Литературное чтение. Е. Л. Шварц Сказка о потерянном времени (4 класс УМК Школа России)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл.

Цель: Знакомство с произведением Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»

Задачи:

  • Совершенствовать навык осмысленного выразительного чтения.

  • Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.

  • Раскрыть нравственный смысл произведения.

  • Учить учащихся мыслить критически, ответственно относится к учёбе.

  • Показать на примере сказки, как это важно беречь своё время.

Планируемые результаты:

Личностные:

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и учителем.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Предметные:

Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные УУД:
извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
высказывать и обосновывать свою точку зрения; задавать вопросы.

Методическое обеспечение урока: Литературное чтение. Учебник для 4 класса. Ч. 2 (Сост. Л. Ф. Климанова и др.).

Материалы к уроку: портрет Е.Л. Шварца, словарь С.И. Ожегова, карточки разных цветов с заданиями.

Технологии: ТРКМ, здоровьесберегающая.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

II. Стадия вызова.

- Сегодня на уроке вы познакомитесь с творчеством замечательного детского писателя. Для того, чтобы узнать кто он, разгадайте шараду. Возьмите светло-зелёную карточку.

Первая буква как в слове Шар.

Середина слова - корень слова ВАРить

Заканчивается слово на букву, которая стоит в алфавите между буквами Х и Ч. (Шварц)






- Евгений Львович Шварц (1896-1958) - писатель, драматург - сказочник. Родился в Казани, в семье врача. Детство и юность провёл в Майкопе. Выдумщик и заводила, он сочинял шуточные пьесы, экспромты, стихи, до слёз смешил окружающих, прекрасно пел и танцевал. В 1921 году с труппой любительского театра приехал в Петроград. Там он стал секретарём К. И. Чуковского, познакомился с известными писателями. Писал стихотворные фельетоны, сатирические рассказы. Работал в детских журналах «Ёж» и «Чиж». На их страницах появились его пьесы-сказки «Новые приключения Кота в сапогах» и «Красная Шапочка». Самые известные пьесы Шварца - «Тень», «Дракон», «Обыкновенное чудо» - были не раз экранизированы. Его драматические произведения до сих пор ставятся в театрах. - Посмотрите на доску. Тема: Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном …» - А чтобы узнать, что потеряли герои сказки, послушайте философскую загадку

Оно длиннее всего на свете - и короче. Быстрее всего - и медленнее. Самое дробное - и самое неразрывное. Его меньше всего ценят, но больше всего сожалеют о его отсутствии. Без него ничего не может быть сделано. Когда его мало, оно пожирает всех и вся без следа, а когда много - дает возможность вздохнуть спокойно. Что это? ВРЕМЯ.

- Как вы думаете, можно ли время потерять?

- А вернуть?

- Прочитайте, как звучит тема урока Тема: Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

Приём «Незаконченные предложения» - Давайте сформулируем задачи урока … Познакомиться … Проанализировать … Узнать, чему учит… - Перед прочтением сказки предлагаю вам задание: если согласны с моим утверждением ставите в таблице +, не согласны - . Возьмите голубую карточку.


1

2

3

4

5

6

7

8

До чтения сказки









После чтения сказки









Приём « Верные и неверные утверждения» .

Верно ли, что …

  1. Дети, напрасно теряющие время, могут превратиться в старичков.

  2. Злые волшебники считали время на калькуляторе. ( СЧЁТЫ)

  3. Детей, которые напрасно теряли время, в рассказе пятеро. (4)

  4. Дом волшебников находился на опушке леса. (В лесной чаще)

  5. До леса дети - старички доехали на троллейбусе. ( Трамвае)

  6. Среди злых волшебников не было Сергея Захаровича.

  7. Часы в доме волшебников назывались часики. ( Ходики)

  8. Человек, теряющий время, сам не замечает, как стареет.

- А чтобы узнать правильно вы ответили или нет, нужно прочитать сказку Е. Л. Шварца. В конце урока мы вернёмся к этой таблице, отложите листочек на угол стола.

