• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Статья «Реализация комплексной программы образовательной организации по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни как условие выполнения требования нового законодательства»

Статья «Реализация комплексной программы образовательной организации по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни как условие выполнения требования нового законодательства»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Хрящова Л.И.

зам.директора по УВР,

учитель ОБЖ

МБОУ «Сусловская СОШ»

Мариинского муниципального района

Кемеровской области
«Реализация комплексной программы образовательной организации по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни как условие выполнения требования нового законодательства»

«Когда нет здоровья,

Молчит мудрость,

Не может расцвести искусство,

Не играют силы,

Бесполезно богатство

И бессилен разум»

«Отец истории» Геродот


Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся на уровне начального общего образования являются:

  • Конвенция о правах ребенка

  • Закон "Об образовании Российской Федерации " от 29.12.2012 г. № 273

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 г. № Пр-271

  • Национальная доктрина образования;

  • Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от "29" декабря 2010 г. N 189;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2010 г. № 373

  • План действий по модернизации общего образования на 2011-2015г.г., утверждённый Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 г. № 1507-р

  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г. № 196 (в редакции Федерального Закона от 10.03.2009 г. №216)

  • Устав Учреждения

  • Локальные акты к Уставу Учреждения

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни (далее - Программа) в соответствии с определением ФГОС - комплексная программа формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения ООП НОО (ООО) Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни − необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы школы, требующий соответствующей экологически безопасной, здоровьесберегающей организации всей жизни школы, включая еѐ инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, организации рационального питания. Основная цель Программы - сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья учащихся как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Основополагающие приоритеты Программы следующие:

- Здоровый ребенок - практически достижимая норма детского развития.

- Оздоровление - не совокупность лечебно - профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.

- Индивидуально - дифференцированный подход - основное средство оздоровительно - развивающей работы с учащимися.


Системная работа по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни может быть организована по следующим направлениям:

- создание экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры школы;

- организация учебной и внеурочной деятельности учащихся;

- организация физкультурно - оздоровительной работы;

- реализация дополнительных образовательных курсов;

- организация работы с родителями (законными представителями);

- организация медицинского обслуживания в школе. В соответствии с выше перечисленным составляется комплексный план мероприятий по реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.


Комплексный ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ,

ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Направление деятельности Содержание деятельности, мероприятия Сроки Ответственные Экологически безопасная, здоровьесберегающая инфраструктура ОУ - направлена на создание условий для эффективной организации образовательного процесса

  • Выявление категорий детей, нуждающихся в бесплатном питании.
  • Витаминизация блюд.
  • Наличие различных видов спортивного оборудования в спорт. зале и на спорт. Площадке.
  • Наличие в штате педагога-психолога, учителя-логопеда, учителей физкультуры.
  • Наличие мед. работников.
  • Организация дотационного питания учащихся из социально незащищенных семей.
  • Организация медицинского обслуживания школьников.
  • Участие школьников в целевых воспитательных программах по воспитанию культуры ЗОЖ
сентябрь
в течение года






Администрация Классные руководители, медсестра


Рациональная организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся - направлена на повышение эффективности учебного процесса
  • Проведение тематических педсоветов.
  • Замеры объёма времени, расходуемого учащимися на выполнение тех или иных заданий.
  • Работа в классах строится на основе УМК, система которых формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни («Школа 2100»).
  • Наличие в школе оснащенных компьютерных классов, режим работы в этих классах, режим использования компьютерной техники на уроке.
  • Проведение психологических тренингов для учителей по вопросам индивидуального подхода к обучающимся.
  • Разработка разноуровневых заданий для самостоятельной работы учащихся.
  • Создание ситуаций выбора учащимися заданий, форм их представления и т.п.
в течение года





зам. директора по УВР

классные руководители педагог-психолог
педагоги
педагоги Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы - направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, сохранение и укрепление здоровья детей и формирование культуры ЗОЖ
  • Работа клуба ФСК
  • Работа объединений ДО (спортивные секции).
  • Акции «Я выбираю с спорт как альтернативу пагубным привычкам», «Здоровье молодёжи - богатство края»
  • «Осенний кросс», «Весёлые старты», «Лыжня России» и «Зарница».
  • Оздоровительные минутки на уроках.
  • Динамические паузы на переменах
  • «Дни здоровья».
  • Игры на свежем воздухе.
  • Тренинг безопасного поведения «Школа безопасности»

в течение года учителя физической культуры, педагоги ДО





Реализация дополнительных образовательных программ, через организацию внеурочной деятельности - направлена на формирование ценности здоровья и ЗОЖ у детей
  • Реализация программы «Разговор о правильном питании»
  • Работа кружков «Здоровейка», «Чемпион»
  • Работа спортивных секций «Волейбол», «Баскетбол», «ОФП»

в течение года зам.директора по ВР, учителя физической культуры, педагоги


Просветительская работа с родителями (законными представителями)- направлена на объединение усилий для формирования ЗОЖ у обучающихся
  • Лекции, консультации, советы для родителей по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья («Почему дети и родители не всегда понимают друг друга?», «Как доставить радость маме?», «Агрессивные дети. Причины детской агрессии», «Утомляемость ребёнка и как с ней бороться», «Вредные привычки - профилактика в раннем возрасте» и т.п.).
  • Размещение информации по вопросам формирования ЗОЖ на сайте школы.
  • Совместные праздники для детей и родителей по профилактике вредных привычек («Папа, мама, я - спортивная семья», «Вперёд, мальчишки!», «Вредная привычка: быть или не быть?», «А мой папа не курит!» и т.п.).
в течение года зам. директора по ВР классные руководители

Планируемые результаты реализации Программы

- стабильность показателей физического и психического здоровья детей;

- сокращение количества уроков, пропущенных по болезни;

- активизация интереса детей к занятиям физической культурой;

- рост числа обучающихся, занимающихся в спортивных секциях, кружках по интересам;

- высокий уровень сплочения детского коллектива;

- способность выпускника соблюдать правила экологической культуры и ЗОЖ. Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п. Основные результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся не подлежат итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, однако оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: экспертные суждения (родителей, партнѐров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учѐтом возраста; самооценочные суждения детей. В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые личностные результаты обучения: - ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; - элементарные представления о взаимообусловленности физического, нравственного, социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека; - первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; - первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; - знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. Главное в нашей профессии «НЕ НАВРЕДИ!». Человек приходит в этот мир не только для своего комфортного существования и личного счастья. Его ум, умение, опыт, вся его жизнь необходима его детям, обществу, будущим поколениям. Достойным существованием человека на Земле помогает сделать ЗДОРОВЬЕ, духовное и физическое, которое является главным нашим достоянием. Педагогическому коллективу очень важно донести до каждого ребенка философскую мудрость «Отца истории» Геродота:

Когда нет здоровья,

Молчит мудрость,

Не может расцвести искусство,

Не играют силы,

Бесполезно богатство,

Бессилен разум.

Текст сопровождается презентацией.

© 2010-2022