации о ребёнке родителям, воспитателям; недопустимость медицинского диагноза; акцент на рекомендациях.

Необходимо уделять большое внимание работе с семьей воспитанников.

Систематическая, повседневная тренировка в движении, с постоянным личным примером всех членов семьи могут создавать положительные или отрицательные привычки в модели поведения на дороге.

Родители могут дать не только навыки полезной деятельности в предстоящей жизни, но и навыки, как эту жизнь сохранить. Научить, как остаться живым и здоровым в окружающей человека внешней среде, в том числе и в дорожно-транспортной среде, очень динамичной, где ситуации быстро меняются.

В совместной работе по данной теме необходимо использовать различные формы взаимодействия с семьёй:

-индивидуальный диалог с отдельными родителями;

-приобщение к чтению популярной литературы о воспитании и развитии школьников;

-знакомство с публикациями из центральной или местной прессы;

-приглашение родителей на дискуссионные встречи;

- занятия в клубе «Мамина школа».

-разработка памяток для родителей и рекомендаций по обучению и воспитанию детей;

-участие в родительских собраниях;

-подготовка игрового материала, упражнений для занятий с детьми в домашних условиях.

В индивидуальных беседах с членами семьи объяснять особенности психофизического развития детей, давать рекомендации по совершенствованию психических процессов детей.

Анализируя анкеты родителей, я сделала вывод, что многие родители недостаточно внимания уделяют обучению детей, находясь в стенах дома. Наиболее свободным временем для личностного общения родители считают время дороги. Учитывая это, можно предложить взрослым ряд заданий и игр на развитие памяти, восприятия, внимания, которые будут уместны на улице.

Можно сделать вывод, что через развитие у ребёнка психофизиологических способностей восприятия дорожной обстановки, мы можем оказывать влияние на снижение детского дорожно-транспортного травматизма.


© 2010-2022