Технологическая карта урока по окружающему миру (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока по окружающему миру (4 класс)Технологическая карта урока по окружающему миру (4 класс)Технологическая карта урока по окружающему миру (4 класс)Технологическая карта урока по окружающему миру (4 класс)Технологическая карта урока по окружающему миру (4 класс)Технологическая карта урока на тему:

«Почва. Состав почвы»

Учитель: Горбачева Оксана Владимировна, учитель начальных классов ГБОУ Школа № 867 г. Москвы

Предмет: окружающий мир

Класс: четвёртый

Учебник: Виноградова Н.Ф. Окружающий мир : 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2/ Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова. - 4 изд., дораб. - М.: Вентана - Граф, 2014. - 176 с. :ил.

Цель: создание условий для осознания и осмысления обучающимися новой информации о почве, ее составе, плодородии.

Задачи:

  • Образовательные:

- систематизация и обобщение знаний о почве - среде обитания растений и животных;

- формирование представлений о составе почве, ее плодородии;

- формирование исследовательских умений: проводить наблюдения и опыты, работать с литературой, выдвигать гипотезы, делать выводы, представлять результаты исследовательской работы ;

  • Развивающие:

- развитие речи (умения оформлять свои мысли в устной форме), мышления (умения устанавливать аналогии, обобщать);

- развитие умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную деятельность;

- развитие умения ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Воспитательные:

- воспитание положительной мотивации к уроку окружающего мира;

- формирование умения работать в паре, группе, слушать и понимать речь других и высказывать собственные суждения.

Тип урока: открытия нового знания

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.

Техническое оборудование:

-для учителя: компьютер, интерактивная доска, проектор, цифровой микроскоп, учебный фильм «Опыты с почвой», презентация;

- для учащихся: учебник, лист наблюдений, лупа, стаканчик с водой, поддон с почвой, лист с тестовыми заданиями.


Структура и ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

- Проверьте свои рабочие места.

- Всё ли подготовлено к уроку?

- Предлагаю вам опять заглянуть в кладовую природы и постараться разгадать одну из ее тайн.

- Какие качества вам в этом помогут?

- Проверяют свои рабочие места.

-Внимание, наблюдательность, аккуратность, умение слушать своих товарищей.

Регулятивные: умение определять цель деятельности на уроке.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли полно, точно.

2

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

- Загадаю вам загадку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна - получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину - вытащишь много. Она у нас под ногами. Да только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры. Догадались, о чем идет речь?

Издавна кормит людей земля - матушка. Недаром ее называют кормилицей.

- А как называют землю в славянской мифологии?

- Какое еще значение есть у слова «земля»?

- Кто из вас знает научный термин -земля?

-Как вы думаете, какая сегодня тема урока? Что послужит объектом нашего изучения?



- О земле.

- Мать- сыра земля.

- Название планеты.

- Почва.

-Почва.

Регулятивные: умение концентрировать свое внимание, сосредоточиться, ориентироваться в своей системе знаний, делать выводы.

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3

Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи)

-Подумайте, на какие вопросы мы могли бы найти ответы?

- Можете ли вы сейчас дать ответ на эти вопросы? Почему?

-Какие виды работ вам помогут в открытии новых знаний?

-Вы готовы открывать новые знания? Тогда - за работу!

-Что такое почва?

-Из чего она состоит?

-Кто в ней живет?

- Не можем?

- Не хватает знаний.

- Чтение статей из учебника и другой литературы.

-Наблюдения.

-Проведение опытов.

- Да, мы готовы.

Регулятивные: планирование деятельности, целеполагание.

Коммуникативные: умение формулировать свои мысли в устной форме.

4

Построение проекта выхода из затруднения («открытие»)

- Давайте ответим на первый вопрос: что такое почва?

- Предлагаю вам найти значение этого слова, используя различные источники информации.

- Чтобы узнать состав почвы, проведем исследование.

-С помощью лупы рассмотрите образец почвы. Что вы увидели?

-Предлагаю рассмотреть почву через цифровой микроскоп.

-Сделайте вывод: что входит в состав почвы.

-Занесите первые результаты в лист наблюдений.

-Предлагаю провести опыт: бросьте в мензурку с водой комочек почвы. Что вы видите?

-Какой вывод можно сделать?

-Занесите результаты опыта в лист наблюдения.

-Добавьте в мензурку почву, размешайте, оставьте на короткое время в покое.

-Продолжим наше исследование. Посмотрите фрагмент из учебного фильма.

-Какой вывод можно сделать?

-Занесите эти результаты в лист наблюдения.

-Пытаются дать определение.

-Находят значение в учебнике, Интернете, «Толковом словаре».

- Корни растений, песок, еще неизвестные частички.

-Наблюдают.

