УМК Начальная школа XXI века ИЗО

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Раздел I. Пояснительная записка 1.1. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа. Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса составлена на основе следующих документов:

  • Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Федерального государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Авторской программы «Изобразительное искусство» Л.Г.Савенковой и Е.А.Ермолинской
  • Основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС разработанной на основании примерной программы ООП НОО одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию протокол заседания от 08.04.2015г. № 1015
  • Учебного плана ГБОУ школы на 2015-2016 учебный год
1.2. Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа. В основу рабочей программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» составлена на основе авторской программы Л.Г.Савенкова «Изобразительное искусство» и в соответствии с ФГОС НОО. Определяющими характеристиками предмета «Изобразительное искусство» являются интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника. Структура, содержание, концептуальные положения творческого развития ребёнка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические подходы и методологические основания программы опираются на концепцию образовательной области «Искусство», разработанную в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования» Б.П.Юсовым. Соответствует Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России и допущена Министерством образования РФ. 1.3. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы. Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре. Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:
  • воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
  • развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и
мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
  • овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком
графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
  • развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.

1.4. Место и роль учебного курса в учебном плане образовательного учреждения. На изучение предмета отводится 1 ч в неделю - 33 ч в год. Место предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане ГБОУ школы определяется на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации. Данная программа детализирует и раскрывает содержание стандарта по изобразительному искусству, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета.
1.5. Общая характеристика учебного предмета. Фактор развития реализуется в программе посредством вырабатывания дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно- образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно- творческой деятельности школьника, восприятия разных видов искусства. Основой педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами. Для первоклассников свойственны впечатлительность т стремление познать мир вокруг. Поэтому на этапе знакомства с изобразительным искусством следует формировать у детей умение наблюдать за окружающими предметами, природой, людьми, животными (разнообразием цвета и формы, богатством звуков, особенностями ароматов и др.); развивать умение видеть и замечать, слышать и чувствовать, изучать предметный мир и природу; развивать чувство пространства и формировать осознание себя как части мира; развивать у детей стремление передавать свои наблюдения в творческих работах. Ведущая практическая задача этого года обучения - освоение учащимися формата листа. Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и жизни. Развитие ощущения пространства: предметы, люди в пространстве. Конкретное, единичное в пространстве. Развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности. Интерес к объектам окружения. Разнообразие форм в природе и в неприродной среде. Индивидуальное чувство формы. Развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире. Цвет и краски в природе (солнце, вода, воздух, радуга, огонь, растения, животные). Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение. Формирование индивидуального чувства цвета. Композиционные задачи в искусстве. Развитие основ проектного мышления на основе освоения композиционных задач в искусстве. Композиция, форма, цвет и настроение. В практическую деятельность учащихся с первого года обучения включены задания, предполагающие использование средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Такие задания способствуют развитию зрительного (визуального) восприятия, повышению интереса к непосредственному окружению; помогают сформировать умения работать с дистанционными материалами и инструментами, анализировать и сознательно использовать информацию из различных источников (книг, видео- и кинофильмов, Интернета, рекламы, газет, словарей и др.). Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, усвоение цветоведения и ощущение формы, заданий поисково- экспериментальной направленности, результатом чего является коллективная работа, которая завершает каждый проблемный содержательный блок. 1.6. Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование. Изменения в авторскую программу не вносились.

1.7. Информация об используемом УМК. Тематическое планирование по изобразительному искусству составлено по учебно-методическому комплекту:

Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская. -М.: Вентана-Граф, 2011. Изобразительное искусство: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/Л.Г.Савенкова. Е.А.Ермолинкая. -М.: Вентана-Граф. 2011. 1.8. Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа. Рабочая программа составлена на 33 часа (1 час в неделю), 33 рабочих недель. 1.9. Информация об используемых технологиях обучения, формах уроков и т.п., а также о возможной внеурочной деятельности по предмету Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков в нетрадиционных формах (путешествий, экскурсий, сказок) и т. п. На уроках используется фронтальная, групповая, индивидуальная работы, работа в парах. Основной формой работы учителя и учащихся, учащихся друг с другом является учебный диалог. 1.10. Виды и формы промежуточного, итогового контроля Формы контроля уровня обученности - викторины, кроссворды, отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся Обучение изобразительному искусству в 1 классе строится без отметок. Личностные планируемые результаты отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к изучаемой образовательной области, личностные качества, которые появляются и совершенствуются с помощью курса «Изобразительное искусство». Эти результаты не подлежат итоговой оценке в виде отметки и не являются критерием перевода учащегося в основную школу.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  • Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  • Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  • Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
1.11. Планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства - музейная педагогика

Выпускник научится:

• различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;

• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

• приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

• видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д. в природе, на улице, в быту);

• высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Развитие фантазии и воображения

Выпускник научится:

• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать

их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания

выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

• моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму

Выпускник научится:

• осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта - природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. - в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Выпускник получит возможность научиться:

• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;

• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

Раздел II. Содержание тем учебного курса (33 часа)

I. Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму 1.1. Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного искусства с природой). 1.2. Формирование представлений учащихся о происхождение искусства. Наскальная живопись, рисунки древних людей. Чем и как рисовали люди. Инструменты и художественные материалы современного художника. 1.3. Развитие наблюдательности, формирование умения передавать в цвете свое впечатление от увиденного в природе и окружающей действительности. 1.4. Освоение всей поверхности листа и ее гармоничное заполнение. Первые представления о композиции. 1.5. Развитие представлений об основных направлениях: «вертикально», «горизонтально», «наклонно». Передача в рисунке наблюдаемого в действительности. 1.6. Развитие интереса к разнообразию цвета, форм и настроений в природе из окружающей действительности. Изображение предметов в открытом пространстве. 1.7. Развитие понятия зрительной глубины и ее передача в рисунке: выделение первого плана, главного элемента в композиции. 1.8. Развитие наблюдательности за изменениями в природе и окружающей жизни. Развитие представлений о пространстве в искусстве. 1.9. Получение нового цвета путем смешения двух красок, выполнение плавных переходов одного цвета в другой. Наблюдение: как с помощью белой краски можно изменить цвет. 1.10. Развитие интереса к объектам животного мира природы. Наблюдение за красотой и выразительностью движений животных, птиц, рыб. 1.11. Формирование представлений о рельефе. Лепка рельефа: развитие представлений о «ближе- дальше», «дальше-выше». Загораживание предметов в рисунке с сохранением их взаимного расположения: рядом, над, под. 1.12. Развитие индивидуального чувства формы. 1.13. Передача движения в объеме, знакомство с понятием динамики. Формирование представлений о соразмерности изображаемых объектов. 1.14. Стилизация природных форм в декоративные. Освоение техники бумажной пластики. 1.15. Изображение по представлению с помощью разнообразных по характеру начертания линий. Передача ощущения нереального сказочного пространства: предметы, люди в пространстве. 1.16. Конкретное, единичное в пространстве природы и жизни. 1.17. Навыки работы гуашевыми красками. Развитие представлений о цвете в декоративном искусстве: цвет и краски. Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение. II. Развитие фантазии и воображения. Преобразование наблюдаемого в жизни в творческий продукт. Развитие эстетических чувств ребенка, интереса к разнообразию цвета, форм, звуков, жестов, движений, запахов. Интонации в природе, искусстве и жизни и их отображение в творческих работах. 2.1.Развитие ассоциативного мышления и освоение техники работы кистью и палочкой, «кляксографии». 2.2. Развитие представлений о контрастных и нюансных (сближенных) цветовых отношениях. Передача сюжета в работе. Развитие умения порождать свой сюжет. 2.3. Развитие ассоциативных форм мышления. Звуки окружающего мира. Передача настроения, впечатления от услышанного в цвето- музыкальных композициях. 2.4. Изображение движения. 2.5. Развитие интереса и внимания к цвету в живописи, звукам в музыке, словам в стихах, ритму, интонации. Развитие наблюдательности, умение видеть необычное в обычном. 2.6.Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в стихотворении и в прозе. Различение звуков природы и окружающего мира. Прогулки в лес, в парк, по городу, зоопарку. 2.7. Скульптура как вид изобразительного искусства. Пластические мотивы в объемной форме. 2.8. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства. Создание глубинно-пространственной композиции, в том числе, по мотивам литературных произведений. 2.9. Творческая деятельность по оформлению помещения (интерьера). 2.10. Форма и украшение в народном искусстве. 2.11. Контраст и нюанс в цвете и форме, в словах, звуках музыки, настроении. III. Художественно-образное восприятие изобразительного искусства- музейная педагогика 3.1. Изобразительное искусство в среде других искусств. Связь изобразительного искусства с действительностью. 3.2. Материалы и инструменты художника (холст, кисти, краски, карандаш, бумага, камень, металл, глина). 3.3. Представление о картине, рисунке, скульптуре, декоративной композиции, произведениях декоративно- прикладного искусства. Их эстетические особенности. 3.4. Наблюдение за изменениями цвета и настроения в природе, многообразие цветовых оттенков осенних листьев. Экскурсия в парк или лес. 3.5. Представление работы художника-скульптора и о скульптуре. Скульптура в музее и вокруг нас. Образы людей и животных в скульптуре. Выразительность формы и силуэта в скульптуре. 3.6. Знакомство с крупнейшими музеями России. Государственная Третьяковская галерея. Государственный Эрмитаж. Музей под открытым небом


Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся

Личностные результаты

- целостное, гармоничное восприятие мира;

- интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;

- умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;

- способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;

- способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу);

- представление о том, что у каждого живого существа есть своё жизненное пространство;

- самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;

- умение доводить работу до конца;

- способность предвидеть результат своей деятельности;

- адекватная оценка результатов своей деятельности;

- способность работать в коллективе;

- умение работать индивидуально и в малых группах;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение.

Метапредметные результаты

- постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца);

- принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;

- самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;

- самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;

- умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

- умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;

- умение применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;

- умение выполнят по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно- творческих задач;

- умение проводить самостоятельные исследования;

- умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

- умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;

- умение находить нужную информацию в Интернете;

- участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;

- умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием;

- обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;

- умение пересказывать небольшие тексты (сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, создавать мини-рассказы по своему сюжету;

- понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства);

- умение сопоставить события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними;

- умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.

Предметные результаты

- сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснять это на доступном возрасту уровне;

- умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;

- умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;

- способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;

- умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать о своём любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;

- умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;

- сформированность представлений о природном пространстве и архитектуре разных народов;

- сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знание архитектурных памятников своего региона, их истории;

- активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;

- понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества;

- понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;

- умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;

- умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства - словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;

- умение развивать предложенную сюжетную линию (сочинение общей сказки, пьесы и т.п.);

- сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;

- умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального; хореографии, литературы), понимать специфику выразительного языка каждого из них;

- умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;

- умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;

- умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;

- умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

Система оценки достижения планируемых результатов.

