- Преподавателю
- Начальные классы
- Литературное чтение. Е. Л. Шварц Сказка о потерянном времени (4 класс УМК Школа России)
Литературное чтение. Е. Л. Шварц Сказка о потерянном времени (4 класс УМК Школа России)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пузырникова С.А. |
Дата | 12.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл.
Цель: Знакомство с произведением Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»
Задачи:
-
Совершенствовать навык осмысленного выразительного чтения.
-
Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.
-
Раскрыть нравственный смысл произведения.
-
Учить учащихся мыслить критически, ответственно относится к учёбе.
-
Показать на примере сказки, как это важно беречь своё время.
Планируемые результаты:
Личностные:
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и учителем.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Предметные:
Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
Познавательные УУД:
извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
высказывать и обосновывать свою точку зрения; задавать вопросы.
Методическое обеспечение урока: Литературное чтение. Учебник для 4 класса. Ч. 2 (Сост. Л. Ф. Климанова и др.).
Материалы к уроку: портрет Е.Л. Шварца, словарь С.И. Ожегова, карточки разных цветов с заданиями.
Технологии: ТРКМ, здоровьесберегающая.
Ход урока.
-
Организационный момент.
II. Стадия вызова.
- Сегодня на уроке вы познакомитесь с творчеством замечательного детского писателя. Для того, чтобы узнать кто он, разгадайте шараду. Возьмите светло-зелёную карточку.
Первая буква как в слове Шар.
Середина слова - корень слова ВАРить
Заканчивается слово на букву, которая стоит в алфавите между буквами Х и Ч. (Шварц)
- Евгений Львович Шварц (1896-1958) - писатель, драматург - сказочник. Родился в Казани, в семье врача. Детство и юность провёл в Майкопе. Выдумщик и заводила, он сочинял шуточные пьесы, экспромты, стихи, до слёз смешил окружающих, прекрасно пел и танцевал. В 1921 году с труппой любительского театра приехал в Петроград. Там он стал секретарём К. И. Чуковского, познакомился с известными писателями. Писал стихотворные фельетоны, сатирические рассказы. Работал в детских журналах «Ёж» и «Чиж». На их страницах появились его пьесы-сказки «Новые приключения Кота в сапогах» и «Красная Шапочка». Самые известные пьесы Шварца - «Тень», «Дракон», «Обыкновенное чудо» - были не раз экранизированы. Его драматические произведения до сих пор ставятся в театрах. - Посмотрите на доску. Тема: Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном …» - А чтобы узнать, что потеряли герои сказки, послушайте философскую загадку
Оно длиннее всего на свете - и короче. Быстрее всего - и медленнее. Самое дробное - и самое неразрывное. Его меньше всего ценят, но больше всего сожалеют о его отсутствии. Без него ничего не может быть сделано. Когда его мало, оно пожирает всех и вся без следа, а когда много - дает возможность вздохнуть спокойно. Что это? ВРЕМЯ.
- Как вы думаете, можно ли время потерять?
- А вернуть?
- Прочитайте, как звучит тема урока Тема: Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».
Приём «Незаконченные предложения» - Давайте сформулируем задачи урока … Познакомиться … Проанализировать … Узнать, чему учит… - Перед прочтением сказки предлагаю вам задание: если согласны с моим утверждением ставите в таблице +, не согласны - . Возьмите голубую карточку.
1
2
3
4
5
6
7
8
До чтения сказки
После чтения сказки
Приём « Верные и неверные утверждения» .
Верно ли, что …
-
Дети, напрасно теряющие время, могут превратиться в старичков.
-
Злые волшебники считали время на калькуляторе. ( СЧЁТЫ)
-
Детей, которые напрасно теряли время, в рассказе пятеро. (4)
-
Дом волшебников находился на опушке леса. (В лесной чаще)
-
До леса дети - старички доехали на троллейбусе. ( Трамвае)
-
Среди злых волшебников не было Сергея Захаровича.
-
Часы в доме волшебников назывались часики. ( Ходики)
-
Человек, теряющий время, сам не замечает, как стареет.
