Урок+презентация по русскому языку для 3 класса «Образование сложных слов»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Русский язык 3 класс (Образовательная система «Школа 2100) Учитель: Хисамова Милауша Ильгизовна. Тема урока: Образование сложных слов.
Цель урока: научить детей правильно писать сложные слова с соединительной гласной о и е. Задачи: 1. Формировать умение образовывать сложные слова; сравнивать, находить

и правильно писать в них корни и соединительные

2.Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения,

формировать навыки самоконтроля и самопроверки.

3.Воспитывать интерес к языку, слову. Тип урока Урок объяснения нового материала. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран

Методы обучения:

Проблемный

Исследовательский

Информационно-коммуникативный
Ход урока

  1. Организационный момент.

1.Эмоциональный настрой на урок.

-Добрый день!

-Дети, вам тепло? (Да!)

В классе светло? (Да!)

Прозвенел уже звонок? (Да!)

Уже закончился урок? (Нет!)-

Только начался урок? (Да!)

А хотите ли вы учиться? (Да!)

Значит можно всем садиться!

-Начинаем урок русского языка.

- Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов. 2.Чистописание

Начнём урок с чистописания. Вспомните правила посадки.

-А сейчас, ребята, откройте тетради и напишите число и «Классная работа». На минутке чистописания будем писать букву к. Дайте характеристику звуков, которые обозначает эта буква. (согласный, глухой, тв.и мяг.).Запишите эти буквы и буквосочетания в тетрадь.

Кк ккк Кр Км Ко ок лк км

Прочитайте предложение. Вы узнали, что это за жанр? (пословица).

Спишите пословицу с доски в тетрадь.

Всякий, кто дорос, - спеши на сенокос.

-Ребята, что вы можете сказать про слово «сенокос»?

-Объясните значение слова «сенокос».

-Какое это слово? Почему?

Как образовано это слово? (Сложное слово, образовано с помощью двух корней сен и кос).

Выделите корни, подчеркните соединительную гласную букву. 3.Словарная работа. -Русский язык очень богат словарными словами. Давайте, ребята, мы с вами повторим словарные слова.

1.Командная игра на льду на коньках с шайбой.

-Как сказать одним словом? Давайте запишем это слово.

2.Прием пищи в середине дня.

3. Двигаться в обратном направлении.

4.Здание большой станции для ожидания пассажиров.

5.Место продажи билетов на поезд.

6.Человек, который командует войсками.

7.Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растёт.

Но на вкус кислейший он,

А зовут его ...

-Молодцы, ребята! А теперь подчеркните орфограммы.

- Проверьте свои слова.

Хоккей, обед, назад, вокзал, касса, командир, лимон.

- Составьте предложения с этими словами. ( Запись 1 предложения). Положили ручки на середину тетради, сели правильно.

  1. Актуализация знаний.

1. А теперь давайте проведём разминку для ума «Доскажи словечко». Нужно закончить начатые фразы а) Слова, у которых два корня, называются… (сложными) б) В сложных словах корни соединяются с помощью гласных…(о и е). в) После твердых согласных пишется соединительная гласная…(о) г) После мягких согласных пишется соединительная гласная…(е) д) После букв ж и ш пишется… 2. Молодцы, ребята. А теперь посмотрите на доску. Внимательно прочитайте пары слов. Найдите сложные слова. Почему они сложные?

Хлебница, хлеборезка;

Водоплавающий, плавать;

Лесничий, лесоруб;

Садовод, садовник;

Водовоз, водоплавающий;

Звёздный, звездопад.

-Молодцы, ребята! Как вы думаете, какова тема нашего урока?

  1. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке будем учиться образовывать сложные слова, правильно их записывать и обозначать орфограммы. А ещё мы будем обогащать свой словарный запас,

  1. Первичное усвоение новых знаний

1.-Откройте, учебники стр.91. Найдите упражнение 128.

-Прочитайте, пожалуйста, задание. Что нужно сделать? (Образовать сложные слова из данных пар слов, записать)

-А как нужно действовать, чтобы правильно составить и написать слово?

( работать по алгоритму)

-Прочитайте первую пару слов. Назовите корни. Подберите однокоренные слова с этими корнями.(падают, падение; лист, лиственный, листочек) Образуйте сложное слово.

- Запишите слово. (Листопад.)