Критерии оценивания

Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность первоклассников решать учебно-познава­тельные и учебно-практические задачи. Необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень интерпретируется как исполнение ребёнком требований стандарта и, соответственно, как безусловный учебный успех ребёнка. Оценка индивидуальных образовательных достиже­ний ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых детьми с предметным содержанием. В 1 классе исключается система балльного (отметочного) оценивания.

Личностные планируемые результаты отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к изучаемой образовательной области, личностные качества, которые появляются и совершенствуются с помощью курса «Изобразительное искусство». Эти результаты не подлежат итоговой оценке в виде отметки и не являются критерием перевода учащегося в основную школу. Вместе с тем учитель должен обращать внимание на то, как формируются личностные качества учащегося (особенно те, которые представлены в стандарте), оценивать изменения, происходящие в характере и мировосприятии ребёнка, учитывая в том числе учебно - познавательные мотивы; взаимоотношения со сверстниками; гражданскую идентичность (отнесение себя к семье, народу, национальности, вере); уровень рефлексивных качеств (уважение к другому мнению, личная ответственность, самооценка, мировоззренческая позиция). Всё это оценивается с учётом вклада уроков изобразительного искусства в формирование личности младшего школьника.

Результаты личностных достижений учащегося фиксируются в двух документах: характеристике ученика и его портфолио. Характеристика, которая выдаётся выпускнику начальной школы, должна отражать его отличительные индивидуальные особенности, не только связанные с освоением учебных предметов (успеваемость), но и раскрывающие черты его характера, личностные качества, например:

- оценку успеваемости учащегося, его достижения в изучении курса «Изобразительное искусство», возможные трудности усвоения конкретного программного материала;

- уровень сформированности учебно- познавательной мотивации, отношение к самостоятельной читательской деятельности; учебная самостоятельность и инициативность (высокий уровень, средний/достаточный, низкий);

- оценку взаимоотношений с одноклассниками, уровень сформированности лидерских качеств, принятия правил участия в совместной учебной деятельности, которая организуется на уроках по предмету «Изобразительное искусство»;

- потребность в творческом проявлении в разных видах деятельности и разных учебных дисциплинах, отношение к природе, окружающей действительности, желание прийти на помощь, умение работать в коллективе, отвечать за свои поступки и действия, способность брать ответственность на себя.

Целесообразно в течение первого класса вести портфолио ученика. Это совместная деятельность учащегося и учителя: школьник обдумывает содержание портфолио, следит за порядком и организацией материалов, а педагог даёт рекомендации, как лучше отразить индивидуальные достижения. С учётом специфики деятельности школьника на уроках изобразительного искусства портфолио может включать следующие материалы:

- творческие работы ребёнка, выполненные как в виде рисунков, так и в других видах творческой деятельности - написании сочинения, эссе, поэтических пробах, созданных проектах и т.д.;

- различные награды (дипломы, похвальные грамоты, благодарности), полученные им за успехи во внеурочной деятельности;

- оценочные характеристики успешных докладов, сообщений, презентаций, проектной деятельности на темы произведений изобразительного искусства, жизни и творчества разных художников.

Творческая самостоятельная работа ученика оценивается по таким критериям, как уровень владения изобразительными навыками, художественными материалами, умение решить композиционные задачи - освоение всей поверхности листа, отбор необходимых объектов изображения и их смысловое объединение.

В итоговый контроль могут быть включены задания повышенного уровня. Результат не учитывается при ответе на вопрос «Выполнены или не выполнены требования стандарта?». Цель включения в работу заданий повышенного уровня - установить число учащихся высокого уровня обученности, их общую культуру и эрудицию, а также провести анализ успешности учебного процесса по курсу «Изобразительное искусство» в данном классе.

Оценка метапредметных результатов строится по следующим параметрам: чувство ритма, колорит, оригинальность манеры исполнения, композиционного решения.

Раздел III. Учебно-тематический план


Наименование разделов и тем

Всего часов

Номера уроков

1

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму

16

1-3, 5-6, 9-12, 16-17, 19-22, 27

2

Развитие фантазии и воображения

11

7, 14, 18, 24-26, 28-32

3

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика)

6

4, 8, 13, 15, 23, 33


Итого

33




Раздел V. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методическая литература:

  1. Учебник: Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская. -М.: Вентана-Граф, 2011.
  2. Методическое пособие: Изобразительное искусство: 1-4 класс: методическое пособие / Л.Г.Савенкова. -М.: Вентана-Граф. 2011.

  3. Изобразительное искусство: 1 класс: методические разработки уроков. Органайзер для учителя / Е.А. Ермолинская. -М.: Вентана-Граф. 2011.Изобразительное искусство: 1-4 класс: интегрированная программа / Л.Г.Савенкова. -М.: Вентана-Граф. 2011.

  4. Савенкова Л.Г. Интегрированная программа 1-4 класс.М.: Вентана-Граф, 2011

Материально - техническое обеспечение программы

Для организации и проведения уроков изобразительного искусства необходим отдельный кабинет, в котором должны быть:

- раковина и кран с холодной водой;

- специально оборудованное место для учителя: большая доска (желательно белая), экран, мультимедийная установка, компьютер;

- комплект наглядных пособий для демонстрации на уроке, в том числе диски с репродукциями картин художников из крупнейших музеев мира, видеофильмами, музыкальными произведениями, предусмотренными школьной программой.

Парты с поднимающимися столешницами, позволяющими располагать работу вертикально или наклонно. Специальные мольберты для работы.

Отдельное помещение, оснащённое стеллажами и шкафами - хранить: баночки для воды, краски, кисти, бумагу и выполненные детские работы; предметы для составления натюрмортов и выполнения иллюстраций; инструмента и приспособления для организации и проведения выставок детского творчества.

