- Преподавателю
- Начальные классы
- Социальный проект «Уютный дом для скворцов»
Социальный проект «Уютный дом для скворцов»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Каталова Н.В. |
Дата | 19.05.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное образовательное учреждение
Новопокровская средняя общеобразовательная школа
Ветлужского района Нижегородской области
Авторы проекта:
Вихарев Павел Анатольевич,
учитель технологии
Соколова Ольга Сергеевна,
учитель географии, экологии
Каталова Наталья Владимировна,
учитель иностранного языка
2013 год
Аннотация проекта 2013 год в России объявлен Указом президента Владимира Путина годом охраны окружающей среды. Окружающая среда или среда обитания - это неживая и живая природа, которая окружает организм и с которой он непосредственно взаимодействует. С каждым годом человек все активнее и активнее вмешивается в природную среду, лишая многих живых существ привычных мест обитания. Особенно сильно страдают от этого птицы. Птицы - одни из наиболее интересных и доступных среди животного мира объектов для наблюдения и исследования. Именно поэтому в год экологии и юбилейный год для Союза охраны птиц России актуальной является реализация социального проекта «Уютный дом для скворцов». Изучение жизнедеятельности скворцов представляет интерес, так как эти птицы всегда соседствуют с человеком, и в то же время человек совсем не имеет представления об особенностях среды обитания этих птиц, их значении в природе и жизни человека. Предлагаемый проект ориентирован на создание в школе системы сотрудничества между школой, семьями учеников, через систематическую работу по формированию трудовых навыков учащихся с привлечением родителей, а также воспитанию экологической культуры учащихся. Решение этой проблемы планируется через вовлечение учащихся и родителей в совместную трудовую деятельность по изготовлению скворечников; пропаганды информации о пользе птиц - защитников садов и огородов. Проект реализуется посредствам проведения совместных мероприятий, посвященных птицам; исследований, опросов. Специально организованных мастерских по изготовлению скворечников под руководством учителя технологии с участием родителей и учащихся; обсуждения достигнутых результатов, информирования о выполнении поставленных задач.
Дидактические цели проекта: привлечь внимание учащихся школы и родителей к проблеме нехватки птичьих домиков для скворцов в селе Новопокровское; формирование социального опыта учащихся, осознание ими элементарного взаимодействия в системе «человек-природа-общество»; воспитание нравственного и экологически обоснованного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; воспитать у детей чувство ответственности за судьбу птиц, вызвать желание заботиться о них, делать для них гнездовья, защищать от хищников и хулиганов; повышение мотивации учащихся в получении дополнительных знаний, освоение практических навыков; учить работать в сотрудничестве со взрослыми.
Методические задачи: расширить представления учащихся о птицах, умение оценить их значимость в природе и жизни человека; научить учащихся правильно изготавливать скворечники; вовлечь учащихся школы и их родителей в трудовую деятельность по изготовлению скворечников; развивать критическое и творческое мышление учащихся, умение увидеть, сформулировать и решить проблему; пропагандировать среди учащихся и родителей о пользе птиц.
Участники проекта:
- учителя трудового обучения, экологии, географии и биологии; - классные руководители 5-9 классов; -родители учащихся 5-9 классов.
Этапы реализации проекта : «Трибуна мнений» (формулирование тем исследований учеников). Распределение на микрогруппы для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем. Выбор творческого названия проекта (совместно с учащимися). Обсуждение плана работы учащихся индивидуально и в группе. Обсуждение со школьниками возможных источников информации. Самостоятельная работа микрогрупп по выполнению заданий. Подготовка школьниками презентации готовых изделий.
Сроки реализации проекта:
январь 2012- июнь 2013 года
Трибуна мнений:
Теоретики: В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова можно найти следующие определения: Скворец - небольшая перелетная певчая птица отряда воробьиных с темным оперением. Скворечник - маленькая деревянная будочка для скворечьего гнезда, укрепляемая на шесте или на дереве недалеко от дома. Скворец - одна из самых популярных птиц. Скворцов еще называют -певцы весны! Кто не знает скворца, постоянного нашего соседа. Обыкновенный скворец - небольшая птица длиной 20 см и весом 75 г. Оперение спины, грудки и задней части шеи у взрослых птиц черное с металлическим блеском. Обыкновенный скворец заселяет территории смешанных и широколиственных лесов. Нередко обустраивает себе жилье недалеко от ферм в сельской местности или же в населенных пунктах. Скворец - птица исключительно полезная. В саду поселится - вредным насекомым несдобровать. Одна семья за сезон уничтожает только майских жуков и их личинок до 8 тысяч, да еще проволочников, разных гусениц. Садовники и огородники должны заранее подготовиться к приему дорогого гостя : почистить старые скворечники, сделать новые. Злейшие враги скворцов - кошки и белки. Они таскают птенцов, могут съесть и яйца. Температура тела у скворца 44°С. Для поддержания такой высокой температуры нужно много энергии, поэтому у птиц очень высокая скорость переработки пищи. Весной скворцы много поют, особенно отличаются этим самцы. Песня односложная, но много подражательных звуков, в пении скворца слышны голоса птиц или даже зверей.
Социологи: Было проведено анкетирование обучающихся 5-11 классов Новопокровской средней общеобразовательной школы в количестве 25 человек (среди них 11 мальчиков и 14 девочек) с целью выявления отношения опрашиваемых к скворцам. Результаты анкетирования обработаны и сведены в таблицы и диаграммы. У 64% опрошенных школьников скворцы селятся возле дома, и это объяснимо, многие живут в частных домах. 70% школьников скворцы нравятся. Но наблюдают за скворцами лишь 41% опрошенных. Радует, что скворцы не мешают 90% опрошенных школьников. 37% школьников изготавливают скворечники, а вот остальные не делают этого. Опрос старожилов нашего села указал на то, что люди сейчас больше озабочены собственным жильём, о пернатых думать некогда, хотя когда-то мастерить скворечники умел каждый школьник.
Конструкторы:
При изготовлении скворечника следует придерживаться следующего порядка:
1. Подобрать и изучить информацию по теме "Скворечник".
2. Подобрать необходимые материалы и инструменты.
3. Разработать чертежи деталей скворечника.
4. Описать технологию его изготовления.
5. Изготовить скворечник по разработанному чертежу.
Скворечник лучше сделать из древесины. Древесина - это натуральный, чистый, природный материал. Данный материал не приносит вреда его обитателям и окружающей среде. Такой скворечник получится уютным и красивым.
Результаты реализации проекта
-
Организация социально-значимой общественной деятельности школьников.
-
Развитие экологической компетентности учащихся в области охраны природы.
-
Улучшение условий среды обитания скворцов в селе Новопокроское.
-
Вовлечение учащихся школы и их родителей в трудовую деятельность по изготовлению скворечников.
Процесс изготовления скворечника в школьной мастерской