- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка урока русского языка в 3 классе Синонимы
Разработка урока русского языка в 3 классе Синонимы
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пудова В.Ф. |
Дата | 17.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
УРОК
РУССКОГО ЯЗЫКА В 3-В КЛАССЕ
ТЕМА: СИНОНИМЫ
Учитель: Пудова В. Ф.
2015-2016
Тема урока: СИНОНИМЫ
Цель: учить школьников подбирать синонимы, составлять синонимический ряд; формировать представление учащихся о многозначности слов русского языка; развивать монологическую речь детей, умение оценивать друг друга и себя; воспитывать интерес к изучению русского языка.
Ход урока
- Организационный момент
II. Актуализация знаний учащихся. Постановка проблемы
-
Минутка каллиграфии.
Оло, оро, ере, еле
-
Словарное слово: Овощи, о- во- щи [оваш'и] 5б., 5зв.
-
Повторение изученного
Посмотрите на доску, прочитайте и определите, сколько записано предложений? (3) Исправьте ошибки. (На доске запись)
Пришла поздняя осЕнь в лЕсу стало скучно и холАдно птицы улИтели в теплые страны.
Какие? (Пришла поздняя осень. В лесу стало скучно и холодно. Птицы улетели в тёплые страны. )
- Молодцы, подчеркните в первом предложении основу. (1 ученик выделяет основу у доски)
- Какое слово употреблено здесь в переносном значении? (пришла)
- Молодцы, ребята, а каким словом можно заменить слово «пришла»? (наступила, настала, началась).
Что общего у этих слов? (слова с близким значением).
- Кто знает, как называются эти слова? (Дети предлагают разные варианты.)
- Ребята, а почему все называют разные ответы?
Дети: потому что мы не знаем, как называются эти слова.
- Значит, с какими словами мы сегодня познакомимся на уроке?
Дети: со словами с близким значением.
-
Первичное восприятие и осознание нового материала.
-
«Мозговой штурм» (Блиц-опрос)
- Раздел в русском языке, изучающий словарный состав языка и лексическое значение слов. (Лексика)
- Слова, имеющие противоположное значение. (Антонимы)
- Слова, близкие по значению. (Синонимы)
- Слова, имеющие несколько значений. (Многозначные)
- Слова, имеющие одно лексическое значение. (Однозначные)
- Кроме прямого значения слова могут иметь другое, необычное. (Переносное)
Слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом способно слово, изменяя лад…
И проклинают, и клянутся словом, напутствуют, и славят, и чернят.
- Каждое слово в русском языке многогранно, к каждому слову нужно быть предельно внимательным, научиться различать оттенки в значении слова.
2. Игра «Найди пару» (Карточки для работы на доске в виде снежинок и осенних листочков.)
- Подберите слова близкие по значению. Огонь пламя Шалун озорник Чистый аккуратный Бросать кидать Приятель друг Противник враг Красный алый Шагать идти Печаль горе Солдат воин - Поставьте вопросы к парам слов. Что вы заметили? (Отвечают на одинаковые вопросы) - Какие это слова по написанию и звучанию? А по лексическому значению? Вывод: группа синонимов, состоящая из двух или более слов, называется синонимическим рядом. 3.Знакомство с правилом учебника с.70 4.Физкультминутка. IV. Закрепление и осмысление знаний.
- Знакомство с понятием «синонимический ряд».
- Наблюдение над значением употребления синонимов в речи. Работа в парах.
- Выполнение упражнения 128 с.71
- Обобщение и систематизация знаний.
- Тестирование
- Подберите синоним к слову бороться.
- Итог урока. (Рефлексия)
VI.Домашнее задание
Упражнение 130 с. 61, выучить правила с.60-61