-Остатки растений, животных, песок, глина.

-Заполняют схему «Состав почвы».

- Поднимаются пузырьки.

- В почве содержится воздух.

-Добавляют почву в мензурку с водой, перемешивают.

-Смотрят учебный фильм с опытами.

-В состав почвы входят вода, минеральные соли.

-Заполняют схему до конца.

Познавательные: умение выявлять сущность, особенности объектов, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и свой опыт.

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

5

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

-Давайте проверим наши выводы. Найдите и прочитайте в учебнике нужную информацию.

-Посмотрите на мензурки, что видите?

-Как называется почва, в которой много перегноя?

- Читают информацию в учебнике на с.37, сравнивают с полученной на уроке информацией.

-На дне осадок. Это песок и глина. На поверхности воды - перегной.

- Плодородной. Чем больше перегноя, тем почва плодороднее.

Познавательные: умение работать с информацией, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей, обобщение.

Электронная физминутка

6

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

-Предлагаю выполнить задания в группах.

- Ребята первой группы разгадают кроссворд, в котором все слова начинаются с буквы «П».

-Ребята второй группы среди высказываний найдут верные.

-Ребята третьей группы запишут названия животных, которые обитают в почве.

-Выполняют задания в группах.

-Отчитываются по итогам работы.

-выполняют самопроверку по презентации.

Регулятивные: проявляет познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивает правильность выполнения учебной задачи, вносит необходимые коррективы.

Познавательные: построение речевого высказывания.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

7

Включение в систему знаний и повторение

-Предлагаю выполнить тестовую работу.

-Самостоятельно выполняют тестовую работу.

Познавательные: анализ объекта с целью выделения общего признака, структурирование знаний, построение речевого высказывания, доказательство.

Регулятивные: сравнение способа и результата.

8

Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Посмотрите, какие вопросы вы ставили в начале урока.

- Нашли вы на них ответы?

Обоснуйте свой ответ.

-Какие виды работ помогли вам открыть новое знание?

- Посмотрите в учебник. Какие проблемы мы еще не обсудили?

- Тот, кто подготовит сообщение по этим статьям, запишите д/з: с.39 в учебнике. Остальные выполнят в рабочей тетради №16, 17, 18.

-Проводят самооценку работы на уроке.

-Наблюдения, опыты, исследования.

-Почва нуждается в охране.

-Рубрика «Этот удивительный мир»

Регулятивные: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: умение слушать собеседника.

Перечень используемых на данном уроке ЭОР

№ п/п

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

«Опыты с почвой»

Учебный видеофильм

просмотр

youtube.com/watch?v=nTMCgoqNQ8A

2

«Состав почвы»

Презентация

Текст с иллюстрациями

nsportal.ru/sites/default/files/2013/06/09/pochvy.ppt

























Приложение 1

Лист наблюдения.

Почва - это ___________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Состав почвы





















Приложение 2

Решите кроссворд.

Технологическая карта урока по окружающему миру (4 класс)

1. Слой земли, на котором растут растения.

2. Одна из составных частей почвы.

3. Вещество, повышающее плодородие почвы.

4. Основное свойство почвы.

Выберите верные утверждения.

1.Русский учёный Василий Докучаев говорил, что почва дороже золота, не будет золота, жизнь продолжится, не будет почвы - не будет и жизни.

2.Чем меньше перегноя в почве, тем она плодороднее.

3.Почва - среда обитания растений и животных.

4.Почва состоит из песка, глины пустых бутылок и банок.

5. Почва нуждается в охране и защите.

Запишите названия животных, которые обитают в почве.

( крот, землеройка, дождевой червь, рыбы, муравьи, личинки насекомых, жуки, воробей, медведь)

_____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________

Приложение 3

ФИ_______________________________________________

Тест по теме «Почва».

Выбери и отметь «Х» правильный ответ.

1. Почва это:

а) земля - кормилица;
б) верхний рыхлый, плодородный слой земли;
в) наша планета

2. При нагреве почвы запотело помещённое над ней стекло. О чём это говорит?

а) почва нагрелась; б) в почве есть вода; в) в почве есть песок и глина.

3. О чём говорит появление пузырьков воздуха при опускании почвы в воду?

а) в почве есть воздух, который вытеснила вода;

б) в воде есть воздух, который вытеснила почва;

в) воздуху захотелось показаться человеку.

4. Плодородие почвы зависит от количества:

а) перегноя; б) песка; в) глины.

5. В состав почвы входят:

а) углекислый газ, известняк, воздух, вода;
б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;
в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.

6. Почему нельзя допускать разрушения и уничтожения почвы?

а) в почве обитает много растений и животных;
б) почва очищает воду;
в) почва сохраняет тепло и влагу для растений.

© 2010-2022