Специфическое сопровождение (оборудование)

1) репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;

2) портреты русских и зарубежных художников;

3) таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;

4) таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;

5) схема рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;

6) таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно- прикладному искусству;

7) открытки и календари с репродукциями художников, фотокалендари с изображением пейзажей, художественные фотокалендари с изображением цветов и натюрмортов; животных и птиц; насекомых;

8) стеллажи для хранения художественных материалов, бумаги и детских работ, книг, таблиц;

9) складные мольберты с планшетами;

10) демонстрационные столики;

11) разнообразные художественные материалы и атрибуты для художественного творчества.

Электронно - программное обеспечение

1) электронные библиотеки по искусству, DVD-фильмы по изобразительному искусству, о природе, архитектуре;

2) записи классической и народной музыки;

3) специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы).

Технические средства обучения

1) интерактивная лоска;

2) компьютер с художественным программным обеспечением;

3) музыкальный центр;

4) демонстрационная доска для работы маркерами;

5) цифровой фотоаппарат;

6) сканер, ксерокс и цветной принтер.

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству для учащихся 1 класса

УМК «Начальная школа XXI века» (33 часа в год, 1 час в неделю)

п\п

Дата

Тема урока

К-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Планируемые результаты

Вид

контроля, измерители

План

Факт

Предметные

Метапредметные

Личностные

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (3 часа)

1

07.09


Кто такой художник? Освоение техники работы кистью и красками.

1

Урок- игра

Работа на плоскости.

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного искусства с природой).

Различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве, возникающие в результате восприятия художественного образа (связь изобразительного искусства с природой). Создавать цветовые композиции на передачу характера светоносных стихий в природе (грозы, огня, дождя, северного сияния, радуги, цветущего луга). Овладевать приёмами работы красками и кистью.

Самостоятельно мотивировать учебно - познавательный процесс. Описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы.

Целостно, гармонично воспринимать мир.

Текущий, выставка индивидуальных творческих работ

2

14.09


Чем и как рисовали люди.

1

Урок- путешествие

Работа на плоскости. Восприятие произведений искусства. Образная сущность искусства. Опыт художественно- творческой деятельности Формирование представлений о происхождении искусства.

Представлять, откуда и когда появилось искусство. Изучать природные объекты (камни, листья, ракушки, кору деревьев и др.). Использовать в работе тонированную бумагу; работать, подражая неведомому художнику. Выбирать материал и инструменты для изображения.

Понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе.

Проявлять интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями.

Текущий, выставка индивидуальных творческих работ

3

21.09


Знакомство с палитрой. Создание своих цветов и оттенков.

1

Комбинированный урок

Работа на плоскости. Виды художественной деятельности. Восприятие произведений искусства. Образная сущность искусства Опыт художественно- творческой деятельности. Азбука искусства. Цвет. Развитие умения наблюдать за изменениями в природе, формирование умения передавать в цвете своё впечатление от увиденного в природе и окружающей действительности.

Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие цвета и формы в природе. Передавать в цвете своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности. Изображать по памяти и представлению.

Пересказ небольших текстов (сказок, рассказов), вычленение сюжета, сочинение собственного сюжета, создание мини-рассказа по своему сюжету.

Умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности.

Текущий, беседа

Художественно- образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (1 час)

4

28.09


Взаимосвязь изобразительного искусства с природой, жизнью и другими видами искусств.

1

Урок-исследование

Игра на основе обмена мнениями о произведениях живописи, беседа о природе (по впечатлениям от прогулок в лесу или парке; посещения музея, выставки, просмотра видеоматериалов.

Виды художественной деятельности. Образная сущность искусства. Восприятие произведений искусства. Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? Искусство дарит людям красоту.

Иметь представления об изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью; высказывать свои представления и объяснять их.

Умение сопоставить события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различия между ними.

Выражение своих чувств, вызванных состоянием природы..

Текущий, викторина

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (2 часа)

5

05.09


Художник- живописец. Первые представления о композиции.

1

Урок- путеше­ствие

Работа на плоскости.

Восприятие произведений искусства. Виды художественной деятельности: рисунок, живопись.

Азбука искусства. Композиция.

Опыт художественно-творческой деятельности. Отображение в живописи настроения, чувств автора.

Развитие способности наблюдать за изменениями в природе, за цветом, настроением в природе и их отображением в картине.

А.В. Лентулов, В.В. Кандинский, И.И. Левитан, Н.К. Рерих, П.

Сезанн, К. Моне, Н.П. Крымов. Освоение жизненного простран­ства человека и животного.

Воспринимать и эмоцио­нально оценивать образную характеристику произведений худож­ника.

Различать средства ху­дожественной выразительности. Высказывать своё эстетическое отношение к работе.

Наблюдать, восприни­мать и эмоционально оценивать картину.

Выражать своё отноше­ние и объяснять роль и значение искус­ства в жизни.

Участвовать в беседах о красоте пейзажа в при­роде и искусстве; об отображении времён года в пейзажной живописи, в музыке и поэзии. Наблюдать за живот­ными и изображать их. Иметь представление о том, что у каждого жи­вого существа своё жиз­ненное пространство, уметь передавать его в рисунке. Иметь представление о набросках и зарисовках.

Понимание и передача своего впечатления от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства).

Различение звуков окружающего мира (пения птиц, шум а ветра и деревьев, стука дождя, жужжания насекомых, уличного гула различных звуков машин, голосов людей в доме, в школе, в лесу).

Текущий , беседа

6

12.10


Художник- график. Знакомство с разными художественными материалами (гуашью, пастелью, тушью, карандашом).

