Разработка урока русского языка в 3 классе Синонимы

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока русского языка в 3 классе Синонимы





УРОК

РУССКОГО ЯЗЫКА В 3-В КЛАССЕ

ТЕМА: СИНОНИМЫ

Учитель: Пудова В. Ф.

2015-2016







Тема урока: СИНОНИМЫ

Цель: учить школьников подбирать синонимы, составлять синонимический ряд; формировать представление учащихся о многозначности слов русского языка; развивать монологическую речь детей, умение оценивать друг друга и себя; воспитывать интерес к изучению русского языка.

Ход урокаРазработка урока русского языка в 3 классе Синонимы

  1. Организационный момент
Прозвенел звонок для нас! Вы зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Мы друг другу улыбаемся, И урок наш начинается!

II. Актуализация знаний учащихся. Постановка проблемы

  1. Минутка каллиграфии.

Оло, оро, ере, еле

  1. Словарное слово: Овощи, о- во- щи [оваш'и] 5б., 5зв.

  2. Повторение изученного

Посмотрите на доску, прочитайте и определите, сколько записано предложений? (3) Исправьте ошибки. (На доске запись)

Пришла поздняя осЕнь в лЕсу стало скучно и холАдно птицы улИтели в теплые страны.

Какие? (Пришла поздняя осень. В лесу стало скучно и холодно. Птицы улетели в тёплые страны. )

- Молодцы, подчеркните в первом предложении основу. (1 ученик выделяет основу у доски)

- Какое слово употреблено здесь в переносном значении? (пришла)

- Молодцы, ребята, а каким словом можно заменить слово «пришла»? (наступила, настала, началась).

Что общего у этих слов? (слова с близким значением).

- Кто знает, как называются эти слова? (Дети предлагают разные варианты.)

- Ребята, а почему все называют разные ответы?

Дети: потому что мы не знаем, как называются эти слова.

- Значит, с какими словами мы сегодня познакомимся на уроке?

Дети: со словами с близким значением.

  1. Первичное восприятие и осознание нового материала.

  1. «Мозговой штурм» (Блиц-опрос)

- Раздел в русском языке, изучающий словарный состав языка и лексическое значение слов. (Лексика)

- Слова, имеющие противоположное значение. (Антонимы)

- Слова, близкие по значению. (Синонимы)

- Слова, имеющие несколько значений. (Многозначные)

- Слова, имеющие одно лексическое значение. (Однозначные)

- Кроме прямого значения слова могут иметь другое, необычное. (Переносное)

Слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом способно слово, изменяя лад…

И проклинают, и клянутся словом, напутствуют, и славят, и чернят.

- Каждое слово в русском языке многогранно, к каждому слову нужно быть предельно внимательным, научиться различать оттенки в значении слова.

2. Игра «Найди пару» (Карточки для работы на доске в виде снежинок и осенних листочков.)

- Подберите слова близкие по значению. Огонь пламяРазработка урока русского языка в 3 классе Синонимы Шалун озорник Чистый аккуратный Бросать кидать Приятель друг Противник враг Красный алый Шагать идти Печаль горе Солдат воин - Поставьте вопросы к парам слов. Что вы заметили? (Отвечают на одинаковые вопросы) - Какие это слова по написанию и звучанию? А по лексическому значению? Вывод: группа синонимов, состоящая из двух или более слов, называется синонимическим рядом. 3.Знакомство с правилом учебника с.70 4.Физкультминутка. IV. Закрепление и осмысление знаний.

  1. Знакомство с понятием «синонимический ряд».
Продолжить ряд слов в парах. Записать в тетрадь. Слова для справок: костер, баловник, хулиган, опрятный, швырять, товарищ, недруг, пурпурный, маршировать, огорчение, вояка.
  1. Наблюдение над значением употребления синонимов в речи. Работа в парах.
Послушайте текст. Что вам не понравилось? Как бы вы изменили текст? С самого утра во дворе слышны весёлые крики ребят (малышей). Ребята строят ледяную горку. Ребята (дети) сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам (детворе) кататься с горки. - Как вы думаете, для чего нужны синонимы? Какую роль они играют в нашей речи? (Синонимы делают нашу речь более выразительной, красивой, помогают избегать повторов.)
  1. Выполнение упражнения 128 с.71
  1. Обобщение и систематизация знаний.
1. Выполнение упражнения 129 с.71 2. Работа со стихотворением. - Найти синонимы, составить синонимические ряды. Что случилось в пятом классе? Что за шум здесь, что за гам? Скачут Таня, Витя, Саша, прыгают Наташа с Машей. Засмеялись Толя с Пашей, прыснули от смеха Даши, Захихикал и Захар. Мимо парт несётся Сонька, А за ней бежит Алёнка, мчатся, никого не видя, Женька, Оля, Надя, Дима, и летят во весь опор Лена, Галя и Егор. А в сторонке, у окошка, Очень тихо, про себя, учит правило, наверно, Ученик - отличник Гена. Что же здесь произошло? Это просто ПЕРЕМЕНА! Словом, всё здесь хорошо! Проверь себя. Случилось - произошло; шум - гам; скачут - прыгают; засмеялись - прыснули - захихикал; несётся - бежит - мчатся - летят; очень тихо - про себя.
  1. Тестирование
  1. Подберите синоним к слову бороться.
а) состязание б) сражаться в) борьба 2) Какое слово из данных не является синонимом к слову аккуратный? а) чистоплотный б) опрятный в) аккуратно 3) Какая из данных строк является синонимическим рядом? а) Добрый - участливый - человеколюбие; б) Лёгкий - воздушный - невесомый; в) Молодость - юность - молодеть
  1. Итог урока. (Рефлексия)
Разработка урока русского языка в 3 классе Синонимы -Чему учились на уроке? -Для чего нужны синонимы? -Какую роль они играют в нашей речи? -Что такое синонимический ряд?

VI.Домашнее задание

Упражнение 130 с. 61, выучить правила с.60-61

© 2010-2022