Методическая разработка урока по математике во 2 классе УМК «Школа 2100» Тема урока: «Периметр квадрата и прямоугольника»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Молодежненская СОШ»








Открытый урок на муниципальном этапе «Педагогический дебют»



Методическая разработка урока

по математике во 2 классе

УМК «Школа 2100»

Тема урока: «Периметр квадрата и прямоугольника»








Автор: Бембеева Е.П.,

учитель начальных классов



п.Молодежный, 2013г





План-конспект урока


1 ФИО (полностью)

Бембеева Елена Петровна 2 Место работы

МКОУ «Молодежненская СОШ» 3 Должность

учитель начальных классов 4 Предмет

Математика 5 Класс

2 6 Тема и номер урока в теме

«Периметр квадрата и прямоугольника» 7 Базовый учебник

«Математика» 2 кл. Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких М., Баласс 2012 г.

8

Тип урока

комбинированный (систематизация и обобщение, открытие новых знаний).

9

Технологические особенности урока

урок - путешествие

10

Цель урока

Научить детей находить периметр квадрата и прямоугольника при помощи формулы.

11

Задачи урока

Обучающие:

  • Актуализировать и упорядочить знания учащихся о прямоугольнике и квадрате.

  • Формировать навыки изображения прямоугольника и квадрата.

  • Вывести формулы периметра квадрата и прямоугольника.

Развивающие:

  • Развивать умение из всех знаний и умений выделить нужные на данном уроке.

  • Развивать умение применять полученные знания и умения на практике.

  • Развивать умения работать в группах, доказывать свою или принимать точку зрения другого ученика.

Воспитательные:

  • Умение самостоятельно оценивать результат своей деятельности, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.

  • Развивать речь, внимание, логическое мышление.

12

Формы работы учащихся

фронтальная, индивидуальная, групповая, работа с карточками.

13

Формы работы учителя

организационная, регулирующая, контролирующая.

14

Оборудование

компьютер, проектор, магнитная доска, магниты, карта-путеводитель по стране Геометрия, карточки в виде геометрических фигур, карточки настроения (веселое, грустное).






































Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент. Постановка учебных задач.

(Слайд №2)

Громко прозвенел звонок -

Начинаем наш урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем. -Проверить свои рабочие места, все ли на месте, порядок ли. Вспомним, как правильно сидеть. Следим за осанкой. Но перед тем как мы приступим к работе, давайте поднимем карточки с каким настроением мы начинаем занятие? (если хорошее настроение, то поднимаем солнышко, если плохое - тучку)
Слушают учителя и проговаривают стихотворение. Проверяют свои рабочие места, следят за осанкой.




Поднимают карточки, показывающие настроение учащихся на начало урока.


2

Актуализация знаний






Устный счет

Ребята, вы любите путешествовать? (Да)

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране Геометрия. (слайд №3)

В этой стране живут фигуры,
Линии, точки и тела,
Треугольники, квадраты,
Вот такие, вот, дела!

Пусть в эту страну
Не идут поезда.
Страна Геометрия

Рядом с нами в школе всегда.

- Что это такое - геометрия? (слайд №4)

- В переводе с греческого это слово означает «землемерие» («гео» - земля,«метрио» - измерять).

- Вы готовы отправиться в страну Геометрия?
Тогда подумайте, какие геометрические инструменты вы возьмёте с собой? Я буду называть предметы, если это геометрические инструменты, то вы должны хлопнуть в ладоши. Приготовьте ладошки. Поехали! (слайд №5)

Кукла, линейка, машинка, подушка, треугольник, ложка, утюг, циркуль, молоток, фонарик, карандаш. Ребята, как мы с вами отправимся в путешествие, если у нас нет транспорта. У каждого из вас на столе лежит геометрическая фигура, вам нужно решить пример и приклеить свою фигуру к своему результату. - Что же у нас получилось (автобус). (слайд № 6) - Из каких геометрических фигур он состоит. - Расскажите все, что знаете о квадрате и прямоугольнике? (слайд №7) - Чем они похожи, а чем отличаются? Мы выяснили сходство и различие этих фигур. Эти знания нам сегодня пригодятся для дальнейшей работы. Ну вот, теперь уже можно отправляться в наше путешествие.