1

Комбинированный урок

Работа на плоскости. Виды художественной деятельности. Восприятие произведений искусства. Виды художественной деятельности: рисунок, живопись. Рисунок. Линия - основа языка рисунка. Многообразие линий. Азбука искусства. Форма. Развитие представлений об основных направлениях: вертикально, горизонтально, наклонно. Передача в рисунке своих наблюдений Примерная тема композиций: «Заглавная буква».

Передавать с помощью линии и цвета нужный объект. Представлять и передавать в рисунке направления: вертикально, горизонтально, наклонно. Размещать на рисунке предметы в разных положениях. Работать по наблюдению (выполнять упражнения на проведение различных линий графическими материалами).

Умение сопоставить события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделить общее и различное между ними.

Иметь представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство.

Текущий, выставка индивидуальных творческих работ

Развитие фантазии и воображения (1 час)

7

19.10


Фломастеры. Придумываем, сочиняем, творим.

1

Урок- фантазия

Работа на плоскости.

Азбука искусства. Форма. Развитие интереса и внимания к цвету в живописи, звукам в музыке, словам в стихах, ритму, интонации. Развитие наблюдательности, умения видеть необычное в обычном.

Импровизировать на темы контраста и нюанса (сближенные цветовые отношения). Сравнивать контраст и нюанс в музыке и танце, слове; повседневные звуки с музыкальными (нахождение различий и сходства).

Пополнение словарного запаса. Умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.

Самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов.

Текущий, викторина

Художественно - образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (1 час)

8

26.10


Идём в музей. Художник - скульптор. Скульптура в музее и вокруг нас.

1

Экскурсия

Виды художественной деятельности. Скульптура. Объем - основа языка скульптуры. Элементарные приемы работы пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. О чем говорит искусство? Искусство дарит людям красоту. Материалы и инструменты художника- скульптора. Портрет в скульптуре. Микеланджело, В.И. Мухина, Ф.Ф. Каменский, А.М. Матвеев.

Участвовать в обсуждениях на темы: «Какие бывают художники: живописцы, скульпторы, графики». Проводить коллективные исследования о творчестве художников. Представлять особенности работы скульптура, архитектора, игрушечника, дизайнера. Называть и объяснять понятия: форма, силуэт, пропорции, динамика в скульптуре. Воспринимать и оценивать скульптуру в музее и в окружающей действительности.

Проектирование (планирование) самостоятельной деятельности в соответствии с предлагаемой учебной задачей.

Умение доводить работу до конца.

Текущий, кроссворд

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (4 часа)

9

09.11


Лепка рельефа на свободную тему.

1

Урок- практикум

Работа в объёме и пространстве.

Виды художественной деятельности. Скульптура. Объем- основа языка скульптуры. Азбука искусства. Выразительность объемных композиций Формирование представлений о рельефе. Лепка рельефа: развитие понятий «ближе - ниже», «дальше - выше». Загораживание предметов в рисунке с сохранением их взаимного расположения: рядом, над, под.

Изображать предметы в рельефном пространстве: ближе - ниже, дальше - выше. Передавать простейшую плановость пространства и динамику (лепка в рельефе с помощью стеки).

Умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний.

Предвидение результата своей деятельности.

Текущий, выставка индивидуальных творческих работ

10

16.11


Времена года. Тёплые и холодные цвета.

1

Урок - игра

Работа на плоскости. Виды художественной деятельности. Живопись. Образы природы в живописи. Теплые и холодные цвета. Азбука искусства. Эмоциональные возможности цвета. О чем говорит искусство? Пейзажи родной природы.

Наблюдать природные явления, особенности объектов природы, настроения в природе. Уметь замечать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и настроений в природе.

Умение применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин.

Адекватное оценивание результатов своей деятельности.

Текущий, беседа

11

23.11


Времена года. Основные и составные цвета. Понятие оттенка.

1 Комбинированный урок

Работа на плоскости. Виды художественной деятельности. Живопись. Основные и составные цвета. Азбука искусства. Композиция. Цвет. Основные и составные цвета. О чем говорит искусство? Разница в изображении природы в разное время года, в различную погоду.

Получать сложные цвета путём смешения двух красок (жёлтый-красный, синий-жёлтый, красный-синий); составлять оттенки цвета, используя белую и чёрную краски. Передавать с помощью цвета настроение, впечатление в работе, создавать художественный образ.

Умение выполнять по образцу и самостоятельное действие при решении отдельных учебно- творческих задач.

Умение работать в коллективе.

Текущий, обсуждение творческих работ

12

30.11


Освоение техники бумажной пластики. Аппликация.

1

Урок фантазии

Декоративно- прикладное искусство. Опыт художественно- творческой деятельности. Овладение элементарными навыками бумагопластики Стилизация природных форм как приём их перевода в декоративные. Великий художник - природа. Изображение единичных предметов. Ажурные листья с чёткими прожилками. Листья для волшебного дерева

.

Уметь наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни. Вносить свои изменения в декоративную форму. Работать с готовыми формами. Создавать коллективные работы.

Умение проводить самостоятельные исследования.

Умение работать индивидуально и в малых группах.

Текущий, выставка коллективных творческих работ

Художественно - образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (1 час)

13

07.12


Мастерская художника.

1

Урок - экскурсия

Экскурсия в творческую мастерскую художника.

