- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа кружка Родное слово для 2 класса
Рабочая программа кружка Родное слово для 2 класса
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ткачёва Ю.Ю. |
Дата | 16.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по кружковой работе «Родное слово» составлена на основе:
- комплекса учебно-развивающих пособий курса «Русский язык» для начальной школы «Юным умникам и умницам». Учитесь грамотно писать».
- авторскому пособию Л.И.Тикунова, М.Н.Корепанова «Школа грамотеев. Русский язык. Задания и упражнения» М.:РОСТкнига,2010.
Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:
-
способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
-
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
-
совершенствование общего языкового развития учащихся;
-
способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
-
способствовать развитию смекалки и сообразительности.
-
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
Кружок позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, рифмовки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
-
игровая;
-
теоретическая;
-
практическая.
Программа рассчитана для учащихся 2 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.
Этапы реализации программы кружка:
-
подготовительный;
-
непосредственно реализация (план прилагается);
-
оценка эффективности;
-
коррекция в соответствии с анализом эффективности;
-
дальнейшее использование в школе.
Анализ эффективности программы кружка:
-
диагностический метод (анкетирование детей в начале и в конце);
-
анализ занятий проведенных по плану;
-
разработка рекомендаций.
Универсальные учебные действия. 2 класс.
Личностными результатами изучения курса «Родное слово» являются следующие умения:
-
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
-
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
-
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
-
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
-
определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
-
проговаривать последовательность действий;
-
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
-
учиться работать по предложенному учителем плану
-
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
-
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
-
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказыватьнебольшие тексты.
-
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
-
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
-
выразительно читать и пересказывать текст;
-
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
-
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
-
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
-
осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
-
понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
-
делить текст на части, озаглавливать части;
-
правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различатьударный и безударные слоги;
-
делить слова на части для переноса;
-
производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
-
правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
-
видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
-
графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
-
находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
-
находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
-
обращать внимание на особенности употребления слов;
-
ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
-
составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
-
предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста;отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
-
составлять небольшой текст (4-5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.
План реализации
программы кружка"Родное слово" 2 класс (34 часа)
№
Тема занятия, виды работ
Форма деятельности
Количество часов
Дата проведения
Характеристика деятельности учащихся
Планируемые результаты
1
Волшебная страна "Фонетика".Игра «Подскажи словечко». Анкетирование
Дидактические игры.
1
Уточнение понятия «гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие». Звуковой и буквенный состав слов
Знать минимум понятий о звуках.
Уметь:
анализировать звуковой состав; выделять в словах звуки
2
Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах. Учись подбирать рифмы. Игра «Доскажи словечко».
Дидактические игры
1
Отработка навыка нахождения гласных букв, обозначающих мягкость и твердость согласных звуков на письме; . нахождение согласных звуков. Упражнение в письме букв и слов.
Знать минимум понятий о гласных и согласных звуках.
Уметь:
анализировать звуковой состав;выделять в словах звуки
3
Удивительные звуки. Тест на развитие слухового внимания.
Интонация. Эмоции. Слова помощники.
Дидактические игры
1
Уточнение понятия согласных звуков и букв, их обозначающих. Упражнение в списывании текстов
Знать о признаках согласных звуков и их классификации.
Уметь списывать с печатного и прописного текстов
4
Звонкие и глухие "двойняшки". Игра "Найди пару". Составление предложений по картинке. Игра «Закончи предложение».
Дидактические игры
1
Систематизация понятий «звук» и «буква». Уточнение понятий звонкие и глухие согласные. Упражнение в списывании текста
Знать признаки и классификацию звуков.
Уметь:
производить звукобуквенный анализ слов; оформлять предложения на письме
5
Звонкие и глухие "одиночки". Почему они так называются.Игра «Подскажи словечко»
Дидактические игры
1
Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных
Уметь:
называть звуки, из которых состоит слово (гласные: ударные, безударные; согласные: звонкие, глухие, парные, непарные, твердые, мягкие
6
Звуки и буквы. Звуко - буквенный разбор слов. Викторина "Интересные буквы и звуки"
Викторина
1
Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных
Уметь:
называть звуки, из которых состоит слово (гласные: ударные, безударные; согласные: звонкие, глухие, парные, непарные, твердые, мягкие, выполнять звуко-буквенный разбор слов.
7
« Грамматическое домино".
Дидактические игры
1
Упражнение в правописании безударных гласных. Развитие умений писать слова с изученной орфограммой
Упражнение в подборе проверочных слов.
Уметь действовать согласно правилу; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами
8
Шипящие согласные. Игра "Волшебный клубок орфограмм.(жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк -чн)
1
Отработка правил написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн
в словах
Уметь правильно писать буквосочетания: жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, нч, нщ, щн
9
Алфавит.
Дидактические игры.
1
Повторение русского алфавита.
Уметь составлять азбуку из письменных букв, располагать слова - названия животных в алфавитном порядке. Знать речевые и неречевые звуки.
Уметь:
составлять текст с опорой на рисунки;
10
Роль предложения в общении. Предлоги. Употребление в речи предлогов. Составление предложений по картинке.
Дидактические игры.
1
Уточнение понятий «предлог», «предложение».
Знать, что такое предлоги и какова их функция; признаки предложения.
11
Легкие головоломки. Технология составление головоломок. Шарады.
Дидактические игры.
