Тема: Буквы Щ, щ

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Звук [щ ']. Буквы «Щ, щ»».

12.02

Цель:

Создание условий для ознакомления учащихся с непарным мягким согласным звуком [щ'] и буквами Щ, щ, обозначающими этот звук на письме, буквосочетаниями ча-ща и чу-щу.

Научить читать и произносить слова с буквой Щ.

Воспитывать важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового.

УУД: Наблюдать за написанием и произношением слов с буквой щ. Различать произведения малых фольклорных форм (загадки, путаницы, скороговорки, считалки). Вспоминать знакомые считалки, объяснять их назначение. Зрительный ряд: Лента букв, мультимедиа, демонстрационный материал

План урока.

1.Организационный момент.

2.Речевая разминка.

3.Постановка учебной задачи.

4.Усвоение новых знаний и способов действий. Работа с инвариативной частью букваря.

5.Физминутка.

6.Работа с вариативной частью учебника.

7.Работа в тетрадях.

8.Заключительная часть.

9.Уборка рабочих мест.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

И книжки, и тетрадки,

И мысли - все в порядке.

2.Речевая разминка.

Щука щуку ощущает, ощутив щекой прощает.

3.Постановка учебной задачи.

-Послушайте отрывок из сказки и угадайте, как она называется.

Пошёл Емеля на речку. Прорубил лёд, зачерпнул воды в вёдра и поставил их, а сам гладит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку.

-Вот уха будет сладкая!

Вдруг щука говорит ему человеческим голосом:

-Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.

-Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.

Щука его спрашивает:

-Емеля, Емеля, скажи - чего ты сейчас хочешь?

Беседа по сказке.

-Кто главная героиня сказки? (Щука)

-Какой первый звук в этом слове? (Щ)

-Дадим этому звуку характеристику.

Ответ: Звук (щ) - согласный, глухой, парного звонкого согласного у него нет.

-Определите этот звук на мягкость и твёрдость. Для сравнения произнесём слова: щука, роща, лещ, щит. (Звук [щ'] во всех словах произносится мягко, независимо от того, какой звук следует за ним.)

-Произнести этот звук твёрдо не получается. Значит, звук [щ'] всегда мягкий и не имеет парного твёрдого звука.

4.Усвоение новых знаний и способов действий. Работа с инвариативной частью букваря.

1.Знакомство с буквой Щ («ща»), которой будет обозначаться звук [щ'].

-Какие буквы в своём названии имеют звук [а]? (Буквы «ка», «ха», «ша», «ща»).

-Звуки [щ'] и [ч'] очень близки по звучанию, и нередко их путают в словах. Потренируемся их произносить в скороговорке:

Щёткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

2. Чтение слов в столбиках.

3. Произношение слов, начинающихся с буквосочетания сч. Первым звуком в таких словах будет звук [щ'].

Например: счётчик, счастье, счёт, считалочка.

-Сравните слова: читать и считать.

4.Выведение правила правописания сочетаний: ча-ща, чу-щу из записанных слов. (Ча-ща пишутся с буквой а, чу-щу пишутся с буквой у.

Чтение правила.

5.Работа в паре

Чтение считалки: «Щучья считалочка». Разыгрывание её вместе со счётом.

-Знаете ли вы какие-либо считалки? (Распределяют роли в предстоящей игре)

-Есть считалки для ребят, есть шутливые считалки для зверей. Послушайте одну из них.

6.Работа со стихотворением.

Чтение стихотворения. И.Токмаковой.

-Есть ли такая страна на самом деле?

-Почему такой страны не может быть?

(Потому что все, что описано в стихотворении, похоже на сказку: неодушевлённые предметы оживают и совершенствуют действия - ботинок лакает, картошка глядит, бутылка поёт, стул танцует.)

-Почему автор приписывает такие действия именно этим предметам: ботинку, картошке, бутылке и стулу?

(Потому что у ботинка есть язычок, у картошки-глазок, у бутылки - горлышко, у стула-ножки.)

5.Физминутка.

Дети встают паровозиком, двигаются по классу и поют:

Вот поезд наш едет,

Колёса стучат,

А в поезде нашем

Ребята сидят.

Чу-чу-чу-чу-чу-чу-

Бежит паровоз,

Далеко, далеко

Ребят он повёз.

6.Работа с вариативной частью учебника.

Работа с пословицей.

Учитель читает пословицу:

«Щей поел-словно шубу одел».

-С какой буквы начинается пословица? (Щ)

-Сколько букв Щ в пословице? (1.)

-Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей)

7.Работа в тетрадях.

1.В предложении «спряталось» слово щенок (ще-но-к).

2. Решение ребусов. (Щуки, ящик, щека).

3. Решение кроссворда.(1.Роща. 2.Плащ. 3. Щука.)

8.Заключительная часть.

-С какой буквой вы сегодня познакомились?

-Какой звук она обозначает?

-Охарактеризуйте этот звук. (Звук [щ']-согласный, глухой, парного звонкого согласного у него нет, всегда мягкий).

-С каким правилом познакомились? (Ча-ща пишутся с буквой а, чу-щу пишутся с буквой у).

Рефлексия.

-Теперь наш урок подходит к концу.

На доске три утверждения: «Хочу знать больше». «Хорошо, но могу лучше». «Пока испытываю трудности».

Учитель зачитывает и учащиеся поднимают руки, если согласны с одним из них.

9.Уборка рабочих мест.



© 2010-2022