Восприятие произведений искусства. Художник и зритель. Представления о роли изобразительных искусств в повседневной жизни человека. О чем говорит искусство? Искусство дарит людям красоту. Материалы и инструменты художника (холст, кисти, краски, карандаш, бумага, камень, металл, глина)

Наблюдать за работой художника (в мастерской, используя фильм, описание в книге). Коллективные рассуждения о художниках и их работе. Участвовать в обсуждениях на темы: «Какие бывают художники: живописцы, скульпторы, графики», «Что и как изображает художник-живописец и художник-скульптор».

Умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.

Слушать и слышать собеседника, вести и поддерживать диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение.

Текущий, беседа

Развитие фантазии и воображения (1 час)

14

14.12


Художник - архитектор. Конструирование замкнутого пространства.

1

Комбинированный урок

Работа в объёме и на плоскости.

Художественное конструирование и дизайн. Азбука искусства.

Объем. Форма. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства Проектирование окружающей среды. Макеты, этюды, конструкции из бумаги «Детская игровая площадка». Работа в группах по 3-4 человека.

Использование в композиции игрушек, созданных из бумаги на основе упаковки. Работа над интерьером и его украшением.

Создание «дома» для себя или для любимой куклы. Работа в группах по 3-5 человек

Работать с крупными формами.

Конструировать замкнутое пространство, используя большие

готовые формы (коробки, упаковки, геометрические фигуры, изготовленные старшеклассниками или родителями). Конструировать из бумаги и создавать народные игрушки из ниток и ткани. Создавать глубинно-пространственную композицию, в том числе по мотивам литературных произведений. Использовать в работе готовые объёмные формы, цветную бумагу, гуашь.

Украшать интерьер аппликацией или росписью.

Самостоятельно мотивировать свою деятельность, определять цели работы (задания) и выделять её этапы.

Самостоятельно мотивировать свою деятельность, определять цель работы (задания) и выделять её этапы.

Текущий, выставка коллективных творческих работ

Художественно - образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (1 час)

15

21.12


Идём в музей.


1

Урок - экскурсия

Экскурсия или просмотр видеофильма. Виды художественной деятельности. Восприятие произведений искусства. Ведущие художественные музеи России. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Опыт художественно - творческой деятельности. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

Понимать и объяснять роль и значение музея в жизни людей.

Комментировать видеофильмы, книги по искусству.

Выполнять зарисовки по впечатлению от экскурсий, создавать композиции по мотивам увиденного.

Ставить учебную задачу и контролировать её выполнение. Уметь доводить дело до конца.

Предвидеть результат своей деятельности.

Текущий, беседа, создание композиций

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (2 часа)

16

11.01


Художник - прикладник.

1

Комбинированный урок

Работа на плоскости.

Декоративно- прикладное искусство. Истоки декоративно - прикладного искусства и его роль в жизни человека. Азбука искусства. Развитие индивидуального чувства формы. Конкретное, единичное в пространстве природы и жизни. Развитие представлений о цвете в декоративном искусстве: цвет и краски. Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение. Выполнение декоративного фриза. Освоение навыков работы гуашевыми красками. Создание фантастических композиций по представлению: «Пение стрекоз», «Лунные цветы», «Морские звуки». Освоение работы с бумагой. Аппликация на основе неожиданных цветковых отношений.

Иметь представление о стилизации: перевод природных форм в декоративные. Создавать несложный орнамент из элементов, подсмотренных в природе (цветы, листья, трава, насекомые, например жуки, и др.)

Уметь работать с палитрой и гуашевыми красками.

Понимать взаимодействие цвета и формы в декоративном искусстве; цвета и настроения.

Создавать подарки своими руками.

Уметь видеть и передавать необычное в обычном.

Самостоятельно мотивировать свою деятельность, определять цели работы (задания) и выделять её этапы.

Адекватно оценивать результаты своей деятельности.

Текущий, выставка индивидуальных творческих работ

17

18.01


Делаем игрушки сами.

1

Урок - практикум

Работа в объёме.

Художественное конструирование и дизайн. Опыт художественно - творческой деятельности. Овладение элементарными навыками лепки. Стилизация в изобразительном искусстве. Изображение по материалам наблюдений. Передача движения в объёме, знакомство с понятием динамики. Формирование представлений о соразмерности изображаемых объектов. Использование в декоративной лепке готовых форм (каркас) - композиция «Ярмарка игрушек».

Передавать в объёме характерные

формы игрушек по мотивам народных промыслов. Передавать в декоративной объёмной форме характерные движения животного.

Проявлять интерес к окружающему

предметному миру и разнообразию форм в образах народного искусства.

Представлять соразмерность форм в объёме. Представлять и создавать несложные декоративные объёмные композиции из цветного пластилина с использованием готовых форм.

Создавать коллективные композиции.

Уметь проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.

Уметь работать в коллективе.

Текущий, выставка коллективных композиций

Развитие фантазии и воображения (1 час)

18

25.01


Кляксография. Освоение техники работы «от пятна».

1

Урок фантазии

Работа на плоскости. Импровизация. Виды художественной деятельности. Красота и разнообразие природы, предметов, выраженные средствами рисунка. Опыт художественно - творческой деятельности. Развитие ассоциативного мышления. Освоение техники работы кистью и палочкой, «кляксографии». Освоение техник работы «от пятна» и «по сырому».

Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, поэтического слова, художественного движения.

Умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний.

Самостоятельно мотивировать свою деятельность, определять цель работы (задания) и выделять её этапы.

Текущий, выставка индивидуальных творческих работ

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (4 часа)

19

01.02


Какие бывают картины? Пейзаж.

1

Урок - исследование

Работа на плоскости.

Виды художественной деятельности. Жанр пейзажа. Опыт художественно- творческой деятельности. Формирование представлений о рельефе. Развитие понятий «ближе - ниже», «дальше - выше». Загораживание предметов в рисунке с сохранением их взаимного расположения: рядом, над, под.