III. Осмысление содержания.

  1. Словарная работа. Обратимся к словарю Ожегова.

Окладистая (борода) - широкая и густая.

Керосиновая лампа - лампа, освещающая при помощи керосина.

Ходики - небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями

Пола, полы - нижняя часть, раскрывающейся спереди одежды, например полы пальто.



  1. Работа с текстом.

1) Приём «Чтение с остановками». Текст начинает читать учитель, потом ребята по абзацам.

с. 4 - 8 (Да неужели же не вернуть ребятам потерянной молодости?)

- Что случилось с Петей Зубовым?

- Кого он встретил в лесу?

- Почему Петя превратился в старика?

- Как вы думаете, что будет дальше?

c. 8 - 10 (… помчался в город, искать стариков - школьников)

- Что предложил волшебникам Сергей Владимирович?

- Что нужно было сделать Пети Зубову, чтобы снова помолодеть?

c. 10 - 15 ( Ровно в полночь протянул Петя руку к стрелкам и - раз, два, три - закрутил их обратно, справа налево.)

- Как вы думаете, получится ли у ребят снова стать детьми?

- О чём автор просит помнить ребят?

Физминутка «Часы»

Тик-так, тик-так,

Все часы идут вот так.

Тик-так, тик-так (наклоны головы к плечам).

Смотри скорей, который час.

Тик-так, тик-так (раскачивания туловища).

Налево - раз, направо - раз,

Тик-так, тик-так (наклоны туловища влево - вправо)

Мы тоже можем так.


  1. Работа в четвёрках. Приём «Тонкие и толстые вопросы».

(на доске висит таблица «Тонкие» и «Толстые вопросы»)

- Каждая четвёрка составляет по 3 «тонких» и 2 «толстых» вопроса.

- Проверим, что же у вас получилось…

4) Приём «Кластер».

Успешный человек.

. - На доске вы видите карточки, на которых написаны качества человека. Нам нужно выбрать только те, которые могут помочь добиться успехов не только в учёбе, но и жизни. Ненужные карточки убираем.

- Проверим, что же у нас получилось… Ленивый, рассеянный, внимательный, , несобранный, трудолюбивый, любознательный, умный, послушный, непоседливый, добросовестный, безответственный, целеустремлённый, неряшливый, организованный.

VI. Рефлексия.

1) Приём «Верные и неверные утверждения».


1

2

3

4

5

6

7

8

До чтения сказки









После чтения сказки











- Возвратимся к нашей таблице. Снова ответим на вопросы и проверим, не ошиблись ли вы в своих предположениях. Я буду читать вопросы, а вы во второй строке ставите нужный знак.

- Поднимите руку, чьё мнение совпало?
- По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?

- Совпали ли ваши ожидания: что вы хотели и что узнали на уроке?

- В самом начале урока я вам задала вопросы:

- Как вы думаете, можно ли время потерять?

- А вернуть?

- Как бы вы ответили на них сейчас?

- Чему учит нас сказка?


- Время - это главная ценность человека. Чем больше мы учимся экономить время, тем быстрее растут наши достижения в учёбе, в труде. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. Поэтому каждый из нас должен ценить время, не растрачивать его понапрасну. В этом мы с вами убедились, прочитав сказку Е. Л. Шварца.

- Вернёмся к задачам урока. Смогли мы выполнить поставленные задачи?

2) Эмоциональная оценка урока. Домашнее задание. (Карточка белого цвета)

Карточка «Обратная связь»

- Дорисуйте часы и поднимите ваши карточки вверх.

Литературное чтение. Е.Л. Шварц Сказка о потерянном времени (4 класс УМК Школа России)

- На обратной стороне карточки напишите небольшое эссе на тему: «Умею ли я беречь своё время?» Это будет вашим домашним заданием.

- Закончить урок хочу отрывком из стихотворения С. Баруздина «Стихи о человеке и его часах».

Ведут часы секундам счет.
Ведут минутам счет.
Часы того не подведут, кто время бережет. …


© 2010-2022