- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья «Реализация комплексной программы образовательной организации по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни как условие выполнения требования нового законодательства»
Статья «Реализация комплексной программы образовательной организации по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни как условие выполнения требования нового законодательства»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гурова Н.А. |
Дата | 19.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Хрящова Л.И.
зам.директора по УВР,
учитель ОБЖ
МБОУ «Сусловская СОШ»
Мариинского муниципального района
Кемеровской области
«Реализация комплексной программы образовательной организации по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни как условие выполнения требования нового законодательства»
«Когда нет здоровья,
Молчит мудрость,
Не может расцвести искусство,
Не играют силы,
Бесполезно богатство
И бессилен разум»
«Отец истории» Геродот
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся на уровне начального общего образования являются:
-
Конвенция о правах ребенка
-
Закон "Об образовании Российской Федерации " от 29.12.2012 г. № 273
-
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 г. № Пр-271
-
Национальная доктрина образования;
-
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от "29" декабря 2010 г. N 189;
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2010 г. № 373
-
План действий по модернизации общего образования на 2011-2015г.г., утверждённый Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 г. № 1507-р
-
Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г. № 196 (в редакции Федерального Закона от 10.03.2009 г. №216)
-
Устав Учреждения
-
Локальные акты к Уставу Учреждения
Основополагающие приоритеты Программы следующие:
- Здоровый ребенок - практически достижимая норма детского развития.
- Оздоровление - не совокупность лечебно - профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.
- Индивидуально - дифференцированный подход - основное средство оздоровительно - развивающей работы с учащимися.
Системная работа по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни может быть организована по следующим направлениям:
- создание экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры школы;
- организация учебной и внеурочной деятельности учащихся;
- организация физкультурно - оздоровительной работы;
- реализация дополнительных образовательных курсов;
- организация работы с родителями (законными представителями);
- организация медицинского обслуживания в школе. В соответствии с выше перечисленным составляется комплексный план мероприятий по реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Комплексный ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ,
ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Направление деятельности Содержание деятельности, мероприятия Сроки Ответственные Экологически безопасная, здоровьесберегающая инфраструктура ОУ - направлена на создание условий для эффективной организации образовательного процесса
- Выявление категорий детей, нуждающихся в бесплатном питании.
- Витаминизация блюд.
- Наличие различных видов спортивного оборудования в спорт. зале и на спорт. Площадке.
- Наличие в штате педагога-психолога, учителя-логопеда, учителей физкультуры.
- Наличие мед. работников.
- Организация дотационного питания учащихся из социально незащищенных семей.
- Организация медицинского обслуживания школьников.
- Участие школьников в целевых воспитательных программах по воспитанию культуры ЗОЖ
в течение года
Администрация Классные руководители, медсестра
Рациональная организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся - направлена на повышение эффективности учебного процесса
- Проведение тематических педсоветов.
- Замеры объёма времени, расходуемого учащимися на выполнение тех или иных заданий.
- Работа в классах строится на основе УМК, система которых формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни («Школа 2100»).
- Наличие в школе оснащенных компьютерных классов, режим работы в этих классах, режим использования компьютерной техники на уроке.
- Проведение психологических тренингов для учителей по вопросам индивидуального подхода к обучающимся.
- Разработка разноуровневых заданий для самостоятельной работы учащихся.
- Создание ситуаций выбора учащимися заданий, форм их представления и т.п.
зам. директора по УВР
классные руководители педагог-психолог
педагоги
педагоги Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы - направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, сохранение и укрепление здоровья детей и формирование культуры ЗОЖ
- Работа клуба ФСК
- Работа объединений ДО (спортивные секции).
- Акции «Я выбираю с спорт как альтернативу пагубным привычкам», «Здоровье молодёжи - богатство края»
- «Осенний кросс», «Весёлые старты», «Лыжня России» и «Зарница».
- Оздоровительные минутки на уроках.
- Динамические паузы на переменах
- «Дни здоровья».
- Игры на свежем воздухе.
- Тренинг безопасного поведения «Школа безопасности»
в течение года учителя физической культуры, педагоги ДО
Реализация дополнительных образовательных программ, через организацию внеурочной деятельности - направлена на формирование ценности здоровья и ЗОЖ у детей
- Реализация программы «Разговор о правильном питании»
- Работа кружков «Здоровейка», «Чемпион»
- Работа спортивных секций «Волейбол», «Баскетбол», «ОФП»
в течение года зам.директора по ВР, учителя физической культуры, педагоги
Просветительская работа с родителями (законными представителями)- направлена на объединение усилий для формирования ЗОЖ у обучающихся
- Лекции, консультации, советы для родителей по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья («Почему дети и родители не всегда понимают друг друга?», «Как доставить радость маме?», «Агрессивные дети. Причины детской агрессии», «Утомляемость ребёнка и как с ней бороться», «Вредные привычки - профилактика в раннем возрасте» и т.п.).
- Размещение информации по вопросам формирования ЗОЖ на сайте школы.
- Совместные праздники для детей и родителей по профилактике вредных привычек («Папа, мама, я - спортивная семья», «Вперёд, мальчишки!», «Вредная привычка: быть или не быть?», «А мой папа не курит!» и т.п.).
Планируемые результаты реализации Программы
- стабильность показателей физического и психического здоровья детей;
- сокращение количества уроков, пропущенных по болезни;
- активизация интереса детей к занятиям физической культурой;
- рост числа обучающихся, занимающихся в спортивных секциях, кружках по интересам;
- высокий уровень сплочения детского коллектива;
- способность выпускника соблюдать правила экологической культуры и ЗОЖ. Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п. Основные результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся не подлежат итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, однако оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: экспертные суждения (родителей, партнѐров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учѐтом возраста; самооценочные суждения детей. В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые личностные результаты обучения: - ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; - элементарные представления о взаимообусловленности физического, нравственного, социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека; - первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; - первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; - знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. Главное в нашей профессии «НЕ НАВРЕДИ!». Человек приходит в этот мир не только для своего комфортного существования и личного счастья. Его ум, умение, опыт, вся его жизнь необходима его детям, обществу, будущим поколениям. Достойным существованием человека на Земле помогает сделать ЗДОРОВЬЕ, духовное и физическое, которое является главным нашим достоянием. Педагогическому коллективу очень важно донести до каждого ребенка философскую мудрость «Отца истории» Геродота:
Когда нет здоровья,
Молчит мудрость,
Не может расцвести искусство,
Не играют силы,
Бесполезно богатство,
Бессилен разум.
Текст сопровождается презентацией.