Урок русского языка по теме Жизнь корня в составе слов разных частей речи с безударными и ударными гласными

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Жизнь корня в составе слов разных частей речи с безударными и ударными гласными». Цель: формировать умение и навыки учащихся, выделять значимую часть слова - корень в разных частях речи; совершенствовать умение правильного написания безударных гласных в корне слова, подбирать проверочное слово и обосновывать написание; развивать орфографическую зоркость; воспитывать познавательный интерес к русскому языку;

Словарная работа ( самостоятельная проверка в словарях)

Встаньте те, кто допустил ошибки. Объясни

Разгадайте слово, значение которого записано на слайде

Успех в борьбе за что - нибудь, осуществление, достижение чего - нибудь в результате преодоления чего - нибудь

В каком месте при записи слова возникает сомнение? ( 1 слог, в корне)

Почему? ( потому что находится в безударной позиции)

Запишите это слово в тетрадь с маленькой буквы, на месте сомнительной гласной обозначьте пропуском (один человек работает у доски, все остальные в тетрадях)

Можем ли мы ее проверить? ( проверить нельзя)

Данная орфограмма является непроверяемой гласной. Где мы можем узнать какую букву надо писать? (русский язык часть 2, словарь пиши правильно)

Дети открывают словарь, смотрят и вставляют нужную букву ( один работает у доски)

Новая тема

-Выпишите только те слова, которые являются родственными, подчеркните основу

«Родственные слова»

Рыба рыба

Рыбка рыбка

Рыбища рыбу

Рыбёшка рыбища

Рыбёшка

о рыбе

-Назовите общую часть родственных слов, основу родственных слов.

-Значит, какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Родственные слова - это слова, у которых есть общая часть слова с общим смыслом, т. е. корень, но разная основа.

Сегодня мы будем говорить о родственных словах.

Актуализация темы

Корни слов живут «семьями», а «квартирами для них служат слова, принадлежащие к разным частям речи

Сейчас мы в этом убедимся, выполнив упражнение 72 на странице 64

Вы должны будете выписать слова в три столбика: существительные, прилагательные, глаголы. Выделите корни.

Сначала пишем в тетрадях упражнение 72, на следующей строчке начинаем на три столбика. Каждый столбик по 5 см, длинной 8 строчек. Пишем слова с маленькой буквой

Одно слово показываю сама, все остальное дети выполняют самостоятельно. Выполняем упражнение очень аккуратно Существительное зелень побелка сторож чистота даль низина


Прилагательное зеленый белый сторожевой чистый дальний нижний


Глагол зеленеет побелить сторожить почистить удалить снизить

Поищите в каждой семье слова, которые являются проверочными друг друга. Подчеркните их

Проверка на экране

Вывод

В первой строчке корень зелен, во второй …

Какую орфограмму заметили в последней «семье»?( чередование з на ж)

Упражнение 47

Найдите в каждой строчке лишнее слово. Запишите строчками только родственные слова. Выделите везде корни

Первую строчку разбираем у доски, все остальное самостоятельно.

Найдите слова с безударной гласной в корне. С помощью какого слова можно проверить?

Вывод. С помощью родственных слов мы можем проверить орфограмму

Итог урока

К каким выводам пришли на сегодняшнем уроке?

Я узнал …

Я научился …

Мне понравилось…



© 2010-2022