Внимание и вот уже первый город - город «Заданий».

Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!

Кто хочет получить отметку «5»?
Тогда устный счёт пора начинать! Остановка «Возрастайкино» (слайд №8) - Какое задание мы можем здесь выполнить? 1ряд: 23 5 97 12 78 45 36 2 ряд: 31 9 42 54 21 13 82 3 ряд: 65 26 73 7 19 34 49 Проверка. (слайд №9) Следующая остановка: «Фигуркино» (слайд №10) найди лишнюю фигуру. На какие две группы можно разбить эти фигуры? (плоские, объемные). Задание: запишите в первый столбик номера плоских фигур, во второй - объемных фигур. - Про какие 2 фигуры из первого столбика можно сказать, что они похожи - два брата. (слайд №11) Задание №4 мы до сих пор не знаем нашей темы урока, но мы уже совсем близко. Нам нужно собрать слово и узнать тему нашего урока. - Ребята, как вы думаете, периметр каких фигур мы будем сегодня учиться находить? Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Отвечают на вопрос учителя


























Ребята хлопают в ладоши, когда звучит геометрический инструмент.

Ребята индивидуально решают задание и приклеивают свою фигуру к тому результату, который у них получился при решении.

Учащиеся аргументируют свою точку зрения.
Рассказывают то, что они знают о квадрате и прямоугольнике, чем они похожи и чем отличаются.





Дети предлагают определить закономерность и расположить числа в порядке возрастания

Ребята находят лишнюю фигуру и разбивают их на 2 группы

Ребята собирают слово и сформулируют тему урока.

3

Физ.минутка

Много ль надо нам ребята,

Для умелых наших рук?

Нарисуем два квадрата,

А на них огромный круг,

А потом ещё кружочек,

Треугольный колпачек.

Вот и вышел очень-очень

Развеселый чудачок.

Дети выполняют движения

4

Открытие новых знаний

Подоспело новое заданье.

За дело взяться вам пора

И проявить старанье. Начертите квадрат со стороной а, если а = 3см (1 ряд), 4см (2 ряд), 5см (3 ряд). Найдите периметр этих квадратов. Запишите выражения, заменяя умножением. РЕФЛЕКСИЯ: - Можете ли вы выполнить это задание? Какими умениями и знаниями вы будете пользоваться? Ответы детей появляются на слайде, по мере поступления их ответов. Периметр - сумма длин сторон плоской геометрической фигуры (многоугольника). Обозначение - Р. - Проверка у доски. Запишите выражения, которые у вас получились.

1 ряд: Р = 3+3+3+3 = 3*4 = 12

2 ряд: Р = 4+4+4+4 = 4*4 = 16 3 ряд: Р = 5+5+5+5 = 5*4 = 20 Что общего у всех выражений? Чем они отличаются? Почему? Как изменяются периметры этих квадратов? (первые множители разные, а вторые всегда 4; первый равен длине стороны квадрата, а второй - числу сторон. Периметры этих квадратов увеличиваются, т.к. увеличивается длина сторон квадрата). Выведем с вами формулу нахождения периметра квадрата. Р = а*4. Сравним с формулой в учебнике. Подведем итог. Оказывается, периметр квадрата можно найти и с помощью действия умножения по формуле Р = а*4.




Принимают и осуществляют учебную цель и задачу. Находят периметр, но перед этим вспоминаем, что такое периметр.



















Находят общее в выражениях


Сравнивают полученную формулу с формулой в учебнике.

Осуществляют самоконтроль.

5

Первичное закрепление

(работа по учебнику)

Ребята, давайте выполним задание № 2 на стр. 6

Ребята работают самостоятельно

6

Физ.минутка

Математическое - не математическое

(квадрат, суффикс, уравнение, плюс, приставка, прямая, задача, сочинение, периметр, прямоугольник, рассказ, сумма)

Ребята выполняют движения, соответствующие математическому и не математическому выражению.