- А чтобы узнать правильно вы ответили или нет, нужно прочитать сказку Е. Л. Шварца. В конце урока мы вернёмся к этой таблице, отложите листочек на угол стола.
III. Осмысление содержания.
-
Словарная работа. Обратимся к словарю Ожегова.
Окладистая (борода) - широкая и густая.
Керосиновая лампа - лампа, освещающая при помощи керосина.
Ходики - небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями
Пола, полы - нижняя часть, раскрывающейся спереди одежды, например полы пальто.
-
Работа с текстом.
1) Приём «Чтение с остановками». Текст начинает читать учитель, потом ребята по абзацам.
с. 4 - 8 (Да неужели же не вернуть ребятам потерянной молодости?)
- Что случилось с Петей Зубовым?
- Кого он встретил в лесу?
- Почему Петя превратился в старика?
- Как вы думаете, что будет дальше?
c. 8 - 10 (… помчался в город, искать стариков - школьников)
- Что предложил волшебникам Сергей Владимирович?
- Что нужно было сделать Пети Зубову, чтобы снова помолодеть?
c. 10 - 15 ( Ровно в полночь протянул Петя руку к стрелкам и - раз, два, три - закрутил их обратно, справа налево.)
- Как вы думаете, получится ли у ребят снова стать детьми?
- О чём автор просит помнить ребят?
Физминутка «Часы»
Тик-так, тик-так,
Все часы идут вот так.
Тик-так, тик-так (наклоны головы к плечам).
Смотри скорей, который час.
Тик-так, тик-так (раскачивания туловища).
Налево - раз, направо - раз,
Тик-так, тик-так (наклоны туловища влево - вправо)
Мы тоже можем так.
-
Работа в четвёрках. Приём «Тонкие и толстые вопросы».
(на доске висит таблица «Тонкие» и «Толстые вопросы»)
- Каждая четвёрка составляет по 3 «тонких» и 2 «толстых» вопроса.
- Проверим, что же у вас получилось…
4) Приём «Кластер».
Успешный человек.
. - На доске вы видите карточки, на которых написаны качества человека. Нам нужно выбрать только те, которые могут помочь добиться успехов не только в учёбе, но и жизни. Ненужные карточки убираем.
- Проверим, что же у нас получилось… Ленивый, рассеянный, внимательный, , несобранный, трудолюбивый, любознательный, умный, послушный, непоседливый, добросовестный, безответственный, целеустремлённый, неряшливый, организованный.
VI. Рефлексия.
1) Приём «Верные и неверные утверждения».
1
2
3
4
5
6
7
8
До чтения сказки
После чтения сказки
- Возвратимся к нашей таблице. Снова ответим на вопросы и проверим, не ошиблись ли вы в своих предположениях. Я буду читать вопросы, а вы во второй строке ставите нужный знак.
- Поднимите руку, чьё мнение совпало?
- По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?
- Совпали ли ваши ожидания: что вы хотели и что узнали на уроке?
- В самом начале урока я вам задала вопросы:
- Как вы думаете, можно ли время потерять?
- А вернуть?
- Как бы вы ответили на них сейчас?
- Чему учит нас сказка?
- Время - это главная ценность человека. Чем больше мы учимся экономить время, тем быстрее растут наши достижения в учёбе, в труде. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. Поэтому каждый из нас должен ценить время, не растрачивать его понапрасну. В этом мы с вами убедились, прочитав сказку Е. Л. Шварца.
- Вернёмся к задачам урока. Смогли мы выполнить поставленные задачи?
2) Эмоциональная оценка урока. Домашнее задание. (Карточка белого цвета)
Карточка «Обратная связь»
- Дорисуйте часы и поднимите ваши карточки вверх.
- На обратной стороне карточки напишите небольшое эссе на тему: «Умею ли я беречь своё время?» Это будет вашим домашним заданием.
- Закончить урок хочу отрывком из стихотворения С. Баруздина «Стихи о человеке и его часах».
Ведут часы секундам счет.
Ведут минутам счет.
Часы того не подведут, кто время бережет. …