1
Составление и решение головоломок. Уметь составлять и решать головоломки, шарады.
12
Слог. Игра "Собери слово". Перенос слов. Правила переноса.
Дидактические игры.
1
Совершенствование навыка деления слов на слоги.
Выполнение упражнений с использованием понятий «перенос слов», «знак переноса»
Уметь:
делить слова на слоги;понимать и называть значение слова;писать прямые линии с нижним и верхним закруглениеманализировать свою работу
13
Ребусы.
Дидактические игры.
1
Технология составления ребусов.
Уметь:
Решать и составлять ребусы.
14
Ударение. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения
Дидактические игры.
1
Работа над ударением в словах. Закрепление правила правописания безударных гласных в корне слова
Выполнение упражнений с использованием слов, написание которых надо запомнить
Уметьвыделить ударение в словах.
15
Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля.
Игра-путешествие
2
Работа над ударением в словах.
Уметь выделять безударный слог, сопоставлять гласные в ударном и безударном слогах проверочного и проверяемого слова
16
Игра " Волшебный клубок орфограмм" (безударная гласная в корне слова)
Дидактические игры.
2
Закрепление правила правописания безударных гласных в корне слова
Уметь: выделять безударный слог, сопоставлять гласные в ударном и безударном слогах проверочного и проверяемого слова писать под диктовку, выполнять самопроверку, находить в словах орфограммы
17
Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь - твой помощник.Способы проверки безударных гласных в корне слова.
Дидактические игры.
1
Выполнение упражнений с использованием слов, написание которых надо запомнить. Работа с орфографическим словарём.
Знать написание словарных слов, способы проверки безударных гласных в корне слова
Уметь: пользоваться с орфографическим словарём.
18
Мягкий знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака.
Дидактические игры.
1
Знакомство с понятием «обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью буквы ь»
Знать: о различении согласных по твердости - мягкости; способах обозначения мягкости согласных
19
Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака.
Конкурс.
1
Знакомство с ролью твёрдого знака.
Знать: правила написания слов с твёрдым знаком.
Уметь: писать слова с Твёрдым знаком.
20
Существительные - слова с предметным значением. Сказка "Приключение в стране "
Соревнование.
1
Имя существительное (значение и употребление). Различение имен существительных, отвечающих на вопросы кто? что?
Связь слов в предложении.
Уметь ставить вопросы к словам-предметам.
Знать, что слова, которые отвечают на вопрос кто?,обозначают одушевленные предметы, а на вопрос что? - неодушевленные
21
Большие и маленькие. Слова, которые пишутся с заглавной буквы.
Дидактические игры.
1
Выполнение упражнений на написание слов с большой буквы.
Уметь: писать заглавную букву в именах собственных.
22-23
Волшебный клубок орфограмм. Рассказ - беседа о роли орфографии.Анаграммы. Составляем схемы.
Дидактические игры.
2
Выполнение упражнений на развитие орфографической зоркости. Составление и решение анаграмм.
Знать правила переноса слов.
Уметь видеть «опасные места» в словах и правильно писать слова
24-25
Прилагательные - слова называющие признаки. Сказка "Приключение в стране " Имя Прилагательное.
Дидактические игры.
2
Наблюдение над словами-признаками. Развитие умения ставить к ним вопросы
Уметь ставить вопросы к словам-призна-кам.
Знать определение части речи.
26-27
Дружба имени существительного с прилагательным. Фокусы.
Дидактические игры.
2
Связь слов-названий и слов-признаков Развитие умения подбирать к словам-предметам слова-признаки
Уметь устанавливать связь слов-признаков и слов-предметов
Уметь графически показывать связь слов; подбирать слова-признаки к словам-предметам
28
Глаголы - слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол!
Словарный запас. Предметы, действия, признак.
Дидактические игры.
Презентация «Мои первые словари»
1
Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить вопросы к этим словам
Знать определение части речи.
Уметь ставить вопросы к словам-действиям
Уметь подбирать к словам-предметам слова-действия; установление связи между словами в предложениях с помощью вопросов
29
Сколько слов Вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра - соревнование "Кто больше знает слов на букву …"
«Замени букву».
Конкурс.
1
Выполнение заданий и упражнений на повторение всех правил.
Знать: правила пользования словарями
30
Знаете ли вы значения слов? Игры со словами. «Вывески улетели».Определение значения слова с помощью толкового словаря.
Дидактические игры. Экскурсия в школьную библиотеку.
1
Работа над лексическим значением слов.
Уметь пользоваться толковым словарём
31
Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов. «Прочитай записку».
Дидактические игры.
1
Уточнение понятия «корень слова». Отработка умения находить однокоренные слова, выделять корень слова Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). Значение суффиксов и приставок (простейшие примеры
Уметь: находить и подбирать однокоренные слова. Знать написание словарных слов. Знать об одинаковом написании корней в родственных словах.
Уметь: писать однокоренные слова; выделять корень
32
Для чего нужно изучать грамматику. Мастерская "Учусь составлять кроссворд" Технология составления кроссвордов
Дидактические игры.
1
Работа над составлением кроссвордов.
Уметь составлять кроссворды
33
Крылатые слова и выражения.
Урок-презентация
1
Составление презентации используя крылатые выражения.
Знать о роли крылатых выражений и слов
34
Итоговое занятие.
Сочини пословицу, шутку, прибаутку.
Тестирование
1
Выполнение тестов
Уметь применять правила, которых изучали