Изображать предметы в рельефном пространстве: ближе - ниже, дальше - выше.

Передавать простейшую плановость пространства и динамику.

Уметь проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.

Целостно, гармонично воспринимать мир.

Текущий, викторина

20

15.02


Какие бывают картины: портрет.

1

Урок применения полученных знаний

Работа на плоскости. Виды художественной деятельности. Образ человека в живописи. Жанр портрета. Опыт художественно - творческой деятельности. Жанр портрета. Человек и человеческие взаимоотношения. Композиция и порядок изображения портрета. Пропорции лица человека.

Передавать характерные черты внешнего облика человека.

Использовать пропорциональные

соотношения лица.

Изображать портреты, передавать свое отношение к персонажу.

Уметь критически оценивать результаты своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний.

Проявлять интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями.

Текущий, обсуждение творческих работ

21

22.02


Какие бывают картины: сюжет.

1

Комбинированный урок

Работа на плоскости. Виды художественной деятельности. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Опыт художественно - творческой деятельности. Передача сюжета в работе. Развитие умения выстраивать свой сюжет. Соотношение земли, неба; выделение главного предмета в композиции. Создание картин - фантазий.

Наблюдать за окружающими предметами, деревьями, явлениями природы, настроением в природе и конструктивными особенностями природных объектов. Уметь замечать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности (формы вещей, звуки и запахи в природе, движения людей, животных, птиц).

Уметь находить информацию в Интернете.

Уметь формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности.

Текущий, выставка индивидуальных творческих работ

22

29.02


Какие бывают картины: натюрморт.

1

Урок изучения нового материала

Работа на плоскости. Виды художественной деятельности. Жанр натюрморта. Азбука искусства. Композиция. Творческая деятельность по оформлению помещения (интерьера). Рисование с натуры предметов разной формы в сравнении с другими предметами. Выделение главного предмета в композиции.

Наблюдать за окружающими предметами, деревьями, явлениями природы, настроением в природе и конструктивными особенностями природных объектов. Уметь замечать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм, настроений в природе и окружающей действительности.

Участвовать в тематических обсуждениях и выражать свои предложения.

Выражать свои чувства, вызванные состоянием природы.

Текущий, оценивание художественной деятельности

Художественно - образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (1 час)

23

07.03


Идём в музей. Жанры изобразительного искусства.

1

Урок - экскурсия

Работа на плоскости.

Виды художественной деятельности. Жанры изобразительного искусства. Азбука искусства. Эмоциональные возможности цвета. Изобразительное искусство среди других искусств. Связь изобразительного искусства с действительностью. Представление о картине, рисунке, скульптуре, декоративной композиции, произведениях декоративно- прикладного искусства, их эстетических особенностях. Жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет; бытовой и исторический жанры. Знакомство с художниками: А.М.Герасимов, Р.Р.Фальк, А.Г.Венецианов, Э.Дека, К.С.Петров-Водкин, А.Матисс, И.Э.Грабарь, Н.К.Рерих.

Отличать материалы и инструменты художников - живописца, графика, прикладника, архитектора, скульптора. Понимать, каким образом художник изображает предметы и события. Различать жанры изобразительного искусства и уметь их группировать, представить и объяснить.

Воспринимать и эмоционально оценивать образную характеристику произведений художника. Различать средства художественной выразительности. Высказывать своё эстетическое отношение к работе. Наблюдать, воспринимать и эмоционально оценивать картину, рисунок, скульптуру, декоративные украшения изделий прикладного искусства. Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни. Участвовать в беседах о красоте пейзажа в природе и искусстве; об отображении времён года в пейзажной живописи, в музыке и поэзии.

Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни.

Самостоятельно мотивировать свою деятельность, определять цель работы (задания) и выделять её этапы.

Текущий, беседа

Развитие фантазии и воображения (3 часа)

24

14.03


Иллюстрация: рисунок в книге.

1

Комбинированный урок

Работа на плоскости. Декоративно - прикладное искусство. Сказочные образы. Азбука искусства. Композиция. Форма и украшение в народном искусстве. Работа с литературными сказочными произведениями. Создание композиции помещения в природной среде по описанию в сказке.

Использовать материал литературных образов в лепке (герои сказок,

декоративные мотивы).

Создавать из работ коллективные композиции.

Умение пересказывать небольшие тексты (сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, создавать мини-рассказы по своему сюжету.

Предвидение результатов своей деятельности.

Текущий, создание коллективных композиций из индивидуальных творческих работ

25

28.03


Природа - великий художник.

1

Комбинированный урок

Работа на плоскости.

Виды художественной деятельности. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Азбука искусства. Фантазия. Великий художник - природа. Изображение единичных предметов. Ажурные листья с чёткими прожилками. Листья для волшебного дерева.

Уметь наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни.

Передавать в рисунке форму, цвет предметов и явлений, наблюдаемых в природе.

Понимать и передавать свои впечатления от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства).

Адекватно оценивать результаты своей деятельности.

Текущий, выставка и оценивание индивидуальных творческих работ

26

04.04


Времена года.

1

Комбинированный урок

Работа на плоскости. Виды художественной деятельности. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Азбука искусства. Цвет. Импровизация. Выполнение цветовых этюдов на передачу характера и особенностей звуков (без конкретного изображения). Передача в цвете настроения, вызванного восприятием картины, сказки, музыки (мелодии). Выполнение быстрых графических работ по впечатлению, памяти. Создание композиций по впечатлению на передачу настроения, динамики. Музыка в картине и стихах.

Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях в технике отрывной аппликации, с помощью гуаши или акварели.

Привносить свой предмет в создаваемое пространство, не нарушая его целостности.

Сопоставление событий, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними.

Умение работать в коллективе.

Текущий, выставка индивидуальных творческих работ

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (1 час)

27

11.04


Акварель.

1

Урок изучения нового материала

Работа на плоскости.

Виды художественной деятельности. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Опыт художественно - творческой деятельности. Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в стихотворении и в прозе. Различение звуков природы и окружающего мира. Освоение техники работы «по сырому».

Наблюдать и передавать динамику, настроение, впечатление в цвето- музыкальных композициях (цветовые композиции без конкретного изображения). Примерные задания: бегущее животное или птицы; ветер в траве или среди деревьев; музыка ветра и дождя. Понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и в прозе.

Различать звуки природы (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, гул падающей воды, жужжание насекомых и др.) и окружающего мира (шум на улице, звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу).

Работать графическими материалами: акварель, пастель.

Сопоставление событий, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними.

Слушать и слышать собеседника, ведение и поддерживание диалога, аргументировано отстаивать собственное мнение.

Текущий, выставка и обсуждение индивидуальных творческих работ

Развитие фантазии и воображения (5 часов)

28

18.04


Сказка с помощью линии.

1

Комбинированный урок

Работа на плоскости.

Виды художественной деятельности. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Азбука искусства. Форма. Изображение по представлению с помощью линий, разнообразных по характеру начертания. Передача ощущения нереальности сказочного пространства: предметы, люди в пространстве. Перевод реального изображения в декоративное.

Создавать свободные композиции по представлению с помощью разнообразных линий. Развивать представление о различии цвета в искусстве и окружающем предметном мире. Уметь работать графическими

материалами: карандашом, фломастером и др.

Постановка учебной задачи и контроль её выполнения. Умение доводить дело до конца.

Слушать и слышать собеседника, ведение и поддерживание диалога, аргументировано отстаивать собственное мнение.

Текущий, выставка индивидуальных творческих работ

29

25.04


Рисование животных из клякс.

1

Урок - фантазия

Работа на плоскости.

Виды художественной деятельности. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Опыт художественно- творческой деятельности. Развитие ассоциативного мышления. Освоение техники работы кистью и палочкой, «кляксографии». Освоение техник работы «от пятна» и «по сырому». Превращение кляксы в животное. Изображение животного, образ которого создан в музыке.

Работа на плоскости

Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, поэтического слова, художественного

движения.

Принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения.

Самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов.

Текущий, выставка индивидуальных творческих работ

30

16.05


Лепим животных.

1

Урок применения полученных знаний

Работа в объёме.

Виды художественной деятельности. Объём - основа языка скульптуры. Опыт художественно- творческой деятельности. Скульптура как вид изобразительного искусства. Пластические мотивы в объёмной форме. Создание трёхмерного объёмного образа по мотивам собственных фантазий, объектов фото- и видеосъёмок на природе.

Вычленять в окружающем пространстве художественно-организованные

объёмные объекты.

Улавливать и передавать в слове свои впечатления, полученные от восприятия скульптурных форм.

Самостоятельная мотивация учебно- познавательного процесса.

Умение доводить работу до конца.

Текущий, выставка индивидуальных творческих работ (объёмные объекты)

31

23.05


Изготовление птиц из бумаги на основе наблюдения.

1

Комбинированный урок

Декоративно - прикладная деятельность.

Виды художественной деятельности. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Конструирование замкнутого пространства. Передача движения. Фотографирование человека или животного в движении. Проектирование окружающей среды. Макеты, этюды, конструкции из бумаги. Работа в группах по 3-4 человека. Использование в композиции игрушек, созданных из бумаги на основе упаковки.

Конструировать из бумаги и создавать народные игрушки из ниток и ткани.

Создавать глубинно-пространственную композицию, в том числе по мотивам литературных произведений.

Использовать в работе готовые объёмные формы, цветную бумагу, гуашь.

Украшать изделие аппликацией или

росписью.

Самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов.

Предвидение результатов своей деятельности.

Текущий, выставка коллективных творческих работ (макеты)

32

25.05


Разноцветный мир природы.

1

Комбинированный урок

Работа на плоскости.

Виды художественной деятельности. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Контраст и нюанс в цвете и форме, в словах, звуках музыки, настроении. Контраст и нюанс в разных видах искусства.

Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях в технике отрывной аппликации, с помощью гуаши или

акварели. Привносить свой предмет в создаваемое пространство, не нарушая его целостности.

Умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой задачей.

Адекватное оценивание результатов своей деятельности.

Обсуждение и оценивание собственных творческих работ

Художественно - образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (1 час)

33



Идём в музей. Времена года.

1

Урок - экскурсия

Виды художественной деятельности. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Азбука искусства. Цвет. Знакомство с крупнейшими музеями России. Государственный Эрмитаж. Формирование понятий «музей», «экспозиция».

Понимать и объяснять роль и значение музея в жизни людей.

Комментировать видеофильмы, книги по искусству.

Выполнять зарисовки по впечатлению от экскурсий, создавать композиции по мотивам увиденного

Иметь представления об изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью; высказывать свои представления и объяснять их.

Умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием.

Слушать и слышать собеседника, ведение и поддерживание диалога, аргументированное отстаивание собственного мнения.

Текущий, беседаИтого:

1. Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму -

изобразительное искусство и окружающий мир - 16 уроков;

2. Развитие фантазии и воображения -11 уроков; 3. Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) - 6 уроков.

Всего: 33 часа



© 2010-2022