7

Конструирование нового способа действий. Начертите прямоугольник длиной b и шириной a, если а = 2 см, b = 5см. Найди периметр. Запиши выражения, заменяя, где возможно, сложение умножением. Мы знаем как находить периметр квадрата. Можем ли мы найти периметр прямоугольника по формуле? (Думаю нет, т.к. в квадрате все стороны равны, а в прямоугольнике только противоположные). Но мы знаем, что периметр - это сумма длин сторон, начнем с этого и посмотрим, что получится. Р = 2+5+2+5 = 2*2 + 5*2 = 14. Что можно заменить на умножение? Почему умножаем на 2? (две противоположные стороны) Выведем формулу и сравним с учебником. Р = а*2 + b *2.

Учащиеся конструируют новый способ действия. Принимают и сохраняют учебную цель и задачи.




Выводят совместно с учителем формулу нахождения периметра прямоугольника

Сравнивают полученную формулу с формулой в учебнике.


8

Закрепление


а) Задание № 2 стр.6 Найдите периметр прямоугольника, сделав соответствующие измерения. б) Задание № 3, с. 6. Найди ширину листа стекла прямоугольной формы, если его периметр 10дм, а длина 4дм. Найди его площадь. Вспомним как найти площадь прямоугольника.. (Площадь - это число, которое показывает, сколько квадратных единиц содержится в данной фигуре. Обозначение - S. Единицы измерения: мм2, см2, дм2, м2, км2, а, га. S = a*b) (слайд ) Рассуждение детей. Если длина одной стороны прямоугольника - 4дм, значит, длина противоположной стороны тоже 4дм. Длина двух противоположных сторон - 8 дм. 10-8 = 2 дм. 2дм делим на 2, т.к. осталось найти две стороны (ширины). - 1дм равна ширина прямоугольника. Найдем площадь. Для этого в формулу подставим известные значения. S = 1*4 = 4дм2

Применяют новый способ нахождения периметра. Осуществляют самоконтроль.

9

Систематизация и повторение. (резервные задания для самостоятельной работы учащихся).


Ребята выберите задание, которое хотели бы решить самостоятельно. На выбор предлагаются следующие задания: Задание № 5, с. 7. Найди значение выражений.

(48 - 33) : 5 + 89 (92 - 88) * 5 + 80

(5 * 3 + 6 * 5) : 9 21 : (56 - 49) * 5

(28 + 14) : 7 + 48 8 * 9 - (35 + 18)

Задание № 7, с. 7. Перевернули листы бумаги с изображениями трех фигур: треугольника, пятиугольника и шестиугольника. Помоги найти лист с изображением треугольника, если известно, что все надписи ложные. Задание № 8, с. 7. - комбинаторная задача на определение количества пар, составленных из элементов одного множества. решается с помощью графа. У мамы есть вишня, малина, смородина и клубника. Сколько разных компотов она может сварить из этих ягод, если каждый компот будет сварен из двух видов ягод? (проверь себя с помощью рисунка).

Ребята выбирают задание, которое им хотелось бы решить и выполняют самостоятельно.

Анализируют, контролируют и оценивают результат.

10


Итог урока. Рефлексия.

Предполагаемая домашняя работа (включающая инвариант и вариант).

Устная оценка учителя.

Вот и закончилось наше путешествие. Понравился ли вам урок?

Продолжите высказывание. (слайд №12)

Я знал (а), что ……

Я узнал (а), что…….

-Ребята, где пригодятся вам эти знания?

-С каким настроением мы заканчиваем урок? Поднимаем карточки. Задания № 5, 7, 8, выбирается задание, которое не выполняли в классе.

Ребята, вы отлично работали. Спасибо за работу на уроке.

Урок окончен.

Рефлексия своих действий.

Записывают те задания, которые не выполнили в классе.



© 2010-2022