-Что означает это слово?(явление природы). Какие орфограммы есть в этом слове? Обозначьте орфограммы. Первоклассник-это ученик или ученица первого класса. Ледокол- мощное судно, оборудованное для прохода сквозь льды, для плавания во льдах. Пылесос-аппарат для очистки помещений, мебели от пыли. Мухомор-ядовитый гриб с красной в белых крапинках шляпкой. Лесоруб-рабочий, занимающейся рубкой леса. О б р а з е ц записи: Листопад, первоклассник, ледокол, пылесос, мухомор, лесоруб Физкультминутка -А теперь давайте немного отдохнём. Гимнастика для глаз.

  1. Первичное закрепление.

-Ребята, названия каких профессий вы знаете?(ответы детей).В русском языке некоторые слова, названия профессий тоже являются сложными словами. Давайте мы с вами познакомимся с этими названиями профессий.

1. Упр. 130. Самостоятельная работа с коллективной проверкой.

- Прочитайте задание.

-Что нужно сделать? (Найти лишние слова. Списать слова, выделить корни, подчеркнуть соединительные гласные)

-Прочитайте про себя слова. А теперь послушайте (читает учитель).

-Какие сложные слова называют людей по их профессии?

-На какой вопрос отвечают все эти слова?

-Какие слова лишние? (самосвал, броненосец)

- Почему они лишние?( Показ рисунков)

Самосвал-грузовой автомобиль с механически опрокидывающимся кузовом. Броненосец- крупный бронированный, т.е. защищённый от выстрелов, военный корабль. - Посмотрите на экран. Некоторые профессии на экране. -Кто такой пчеловод? (человек, занимающийся разведением пчёл) Землекоп-рабочий на земляных работах. Лесоруб- рабочий, занимающейся рубкой леса. Свинопас- устарелая профессия, пастух свиного стада. Водолаз-рабочий, занимающийся подводными работами в специальной водонепроницаемой одежде. Водовоз, водонос- теперь этой профессии нет, раньше были важнейшей профессией (памятник водовозу в городе Санкт- Петербург). Медовар- тот, кто занимается медоварением (изготовлением напитка) Сталевар-рабочий по выплавке стали Верхолаз-рабочий, специалист по работам на большой высоте без специальных креплений Скалолаз-спортсмен-альпинист, специалист по подъёму на скалы. Скороход-тот, кто очень быстро ходит, а также спортсмен- специалист по ходьбе, бегу. Мореплаватель-путешественник по морям. -Спишите эти слова, выделите корни, подчеркните соединительные гласные. -Теперь найдите упражнение 135. Прочитайте задание. 2. Упр. 135. Самостоятельная работа по вариантам. Взаимопроверка. Подобрать и записать как можно больше сложных слов с корнем I вариант - Урок+презентация по русскому языку для 3 класса «Образование сложных слов» ; II вариант - Урок+презентация по русскому языку для 3 класса «Образование сложных слов» .Подчеркнуть орфограммы. -Поменяйтесь тетрадями и проверьте задание друг у друга. -Какие ошибки нашли? -Молодцы, ребята. Вы очень хорошо поработали.

3.-А теперь мы немножко поиграем. Игра называется «Составь сложные слова».

-На партах у вас лежат карточки для парной работы. Вы в парах составляет слова. Всего должны составить 5 слов. Если вы готовы, поднимаете руки.

(Учащиеся работают в парах 2-3 минуты, затем учитель выборочно читает определение слова, а ученик называет сложное слово, которое они образовали).

Карточки для парной работы (15 карточек):

1 ряд.
длинные+ноги .................
тело + греть.......................
броня + жилет..................
скоро+ходить ..................
мухи + морить...................

2 ряд
пешком + ходить ...........

пчёлы + водить ...............

добрая+душа....................
сладости + есть...............
снег + ходить ..................

3 ряд
хор + водить .................
пуля + метать ................
низкий+рост.................
книги +любить...............
кофе + варить................

  1. Рефлексия

-С написанием каких слов познакомились на уроке?

- Как образуются сложные слова?

- Что было интересным для вас на уроке?

Домашнее задание: выполнить упр. 3, 4, с. 97-98.


Использованная литература:

1.Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык.3-й класс. Методические рекомендации для учителя.М.:Баласс, 2007.

2.В.Т.Голубь.Тематический контроль знаний учащихся. Русский язык. 3 класс. Воронеж, 2012.

3.М.М.Морозова. Виды внеклассной работы по русскому языку.

4.Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Москва «АЗЪ», 1995

5.Современная детская энциклопедия. Москва «Махаон», 2008


© 2010-2022